Примерно 32%
общего объема иностранных инвестиций в экономику России составляют инвестиции
Германии, но лишь 8,2% из них – прямые. Вложение капитала производится
сдержанно, причем преимущественно в сферу торговли и услуг. Среди перспективных
и наиболее крупных инвестиционных проектов сотрудничества можно выделить
следующие: сооружение газопровода «Ямал-Европа»; строительство скоростной
магистрали «Берлин-Баршава-Минск-Москва»; создание на Ульяновском автозаводе
совместного производства малотоннажных автомобилей, джипов и дизельных
двигателей; модернизация Оскольского меткомбината; модернизация пермского и
других НПЗ. На территории России действуют более 2 тысяч совместных
российско-германских предприятий, большая часть которых находится в Москве и
Санкт-Петербурге. С целью объединения усилий немецких фирм по инвестиционному
изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995
году в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, еще раньше было
создано Представительство немецкой экономики. С другой стороны, российские
предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую
экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции.
Наибольшую долю российских инвестиций в экономику Германии составляют вложения
АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и
РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой
промышленности Германии.[40]
Серьезной
проблемой, тормозящей и обременяющей торгово-экономические связи с Германией,
является текущая коммерческая задолженность около 600 немецким фирмам – порядка
0,5 млрд. долларов. Германия является крупнейшим кредитором России. Кредитная
задолженность России Германии регулируется в рамках Парижского и Лондонского
клубов стран-кредиторов. Предпочтительные для немецкой стороны условия
погашения задолженности предполагают подписание соглашения о реструктуризации
задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а
также прямое погашение задолженности. Вместе с тем для России среди задач по
эффективному использованию кредитов Германии являются: тщательный отбор
проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения
общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей,
совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего
инвестиционный климат в России.
Основным
организационным инструментом экономического сотрудничества России и Германии
является постоянный Консультационный Совет по экономическому и
научно-техническому сотрудничеству, цель которого – содействие развитию
торгово-экономических связей между двумя странами на уровне правительств.
Экономические связи между Россией и Германией в определенной степени
приобретают региональный характер: расширяются экономические связи между
отдельными субъектами РФ и землями Германии, особенно Северного
Рейна-Вестфалии, Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга. С другой стороны,
Федеральное Ведомство Германии по особым задачам заключило в свое время
рамочные кредитно-торговые соглашения с администрациями Пермской, Тюменской,
Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарией, Башкортостаном и
Коми. В основу этих соглашений положена схема финансирования немецкого экспорта
под гарантии «Гермеса» на базе бартера. Программы сотрудничества включают и
проекты инвестиционного характера. Ряд крупных регионов России разработали
перспективные программы сотрудничества с германскими партнерами. Отдельные
субъекты Российской Федерации провели в Германии презентации своих регионов и
проектов для сотрудничества.
В целом Германия
рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно
развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный
торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок
имеются и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда
российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным
товарам, ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С
другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в
России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических
отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и
экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность
внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе,
низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая
направленность экспорта.
Кроме того,
Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией, как с экономическим лидером
Евросоюза. ЕС - важнейший экономический партнер России: 40% ее внешней торговли
приходится на страны Союза, оттуда поступает более половины прямых инвестиций в
Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель
германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой
Европы, и к этому мы будем дальше стремиться».
Самый удачный
после 1991 г. с точки зрения хозяйственной конъюнктуры, относительно спокойный
в политическом отношении по сравнению с предыдущими двумя годами и вобравший в
себя начальные этапы нескольких фундаментальных социально-экономических реформ
- так можно охарактеризовать последний год прошлого века для Германии. Именно
в 2000 г. стало очевидно, что кабинет Шредера взял курс на глубокое и
всеобъемлющее реформирование экономики и социальной сферы, причем
преобразования имеют преимущественно социал-либеральную окраску.
В 2000 г. позиции
канцлера и председателя СДПГ Г. Шредера явно укрепились, не в последнюю
очередь из-за весьма благоприятного развития экономической конъюнктуры и
смягчения безработицы. Рост ВВП в постоянных ценах впервые после 1991 г.
превысил 3%.[41]
Сила германской
экономики - высокая конкурентоспособность товаров на мировом рынке и высокая
экспортная доля в ВВП - вновь обернулась слабостью, точнее, ненадежностью.
Ведь только высокие темпы роста экспорта обеспечивают высокие темпы роста
экономики в целом. Надежды на то, что внутренний спрос будет играть все большую
роль как фактор роста, пока не оправдываются: вклад внутренних факторов в
темпы прироста ВВП в прошлом году составил 1.9 пункта и таким же ожидается в
следующие два года. Так что и в ближайшие годы только существенный зарубежный
спрос обеспечит взятие национальной экономикой планки в 2%.
Впрочем,
структура создаваемого ВВП меняется и в отношении внутренних факторов: доля
частного потребления растет, тогда, как государственного устойчиво снижается.
Инвестиции в прошлом году также заметно выросли, но исключительно за счет
вложений в оборудование, тогда как строительные инвестиции, как и в предыдущие
годы, упали. В ближайшие годы ожидается похожая картина, хотя рост инвестиций
в оборудование, равно как и снижение инвестиций в здания и сооружения,
замедлятся.
Правительство
утверждает, что основу успешного развития страны составляют начатые им реформы.
В частности, вместо привычных методов борьбы с безработицей путем помощи,
потерявшим работу ставка сделана на создание максимально благоприятных
условий для предприятий, учреждения и развития все новых и новых фирм, а значит
- новых рабочих мест.
Однако вероятность
того, что кабинет Шредера не отступит, весьма высока, поскольку шансы на второй
мандат пока велики, а приостановка реформирования может обернуться неприятными
проблемами во время второго срока. Альтернативы же социал-либеральному
обновлению германской модели, очевидно, нет.
Поэтому
правительство, безусловно, продолжит курс на создание благоприятной среды для
предпринимательства и частной инициативы и, прежде всего - через снижение
налогового бремени. Принципы налоговой реформы на 2001-2005 гг. были
утверждены в прошлом году, и уже в 2001 г. налоговое бремя на домохозяйства и
предприятия уменьшается по сравнению с 2000 г. на 45.4 млрд. марок. Совокупный
налог на прибыль, превышавший в 2000 г. 50%, наконец-то уже в 2004 окажется
ниже 40%. Существенно снижается и подоходный налог: максимальная ставка
уменьшается с 53% в 1999 г. до 48.5% в 2001 г. и 42% в 2005 г.; начальная
ставка также уменьшается с 22.9% до 19.9% в 2001 г. и 15% в 2005 г.[42]
Заметно
перестраивается и вся государственная финансовая система. Снижение налогов
неизбежно влечет за собой снижение государственных расходов. Доля государства
в перераспределении ВВП через бюджет и социальные фонды уменьшается.
Пока все еще
неясно, чем будет компенсировано снижение поступлений в казну, какие статьи
расходов придется урезать уже в ближайшем будущем. В 2000 г. неожиданно
удалось достичь профицита госбюджета, но лишь благодаря огромному доходу от
продажи лицензий на мобильную связь третьего поколения и значительным
поступлениям от приватизации. В 2003 и 2004 годах таких подарков не
предвидится, а потому бюджет вновь ожидается дефицитным. Финансовая политика
остается, таким образом, важнейшим полем, на котором проверяется жизнеспособность
обновленной социал-демократической политики "нового центра" и ее
соответствие требованиям XXI в.
С финансовыми
делами связаны и перемены в социальной сфере. Будет перестроена система
медицинского и социального страхования, в результате чего уменьшатся
отчисления - по сути, тоже налоги - в социальные фонды и больничные кассы. Государство
все меньше, а индивиды все больше будут решать, на что использовать доходы
частных лиц.
Второй важнейшей
реформой, запущенной кабинетом Шредера, стала весьма спорная пенсионная
реформа, вызвавшая острейшие дебаты.
Предусматривается
пока не переход от преимущественно страховой солидарной системы к преимущественно
накопительной, а просто введение накопительной части пенсионной системы. Через
3 - 4 года эта часть должна составить всего 4%. При этом государство намерено
стимулировать частные накопления. Но чтобы не допустить бедности в старости,
вводятся базисные пенсии, финансируемые из налоговых поступлений. Индексации
пенсий в зависимости от динамики заработной платы больше не будет.
Пенсионная
реформа рассчитана до 2030 г. Она не носит характера революционного разрыва с
прежней солидарной системой, но трансформация последней все же будет сильной.
Подорвать реформу могут, правда, профсоюзы: только в конце 2000 г. они
поддержали реформу при условии, что страховые взносы не превысят 22% брутто-зарплаты,
а размер пенсии не будет меньше 67% нетто-зарплаты. Очевидно, что оппозиции
придется принять предлагаемую реформу, поскольку новые условия вынуждают
правительство двигаться в данном направлении, независимо от его партийной
окраски.
Особенность мирохозяйственного
развития высокие цены на нефть - затронула и Германию. И хотя их повышение не
смогло противодействовать тенденции к экономическому росту в стране,
потребители ощутили некоторые неприятные последствия. В сентябре в Германии,
как до того в Бельгии, Франции и Великобритании, начались массовые протесты
водителей против повышения цен на горючее. Они вынудили Шредера согласиться
на социальные компенсации повышающихся цен на энергоресурсы.
Не только цены на
нефтепродукты и мясо испортили инфляционную картину в Германии. После
0.6%-ного повышения розничных цен в 1999 г., рост их почти на 2% в 2000 г.
выглядит тревожно. Такая же инфляция ожидается и в 2001 г. Рост цен затронул
весь Евроленд, и он даже вышел за рамки маастрихтских критериев, составив
2.3%. Это вынуждает Европейский центральный банк проводить довольно жесткую денежную
политику, что ослабляет курс евро по отношению к доллару. Хотя в апреле 2001 г.
ставка рефинансирования ЕЦБ (4.75%) впервые за долгие годы превысила ставку
Федеральной резервной системы США (4.5%), неясно, как долго сохранится
подобное соотношение. Если длительное время, то это несколько снизит экспортные
возможности Германии, но станет стимулом притока капитала, необходимого для
модернизации всей экономической системы страны, внедрения новых технологий и
создания новой базы экспансии, в том числе в сфере "новой экономики".
Несмотря на явно
заниженный курс евро денежная политика ЕЦБ и Бундесбанка расценивается как
весьма рациональная. Не ввязываясь в безнадежную борьбу с долларом за
лидерство, субъекты денежной политики в Евроленде и Германии смогли предотвратить
внутреннее обесценение единой валюты в непростых условиях высоких цен на нефть.
Оценки ближайших
перспектив развития немецкой экономики весьма неоднозначны. Слишком многое зависит
от мирохозяйственной ситуации и от последовательности реформистской политики
германского правительства. Даже если эффект самих реформ проявится не так
скоро, их ход и параметры явятся важным сигналом для хозяйствующих субъектов.
Едва ли можно ожидать резкого подъема и опережения США по темпам роста. В
среднесрочной перспективе ожидается умеренный - от 2 до 2.5% - рост ВВП. Но
падение средних темпов ниже отметки 2% уже чревато неприятностями для мирохозяйственных
позиций германской экономики.
Мы привыкли
называть нынешние отношения России и Германии стратегическим партнерством или,
по выражению более осторожных экспертов, курсом на стратегическое партнерство.
Такое определение можно лишь приветствовать, хотя оно не содержит никакой
специфики двусторонних связей. Россия имеет в мире десятки стратегических
партнеров, и число таких стран увеличивается, пожалуй, с каждой новой поездкой
нашего президента. Германия также не обделена подобными партнерами. Слова о
стратегическом партнерстве стали настолько расхожими, что не несут больше
особой смысловой нагрузки.
Между тем XX век
в Европе характеризовался сложным сочетанием, как противостояния, так и
взаимодействия обоих государств, а у остальных европейцев Германия и Россия,
преемница СССР, вызывали и отчасти вызывают подозрительное отношение к себе.
Стоит отметить в этой связи, что, по мнению официальной германской
историографии, вопрос о том кто виноват в развязывании Первой мировой войны, до
сих пор остается спорным.
После Второй
мировой войны возможная германская опасность была устранена путем экономической
интеграции, результатом которой стал Европейский Союз, и посредством создания
военно-политического союза НАТО. Тем не менее, единодушия относительно будущего
поведения Германии среди экспертов нет. Одна группа - алармисты - полагает, что
объединение Германии создало предпосылки для ее возвышения до уровня хозяина
европейского континента и страна еще породит непростые проблемы для ее нынешних
союзников. Основная борьба, по их мнению, развернется в Европе между США и
Германией, причем в экономической сфере. России они предлагают играть на американо-германских
неизбежных противоречиях, это, мол, большой шанс для России. Но это - не шанс,
это была бы ошибка.
Положение в мире
и в Европе со времен Рапалло изменилось кардинальным образом, а вот подходы у
некоторых экспертов остались прежние. Их стержень-создание временных коалиций.
Германию нельзя
ныне рассматривать без учета ее глубокой вовлеченности в европейский
интеграционный процесс, в ходе которого она утратила многие прерогативы
национального государственного управления, отошедшие к совместным органам. С
целью навсегда обеспечить мир в Европе и избежать типичных для прошлого
межгосударственных блоков был задуман процесс интеграции. Брюссель и Страсбург
значат для Германии не меньше, чем Берлин. Время политики Рапалло и пакта Молотова
- Риббентропа, нацеленной на раскол Европы, прошло.
Германию нельзя
больше вычленить из европейского сообщества. После введения общей валюты всякие
рассуждения о гегемонизме Германии несостоятельны. Отныне для нее практически
исключено проведение некоего особого, а тем боле агрессивного индивидуального
курса, ибо это ударило бы через общую денежную единицу по ней самой. Было бы неразумно
членам еврогруппы, и Германии, в том числе ослаблять евро, чтобы насолить
соседу, как неразумно, скажем, подрывать общий нефтепровод. Создались условия,
при которых Германия и остальная Европа должны хранить друг другу нибелунгскую
верность. С появлением евро произошла окончательная европеизация Германии.
Вечный спор о том, "кто кого"? - Германия Европу приструнит или
наоборот, больше не актуален. Это, конечно, не означает всеобщей стерилизации
отношений между членами ЕС. Евро не может как-то воспрепятствовать изменению
сложившейся конфигурации сил в интеграционной экономической структуре, в
частности, наращиванию германской доли. Здесь умести провести аналогию с
внутренней экономикой, где при одной и той же валюте регионы развиваются
по-разному, но это развитие не связано с какими-то недружественными действиями
по отношению к слабым территориям. Кстати говоря, объединенная Германия
показала за прошедшее десятилетие минимальный экономически рост по сравнению с
другими членами ЕС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|