На наш взгляд, спорным является деление инноваций по
степени завершенности, поскольку идея, не получившая законченное воплощение в
принципиально новых способах удовлетворения общественных потребностей, вряд ли
может считаться инновацией. Это же обстоятельство подтверждает дискуссионность
разделения инноваций на результативные и нерезультативные.
Чтобы
классификация инноваций носила прикладной характер и использовалась в
управлении инновационной деятельностью, в ее основу, на наш взгляд, следует
положить такие признаки, как форма реализации содержания, степень новизны,
характер удовлетворяемой общественной потребности, способность к
распространению, приоритет появления, время реализации инновации.
Рис. 1.1.2.
Классификация инноваций
Инновации, как
принципиально новые способы (средства, приемы) удовлетворения общественных
потребностей, принимают две основные формы: продукты (предметы, товары) и
процессы.
В связи с этим,
инновации в форме процессов могут научных исследований и процесса внедрения рассматриваться
как инновации по повышению технического, организационного, экономического и
социального уровней корпоративного научно-образовательного комплекса (КНОК).
Технический, организационный, экономический и социальный уровни имеют довольно
сложную структуру, что предполагает дальнейшее деление инноваций в форме
продукта и процесса. Следует отметить, что инновации по повышению технического
уровня производства можно подразделить на инновации совершенствующие орудия
труда, предметы труда, технологические процессы и т.д. В составе инноваций по
повышению организационного уровня КНОК позволительно выделить инновации по
повышению интеграции НИР, производственной структуры, труда и корпоративного
управления данным процессом.
1.2. Инновационный потенциал научной
деятельности в системе категорий рыночной экономики: исторический и
международный аспекты
Современный этап
общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися
инновационными преобразованиями в экономической сфере, где инновации всё более
приобретают статус генерального индикатора роста жизнеспособности и
жизнестойкости общества и способности обеспечивать пространство для
созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки её продукта,
принятия результатов этой деятельности.
Следует
подчеркнуть, что экономический рост промышленности в XXI веке будет
обеспечиваться ведущей ролью научно-технического прогресса и
интеллектуализацией основных составляющих производства во всех сферах
экономики, включая инновационную политику. Поиск рациональных направлений
инновационной политики и стимулирования технологических изменений во многом
отражаются на уровне экономического развития: в глобальной экономической
конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной
деятельности. Большое значение при формировании инновационной политики в целях
реструктуризации и повышения конкурентоспособности промышленности приобретает
не только выработка четкой стратегии, ее нацеленность, на формирование
прогрессивных технологических укладов, но и способность использовать весь
арсенал инструментов и в первую очередь развитие научно-образовательной высшей
школы.
В этих условиях
особое значение приобретают научные исследования условий и механизмов,
регулирующих развитие инновационного потенциала научной деятельности в системе
категорий рыночной экономики. Базовыми компонентами анализа становятся
инновационные системы, инновационный потенциал научной деятельности,
инновационные процессы, инновационные отношения, а также индивидуальная и
корпоративная научная деятельность. Инновационный потенциал научной
деятельности как приоритетная потребность реального развития рыночной экономики
является актуальным предметом научного осмысления. Широкое использование в
современных научных исследованиях новой терминологии (инновационный процесс,
инновационная активность, инновационный характер, инновационный потенциал,
инновационная деятельность, инновационная парадигма и др.) подчёркивает вектор
экономического развития современной России.
Наряду с
понятиями «инновация» и «инновационный процесс» широко употребляется понятие
«инновационный потенциал научной деятельности».
Это понятие
широко используется отечественными исследователями начиная с 80-х гг., однако
попытки его определения предприняли лишь отдельные учёные (Н.И. Лапин, Е.В. Иванцов,
Э.А. Искандаров, Л.Я. Касалс, П.Н. Завлин и др.).
Системный подход
изменил ракурс анализа научно-технического прогресса, сделав основным предметом
его инновационную составляющую: «Научно-техническая деятельность –
инновационная деятельность, направленная на непрерывное создание нового»
(Байлук В.В.,1988)
Обращая внимание
на инновационный потенциал научной деятельности Д. Сахал выделяет
непосредственных участников инновационного процесса, тех, кто разрабатывает и
осваивает новые технологии. Автор трактует инновационную деятельность как
процесс обучения на опыте, который к тому же оказывается специфическим для
отдельных технологий: «Возникновение новой техники в большой степени зависит
просто от «возраста» соответствующей идеи, точнее от накапливаемого со временем
опыта».
Мы согласны с
Ю.Карповой, что с точки зрения личностного аспекта инновационная деятельность –
это метадеятельность, направленная на преобразование всего комплекса личностных
средств субъекта, которые обеспечивают не только адаптацию быстроменяющейся
профессиональной реальности, но и возможность воздействия на неё.
Поэтому сегодня стоит вопрос о развитии отраслевой
науки в вышей школе., т.е. развитие научных школ ведущих ученых, работающих в
системе бразования. Современная научная школа - это интеллектуальная,
эмоционально-ценностная, открытая общность ученых разных отраслей, коллективно разрабатывающие
научно-исследовательский проект. Существенным признаком научной школы является
то, что она одновременно реализует функции научно-исследовательского института,
производства, распространения и внедрения нововведений, защиты научных идей и
обучения молодых ученых. Научные школы сыграли важную роль в развитии
инновационного потенциала научной деятельности современного вуза.
В настоящее время
в соответствии с «Всемирной декларацией о высшем образовании для ХХI века» имеет место беспрецедентный
спрос на высшее образование и его широкая диверсификация наряду с все большим
осознанием его решающего значения для социально-экономического развития
общества. По определению ЮНЕСКО ХХI век должен стать «Веком образования».
Следует отметить,
что за свою более 400-летнюю историю, отечественное образование по-прежнему
является одним из ведущих в мире (в США только в 1979 году создали министерство
образования, в России оно было создано в 1803 году – почти более чем на полтора
столетия раньше). Космический феномен России в 1960 годы привлек мировое
университетское сообщество к изучению существующей в стране модели образования.
В 60-80 годы по странам и контингентам прокатилась волна развития и
реформирования высшего образования. Эти реформы изменили по образу и подобию
русской школы сам строй и облик мировых университетов. Высокий уровень
подготовки отечественных специалистов, в том числе и языковой, открыл
возможность взаимодействия ученых в самых разных областях знаний. В данной
исторической среде происходит небывалый интерес к задаче повышения
инновационного потенциала научной деятельности в высшей школе, как базового
условия подготовки высококвалифицированных специалистов нового поколения,
способных к творческой самореализации и креативных способностей. В современном
мире инновационная деятельность неразрывно связано с креативными функциями
личности в профессии. Ричард Флорид отмечал, что креативная личность —
«личность, деятельность которых является решающим фактором жизнедеятельности
целого общества, — будь то в сфере культуры, образования, науки или бизнеса.
Креативная личность формирует сегодня, по сути, новый общественный класс,
который начинает определять не только развитие отдельных организаций, рост и
процветание целых городов и регионов, но и мощь держав на мировой
геополитической карте». Роль высшей школы состоит, прежде всего, в содействии
формированию инновационного пути развития отечественной промышленности, то есть
в активном участии вузов в реализации инновационных проектов в
научно-технической сфере.
В частности, в
МГИУ (Московском государственном индустриальном университете) обеспечивается:
- непрерывный инновационный цикл от фундаментальных,
поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и
технологий в промышленности;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации
специалистов, работающих в условиях инновационной экономики;
- поддержка инновационных проектов внебюджетными
источниками финансирования;
Следует отметить, что высшая школа начала развивать
инновационную деятельность с начала 90-х годов сразу в двух направлениях: путем
создания инновационных научно-технических программ и организации технопарков на
базе ведущих вузов.Инновационные научно-технические программы явились шагом
вперед на пути совершенствования организации научных исследований, эффективного
использования научного потенциала для нужд народного хозяйства России. Они были
нацелены на быструю реализацию высокоэффективных технологий, техники и
материалов, в наибольшей мере отвечавших требованиям сегодняшнего дня и
ближайшей перспективы. При этом приоритет отдавался разработкам, имеющим
большую возможность производства собственными силами вузов и реализуемость на
довольно неустойчивом рынке сбыта наукоемкой продукции. Коренным образом была
пересмотрена политика от создания наукоемкой продукции по своим интересам - на
создание наукоемкой продукции в интересах конкретного потребителя.
Проведем
дискурс исторического и международного аспекта. В большинстве развитых
государств процесс разделения и институционализации труда в науке и образовании
развивался по одному, отличному от бывшего СССР и современной России пути: высшая
школа рассматривалась как центральный и устойчивый общественный институт,
обеспечивающий одновременно и процесс производства и процесс распространения
нового знания. Внешние же по отношению к высшей школе, самостоятельные научные
организации создавались скорее как дополнение к ней – для выполнения функций,
которые не могли быть интегрированы в высшую школу без нарушения ее основной
миссии. Благодаря этому, при множественности и разнотипности отдельных
элементов, системы науки и высшего образования в названных странах обладают
достаточным уровнем сопряженности и единства, что гарантирует достижение их общих
конечных целей. Институциональная неоднородность же рассматривается здесь как
определенный организационный ресурс развития национальной науки. По иному пути
пошло развитие науки и образования в бывшем СССР и других странах
социалистического лагеря, в каждой из которых сформировались две замкнутые и
по идее самодостаточные системы: академия наук и высшая школа. Институционально
закрепленный разрыв изначально взаимосвязанных функций повлек за собой
последствия двоякого рода: дисфункции в рамках каждой из систем. В высшей школе
они проявились в снижении качества подготовки специалистов, особенно на
заключительном этапе обучения, в НИИ – в недопроизводстве нового знания,
недостаточной его передаче (слабом научно-образовательном трансфере), что
привело к снижению динамики исследовательского процесса; последствие –
рассогласование развития (дублирование, утрата кумулятивного эффекта)
указанных систем, ставшее особенно очевидным и нелогичным при снижении их ресурсного
обеспечения, что в этих условиях значило бы искусственно снижать как потенциал
национальной науки, так и образования. В этом смысле начавшиеся повсеместно в
странах Центральной и Восточной Европы организационные реформы в науке стали
попыткой решить, в числе прочих, и это противоречие. Одним из важнейших
институциональных нововведений этих стран стала реинтеграция исследований в
вузы, т.е. создание (или воссоздание) исследовательских по сути университетов.
Первая инновационная научно-техническая программа в
системе высшей школы ("Мелкосерийная и малотоннажная наукоемкая
продукция") была сформирована в 1991 году. На ней отрабатывались основные
принципы организационно-экономического механизма деятельности таких программ. В
реализации программы приняли участие 57 вузов. Параллельно активно развивалось
технопарковое движение. Первый технопарк в нашей стране был создан в 1990 году
в г. Томске. При создании этого технопарка были объединены усилия и ресурсы
четырех секторов этого региона: два научных сектора - вузовский и академический
(в лице ТНЦ СО АН СССР), промышленный сектор (в лице Ассоциации промышленных
предприятий Томской области) и сектор власти (в лице первых руководителей области
и городов).
В этом же году учреждается Ассоциация научных и
технологических парков высшей школы (Ассоциация "Технопарк"), которая
взяла на себя инициативу по разработке научно-методических и
организационно-экономических основ создания отечественных университетских
технопарков, концепции их развития, оказанию практической помощи вузам и
регионам по созданию технопарков, инкубаторов технологий, формированию
механизмов поддержки малого инновационного предпринимательства в системе высшей
школы, а также организации обучения команд менеджеров технопарков,
предпринимателей для инновационной деятельности в научно-технической и
образовательной сферах.
Университетские технопарки не только сыграли огромную
самостоятельную роль (роль инкубаторов малых инновационных фирм), но и явились
катализатором развития инновационной деятельности в стране. На основе лучших
университетских технопарков (МГУ, МИЭТ, МЭИ, ЛЭТИ и других) были созданы первые
инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы и другие
структуры поддержки инновационной деятельности в высшей школе.
В 1996 г. инновационная деятельность высшей школы
объединяется в рамках трех комплексных научно-технических программ
Минобразования России: "Развитие инновационной деятельности в вузах России";
"Поддержка новых экономических структур научно-технического
предпринимательства и защита интеллектуальной собственности в высшей школе
России"; "Технопарки и инновации". К выполнению этих программ
было привлечено более 150 вузов и научных учреждений Минобразования России и
более 17 тыс. их сотрудников и студентов. В программах участвовали 50
университетских технопарков в рамках Соглашения по содействию развития
инновационной деятельности высшей школы, координирующие инновационную
деятельность между Министерствами промышленности, науки, образования и
Российскими фондами технологического развития и развития малых форм предприятий
в научно-технической сфере. На основании этого соглашения была сформирована
Межведомственная программа "Активизация инновационной деятельности в
научно-технической сфере" и уже в 1997 г. инновационные программы
Минобразования России объединяли свыше 500 проектов, около 200 вузов России.
Развитие принимает темпоральный характер. Уже в 1998 г. действуют четыре
программы, связанные с инновационной деятельностью: "Университетские
технопарки и инновации"; "Малое предпринимательство в науке и научном
обслуживании высшей школы"; "Трансфертные комплексы, системы и
оборудование"; "Прецизионные технологии и системы", выполнение
которых являются приоритетными направлениями высшей школы по программе
"Развитие инновационной деятельности в вузах России". В настоящее
время в системе образования России действует отдельная самостоятельная
научно-техническая программа "Инновационная деятельность высшей
школы".
Обращаясь
к зарубежному опыту, отметим, что в экономически развитых странах наука и
высшее образование принадлежат к числу наиболее динамично развивающихся
сопряженных систем. Несмотря на то, что в данной области отдельные государства
заметно отличаются друг от друга, здесь есть общие тенденции, проблемы, сходные
решения и конечные ориентиры. Практически во всех развитых странах
исследовательская система не гомогенна и не автономна от высшей школы, а
дифференцирована и тесно связана с последней. В Австралии вузы и научные центры
объединены в Консорциум по профессиональной направленности и успешно
функционируют. Так, в США в науке доминируют университеты с мощной
исследовательской функцией, но наряду с ними действуют многие исследовательские
институты других типов. В Западной Европе неуниверситетский сектор науки еще
обширнее, а функциональная дифференциация между разными типами организаций еще
глубже. Вместе тем и здесь университетская наука весьма приоритетна и внутренне
связана с образованием Универсальной модели исследовательского университета
нет, существуют различные национальные модификации, которые могут быть
объединены в рамках этой общей категории.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|