Меню
Поиск



рефераты скачать Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

На наш взгляд, отечественные аналогичные структуры могли бы шире создавать совместные коллективы ученых из высшей школы и российской академии наук. В МГИУ в 2002 году создан университетский комплекс с участием академических институтов ИМАЩ.ИМЕТ и с промышленными объектами, одним из которых является Мосгортранс.

Для университетского комплекса в технопарке открыты, прежде всего, че­тыре сферы деятельности.

1. Управление. НИИ РАН выступают в качестве соучредителей парка, соавторов концепции и генерального плана развития, совладельцев технической инфраструктуры, на базе которой создается парк, управляющих и экспертов.

2. Исследования. Академические НИИ располагают на территории технопарка филиалы или отдельные подразделения.

3.   Инновации. Участие в работе парка принимают фирмы, созданные учеными академии.

4.   Научные и образовательные услуги. Ученые из НИИ РАН самостоятельно или в кооперации с коллегами из вузов участвуют в соорганизации службы, на коммерческий основе предоставляющие клиентам квалифицированные консультативные, информационные и прочие услуги, а также подготовить обучающие программы.

Таким образом, исходя из нашего анализа отечественного построения инновационных проектов и зарубежного опыта в данном направлении можно отметить, что подобная мобильная структурная реорганизация сферы инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса отвечает как потребностям экономики, так и цели самосохранения вузовской и академической науки в нынешних условиях.


1.3.  Роль инновационного потенциала научной деятельности в университетском комплексе на современном этапе


Актуальность и важность поставленной проблемы следует из того факта, что мировое научное и педагогическое сообщество уделяет постоянное внимание проблемам интеграции науки, образования и производства.

Важнейшим условием устойчивого развития стран и отдельных регионов являются человеческие ресурсы (капитал), в разной степени, приспособленные для отраслей и сфер деятельности, для конкретной личности и системы образования и науки в целом. Вместе с тем в отечественной и зарубежной науке и практике в должной мере не рассматриваются вопросы создания механизмов, адекватно отражающих системные изменения, происходящие в мировом научном и образовательном сообществе.

Проведенные ранее исследования анализируют и решают проблемы комплексного формирования и развития науки и образования в контексте их взаимодействия, не используя соответствующий аппарат системного воздействия (путем создания интегрированных учебно-научно-инновационных комплексов) на интернационализацию образования.

Схема интегрированного учебно-научно-инновационного университетского комплекса, объединяющего объективно складывающиеся структуры, обеспечивает научное и методическое сопровождение учебного процесса, развитие научных исследования и внедрение инноваций. Она может быть реализована на прорывных направлениях регионального развития, в частности в Красноярском крае.

Анализ современной ситуации в России позволяет сделать вывод о том, что интеллектуальный потенциал проявил способность к самосохранению и саморазвитию, что в наибольшей мере проявилось в сфере образования, которое не только не потеряло достигнутые позиции, но и развивалось в период реформ.

Вместе с тем, в силу ряда причин, в настоящее время интеллектуальный потенциал используется недостаточно, и назрела необходимость разработки механизмов привлечения человеческих ресурсов к решению насущных социально-экономических проблем развития регионов.

Организация системы непрерывного образования включает механизм согласования учебных планов и программ в системе открытого образования, в организации общей материальной, учебной и лабораторных баз, развитии информационного взаимодействия (учебники, методическое обеспечение, здания, электронные сети, библиотеки) учебных заведений разного уровня.

В них число входят:

1.                 работа с базовыми школами, педагогическими училищами и экспериментальными площадками;

2.                 подготовительные курсы для абитуриентов (долгосрочные и краткосрочные);

3.                 профориентационная работа со школьниками старших классов (через заочные естественно - научные и летние школы);

4.                 работа с одаренными детьми, в том числе через специальные школы (например, через школу космонавтики);

5.                 занятия в профильных классах, творческие конкурсы в школе, лицеях;

6.                 повышение квалификации педагогов, проведение стажировок в вузе, повышение уровней знаний по профильным предметам и др.;

7.                 внеучебная деятельность (проведение олимпиад, обучающих игр и организационно-деятельностных проектов).

Мировой опыт свидетельствует, что преобразования в любой стране напрямую зависят от совершенствования системы образования и приведения ее в соответствие с новыми потребностями и запросами общества и личности. Инвестиции в систему образования дают любой стране шанс достичь уровня высокоразвитых стран.

При определении приоритетов в развития образования необходимо учитывать принципы:

·    использования накопленного научно-технического и кадрового потенциала, в том числе известных научно-педагогических школ, коллективов и отдельных ученых, уникального оборудования и установок;

·    фундаментальности и междисциплинарности (комплексности) процесса обучения, исследований и разработок;

·    интеграции учебных, образовательных и инновационных структур.

Совокупный интеллектуально-инновационный потенциал региона способствует кадровому обеспечению стратегических направлений его социально-экономического развития, выпуска новых видов продукции, появлению новых сфер бизнеса (на основе наукоемкого предпринимательства и коммерциализации научно-технических идей).

Для выработки и реализации региональной образовательной и научно-технической политики в Красноярском крае определены следующие направления деятельности:

·    создание системы управления и координации сферы образования и науки, осуществляющей взаимодействие всех структур и объединяющей функциональными связями государственно-общественные, регионально-общественные организации и учреждения, в том числе вузы, отраслевые институты, научно-производственные объединения, центры и др.;

·    усиление отраслевой ориентации вузов, отражающей особенности региональной экономики;

·    разработка нормативно-правовой базы образовательной, научно-технической и инновационной деятельности;

·    формирование финансового механизма образования и науки, в том числе и за счет многоучредительства;

·    создание и развитие рыночной и инновационной инфраструктуры и концентрация ресурсов (интеллектуальных, природно-сырьевых, промышленных и др.) на решении наиболее важнейших проблем социально-экономического развития.

Всякое инновационное развитие – это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала.

Существуют две главные составляющие процесса инновационного развития – реализация инновационных проектов и развитие инновационного потенциала. Отсюда вытекает конкретная задача замера исходных параметров инновационного потенциала, определение его места в общем потенциале университетского комплекса.

Недооценка такого подхода приводит к тому, что за характеристики инновационного потенциала часто выдаются показатели, относящиеся научно-техническому, производственно-технологическому, кадровому или иным компонентам общего потенциала предприятия не вычленяется, не замеряется и, как следствие, целенаправленно не развивается. В итоге не достигается результат – прирост новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Кризисные тенденции, поразившие экономику, науку, социальные сферы, отразились и на высшей школе России, прежде всего на уровне ее государственного финансирования, поставив под угрозу, качественное воспроизводство интеллектуального потенциала страны. В частности, это сказалось на организации и ведении научно-исследовательской работы среди студентов.

Для преодоления негативных явлений требуется осуществить соответствующую адаптацию системы организации, ведения и развития НИРС в вузах к условиям современного общества и экономики, создать механизм многоканального финансирования научного и технического творчества студентов.

Функционирование системы НИРС в вузе является не самоцелью, а служит формированию и развитию студентов как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие перед ними задачи.

Исходя из этого, творческие созидательные способности выпускников вузов на современном этапе не менее, если не более, важны, чем их теоретические знания. Из предыдущего раздела объективно вытекает то, что развитие НИРС как неотъемлемой составной части образовательного процесса является функциональной должностной обязанностью структур вуза.

Соответственно, деятельность вузов по раскрытию и становлению потенциальных личностных способностей студентов, их творческих возможностей должна стать ведущей в системе обучения и воспитания. Провозгласив приоритет личности в жизнедеятельности современного общества, следует исходить из посылки, что потенциально одарен каждый, каждому надо предоставить возможность раскрыть свои способности и найти себя.

Для высшей школы важнейшим направлением реализации данного положения является привлечение основной массы студентов к деятельности системы НИРС, авторитет которой необходимо полностью восстановить и развивать дальше. Учебный процесс в вузе должен представлять собой синтез обучения, производственной практики и научно-исследовательской работы студентов. При этом преобразования в системе НИРС должны базироваться не только на разработке новых путей и методов ее развития, что, безусловно, важно, но и на использовании многолетнего предшествующего отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов, отвечающего требованиям мировых стандартов.

Современная экономическая обстановка в стране, перестройка структуры и содержания высшего профессионального образования, развитие академической и экономической самостоятельности вузов делают очевидным необходимость и актуальность подготовки методических рекомендаций по организации и финансированию системы НИРС в вузах применительно к новым условиям их деятельности.

Формирование в российской науке и высшей школе мощного интегрированного научно-образовательного сектора, как совокупности ведущих научно-образовательных структур с соответствующим статусом, государственной, частной и иной поддержкой, может проводиться многовариантно, по нескольким относительно самостоятельным направлениям. Общим же представлением о характере указанных научно-образовательных структур целесообразно считать предлагаемое нами понятие исследовательского университета (ИУ), как ведущего и элитного высшего научно-учебного заведения – общенационального центра подготовки кадров и проведения важнейших (приоритетных) научных исследований с ярко выраженной ролью фундаментальных и стратегических прикладных НИР, инновационно-исследовательским характером обучения, органическим единством научного и учебного процесса, постоянным масштабным приростом новых знаний, а также высокой долей конкурентоспособных разработок и услуг на отечественных и мировых рынках образования и высоких технологий.

Очевидно, что сегодня в России лишь немногие научно-учебные структуры могут соответствовать такому статусу ИУ, но именно они способны и должны стать локомотивами реформирования и развития российской науки и высшей школы, основой их активной и реальной интеграции в европейскую и мировую науку и образование. Поэтому, учитывая масштабность задачи, формирование данных структур должно проводиться при приоритетной поддержке государства, поэтапно, по соответст­вующей федеральной программе и по следующим основным направлениям {разделам или подпрограммам).

1. Целевая приоритетная поддержка, упрочение положения, модернизация и интеграция науки и учебного процесса ведущих российских классических и технических университетов (вузов), равных или близких к уровню и модели университета (вуза) исследовательско-инновационного типа. При этом учет интересов инноватики и производства нашими крупными традиционными (классическими) университетами, как показывает их новая практика, может проводиться, например, путем организации в них прикладных, в т.ч. общеинженерных, факультетов и соответствующих НИОКР. Что касается наших ведущих технических вузов – университетов, то действительно университетский статус появляется у них с развитием межотраслевых научных исследований, естественных и гуманитарных факультетов. Такого рода университетам и вузам (а их сейчас в России ори­ентировочно не более 25-30) следовало бы в соответствии с установленными критериями присваивать статус федеральных исследовательских университетов или государственных научно-учебных центров аналогично или в развитие Указа Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 "О государственных научных цен­трах Российской Федерации".

Такой путь интеграции и формирования мощных исследовательских университетов – это путь модернизации и саморазвития интеграционных процессов в немногих крупнейших вузах страны.

Данный комплекс мероприятий программы достаточно ясен, он мог бы стать первоочередным, проводимым в рамках общей работы по реформированию, переаттестации, рейтинговой оценке и упорядочению сети российских вузов.

2. Второй путь формирования исследовательских университетов как интегрированных научно-учебно-инновационных центров – это региональное объединение вузов, способных адаптироваться друг к другу и сообща лучше приспособиться к изменяющейся внешней среде. Таким может быть, например, объединение местного университета, технического и (или) пе­дагогического вуза. При этом в новом университете могут создаваться межотраслевые учебно-научные центры, эффективнее развиваться разнообразные интеграционные процессы. По существу, это путь региональной институциональной концентрации вузовского научного, учебного и инновационного потенциала в рамках единой интеграционной структуры.

Соответствующий комплекс мер может также проводиться в рамках общей работы по упорядочению сети российских вузов, требующей большой совместной работы федеральных и регио­нальных органов власти.

3. Следующее направление – это инициирование, поддержка и стимулирование государством и региональными органами власти интеграционных процессов между РАН (отраслевыми академиями), высшей школой и прикладной отраслевой наукой. Учитывая здесь передовой зарубежный опыт интегрированного развития и реформирования науки и высшего образования (в т.ч. странах Восточной Европы), необходимо также сохранить в данной сфере лучшие и позитивные российские традиции, предусмотреть возможность многовариантного развития.

Именно поэтому настоящая концепция интеграции науки и высшего образования предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных не на "сплошную" их интеграцию, а лишь на преодоление возникшей в целом ряде областей искусственной ведомственной разобщенности, прежде всего, академического и вузовского секторов нашей страны. Формы и пути их интеграции могут и должны быть различными.

Первая форма интеграции предполагает полное организационное объединение (слияние) ряда однопрофильных вузовских и академических структур (полная интеграция). Особенно перспективным здесь может явиться создание на базе региональных научных центров, отделений, НИИ РАН и местных университетов (ведущих вузов) федеральных исследовательских университетов. Создание сети данных университетов позволит органично сочетать в регионах решение двух основных взаимосвязанных задач: выполнение крупных федеральных и региональных научных программ и подготовку для научно-производственного комплекса кадров высокой квалификации. Кроме того, возникает реальная конкуренция мощным вузам и НИИ Московского и Северо-Западного регионов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.