В
настоящее время в значительной части случаев вероятность диссертационного
успеха тем выше, чем выше внешние условия для проведения научных изысканий
соискателя, т.к. главная цель в современном университете формирование
творческой личности, креативного исследователя, способного к самореализации в
созданных научных школах университета и возможности своего дальнейшего участия
в их развитии. 
Инновационно-образовательная
деятельность в вузе требует системного подхода, поддержки, управления. 
Университетский
комплекс, опираясь на свои высококомпетентные научные кадры осуществляют
технологические, экономические и социальные инновации, и в условиях современной
информационной базы создают данный продукт, соответствующий стандартам мировой
науки и делают его конкурентоспособным.  
Управление
интеграционными процессами и организационных формах в системе "наука – высшее
образование" с учетом зарубежного опыта основывается, прежде всего, на
наборе стимулов, поддерживающих создание и функционирование исследовательских
университетов. Интеграция академических НИИ и вузов в России отвечает интересам
общества и государства, а также собственным, рационально понятым интересам
науки и высшего образования. Поэтому данный корпоративный союз имеет право
выбора форм, темпов и конкретных партнеров по интеграции, а в рамках
взаимосоглашений создает необходимые для реализации этого права предпосылки.  
На
наш взгляд в своей основе корпоративная деятельность в университетских
комплексах должна строиться на следующем содержании этого процесса: 
Ø     цели, достижение которых
желательно с точки зрения общенациональных интересов; 
Ø     критерии приоритетности
государственной поддержки; 
Ø     принципы регулирующего
государственного воздействия, адекватные новым условиям функционирования науки
и производства. 
Ø    
целями
интеграционного процесса, с точки зрения государства, могут быть: 
Ø     реструктуризация национального
исследовательского потенциала; 
повышение эффективности государственных капиталовложений в
сферу науки и образования; 
Ø     обеспечение национальной
экономики новыми идеями и инновационно-мыслящими кадрами. 
Под
реструктуризацией мы подразумеваем два самостоятельных процесса (хххххх): 
1.    
Изменение
дисциплинарной структуры исследований, а именно расширение обучения и
исследований в тех областях знания, которые являются основой высокотехнологичных
отраслей, составляющих ныне "костяк" любого жизнеспособного
национального экономического организма. 
2.    
Изменение
территориальной структуры национального потенциала, а именно: усиление
региональных научно-учебных центров. 
Наращивание
исследовательского потенциала – общее направление эволюции университетов,
равно как и стремление многих академических НИИ к образовательной деятельности.
Однако по различным причинам разные университеты и НИИ России находятся на
разном удалении от их возможного интеграционного статуса – исследовательского
университета. Из этого, на наш взгляд, вытекают три вывода: 
-   признание
необходимости поэтапного осуществления процесса сближения вузов и академических
НИИ – с учетом степени их готовности к преобразованиям. Обоснованность такого
подхода подтверждается зарубежным опытом, в частности, опытом Латвии, где новые
органы по руководству наукой взяли курс на интенсивную интеграцию этих двух
секторов. 
В
1991-1992 гг. ведущие научно-исследовательские организации Дании (исследовательские
советы и национальная академия технических наук) по просьбе своих коллег из
Латвии изучили состояние латвийской науки. В итоговом документе эксперты не
только оценили качественный уровень работы исследовательских организаций
Латвии, но и изложили свое видение задач, стоящих перед латвийской наукой и
возможных путей их решения. Среди прочих проблем была затронута и интеграция
вузовских и академических структур. Эксперты отметили кризисные явления в
вузовской науке, слабую связь между вузовским и вневузовским секторами, а также
существование объективной необходимости в интеграции этих секторов в будущем.
Однако в нынешних условиях они во избежание возможных конфликтов рекомендуют не
форсировать этот процесс, а проводить его поэтапно, постепенно расширяя
кооперацию; 
-   создание условий для
"честной" конкуренции. В динамичном обществе элита (в том числе и
вузовская) – это не замкнутая группа, привилегии которой искусственно
охраняются, а открытая общность, войти в которую a priori может любой субъект,
достигший успеха и действующий в соответствии с принятыми в профессиональном
сообществе стандартами и нормами. Исходя из этого система поощрения вузов и НИИ
должна быть достаточно подвижной и учитывать не только "статические" (достигнутые
ранее), но и "динамические" (возникшие в новых условиях) преимущества
тех или иных вузов; 
-   необходимость выбора совместной
стратегии. В соответствии с этим главная задача вуза и НИИ заключается в том,
чтобы определить свои конкурентные преимущества и начать их развивать, либо,
если до сих пор подобных преимуществ не было, начать оперативно их создавать и
наращивать. Если вуз и НИИ совместно в рамках, хотя бы одного из избранных ими
направлений добьются лучших в регионе или в стране в целом результатов, это,
вероятно, уже гарантирует им выживание в конкурентной среде. 
Вопрос
о поиске средств для поощрения процесса интеграции, вероятно, следовало бы
решать с учетом роли исследовательских университетов в достижении целей
структурной и региональной политики. 
Одним
из источников ассигнований могли бы стать, например, программы структурной
перестройки науки, образования и промышленности, в т.ч. типа программы развития
критических технологий. Например, предпочтение при выдаче исследовательских
грантов можно было бы отдавать коллективным проектам, совместно выполняемым
вузами и НИИ РАН. В рамках программы можно было бы предоставлять вузам средства
для приглашения малых дееспособных коллективов из РАН для разработки новых
учебных курсов и проведения исследований в вузах. В принципе здесь,
по-видимому, возможны два варианта: либо работа по совместительству, либо
(после прохождения определенного "испытательного срока")
гарантированное зачисление в основной штат. 
Возможность
предпочтительного поощрения совместных проектов следовало бы взвесить и
действующим ныне фондам, в том числе Российскому фонду фундаментальных
исследований. 
Параллельно
с этим уместны были бы специализированные программы, поощряющие: 
-  мобильность персонала (например,
программы стажировки "внешних" диссертантов в академических НИИ и
т.д.); 
-  создание на базе вузов и НИИ РАН новых
структурных подразделений, решающих исследовательские задачи в интересах
промышленности. 
Опыт
осуществления программы по интеграции вузовских и академических структур
имеется в Германии. В 1992 г. здесь в рамках комплексной "Программы
обновления высшей школы" была принята "Программа интеграции ученых
(ПИУ) из бывших академических НИИ в вузы в новых землях Германии".
Программа решает задачи трех уровней. 
Первый
– вузовский. В
этом плане «Программа интеграции ученых» позволит: 
-   укрепить
контингент вузовских преподавателей путем включения в него профессионалов
высшей квалификации; 
-   расширить
объем вузовских исследований, прежде всего фундаментальных, и в результате
существенно повысить качество подготовки молодых специалистов для всех сфер
деятельности (науки, экономики, управления). 
Второй
уровень – индивидуального ученого. Тяжелая ситуация, в которой находится большинство ученых
бывшей ГДР, обусловлена несколькими факторами: радикальной перестройкой
научно-исследовательской системы, сокращением, которое, хотя и в разной
степени, затронет все группы, и пока еще слабым развитием рынка труда
работников научной сферы. На этим наиболее критическом этапе ПИУ обеспечит для
части ученых относительную стабильность, гарантирует им профессиональное
выживание и даст им шанс найти свое место в новой структуре. 
Третий
– государственный уровень. Для государства важно предотвратить разрушение и деградацию
исследовательского потенциала, ПИУ позволит сохранить в науке часть наиболее
ценных и продуктивных кадров и уже в ближайшее время подключить их к решению
национальных задач. 
Задача
вуза заключается прежде всего в том, чтобы создать систему стимулов, которые
будут: 
-  дифференцированы в соответствии с различными
функциями ИУ; 
-  увязаны не только с количественными,
но и с качественными параметрами деятельности ИУ. 
Если
говорить о функциях ИУ, то можно назвать три: 
1.   Учебная
функция, для
которой "качество" подразумевает качество "человеческого
капитала" (студентов и преподавателей) и собственно качество обучения. В
качестве стимулов здесь, возможно, имеет смысл использовать новые модификации
финансирования, а именно: введение "надбавок" к базовому
финансированию при условии: 
-  разработки и использования ИУ на вступительных
экзаменах системы тестов, позволяющих с высокой вероятностью выявить
абитуриентов с выдающимися исследовательскими способностями; 
-  разработки новых учебных и
учебно-научных курсов; 
-   открытия специальностей, отвечающих
приоритетным направлениям государственной научно-технической политики; 
-   привлечения к преподаванию выдающихся
исследователей со стороны и т.д. 
2.   Исследовательская
функция, для
поддержки которой также желательно совершенствование методов финансирования.
Заслуживает внимания вариант, предусматривающий разделение бюджетных средств на
три "потока": базовое, целевое, резервное. По третьему каналу
средства могут распределяться двумя способами: либо для финансирования
запланированных проектов на основе конкурса заявок (т.е. до начала проекта),
либо для поощрения особенно успешных, уже завершенных проектов – в виде своего
рода премии. 
Для
исследовательского университета важно, чтобы объектом анализа была
исследовательская деятельность не только профессорско-преподавательского
состава, но и студентов. 
Важным
индикатором может, например, быть количество совместных публикаций научного
руководителя и студентов. 
В
целях привлечения в университеты выдающихся исследователей со стороны,
возможно, имело бы смысл опробовать процедуры, используемые за рубежом, а
именно: 
-   создание новых вакансий по
представлению соответствующего университета (по примеру Швеции); 
-   систему приглашений (или призваний),
которая практикуется в университетах и институтах Общества Макса Планка в
Германии; 
-   широко
распространенную в США и Западной Европе практику предоставления тенюре –
контракта на бессрочное исполнение должности. Последняя мера, т.е.
предоставление тенюре (по дисциплине с устоявшейся, временно
"спокойной" парадигмой), могла бы стать первым шагом к формированию
научной школы. 
3.
Инновационная функция также должна стать объектом государственной поддержки. В интересах
расширения трансферной деятельности университетов за рубежом, в частности, в
США, используется долевое участие государства в финансировании деятельности
соответствующих специализированных университетских структур, передача
университетам права на коммерческую реализацию результатов, полученных на
государственные средства, и т.д. В целом такая система стимулов создает у
университетов побудительные мотивы для перехода в новое качество и для поиска
индивидуальной стратегии такого перехода. Целесообразно разработать
стимулирующие меры для поддержки и других функций исследовательского
университета. 
Как
показывает практика зарубежных государств объединение исследовательских
потенциалов вузовской, академической вневузовской и промышленной науки может
происходить в рамках следующих структур. 
Временные
объединения исследовательских коллективов разной ведомственной подчиненности по
типу немецких "особых программ" и программ "коллективных
исследований". 
Так
называемые особые программы Немецкого научно-исследовательского общества
предназначены для поощрения кооперации между исследователями, занятыми в
различных подразделениях одного вуза, или учеными нескольких вузов. (В
российских условиях это могут быть вузы и НИИ РАН.) Достоинство программы –
удачное сочетание централизации и автономии. 
По
сравнению с неформальными объединениями, программы – более жесткая структура.
Они получают особый юридический статус. Для реализации программы создается
специальная организационная структура: общее собрание членов, правление,
спикер. Однако функции этих органов сознательно сведены к минимуму: разработке
программы, общему финансовому планированию, организации коллективного использования
оборудования, текущему управлению. В остальном партнеры действуют независимо
друг от друга. НИИ высокосложных прикладных исследований по типу немецких
"институтов, ассоциированных университетам". "Институты,
ассоциированные университетам" (ИАУ) получили в ФРГ распространение в
основном в области высоких технологий. Безотносительно к тематике НИР, все они
выполняют одну функцию: доводят нововведения от стадии научного эксперимента до
стадии коммерчески оправданного применения. 
Главное
преимущество ИАУ по сравнению с аналогичными организациями – это сочетание
динамизма со стабильно высоким научным уровнем. Динамизмом институты обладают
благодаря своему независимому статусу: ИАУ наделены правами юридического лица и
располагают собственными ресурсами. А качество решений обеспечивается тесными
связями с базовым университетом, преподаватели которого принимают активное
участие и в руководстве ИАУ, и в осуществляемых здесь проектах. 
Институты
финансируются на паевых началах. Инвестиции в строительство осуществляют, как
правило, региональные власти. А текущие расходы ИАУ покрывают за счет двух
источников:  
1)
ассигнований региональной администрации и  
2)
поступлений за выполнение контрактных ИР. Сотрудничать в ИАУ могут ученые из
вузов и академии. 
Организации
подобного типа могли бы стать полезным функциональным звеном в отечественной
системе НИР. 
Исследовательские
парки. Исследовательские
парки осуществляют трансфер результатов фундаментальных НИР в фазу прикладных
НИОКР. Основным объектом деятельности парков являются новейшие, авангардные
научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие обладать или
обладающие прикладным значением, нередко в долгосрочной перспективе. Ввиду
исключительной сложности решаемых здесь задач, к участию в деятельности парка
целесообразно привлечь исследовательскую элиту из всех трех секторов науки:
вузовского, академического и промышленного. 
Следующая
разновидность научной кооперации – так называемые коллективные исследования. В
принципе здесь используется та же модель, но в модифицированном виде, поскольку
в коллективных исследованиях принимают участие не только организации
"академической" науки, но и промышленность. Управляющее воздействие
здесь несколько жестче, хотя и не входит в противоречие с интересами вузов. 
Преимущество
данных форм с точки зрения государства - это возможность сфокусировать внимание
различных субъектов исследования на проблемах государственной важности – при
приемлемом уровне дополнительных финансовых и организационных издержек, что
делает коллективные ИР эффективным инструментом проведения структурной
политики. 
Университеты
исследовательского типа существуют как различные национальные модели учебно-научных
комплексов. Выбору модели, наиболее адекватной отечественным условиям, должно
предшествовать их детальное изучение. 
Стационарные
исследовательские центры на базе университетов по типу американских центров науки и
техники (ЦНТ) и центров инженерных исследований (ЦИИ). Задача центров –
формирование базы для развития принципиально новых технологий путем проведения
ориентированных фундаментальных исследований. Между центрами много сходства.
Центры обоих типов существуют на базе университетов, хотя и обладают исследовательской
и финансовой автономией. Финансирование ЦНТ и ЦИИ на начальном этапе (на разных
условиях) берет на себя государство. Однако по истечении установленного срока,
они переходят на самофинансирование. К участию в работе центров (в форме
смешанного финансирования, делегирования специалистов и пр.) активно
привлекается промышленность, которая со временем должна стать их главным
деловым партнером. Требование к профессиональному уровню исследователей в
центрах очень высоки. Наряду с исследовательскими, центры могут брать на себя и
образовательные функции, в частности, разработку принципиально новых учебных
курсов. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 
   
 |