Концепция
поэтапной интеграции вузовских и академических исследовательских структур может
включать следующие основные моменты. На первом, подготовительном, этапе
целесообразно определить группу вузов и академических НИИ, в наибольшей степени
готовых к интеграции (объединению) в единую структуру – исследовательский
университет (вуз), и провести комплекс взаимных адаптационных мероприятий. На
втором этапе проводится реальное объединение и поддержка выделенной пионерной
группы интеграции вузов и академических НИИ. На третьем этапе с учетом опыта
пионерной группы осуществляется объединение остальных, вошедших в
интеграционную группу вузов и академических НИИ. В дальнейшем процесс объединения
должен принять характер естественного процесса, развертывающегося во времени и
пространстве в меру готовности соответствующих вузов и НИИ и целесообразности
их объединения. Данная интеграция может происходить в трех модификациях на базе
вуза, на базе НИИ РАН и паритетно в зависимости от соотношения потенциалов.
По
аналогичной схеме может происходить объединение вузов с отраслевыми
научно-техническими организациями.
Отмеченный
объединительный процесс может иметь не только большой научно-образовательный эффект,
но и весомый экономический результат, вследствие более эффективного
использования объединенных ресурсов НИИ и вузов.
Данное
направление – это путь институциональной вузовско-академической и
вузовско-отраслевой концентрации научно-учебно-инновационного потенциала.
Вторая
форма отмеченной интеграции – создание на базе НИИ РАН (или отраслевых НТО) и
вузов крупных учебно-научных центров, в которых объединяющиеся НИИ и вузы
сохраняют достаточную степень организационно-экономической и административной
автономии (интеграция – автономия).
Третья,
традиционная, форма интеграции (локальная интеграция) предполагает развитие
локальной кооперации вузовских и академических (отраслевых) структур. Она
включает совместное выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных
исследований, в т.ч. временными творческими коллективами, состоящими из ученых
академических (отраслевых) институтов и высшей школы, создание центров
коллективного пользования, совместных НИИ, лабораторий, отделов, научно-учебных
центров, кафедр в академических НИИ, а также совместную подготовку кадров.
Реализация
второй и третьей форм интеграции – это путь кооперации науки и высшего
образования.
Рассматривая
формы интеграции вузов и академических НИИ, необходимо особо отметить, что
интегрироваться здесь могут не только, например, классические университеты и
НИИ РАН, но и последние с вузами технико-технологического (прикладного)
профиля. Более того, такого рода интеграция может оказаться весьма
целесообразной и эффективной для реализации и развития такого еще
малоизученного и слабоис-пользуемого в управлении наукой процесса как фундаментально-прикладной
научный трансфер (ФПНТ)*. Выдвигая данное понятие, мы понимаем
его как форму преобразования и передачи результатов фундаментальных научных
исследований в фазу прикладных НИОКР, а также формирования и передачи заказов
прикладной науки фундаментальной науке. ФПНТ включает:
а)
совокупность методов выявления оценки и использования прикладного потенциала
фундаментальных научных работ на последующих стадиях инновационного цикла;
б)
совокупность потребностей прикладных НИОКР в постановке, проведении и
результатах ориентированных фундаментальных исследований.
Природа
фундаментально-прикладного научного трансфера двойственна, ибо определяется
двумя встречными закономерными явлениями и тенденциями.
Первая
закономерность имеет
основой сферу фундаментальных НИР, а точнее, ту их часть, которая или случайно,
или закономерно приводит к получению результатов потенциального или реального
практического значения. В структуре фундаментальной науки эта часть НИР
охватывает последние две из следующих трех позиций:
1)
так называемые чистые фундаментальные НИР;
2)
фундаментальные НИР, проведение которых нередко приводит (или может приводить)
к случайному (побочному) получению результатов прикладного значения;
3)
ориентированные фундаментальные НИР, завершающиеся, как правило, получением
наряду с чисто научными и практических результатов.
Вторая
закономерность имеет
основой сферу прикладных НИР и высокотехнологичного производства, требующих для
своего развития притока результатов фундаментальных НИР, принципиально новых
идей и решений. Государство также заинтересовано в создании такого рода научных
заделов, как национального стратегического средства конкурентной борьбы на
мировых рынках высоких технологий.
Обе
эти встречные закономерности рождают две взаимосвязанные группы потребностей и
интересов: со стороны фундаментальных НИР с возможными и реальными прикладными
результатами – наличие потенциальных и реальных потребителей этих результатов с
соответствующей поддержкой и оплатой, а также четко сформулированных заказов
прикладной науки, высокотехнологичных отраслей и государства на те или иные
результаты фундаментальных НИР; со стороны прикладных НИИ, высокотехнологичных
предприятий и государства -потребность в формировании перечней фундаментальных
НИР и их результатов с соответствующими экономическими оценками, имеющих или
могущих иметь значение для этих субъектов хозяйствования. ФПНТ может
осуществляться наряду с другими формами и через исследовательские парки,
которые могли бы в этом плане выполнять такие виды деятельности, как оценку и
отбор результатов фундаментальных НИР, представляющих интерес для практики;
участвовать в прогнозировании и планировании фундаментальных НИР с возможным
практическим выходом базовых научных центров; осуществлять трансформацию,
доработку (доводку) указанных результатов фундаментальных НИР в фазу прикладных
НИОКР путем привлечения в парк прикладных лабораторий промышленных фирм или
создания (формирования) с их помощью и с помощью привлеченных средств новых
лабораторий и коллективов; вести поиск инвестиций в ФПНТ; способствовать
проведению совместных или одновременных работ ученых в области фундаментальных
и прикладных наук по направлениям, где ожидается получение принципиально новых
результатов практического значения; искать потребителей результатов
фундаментальных НИР.
Для
реализации задач ФПНТ необходимо:
1)
на возможно более ранней стадии проводить "фильтрацию" НИР с тем,
чтобы выявить научные положения, по крайней мере, потенциально обращенные к
практике;
2)
стараться полностью исчерпать заложенный в фундаментальных НИР технический
потенциал.
Нужно
создать условия, при которых вероятность достижения этой цели будет повышена.
Такими условиями являются кадрово-ресурсное, организационное и
теоретико-методологическое обеспечение этого важнейшего участка инновационного
процесса. Благоприятные условия для всего этого могут сложиться в результате
интеграции НИИ РАН, проводящих фундаментальные НИР, и вуза
технико-технологической специализации. Важно только наладить между ними
трансферные механизмы.
4. Учитывая
наличие мощного научно-технического, в т.ч. кадрового потенциала в целом ряде
академических и отраслевых научных центров, а также тенденцию создания ими
собственных учебных структур, целесообразно инициировать и поддерживать
программы трансформации данных центров, крупных НИИ, наиболее продвинутых и
заинтересованных в подготовке кадров, в исследовательские университеты и другие
научно-учебные центры по новым направлениям науки и техники. Это также
способствовало бы формированию в России высококонкурентного рынка
научно-образовательных услуг и высококвалифицированных специалистов.
Данное
направление – это путь трансформации крупных академических и отраслевых
структур в ведущие научно-образовательные центры.
5. Прогнозируя
повышение общего инновационно-предпринимательского потенциала крупных
научно-учебных структур, целесообразно содействовать развитию новых форм и программ
включения их научных и учебно-методических разработок, ученых и преподавателей в
сферу технологического трансфера и инновационного предпринимательства.
Как
показывает зарубежный опыт, такое включение требует формирования вокруг крупных
научно-учебных центров сети инновационно-предпринимательских структур – научных
и технологических парков, бизнес-инкубаторов, инженерных центров и т.п. Однако
становление их в России нельзя искусственно форсировать, а следует поддерживать
в рамках поэтапной программы, в меру развития рынка и инновационной активности.
В настоящее время государство может и должно поддерживать лишь исследовательские
и подготовительные работы в области развертывания инновационных структур
(подготовительный этап), а также наиболее продвинутые проекты и пионерные
структуры (пионерный этап). Этапы активизации государственной поддержки, а
также системного государственно-рыночного регулирования и стимулирования
инновационной деятельности последуют лишь за финансовой стабилизацией,
приватизацией (в т.ч. части объектов научно-образовательной сферы), ликвидацией
монополизма и развитием конкуренции на российском рынке.
Разрабатывать
и реализовывать программу поддержки формирования
инновационно-предпринимательской инфраструктуры вокруг крупных научно-учебных
центров (исследовательских университетов и др.) следует согласно с другими
действующими ныне в России программами инновационного развития.
Данное
направление деятельности – это путь инновационно-предпринимательского
обеспечения крупных интегрированных научно-образовательных структур в условиях
перехода к рынку.
6.
Важным условием формирования исследовательских университетов является развитие
инновационно-образовательной деятельности и научно-образовательного трансфера.
Дело
в том, что в условиях качественного обновления отечественной экономики и
общественного сознания одним из основных, решающих атрибутов деятельности кадров
становится способность к инновационному мышлению и инновационному характеру
труда. Отсюда – новые стратегические и тактические цели обновления системы
высшего образования, новые требования к управлению этой системой на всех ее
уровнях.
Исходя
из этого, можно следующим образом определить цели реформирования высшего
образования в новых условиях:
–
стратегическая цель – превращение высшего образования в динамичную,
инновационно-восприимчивую, разветвленную научно-образовательную систему,
действующую на принципах нормативной государственной поддержки,
саморегулирования, селективности, многосубъектности (по формам собственности и
организации) в целях обеспечения подготовки специалистов в вузах в соответствии
с потребностями государства, рыночно ориентированной экономики на уровне
мировых квалификационных требований;
–
тактическая цель реформ высшего образования (условия кризиса и стабилизации) –
сохранение лучшей (элитной) части научно-образовательного потенциала (лучших
вузов, факультетов, кафедр, лабораторий, персонала, студентов), а также
минимально необходимых для функционирования общественных систем объемов и
качества подготовки специалистов, создание условий последующего развития
высшего образования в направлении стратегической цели.
Важнейшим
условием достижения названных тактической и стратегической целей является
создание в высшей школе и соответственно в каждом вузе элитарно– и
инновационно-ориентированной системы поддержки, направленной на создание
наиболее благоприятных условий и приоритета деятельности
высокопрофессиональной, наиболее творческой части научно-педагогических
работников и структур, педагогов и коллективов-новаторов и студентов. Отсюда –
актуальность задачи создания в высшей школе системы
инновационно-образовательного менеджмента – системы управления, включающей
оценку, прогнозирование, планирование, ресурсное обеспечение и материальное
стимулирование образовательных нововведений на государственном, региональном и
вузовском уровнях.
Современной
российской высшей школе, каждому крупному (тем более исследовательскому) вузу
необходима постоянно и эффективно действующая научная база, система
научно-образовательного трансфера и инновационно-образовательного менеджмента,
которые бы создавали в вузе условия для мощно-мотивированной инновационно-образовательной
деятельности преподавателей и инновационно-исследовательского характера
обучения.
Выдвигая
понятие научно-образовательного трансфера и определяя его место в вышей школе и
вузе как центральное и наиболее важное в содержательном плане, мы понимаем под
ним механизмы трансформации (передачи) результатов научных и
научно-педагогических исследований в учебный процесс, в сферу подготовки кадров
в виде готовых к учебной реализации новых специальностей, новых курсов лекций,
учебных программ и других предметов, видов и методов учебной деятельности,
новых научно-учебных структур (новых вузов, кафедр, учебных лабораторий и
т.п.).
Под
инновационно-образовательной деятельностью мы понимаем трансферную по сути
деятельность, включающую доведение конкретных (адресных) научных разработок в
области подготовки кадров (это педагогические, организационные, экономические и
управленческие образовательные нововведения) до стадии полного внедрения их в
практику высшей школы или вуза, в т.ч. доведение их до стадии коммерческой
реализации в виде различных образовательных товаров и услуг, а также
организацию их использования у потребителей, включая посреднические и
внедренческие работы.
Инновационно-образовательный
менеджмент должен обеспечивать внедрение и освоение образовательных
нововведений, возникающих в сфере науки и практики (в т.ч. в области вузовской
педагогики), в соответствии с динамикой потребностей общества в специалистах.
В
состав механизмов поддержки нововведений в СИОМ следует включить:
−
механизм
поддержки педагогов-новаторов;
−
механизм
поддержки одаренных студентов;
−
региональные
механизмы поддержки образовательных нововведений(ОН);
−
общественные
механизмы поддержки ОН;
−
государственные
механизмы поддержки ОН;
−
межгосударственные
механизмы поддержки ОН.
Эффективное
функционирование ИОМ в вузе или учебном центре предполагает:
а)
наличие вокруг и внутри центра или вуза инновационно-образовательной среды
(конкуренции на рынке образовательных услуг, инновационной ориентации
руководства, преподавателей, студентов и т.п.);
б)
наличие в учебном заведении (как правило, крупном) специализированной
инновационно-образовательной структуры (инновационно-педагогического инкубатора
или центра), которая бы обеспечивала комплексную (информационную, методическую,
финансово-экономическую, материально-техническую, организационно-правовую)
поддержку педагогов-новаторов и процессов обновления подготовки кадров.[[2]]
Инновационный потенциал университетского комплекса –
это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных,
финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие
и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций.[[3]]
Инновационный потенциал состоит из четырех частей:
1.
Задел
научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и
изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность
предприятия или организации найти и приобрести права на использование
необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике.
2.
Состояние
инфраструктурных возможностей самого предприятия, организации, обеспечивающих
прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в
нововведение или инновацию.
3.
Внешние и
внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими
частями совокупного потенциала промышленного предприятия, научно-технической
организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.
4.
Уровень
инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств
персоналом предприятия, организации, его готовности и способности к реализации
новшеств в виде инноваций.
Для характеристики инновационного потенциала
промышленного предприятия, научно-технической организации было введено понятие
«задел научно-технических разработок и изобретений». Собственно этот задел
является, с одной стороны, итогом научно-исследовательской и
опытно-конструкторской деятельности самих предприятий и организаций, с другой –
отражает их кооперационные и иные связи с партнерами, выполняющими подобные
разработки по договору или предлагающими их через свободную продажу лицензий на
рынке.[[4]]
[1] Совещание научно-педагогической общественности системы образования
Рссии:
«Развитие и планирование научных исследований: основные итоги и новые рубежи»
Стриханов М.Н. начальник Управления развития и
планирования научных исследований
Минобразования России
* См. Б.М. Смирнов, Т.К. Тагирова.
Фундаментально-прикладной научный трансфер: природа, содержание, методы
[2] Смирнов Б.М.,Тагирова Т.К
[3] Первый зам. директора Института стратегических
инноваций Лисин Б.К., зам. министра Министерства промышленности, науки и
технологий Фридлянов В.Н.
[4] Первый зам. директора Института стратегических инноваций Лисин Б.К.,
зам. министра Министерства промышленности, науки и технологий Фридлянов В.Н.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|