Меню
Поиск



рефераты скачать Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

В настоящее время в значительной части случаев вероятность диссертационного успеха тем выше, чем выше внешние условия для проведения научных изысканий соискателя, т.к. главная цель в современном университете формирование творческой личности, креативного исследователя, способного к самореализации в созданных научных школах университета и возможности своего дальнейшего участия в их развитии.

Инновационно-образовательная деятельность в вузе требует системного подхода, поддержки, управления.

Университетский комплекс, опираясь на свои высококомпетентные научные кадры осуществляют технологические, экономические и социальные инновации, и в условиях современной информационной базы создают данный продукт, соответствующий стандартам мировой науки и делают его конкурентоспособным.

Управление интеграционными процессами и организационных формах в системе "наука – высшее образование" с учетом зарубежного опыта основывается, прежде всего, на наборе стимулов, поддерживающих создание и функционирование исследовательских университетов. Интеграция академических НИИ и вузов в России отвечает интересам общества и государства, а также собственным, рационально понятым интересам науки и высшего образования. Поэтому данный корпоративный союз имеет право выбора форм, темпов и конкретных партнеров по интеграции, а в рамках взаимосоглашений создает необходимые для реа­лизации этого права предпосылки.

На наш взгляд в своей основе корпоративная деятельность в университетских комплексах должна строиться на следующем содержании этого процесса:

Ø     цели, достижение которых желательно с точки зрения общенациональных интересов;

Ø     критерии приоритетности государственной поддержки;

Ø     принципы регулирующего государственного воздействия, адекватные новым условиям функционирования науки и производства.

Ø     целями инте­грационного процесса, с точки зрения государства, могут быть:

Ø     реструктуризация национального исследовательского потенциала;

повышение эффективности государственных капиталовложений в сферу науки и образования;

Ø     обеспечение национальной экономики новыми идеями и инновационно-мыслящими кадрами.

Под реструктуризацией мы подразумеваем два самостоятельных процесса (хххххх):

1.     Изменение дисциплинарной структуры исследований, а именно расширение обучения и исследований в тех областях знания, которые являются основой высокотехнологичных отраслей, составляющих ныне "костяк" любого жизнеспособного национального экономического организма.

2.     Изменение территориальной структуры национального потенциала, а именно: усиление региональных научно-учебных центров.

Наращивание исследовательского потенциала – общее на­правление эволюции университетов, равно как и стремление многих академических НИИ к образовательной деятельности. Однако по различным причинам разные университеты и НИИ России находятся на разном удалении от их возможного интеграционного статуса – исследовательского университета. Из этого, на наш взгляд, вытекают три вывода:

-   признание необходимости поэтапного осуществления процесса сближения вузов и академических НИИ – с учетом степени их готовности к преобразованиям. Обоснованность такого подхода подтверждается зарубежным опытом, в частности, опытом Латвии, где новые органы по руководству наукой взяли курс на интенсивную интеграцию этих двух секторов.

В 1991-1992 гг. ведущие научно-исследовательские организации Дании (исследовательские советы и национальная академия технических наук) по просьбе своих коллег из Латвии изучили состояние латвийской науки. В итоговом документе эксперты не только оценили качественный уровень работы исследовательских организаций Латвии, но и изложили свое видение задач, стоящих перед латвийской наукой и возможных путей их решения. Среди прочих проблем была затронута и интеграция вузовских и академических структур. Эксперты отметили кризисные явления в вузовской науке, слабую связь между вузовским и вневузовским секторами, а также существование объективной необходимости в интеграции этих секторов в будущем. Однако в нынешних условиях они во избежание возможных конфликтов рекомендуют не форсировать этот про­цесс, а проводить его поэтапно, постепенно расширяя кооперацию;

-   создание условий для "честной" конкуренции. В динамичном обществе элита (в том числе и вузовская) – это не замкнутая группа, привилегии которой искусственно охраняются, а открытая общность, войти в которую a priori может любой субъект, достигший успеха и действующий в соответствии с принятыми в профессиональном сообществе стандартами и нормами. Исходя из этого система поощрения вузов и НИИ должна быть достаточно подвижной и учитывать не только "статические" (достигнутые ранее), но и "динамические" (возникшие в новых условиях) преимущества тех или иных вузов;

-   необходимость выбора совместной стратегии. В соответствии с этим главная задача вуза и НИИ заключается в том, чтобы определить свои конкурентные преимущества и начать их развивать, либо, если до сих пор подобных преимуществ не было, начать оперативно их создавать и наращивать. Если вуз и НИИ совместно в рамках, хотя бы одного из избранных ими направлений добьются лучших в регионе или в стране в целом результатов, это, вероятно, уже гарантирует им выживание в конкурентной среде.

Вопрос о поиске средств для поощрения процесса интеграции, вероятно, следовало бы решать с учетом роли исследовательских университетов в достижении целей структурной и региональной политики.

Одним из источников ассигнований могли бы стать, например, программы структурной перестройки науки, образования и промышленности, в т.ч. типа программы развития критических технологий. Например, предпочтение при выдаче исследовательских грантов можно было бы отдавать коллективным проектам, совместно выполняемым вузами и НИИ РАН. В рамках программы можно было бы предоставлять вузам средства для приглашения малых дееспособных коллективов из РАН для разработки новых учебных курсов и проведения исследований в вузах. В принципе здесь, по-видимому, возможны два варианта: либо работа по совместительству, либо (после прохождения определенного "испытательного срока") гарантированное зачисление в основной штат.

Возможность предпочтительного поощрения совместных проектов следовало бы взвесить и действующим ныне фондам, в том числе Российскому фонду фундаментальных исследований.

Параллельно с этим уместны были бы специализированные программы, поощряющие:

-  мобильность персонала (например, программы стажировки "внешних" диссертантов в академических НИИ и т.д.);

-  создание на базе вузов и НИИ РАН новых структурных подразделений, решающих исследовательские задачи в интересах промышленности.

Опыт осуществления программы по интеграции вузовских и академических структур имеется в Германии. В 1992 г. здесь в рамках комплексной "Программы обновления высшей школы" была принята "Программа интеграции ученых (ПИУ) из бывших академических НИИ в вузы в новых землях Германии". Программа решает задачи трех уровней.

Первый – вузовский. В этом плане «Программа интеграции ученых» позволит:

-   укрепить контингент вузовских преподавателей путем включения в него профессионалов высшей квалификации;

-   расширить объем вузовских исследований, прежде всего фундаментальных, и в результате существенно повысить качество подготовки молодых специалистов для всех сфер деятельности (науки, экономики, управления).

Второй уровень – индивидуального ученого. Тяжелая ситуация, в которой находится большинство ученых бывшей ГДР, обусловлена несколькими факторами: радикальной перестройкой научно-исследовательской системы, сокращением, которое, хотя и в разной степени, затронет все группы, и пока еще слабым развитием рынка труда работников научной сферы. На этим наиболее критическом этапе ПИУ обеспечит для части ученых относительную стабильность, гарантирует им профес­сиональное выживание и даст им шанс найти свое место в новой структуре.

Третий – государственный уровень. Для государства важно предотвратить разрушение и деградацию исследовательского потенциала, ПИУ позволит сохранить в науке часть наиболее ценных и продуктивных кадров и уже в ближайшее время подключить их к решению национальных задач.

Задача вуза заключается прежде всего в том, чтобы создать систему стимулов, которые будут:

-  дифференцированы в соответствии с различными функциями ИУ;

-  увязаны не только с количественными, но и с качественными параметрами деятельности ИУ.

Если говорить о функциях ИУ, то можно назвать три:

1.   Учебная функция, для которой "качество" подразумевает качество "человеческого капитала" (студентов и преподавателей) и собственно качество обучения. В качестве стимулов здесь, возможно, имеет смысл использовать новые модификации финансирования, а именно: введение "надбавок" к базовому финансированию при условии:

-  разработки и использования ИУ на вступительных экзаменах системы тестов, позволяющих с высокой вероятностью выявить абитуриентов с выдающимися исследовательскими способностями;

-  разработки новых учебных и учебно-научных курсов;

-   открытия специальностей, отвечающих приоритетным направлениям государственной научно-технической политики;

-   привлечения к преподаванию выдающихся исследователей со стороны и т.д.

2.   Исследовательская функция, для поддержки которой также желательно совершенствование методов финансирования. Заслуживает внимания вариант, предусматривающий разделение бюджетных средств на три "потока": базовое, целевое, резервное. По третьему каналу средства могут распределяться двумя способами: либо для финансирования запланированных проектов на основе конкурса заявок (т.е. до начала проекта), либо для поощрения особенно успешных, уже завершенных проектов – в виде своего рода премии.

Для исследовательского университета важно, чтобы объектом анализа была исследовательская деятельность не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов.

Важным индикатором может, например, быть количество совместных публикаций научного руководителя и студентов.

В целях привлечения в университеты выдающихся исследователей со стороны, возможно, имело бы смысл опробовать процедуры, используемые за рубежом, а именно:

-   создание новых вакансий по представлению соответствующего университета (по примеру Швеции);

-   систему приглашений (или призваний), которая практикуется в университетах и институтах Общества Макса Планка в Германии;

-   широко распространенную в США и Западной Европе практику предоставления тенюре – контракта на бессрочное исполнение должности. Последняя мера, т.е. предоставление тенюре (по дисциплине с устоявшейся, временно "спокойной" парадигмой), могла бы стать первым шагом к формированию научной школы.

3. Инновационная функция также должна стать объектом государственной поддержки. В интересах расширения трансферной деятельности университетов за рубежом, в частности, в США, используется долевое участие государства в финансировании деятельности соответствующих специализированных университетских структур, передача университетам права на коммерческую реализацию результатов, полученных на государственные средства, и т.д. В целом такая система стимулов создает у университетов побудительные мотивы для перехода в новое качество и для поиска индивидуальной стратегии такого перехода. Целесообразно разработать стимулирующие меры для поддержки и других функций исследовательского университета.

Как показывает практика зарубежных государств объединение исследовательских потенциалов вузовской, академической вневузовской и промышленной науки может происходить в рамках следующих структур.

Временные объединения исследовательских коллективов разной ведомственной подчиненности по типу немецких "особых программ" и программ "коллективных исследований".

Так называемые особые программы Немецкого научно-исследовательского общества предназначены для поощрения кооперации между исследователями, занятыми в различных подразделениях одного вуза, или учеными нескольких вузов. (В российских условиях это могут быть вузы и НИИ РАН.) Достоинство программы – удачное сочетание централизации и автономии.

По сравнению с неформальными объединениями, программы – более жесткая структура. Они получают особый юридический статус. Для реализации программы создается специальная организационная структура: общее собрание членов, правление, спикер. Однако функции этих органов сознательно сведены к минимуму: разработке программы, общему финансовому планированию, организации коллективного использования оборудования, текущему управлению. В остальном партнеры действуют независимо друг от друга. НИИ высокосложных прикладных исследований по типу немецких "институтов, ассоциированных университетам". "Инсти­туты, ассоциированные университетам" (ИАУ) получили в ФРГ распространение в основном в области высоких технологий. Безотносительно к тематике НИР, все они выполняют одну функцию: доводят нововведения от стадии научного эксперимента до стадии коммерчески оправданного применения.

Главное преимущество ИАУ по сравнению с аналогичными организациями – это сочетание динамизма со стабильно высоким научным уровнем. Динамизмом институты обладают благодаря своему независимому статусу: ИАУ наделены правами юридического лица и располагают собственными ресурсами. А качество решений обеспечивается тесными связями с базовым университетом, преподаватели которого принимают активное участие и в руководстве ИАУ, и в осуществляемых здесь проектах.

Институты финансируются на паевых началах. Инвестиции в строительство осуществляют, как правило, региональные власти. А текущие расходы ИАУ покрывают за счет двух источников:

1) ассигнований региональной администрации и

2) поступлений за выполнение контрактных ИР. Сотрудничать в ИАУ могут ученые из вузов и академии.

Организации подобного типа могли бы стать полезным функциональным звеном в отечественной системе НИР.

Исследовательские парки. Исследовательские парки осуществляют трансфер результатов фундаментальных НИР в фазу прикладных НИОКР. Основным объектом деятельности парков являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие обладать или обладающие прикладным значением, нередко в долгосрочной перспек­тиве. Ввиду исключительной сложности решаемых здесь задач, к участию в деятельности парка целесообразно привлечь исследовательскую элиту из всех трех секторов науки: вузовского, академического и промышленного.

Следующая разновидность научной кооперации – так называемые коллективные исследования. В принципе здесь используется та же модель, но в модифицированном виде, поскольку в коллективных исследованиях принимают участие не только организации "академической" науки, но и промышленность. Управляющее воздействие здесь несколько жестче, хотя и не входит в противоречие с интересами вузов.

Преимущество данных форм с точки зрения государства - это возможность сфокусировать внимание различных субъектов исследования на проблемах государственной важности – при приемлемом уровне дополнительных финансовых и организа­ционных издержек, что делает коллективные ИР эффективным инструментом проведения структурной политики.

Университеты исследовательского типа существуют как различные национальные модели учебно-научных комплексов. Выбору модели, наиболее адекватной отечественным условиям, должно предшествовать их детальное изучение.

Стационарные исследовательские центры на базе университетов по типу американских центров науки и техники (ЦНТ) и центров инженерных исследований (ЦИИ). Задача центров – формирование базы для развития принципиально новых технологий путем проведения ориентированных фундаментальных исследований. Между центрами много сходства. Центры обоих типов существуют на базе университетов, хотя и обладают исследо­вательской и финансовой автономией. Финансирование ЦНТ и ЦИИ на начальном этапе (на разных условиях) берет на себя государство. Однако по истечении установленного срока, они переходят на самофинансирование. К участию в работе центров (в форме смешанного финансирования, делегирования специалистов и пр.) активно привлекается промышленность, которая со временем должна стать их главным деловым партнером. Требование к профессиональному уровню исследователей в центрах очень высоки. Наряду с исследовательскими, центры могут брать на себя и образовательные функции, в частности, разработку принципиально новых учебных курсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.