Поэтому создание
стабильного и прочного мирного устройства в Европе, придание международным
отношениям еще более цивилизованного и правового характера и в первую очередь
разработка и развитие эффективных стратегий по предотвращению конфликтов и их
мирного урегулирования остаются приоритетными задачами германской политики. Ее
основу составляют защита прав человека, готовность к диалогу, отказ от
применения силы и укрепление мер доверия, На фоне собственного исторического
опыта Германия испытывает особую приверженность принципам свободного правового
государства и правам человека. В силу этого германская политика во всем мире
ориентирована на принципы уважения прав человека и человеческого достоинства.
Тем самым она служит делу стабильности, мира и развития. Ключевыми темами XXI
века являются такие глобальные проблемы, как устойчивое развитие в
странах-партнерах на Юге и Востоке, преодоление отставания в развитии,
сохранение нормальных условий для жизни на нашей планете, сдерживание
нерегулируемой миграции, международной преступности, распространения оружия
массового поражения, с которыми отдельные государства уже не в состоянии
справиться в одиночку. В условиях меняющегося мира Германия готова взять на
себя более высокую ответственность. При этом в области внешней политики она
по-прежнему будет действовать в тесном союзе с партнерами по Европейскому
Союзу и Атлантическому союзу, а также участвовать в деятельности международных
организаций, прежде всего ООН и ОБСЕ. Германская внешняя политика будет
ориентироваться на сохранение мира и процветания, развитие демократии и прав
человека во всем мире.
Отсюда вытекают
следующие основные моменты внешней политики Германии: [19]
♦
дальнейшее развитие Европейского Союза, который в глобальном масштабе должен
стать эффективным партнером во всех областях. Обеспечение мира, демократии и
процветания по всей Европе, в частности, путем успешного расширения
Европейского Союза
♦
укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ
♦
дальнейшее развитие Атлантического сонла и трансатлантического сотрудничества,
к рамках которого Европа должна брать на себя более высокую ответственность
♦ усиление
роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие
Германии в их деятельности. Развитие и уважение прав человека во всем мире
♦
расширение партнерских отношений со всеми граничащими с ЕС регионами, в первую
очередь со Средиземноморьем и Ближним Востоком, в интересах развития и
стабильности
♦ более
интенсивное сотрудничество с африканскими государствами, расположенными к югу
от Сахары и являющимися одним из основных объектов германской политики
развития. Важным критерием внешнеполитического веса и дееспособности Германии
остается эффективность ее экономики. Необходимо обеспечить Германии роль одной
из ведущих стран-экспортеров и создание в стране благоприятных условий для
развития промышленных отраслей будущего. Будучи одним из крупнейших
промышленных и торговых государств, имеющих тесные связи со всем миром,
Германия не может обойтись без хорошо функционирующей системы мировой
экономики, учитывающей при этом экологический и социальный баланс интересов.
То и дело возникающие кризисы на мировых финансовых рынках выявили
взаимозависимость национальных народных хозяйств, продемонстрировав значительный
дестабилизирующий потенциал в социальной сфере. Укрепление международных
институтов в области торговли и финансов, создание для мировой экономики
обязательных правовых рамок, ориентированных на принципы рыночной экономики,
отвечает германским интересам.
Германия намерена
содействовать мирному прогрессу во всем мире и справедливому балансу интересов
между Севером и Югом. Германская внешняя политика по-прежнему привержена цели
устойчивого глобального развития. В настоящее время Германия поддерживает
дипломатические отношения почти со всеми странами мира. Она имеет свыше 200
зарубежных представительств. К ним следует добавить еще 12 представительств при
межправительственных и наднациональных организациях.[20]
Современный этап
НТР, переход к новому типу воспроизводства привели к структурным изменениям. В
воспроизводстве ВВП снизилась доля материального производства, и, прежде всего
сельского хозяйства и промышленности, и возросла доля услуг.
Значительные
изменения произошли в структуре промышленности. Сократился удельный вес
традиционных отраслей - черной металлургии, общего машиностроения,
судостроения, текстильной и швейной промышленности. Одновременно резко
возросла доля авиакосмической промышленности, конторского оборудования и
аппаратуры по обработке данных, электротехнического оборудования, а также
автомобилестроения.
Машиностроение
занимает ведущее положение в структуре промышленного производства. На него
приходится около 50% занятых в сфере промышленного производства.[21] В структуре выпуска центр
тяжести стал перемещаться от производства традиционной продукции в область
научно-технических производств. Ведущее место занимают автомобильная
промышленность, общее машиностроение и электротехническая. Их положение во
многом зависит от спроса на внешнем рынке. Германии по отдельным видам
производства обрабатывающей промышленности принадлежат ведущие места в мире. По
производству станков она занимает второе место. В основных группах отраслей она
занимает третье место.
В отличие от
промышленности сельскохозяйственное производство Германии по валовому объему
уступает Франции и Италии. По интенсивности и продуктивности ее сельское
хозяйство превышает средний уровень для стран ЕС, но уступает таким странам,
как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место по
степени насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из
ведущих мест по использованию химикатов.
Относительно
низкий уровень интенсификации производства связан с социально-экономической
структурой сельского хозяйства. Значительная часть сельскохозяйственных земель
сдается в аренду. В полной собственности производителей находится около 22%
сельскохозяйственных угодий. В отличие от ряда других стран преобладающей
формой аренды является парцельная аренда, когда берутся дополнительно к собственной
земле отдельные участки. Субъектами подобной аренды выступают мелкие и средние
производители. По уровню концентрации земельного фонда Германии уступает
Британии, Люксембургу, Дании, Франции, Ирландии. Средний размер хозяйства составляет
примерно 17 га. Свыше 54% хозяйств имеют площадь сельскохозяйственных угодий
менее 10 га и только 5,5% - 1; свыше 50 га. Причем мелкие и средние хозяйства,
как правило, разбиты на несколько участков.
Внедрение
научно-технических достижений в производство, которое в первую очередь происходит
в крупных хозяйствах, ведет к росту производительности труда и вытеснению
мелкого крестьянского хозяйства. Примерно половина хозяйств не обеспечивает
своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они получают в
промышленности и в других отраслях экономики. По уровню доходности сельское
хозяйство Германии уступает целому ряду стран ЕС.[22]
Аграрная политика
федерального правительства направлена на изменение социально-экономической
структуры хозяйства.
Высоким уровнем
развития, широтой охвата и многообразием форм характеризуется сельскохозяйственная
кооперация, которая распространяется практически на всех производителей. Через
нее осуществляются кредитование хозяйств, снабжение их средствами производства,
заготовка и переработка продукции. Наиболее высок удельный вес в сбыте молока
(80%), зерна (50%), овощей (40%), вина (30%). Производственное кооперирование
развито слабее. Государство оказывает финансовую помощь кооперативам.
Повышение
агрокультуры, структурные изменения способствовали росту производства многих
видов продукции. Отечественное производство обеспечивает свыше 4/5
потребностей страны в продовольствии, в том числе более чем на 100% в пшенице,
сахаре, говядине, сыре, сливочном масле.
Кредитные рынки.
По величине финансовых рынков Германия значительно уступает США и другим
ведущим странам. Значительная часть сделок с активами, выраженными в немецких
марках, совершалась в Лондоне и Люксембурге. Отставание германского финансового
центра Франкфурта от Нью-Йорка и Лондона вызывалось большей степенью
регулирования, налогообложения ряда операций, меньшей ролью институциональных
инвесторов. Создание экономического союза в Европе выдвигает задачу укрепления
конкурентных позиций германских банков и рынков капитала.
Структурная перестройка,
приспособление восточногерманского хозяйства к новым условиям воспроизводства в
мировой экономике вызвали резкий рост безработицы. В Восточной Германии уровень
безработицы превышает 17%.[23]
Многие отрасли
германского хозяйства отличаются высоким уровнем централизации и концентрации
капитала. В обрабатывающей промышленности 100 крупнейших фирм сосредоточивают
60% общего оборота и более 50% общего числа занятых.
Несмотря на
высокую степень централизации капитала и производства, значительный удельный
вес имеют мелкие и средние компании. Мелкие компании с числом занятых до 50
человек сосредоточивают 31,3% производства. Во всем хозяйстве страны мелкие и
средние фирмы с числом занятых до 249 человек создают почти 55% валового
продукта.
Многие крупные
компании тесно взаимосвязаны через систему участий, личную унию, кредитные и
производственные отношения. Активную роль в переплетении интересов играют кредитные
учреждения. Десяти наиболее значительным банкам принадлежат контрольные пакеты
акций 27 из 32 крупнейших компаний страны.
Переплетение
капитала, личная уния приводят к тому, что до сих пор значительная часть
германских компаний продолжает находиться под контролем отдельных семей.
Наиболее могущественные среди них семьи Байшам, Хаубов, Эткеров, Оппенгеймов,
Хенкелов, Боерингеров, Мерков, Квандтов, Сименс, Бош. Многие германские фирмы
имеют единственного держателя акций. Пять крупнейших держателей обычно владеют
40% акций. Доминирующий голос в германских фирмах имеет банк. Самофинансирование,
банки и их кредитование играют более важную роль, чем в англоговорящих
странах. Перекрещивающиеся владения между промышленными компаниями, между
банками и промышленными компаниями выступают важной чертой германской системы
взаимодействия капитала. Относительно низкая роль биржевых операций снижает
значение риска.
Система
управления компаниями. Доминирующей чертой германских компаний является
«внутренний» характер систем их управления, при котором все участники -
акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители
могут оказывать влияние на развитие компании, в том числе прямое влияние на принятие
решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы.
Германская система управления отличается от англосаксонской модели, в которой
владельцы капитала имеют небольшое прямое влияние на управление, но могут
проявлять силу, «голосуя ногами», продавая акции или перенося субконтракты.
В центре
германской рыночной экономики находится система так называемого соучастия в
решениях. На предприятиях действуют производственные советы, которые избираются
прямым голосованием. Они участвуют в решении вопросов организации рабочего
места, производственного процесса и общей обстановки, приема на работу.
На крупных
предприятиях с численностью занятых свыше 2тыс. человек учреждаются наблюдательные
советы, состоящие из акционеров и работающих по найму, которых выдвигают
производственные советы и профсоюзы. Члены советов получают возможность
участвовать в управлении фирмой. По закону работники имеют половину мест в
наблюдательных советах - высших руководящих органах, которые назначают и
смещают старших управляющих. Это является частью системы, которая способствует
тесным связям между рабочими и укрепляет особую форму управления корпорациями.
Фирмы и банки владеют акциями друг друга и тем самым минимизируют дисперсию владения
на фондовых рынках и среди акционеров. Это экономическое устройство базируется
на сильной децентрализованной федеральной системе, которая дает большую власть
16 землям, и формах политики, построенных на согласии, при которых решения
принимаются, насколько возможно, с молчаливого согласия главных партий -
христианских демократов и социал-демократов.
В последние
десятилетия роль государства изменилась. Сократились его предпринимательская
функция, прямые формы регулирования. Государственное предпринимательство
складывалось под влиянием государственного строительства или выкупа
находившихся в тяжелом финансовом положении предприятий и фирм. В конце 80-х
годов на предпри-1гятиях государственного сектора было занято 8,7% всех рабочих
и служащих. Помимо промышленности государственные предприятия занимают видное
место в инфраструктуре. В промышленности государство контролировало базовые и
энергетические предприятия: производство цветных металлов, добычу каменного
угля.
Переход к
неоконсервативной форме регулирования сопровождался сокращением
государственного сектора путем продажи акций предприятий на кредитных рынках.
Сокращение государственного сектора расширило сферу частного капитала, рыночных
сил. В 90-е годы государственные капиталовложения установились на самом низком
уровне - порядка 2% ВВП.[24]
Государство
играет важную роль в финансировании НИОКР. Федеральное и земельные
правительства обеспечивают свыше 37% расходов на эти цели. За счет
государственных средств финансируется значительная часть фундаментальных
исследований в области космической* техники, ядерной энергетики. Государство
выделяет существенные средства мелким и средним фирмам для ведения
научно-технических разработок и оплаты исследовательского персонала.
Немецкое
законодательство разрешает; организациям работодателей и наемных работников
совместно определять уровень заработной платы и условия труда. Трудовые соглашения
заключаются на национальном уровне между отраслевыми организациями
предпринимателей и профсоюзов.
Сотрудничество
предпринимателей и профсоюзов распространяется на организацию труда, включая
групповые принципы производственной деятельности, повышение квалификации
персонала, ориентацию оплаты труда на производственные потребности и достигнутые
результаты.
Согласие между
рабочей силой и капиталом поддерживается системой социального обеспечения, которая
базируется на трех основах - страховании здоровья, пенсиях и пособиях по безработице.
Безработные в течение 32 месяцев получают 2/3 прежнего оклада, после чего
пособие начинает снижаться. Пенсионные фонды самофинансируются и существуют на
основе взносов. Доля отчислений с доходов предпринимателей и рабочих поднялась
с 26,5% в 1970 г. до 39,2% в 2002 г.[25]
Весь этот механизм придавал устойчивость функционированию хозяйственной
германской системы, а также социальному положению рабочей силы. В 90-е годы в
системе хозяйственного механизма произошли изменения в сторону большей свободы
для предпринимателей, в частности, в вопросах найма рабочей силы.
Поначалу в 1952
году вместе с Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами
Федеративная Республика основала Европейское объединение угля и стали (ЕОУС); а
в 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество
по атомной энергии (Евратом).
Благодаря
договору о слиянии в Европейские сообщества (ЕС) от 1965 г. Были созданы единые
органы управления для ЕОУС, ЕЭС и Евратома. При этом преследовалась цель
повысить политический вес Европейского совета и Европейской комиссии и
упорядочить деятельность совместных органов ЕС.
Благодаря Единому
европейскому акту от 1986 г., Договору о Европейском Союзе, подписанному в
Маастрихте 7 февраля 1992 г., и новому Амстердамскому договору от 2 октября
1997 г. были сделаны важные шаги по пути объединения Европы. Маастрихтский
договор дал старт созданию экономического и политического союза; третий и
последний этап, предусматривающий введение единой валюты, - евро - начался 1 января
1999 г. Тем самым в Европе появляется второе по величине единое валютное
пространство мира. Кроме того, с момента вступления в силу Маастрихтского
договора ЕС проводит совместную внешнюю политику и политику безопасности (СВППБ),
а также совместную политику в сфере юстиции и во внутренних делах. Итак,
созданы предпосылки для превращения ЕС в подлинно широкий политический союз.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|