Доля сельского
хозяйства за послевоенный период сильно снизилась. Тем не менее, сельское
хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90%
потребностей в продуктах питания удовлетворяется собственным сельскохозяйственным
производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли экономики,
получает государственные субсидии, что делает его не слишком эффективным.
Ведущая отрасль - животноводство. Германия экспортирует мясо, масло, зерно.
Промышленность
Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой
продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:[9]
♦
автомобилестроение;
♦ транспортное
машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
♦ общее
машиностроение (производство станков, различных приборов);
♦
электротехническая промышленность;
♦ точная
механика и оптика;
♦
химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
♦ черная металлургия.
Ранее Германия
являлась одним из мировых лидеров по производству стали. В районе Рура были
сконцентрированы основные производственные мощности сталелитейной
промышленности. Но с 1973 г. было проведено закрытие многих металлургических
предприятий. Что касается положения этой отрасли в восточных землях, то
местная тяжелая индустрия была остановлена вскоре после объединения двух
стран. В настоящее время опорными отраслями экономики Германии являются
машиностроение, химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение
ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно.
Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг
(«ауди», «даймлер-бенц»), Нижней Саксонии («фольксваген»), Гессене («опель»),
Северной Рейн-Вестфалии («форд, опель»), Баварии (БМВ) и Саарленде («форд»).
Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине
несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но
«фольксваген», «опель» и «даймлер-бенц» быстро освоили и переориентировали
восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок.[10]
С конца XIX в.
Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству
электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где
располагались такие известные корпорации, как «Siemens», «AEG», «Telefunken», и
«Osram». После Второй мировой войны и разделения Германии наиболее мощное и
современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и других
центрах Южной Германии. В ГДР электротехническая и электронная промышленность
была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта отрасль в
восточных землях развития не получила, из-за сильного износа и старения
производственных мощностей.
С конца XIX в.
начался подъем и химической промышленности:[11]
Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным
сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических
заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков - в Людвигсхафене, близ
Франкфурта, и в рурском промышленном районе. Восточногерманские заводы в Галле
и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды.
Текстильная
отрасль германской экономики в последнее время перенесла свою производство за
границу, но по-прежнему остается одной из самых мощных отраслей. Предприятия
текстильной промышленности расположены в Северном Рейне-Вестфалии и южной
Баварии.
Особое место в
промышленности занимает производство точной механики и оптики. После
объединения западногерманская фирма «Zeiss» приобрела схожее по профилю производство
в Йене. Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и
прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной и
пищевкусовой промышленности. Промышленность восточных земель Германии
претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние ее
отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Восточной Европы, пришлось
ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую
промышленность, точную механику и оптику.
Развитие сферы
услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран.[12] В Германии в сфере услуг
создано и меньше рабочих мест. Тем не менее, Германия в мировом хозяйстве
специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия
располагает весьма развитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и
железных дорог, одни на крупнейших в Европе и мире воздушные гавани и морские
порты. В сфере транспорта применяются самые передовые технологии.
Крупнейшие порты
страны: Берлин, Бонн, Бремен, Бременхафен, Кельн, Дрезден, Гамбург, Карлсруэ,
Киль, Любек, Магдебург, Манхайм, Росток, Штутгарт.[13]
Внешнеэкономические
связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и
импортеров мира.
Экспорт состоит
из; машин - 31%, станков и оборудования - 17%, продукции химической
промышленности - 13%, металлов, продовольствия и текстиля.
Несколько
скромнее позиции страны в импорте и экспорте услуг. По экспорту услуг страна занимает
четвертое место в мире - 75,7 млрд долл. По импорту услуг страна занимает
второе место в мире - 121,8 млрд долл.
Концепция,
которой руководствовался Л. Эрхард в проведении экономических реформ, была
названа концепцией социального рыночного хозяйства (СРХ). Рассмотрим основные
моменты этой экономической программы.
Концепция СРХ сформировалась
как неоклассическое осмысление новых социально-экономических процессов
«социализации» экономики, как попытка разрешения противоречия «экономика и
личность» путем применения синтетической категории «социальность». Причем
последняя раскрывается через целый ряд понятий, важнейшие из которых —
«рамочные условия», «конкурентная политика» и «политика поддержания порядка».
«Рамочные
условия» - объемлющее понятие данной концепции, аналогично тому, как в
классической школе объемлющим понятием является рынок, а в институционализме -
понятие социального института. Рамочные условия - это, прежде всего те
социальные ценности, которые предшествуют процессу производства и опосредуют
его.
Уже неолибералы
постоянно подчеркивали, что к неотъемлемому праву человека на независимое
развитие своей личности относится «право на улучшение своего благосостояния в
рамках заданных обществом правовых и моральных рамок - свободно и ответственно
выбирать и действовать. Эта целевая установка требует в экономической сфере
организовать децентрализованные процедуры волеизъявления и принятия
решений...».[14]
Как видим,
экономический порядок следует здесь из социального, а не наоборот. Отсюда
основной задачей государства становится проведение политики поддержки условий
конкуренции и общего социального порядка. Государство же, в свою очередь,
возникает здесь не как продукт «общественного договора» Руссо и Вольтера, а как
одно из необходимых рамочных условий хозяйствования и деятельности индивида.
В таком понимании государства представители концепции СРХ гораздо ближе к
институционализму, чем к неоклассицизму, в рамках которого сформировалась
концепция. И это является первым из рассматриваемых нами проявлений внутренних
противоречий СРХ.
Главной
программной целью Эрхарда была денежная реформа как конкретная
технико-финансовая мера выхода из социально-экономического хаоса и дальнейшего
перехода к рыночной экономике. При этом денежная реформа неразрывно связана с
экономической и не имеет без последней никакого смысла: «Денежная реформа
осталась бы единичной акцией, если бы она не основывалась на здоровой базе
действительно органического выравнивания, и остались бы закрытыми все те краны,
которые поставило ошибочное частное и государственное планирование.
Замораживание цен предлагает лишь предлог для известной, ведущей к хаосу
политики».
По мысли Эрхарда,
существует и глубокая связь с социальной реформой: «Мы имеем самое антисоциальное
хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает - получает ничто,
«деньги», с которыми не может ничего предпринять... Когда существует
функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно». При
этом, с социальной точки зрения, денежная реформа обязана вернуть доверие к
денежной единице, а для этого она должна была что-то дать каждому, то есть по
отношению к населению эта реформа не могла быть рестрикционной. Эрхард
постоянно подчеркивал, что никакое государство не в силах создать такой запас,
что единственный способ материального обеспечения денежной реформы -
одновременное с ней освобождение цен, подкрепленное последовательностью
экономической политики, направленной на переход к рыночной экономике. При этом
Эрхард опирался на собственные исследования 1931 г., когда он предлагал для
выхода из кризиса: «Мы должны пойти на то, чтобы последние потребительские
программы отдать рынку... и на стороне инвестиций защищать только то, что, безусловно,
требует поддержки».[15]
Процедура обмена
была следующей: 20 июня каждый гражданин, также и несовершеннолетние, получил
так называемые подушные деньги в размере 40 DM и двумя месяцами позже еще по 20
марок.
Частные
накопления и активы кредитных институтов, включая вклады, были пересчитаны в
пропорции 10:1... Половина счетов была после проверки происхождения денег
финансовыми органами сохранена. Из второй половины в октябре 70% были аннулированы.
Итак, как
конечный результат, 100 рейхсмарок было обменено на 6,5 новых DM.
Накопления
банков, госучреждений, почты, железнодорожного ведомства и
национал-социалистских организаций были полностью аннулированы. При этом долги
Рейха банковской системе также были аннулированы, прочие долги государства были
погашены лишь в 1957 г. в пропорции 10:1. Для зарплат, пенсий и арендной платы
пропорция обмена составила 1:1, для прочих денежных отношений - 10:l ». Такова
техническая сторона реформы.
Благодаря «редкости»
новых денежных знаков и обнародованию Эрхардом уже в тот же день по радио
решения об освобождении цен произошел перелом. До 19 июля 1948 г. все полки
магазинов были пусты. Наутро все витрины были полны. «Карточки были - кроме
некоторых продовольственных товаров - в противоположность намерениям
оккупационных властей отменены, замораживание цен отменено немедленно и
замораживание зарплаты немного поздней.
Вскоре был создан
Центральный банк, независимый от правительства, чьей задачей стало недопущение
инфляции. Сразу же был запрещено землям и общинам формировать дефицитный
бюджет. 20 июня Эрхард через своего представителя обещал освобождение основных
цен, чем чрезвычайно удивил военную администрацию, которая считала вопросы
экономической политики исключительно собственной компетенцией. Уже 21 июня
заявление представителя Эрхарда о немедленном освобождении цен вызвало ее
резкое недовольство.
Несмотря на
введение новых денег, цены в первые месяцы продолжали расти: так, с июня по
декабрь цены на промышленное сырье поднялись на 26%, на продовольствие - на
18, на одежду - на 35%.[16]
Первое время
значительно возросла безработица - с 3,2% в июне 1948 г. до 12,2% в марте 1950
г. Однако здесь сказался значительный рост населения за счет беженцев и
переселенцев - с 1939 по 1954 г. на более чем 10 млн. человек, или на 25%.[17]
Можно утверждать,
что и с ценами, и с безработицей произошло следующее - из скрытой и
деструктивной формы эти важнейшие барометры экономической жизни превратились в
открытые измерители сложнейшего процесса социально-экономического выздоровления.
Конечно, здесь проявились, прежде всего, противоречия социального рыночного
хозяйства, конкретное развитие которых мы рассмотрим далее. Но сначала общий
вопрос: какую все-таки роль сыграли внешние «лекарства», которые помогли
встать на ноги экономике и обществу Западной Германии?
«Иногда
утверждается, что решающим для развития страны был план Маршалла... Западная
Германия получила за 10 лет по этому плану с 1948 г. около 1,9 млрд. долл.,
что по тогдашнему курсу составляет 150 марок на человека! Это меньше, чем
бесплатные поставки 1945 - 1948 гг. продуктов питания, удобрений и семян…»
При этом автор
цитируемой статьи профессор X. Херберг считает, что «западногерманское
экономическое чудо является ребенком от брака денежной реформы и рыночного
порядка».
Необходимо только
добавить социальную реформу, которая тесно связана с двумя другими. Именно она
сыграла роль того «обезболивающего средства», которое помогло проглотить
«горькую пилюлю» денежной реформы и операцию введения рынка. Во-первых, это
относительно равные стартовые условия. Элементы социальной реформы, которая,
как и экономическая развивалась на протяжении всего периода строительства
рыночного хозяйства, следующие:
♦
восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структуры путем
введения свободы ассоциаций и тарифной автономии. самоуправления в системе
социального страхования;
♦ введение
зашиты работников, в особенности от увольнений (1951 г.), защиты материнства
(1952 г.) и инвалидов (1953 г.);
♦
определение законных прав участия рабочих в управлении сначала на горных
предприятиях (1951 г.), а затем на других—в Законе о предприятиях (1952 г.);
♦
возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении 1950 г. и
Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной (1952 г.);
♦ программа
строительства жилья, которая с самого начала имела целью поддержку частной
собственности в жилищной сфере;
♦
восстановление дееспособности пенсионного страхования и введение динамической
пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты;
♦ введение
пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г.
Эти и другие меры
позволили значительно облегчить переход к рыночной экономике. Но как точно
заметил Ральф Цепперник. «социальное в конкуренции как раз то, что вообще на
рынок приходит большое предложение товаров».
Ту же самую мысль
Эрхард выразил другими, более эмоциональными словами: «Мы были на наилучшем
пути, чтобы приговорить демократию к смерти и превратить демократические
основные права нашего народа в химеру. Только когда эти права вновь найдут
свое выражение в свободном выборе профессии, в свободном выборе рабочего места
и, прежде всего в свободе потребления, лишь тогда сможем мы ожидать, что
немецкий народ будет вновь активно участвовать в политическом определении
своей судьбы».
Именно так стоял
тогда вопрос: союзники готовы были снять свое опекунство над Западной Германией
лишь тогда, когда она докажет свою способность к экономически эффективному и
демократическому развитию. Вскоре это и произошло.
На пороге XXI
века общие условия для германской внешней политики изменились кардинальным
образом.[18]
Германия воссоединилась и обрела внешнеполитический суверенитет. Ее положение
в области политики безопасности решительно улучшилось. Германская внешняя
политика есть и будет политикой мира, ее целью по-прежнему остается
обеспечение будущего в глобальном масштабе.
Прекращение
конфликта между Востоком и Западом предоставило новую свободу всем
государствам, когда-то находившимся в поле идеологической напряженности. В
Европе в целом и во всем мире появились новые формы сотрудничества, которые
раньше были просто немыслимы.
Объединенная
Германия, страна-экспортер, расположенная в самом центре Европы и
интегрированная в мировое хозяйство, немало выигрывает от наличия новых
возможностей. Во все более тесно переплетающемся мире национальная
изолированность стала уже невозможной. Важнейшим проявлением произошедших
перемен является глобализация, взрывающая национальные границы благодаря
интернационализации коммуникации и хозяйственной деятельности.
По всей Европе
достигнут решающий прогресс в области демократии, правового государства и
рыночной экономики. В то же время за последние годы Европе пришлось пережить
вспышку открытых военных конфликтов в пределах своих границ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|