Меню
Поиск



рефераты скачать Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

Концепция поэтапной интеграции вузовских и академических исследовательских структур может включать следующие основные моменты. На первом, подготовительном, этапе целесообразно определить группу вузов и академических НИИ, в наибольшей степени готовых к интеграции (объединению) в единую структуру – исследовательский университет (вуз), и провести комплекс взаимных адаптационных мероприятий. На втором этапе проводится реальное объединение и поддержка выделенной пионерной группы интеграции вузов и академических НИИ. На третьем этапе с учетом опыта пионерной группы осуществляется объединение остальных, вошедших в интеграционную группу вузов и академических НИИ. В дальнейшем процесс объединения должен принять характер естественного процесса, развертывающегося во времени и пространстве в меру готовности соответствующих вузов и НИИ и целесообразности их объединения. Данная интеграция может происходить в трех модификациях на базе вуза, на базе НИИ РАН и паритетно в зависимости от соотношения потенциалов.

По аналогичной схеме может происходить объединение вузов с отраслевыми научно-техническими организациями.

Отмеченный объединительный процесс может иметь не только большой научно-образовательный эффект, но и весомый экономический результат, вследствие более эффективного использования объединенных ресурсов НИИ и вузов.

Данное направление – это путь институциональной вузовско-академической и вузовско-отраслевой концентрации научно-учебно-инновационного потенциала.

Вторая форма отмеченной интеграции – создание на базе НИИ РАН (или отраслевых НТО) и вузов крупных учебно-научных центров, в которых объединяющиеся НИИ и вузы сохраняют достаточную степень организационно-экономической и административной автономии (интеграция – автономия).

Третья, традиционная, форма интеграции (локальная интеграция) предполагает развитие локальной кооперации вузовских и академических (отраслевых) структур. Она включает совместное выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, в т.ч. временными творческими коллективами, состоящими из ученых академических (отраслевых) институтов и высшей школы, создание центров коллективного пользования, совместных НИИ, лабораторий, отделов, научно-учебных центров, кафедр в академических НИИ, а также совместную подготовку кадров.

Реализация второй и третьей форм интеграции – это путь кооперации науки и высшего образования.

Рассматривая формы интеграции вузов и академических НИИ, необходимо особо отметить, что интегрироваться здесь могут не только, например, классические университеты и НИИ РАН, но и последние с вузами технико-технологического (прикладного) профиля. Более того, такого рода интеграция может оказаться весьма целесообразной и эффективной для реализации и развития такого еще малоизученного и слабоис-пользуемого в управлении наукой процесса как фундаментально-прикладной научный трансфер (ФПНТ)*. Выдвигая данное понятие, мы понимаем его как форму преобразования и передачи результатов фундаментальных научных исследований в фазу прикладных НИОКР, а также формирования и передачи заказов прикладной науки фундаментальной науке. ФПНТ включает:

а) совокупность методов выявления оценки и использования прикладного потенциала фундаментальных научных работ на последующих стадиях инновационного цикла;

б) совокупность потребностей прикладных НИОКР в постановке, проведении и результатах ориентированных фундаментальных исследо­ваний.

Природа фундаментально-прикладного научного трансфера двойственна, ибо определяется двумя встречными закономерными явлениями и тенденциями.

Первая закономерность имеет основой сферу фундаментальных НИР, а точнее, ту их часть, которая или случайно, или закономерно приводит к получению результатов потенциального или реального практического значения. В структуре фундаментальной науки эта часть НИР охватывает последние две из следующих трех позиций:

1) так называемые чистые фундаментальные НИР;

2) фундаментальные НИР, проведение которых нередко приводит (или может приводить) к случайному (побочному) получению результатов прикладного значения;

3) ориентированные фундаментальные НИР, завершающиеся, как правило, получением наряду с чисто научными и практических результатов.

Вторая закономерность имеет основой сферу прикладных НИР и высокотехнологичного производства, требующих для своего развития притока результатов фундаментальных НИР, принципиально новых идей и решений. Государство также заинтересовано в создании такого рода научных заделов, как национального стратегического средства конкурентной борьбы на мировых рынках высоких технологий.

Обе эти встречные закономерности рождают две взаимосвязанные группы потребностей и интересов: со стороны фундаментальных НИР с возможными и реальными прикладными результатами – наличие потенциальных и реальных потребителей этих результатов с соответствующей поддержкой и оплатой, а также четко сформулированных заказов прикладной науки, высокотехнологичных отраслей и государства на те или иные результаты фундаментальных НИР; со стороны прикладных НИИ, высокотехнологичных предприятий и государства -потребность в формировании перечней фундаментальных НИР и их результатов с соответствующими экономическими оценками, имеющих или могущих иметь значение для этих субъектов хозяйствования. ФПНТ может осуществляться наряду с другими формами и через исследовательские парки, которые могли бы в этом плане выполнять такие виды деятельности, как оцен­ку и отбор результатов фундаментальных НИР, представляющих интерес для практики; участвовать в прогнозировании и планировании фундаментальных НИР с возможным практическим выходом базовых научных центров; осуществлять трансформацию, доработку (доводку) указанных результатов фундаментальных НИР в фазу прикладных НИОКР путем привлечения в парк прикладных лабораторий промышленных фирм или создания (формирования) с их помощью и с помощью привлеченных средств новых лабораторий и коллективов; вести поиск инвестиций в ФПНТ; способствовать проведению совместных или одновременных работ ученых в области фундаментальных и прикладных наук по направлениям, где ожидается получение принципиально новых результатов практического значения; искать потребителей результатов фундаментальных НИР.

Для реализации задач ФПНТ необходимо:

1) на возможно более ранней стадии проводить "фильтрацию" НИР с тем, чтобы выявить научные положения, по крайней мере, потенциально обращенные к практике;

2) стараться полностью исчерпать заложенный в фундаментальных НИР технический потенциал.

Нужно создать условия, при которых вероятность достижения этой цели будет повышена. Такими условиями являются кадрово-ресурсное, организационное и теоретико-методологическое обеспечение этого важнейшего участка инновационного процесса. Благоприятные условия для всего этого могут сложиться в результате интеграции НИИ РАН, проводящих фундаментальные НИР, и вуза технико-технологической специализации. Важно только наладить между ними трансферные механизмы.

4.   Учитывая наличие мощного научно-технического, в т.ч. кадрового потенциала в целом ряде академических и отраслевых научных центров, а также тенденцию создания ими собственных учебных структур, целесообразно инициировать и поддерживать программы трансформации данных центров, крупных НИИ, наиболее продвинутых и заинтересованных в подготовке кадров, в исследовательские университеты и другие научно-учебные центры по новым направлениям науки и техники. Это также способствовало бы формированию в России высококонкурентного рынка научно-образовательных услуг и высококвалифицированных специалистов.

Данное направление – это путь трансформации крупных академических и отраслевых структур в ведущие научно-образовательные центры.

5.   Прогнозируя повышение общего инновационно-предпринимательского потенциала крупных научно-учебных структур, целесообразно содействовать развитию новых форм и программ включения их научных и учебно-методических разработок, ученых и преподавателей в сферу технологического трансфера и инновационного предпринимательства.

Как показывает зарубежный опыт, такое включение требует формирования вокруг крупных научно-учебных центров сети инновационно-предпринимательских структур – научных и технологических парков, бизнес-инкубаторов, инженерных центров и т.п. Однако становление их в России нельзя искусственно форсировать, а следует поддерживать в рамках поэтапной программы, в меру развития рынка и инновационной активности. В настоящее время государство может и должно поддерживать лишь исследовательские и подготовительные работы в области развертывания инновационных структур (подготовительный этап), а также наиболее продвинутые проекты и пионерные структуры (пионерный этап). Этапы активизации государственной поддержки, а также системного государственно-рыночного регулирования и стимулирования инновационной деятельности последуют лишь за финансовой стабилизацией, приватизацией (в т.ч. части объектов научно-образовательной сферы), ликвидацией монополизма и развитием конкуренции на российском рынке.

Разрабатывать и реализовывать программу поддержки формирования инновационно-предпринимательской инфраструктуры вокруг крупных научно-учебных центров (исследовательских университетов и др.) следует согласно с другими действующими ныне в России программами инновационного развития.

Данное направление деятельности – это путь инновационно-предпринимательского обеспечения крупных интегрированных научно-образовательных структур в условиях перехода к рынку.

6. Важным условием формирования исследовательских университетов является развитие инновационно-образовательной деятельности и научно-образовательного трансфера.

Дело в том, что в условиях качественного обновления отечественной экономики и общественного сознания одним из основных, решающих атрибутов деятельности кадров становится способность к инновационному мышлению и инновационному характеру труда. Отсюда – новые стратегические и тактические цели обновления системы высшего образования, новые требования к управлению этой системой на всех ее уровнях.

Исходя из этого, можно следующим образом определить цели реформирования высшего образования в новых условиях:

– стратегическая цель – превращение высшего образования в динамичную, инновационно-восприимчивую, разветвленную научно-образовательную систему, действующую на принципах нормативной государственной поддержки, саморегулирования, селективности, многосубъектности (по формам собственности и организации) в целях обеспечения подготовки специалистов в вузах в соответствии с потребностями государства, рыночно ориентированной экономики на уровне мировых квалификационных требований;

– тактическая цель реформ высшего образования (условия кризиса и стабилизации) – сохранение лучшей (элитной) части научно-образовательного потенциала (лучших вузов, факультетов, кафедр, лабораторий, персонала, студентов), а также минимально необходимых для функционирования общественных систем объемов и качества подготовки специалистов, создание условий последующего развития высшего образования в направлении стратегической цели.

Важнейшим условием достижения названных тактической и стратегической целей является создание в высшей школе и соответственно в каждом вузе элитарно– и инновационно-ориентированной системы поддержки, направленной на создание наиболее благоприятных условий и приоритета деятельности высокопрофессиональной, наиболее творческой части научно-педагогических работников и структур, педагогов и кол­лективов-новаторов и студентов. Отсюда – актуальность задачи создания в высшей школе системы инновационно-образовательного менеджмента – системы управления, включающей оценку, прогнозирование, планирование, ресурсное обеспечение и материальное стимулирование образовательных нововведений на государственном, региональном и вузовском уровнях.

Современной российской высшей школе, каждому крупному (тем более исследовательскому) вузу необходима постоянно и эффективно действующая научная база, система научно-образовательного трансфера и инновационно-образовательного менеджмента, которые бы создавали в вузе условия для мощно-мотивированной инновационно-образовательной деятельности преподавателей и инновационно-исследовательского характера обучения.

Выдвигая понятие научно-образовательного трансфера и определяя его место в вышей школе и вузе как центральное и наиболее важное в содержательном плане, мы понимаем под ним механизмы трансформации (передачи) результатов научных и научно-педагогических исследований в учебный процесс, в сферу подготовки кадров в виде готовых к учебной реализации новых специальностей, новых курсов лекций, учебных программ и других предметов, видов и методов учебной деятельности, новых научно-учебных структур (новых вузов, кафедр, учебных лабораторий и т.п.).

Под инновационно-образовательной деятельностью мы понимаем трансферную по сути деятельность, включающую доведение конкретных (адресных) научных разработок в области подготовки кадров (это педагогические, организационные, экономические и управленческие образовательные нововведения) до стадии полного внедрения их в практику высшей школы или вуза, в т.ч. доведение их до стадии коммерческой реализации в виде различных образовательных товаров и услуг, а также организацию их использования у потребителей, включая посреднические и внедренческие работы.

Инновационно-образовательный менеджмент должен обеспечивать внедрение и освоение образовательных нововведений, возникающих в сфере науки и практики (в т.ч. в области вузовской педагогики), в соответствии с динамикой потребностей общества в специалистах.

В состав механизмов поддержки нововведений в СИОМ следует включить:

−                  механизм поддержки педагогов-новаторов;

−                  механизм поддержки одаренных студентов;

−                  региональные механизмы поддержки образовательных нововведений(ОН);

−                  общественные механизмы поддержки ОН;

−                  государственные механизмы поддержки ОН;

−                  межгосударственные механизмы поддержки ОН.

Эффективное функционирование ИОМ в вузе или учебном центре предполагает:

а) наличие вокруг и внутри центра или вуза инновационно-образовательной среды (конкуренции на рынке образовательных услуг, инновационной ориентации руководства, преподавателей, студентов и т.п.);

б) наличие в учебном заведении (как правило, крупном) специализированной инновационно-образовательной структуры (инновационно-педагогического инкубатора или центра), которая бы обеспечивала комплексную (информационную, методическую, финансово-экономическую, материально-техническую, организационно-правовую) поддержку педагогов-новаторов и процессов обновления подготовки кадров.[[2]]

Инновационный потенциал университетского комплекса – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций.[[3]]

Инновационный потенциал состоит из четырех частей:

1.                 Задел научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике.

2.                 Состояние инфраструктурных возможностей самого предприятия, организации, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.

3.                 Внешние и внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.

4.                 Уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств персоналом предприятия, организации, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.

Для характеристики инновационного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации было введено понятие «задел научно-технических разработок и изобретений». Собственно этот задел является, с одной стороны, итогом научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности самих предприятий и организаций, с другой – отражает их кооперационные и иные связи с партнерами, выполняющими подобные разработки по договору или предлагающими их через свободную продажу лицензий на рынке.[[4]]


[1] Совещание научно-педагогической общественности системы образования Рссии: «Развитие и планирование научных исследований: основные итоги и новые рубежи» Стриханов М.Н. начальник Управления развития и планирования научных исследований Минобразования России

*  См. Б.М. Смирнов, Т.К. Тагирова. Фундаментально-прикладной научный трансфер: природа, содержание, методы

[2] Смирнов Б.М.,Тагирова Т.К

[3] Первый зам. директора Института стратегических инноваций Лисин Б.К., зам. министра Министерства промышленности, науки и технологий Фридлянов В.Н.


[4] Первый зам. директора Института стратегических инноваций Лисин Б.К., зам. министра Министерства промышленности, науки и технологий Фридлянов В.Н.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.