Меню
Поиск



рефераты скачать Современная экономика Германии: проблемы и перспективы

Германии – один из крупнейших поставщиков на мировой рынок машин, оборудования и транспортных средств, что, несомненно, связано с высокой конкурентоспособностью продукции немецкого машиностроения на мировом рынке. По удельному весу в мировом экспорте: страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них - горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля и третье место в мире после КНР и Италии в экспорте одежды.

Что касается тенденций в развитии немецкого экспорта, то они определяются стратегией Германии в завоевании мирового рынка, которая связана со спецификой размещения факторов производства в стране. Характерной чертой развития экспорта Германии являются опережающие темпы роста наукоемких изделий, на долю которых приходится более 40% немецкого экспорта. Особенно быстрой динамикой отличается экспорт станков с программным управлением, продукции электротехнической отрасли, оборудования для атомных электростанций. Рост потребления химический продукции многими сферами промышленности ведущих партнеров Германии обусловил хороший спрос на продукцию химического машиностроения Германии, особенно на комплектные установки.

В экспорте готовых химических товаров немецким компаниям принадлежит первое место. Германия экспортирует наиболее сложные товары - органические полуфабрикаты, пластмассы, синтетические красители, дубильные вещества, пигменты, витамины.

Следует отметить, что если для импорта Германии характерен достаточно равномерный разброс по товарным статьям, то в экспорте наблюдается более сильная концентрация: акцент делается на четыре группы товаров, а остальные статьи в экспорте страны незначительны. Так, в 2002 году доля электротехнических товаров в экспорте Германии составила 23%, машин и оборудования - 17%, продукция автомобилестроения – 19% (124 миллиарда евро), химикатов – 11,8%.

Итак, в последние годы под влиянием комплекса внутренних и внешних факторов экономического и политического характера в структуре внешней торговли Германии произошли глубокие изменения: в экспорте увеличилась доля пищевкусовых, потребительских, химических товаров при заметном падении доли топлива, сырья и полуфабрикатов; вместе с тем в импорте резко упал удельный вес продовольственных товаров, полуфабрикатов, топлива и сырья при соответствующем росте доли закупок химических продуктов, машинотехнических изделий и потребительских товаров. Эти тенденции свидетельствуют о влиянии международной производственной специализации и международного кооперирования на специфику экономического развития Германии: внутренний рынок способствует концентрации до оптимальных размеров однородного производства и снижению издержек национального производства, обеспечивая тем самым необходимую основу для повышения конкурентоспособности продукции национальной промышленности Германии на мировом рынке.

Географическое распределение внешней торговли: основные тенденции и перспективы

На примере Германии четко прослеживается взаимосвязь между товарным и географическим распределением внешней торговли: ведущими партнерами Германии являются западные капиталистические страны, структуры экономик которых имеют общие черты со структурой хозяйства Германии. Так, в 1999 году торговля с промышленно развитыми странами составила 77,5% экспорта Германии и 75% ее импорта. На развитии внешнеторговых отношений Германии отразилось и углубление европейской интеграции: около 57% немецкого экспорта и 54% импорта приходится на страны Евросоюза; для ряда стран Германия является основным рынком сбыта их продукции. Например, для Австрии доля экспорта в Германию составляет 42% для Нидерландов – 18%, для стран Бенилюкса – 29%, для Дании – 21%, для Греции – 13%. Что касается других стран Евросоюза, то Германия поглощает до 20% их экспорта.

Общее число торговых партнеров Германии – 234, из них всего 69 являются импортерами страны. Важнейший торговый партнер Германии – Франция: в 2000 году Германии экспортировала в эту страну товаров на 113 миллиардов немецких марок, а объем французского импорта в Германию составил почти 90 миллиардов марок. Второй по величине рынок сбыта германской продукции; эта страна занимает также второе место в списке импортеров Германии. При этом наблюдается тенденция к росту внешнеторгового оборота Германии с Францией и снижении сальдо внешней торговли с США. Так, в течение 2001 года неоднократно наблюдался спад немецкого экспорта в США. Очевидно, это можно объяснить интенсификацией интеграционных процессов в Европе, снижением в последние годы хозяйственной конъюктуры в США, а также политическими причинами.

Доля различных стран в экспорте и импорте Германии представлена в таблице.

Таблица 1


Основные внешнеторговые партнеры Германии в 2000 году


Государство

Доля в экспорте Германии

Доля в импорте Германии

  Франция

11%

10%

  Объединенное королевство

8%

9%

  Италия

8%

7%

  Нидерланды

6%

7%

  Бельгия/Люксембург

5%

5%

  США

10%

9%

  Япония

2%

5%



Что касается последних тенденций, то здесь следует выделить беспрецедентный рост в 2002 году внешнеторгового оборота Германии с Китаем: экспорт вырос на 33,4%, а положительное сальдо торгового баланса увеличилось на 5,5%, составив 50,8 миллиардов евро. Это, скорее, отражает изменение экономической ситуации в Китае. Таким образом, Китай становится потенциальным торговым партнером Германии, так называемым «целевым рынком». Учитывая текущую ситуацию и высокий уровень конкурентоспособности германской продукции по сравнению с китайской, можно прогнозировать дальнейший рост внешней торговли с Китаем.[38]

Важное экономическое значение как перспективный рынок сбыта для Германии приобретают и страны Центральной и Восточной Европы. По данным федерального статистического ведомства на их долю в 2000 году приходилось около 10% внешней торговли Германии. Самыми крупными торговыми партнерами Германии в этом регионе являются Польша, Чехия и Венгрия. Следует отметить, что Германия является основным зарубежным инвестором в странах ЦВЕ, далеко опередив в общем объеме инвестиций всех остальных членов Евросоюза. В определенной степени здесь сказываются перспективы расширения ЕС на восток и стремление Германии стать бесспорным лидером в расширенном Евросоюзе.

Одним из основных направлений внешнеэкономической политики Германии является форсирование процессов экономической интеграции в Западной Европе. Завершение формирования интегрированного рынка к 70-м годам 12 западноевропейских стран позволило Германии в силу высокой конкурентоспособности ее продукции через органы «Общего рынка» проникнуть на рынки своих партнеров в Африке, Азии и Южной Америке. На сегодняшний день Германия является одним из лидеров в мировой торговле благодаря эффективной внешнеторговой политике, направленной на расширение экономического влияния Германии путем создания благоприятных условий для сбыта товаров за рубежом.

Правительство Германии осуществляет политику содействия развитию экспорта по трем основным направлениям: стимулирование экспорта через систему коммерческих банков; меры по расширению экспортных гарантий и поручительств; контроль за соблюдением условий предоставления экспортных кредитов в части минимальных процентных ставок, минимальных первоначальных платежей и максимальных сроков предоставления экспортных кредитов.

Финансирование экспорта осуществляется специальным кредитным институтом – экспортным банком, образованным 29 частными коммерческими банками, а также инвестиционным банком, представляющим экспортные кредиты зарубежным заказчикам, в том числе и инвесторам в развивающихся странах. Как и в других странах, кредитование экспорта в Германии тесно связано со страхованием кредитов: немецкий экспортер обязан брать на себя часть риска, связанного с экспортной сделкой. Так, общество «Гермес» страхует экспортера от различных категорий рисков, включая несостоятельность и неплатежеспособность должника, ущерб, причиненный в результате конфискации, отказа в выдаче лицензий, стихийных бедствий и т. д. Кроме того, государство активно содействует фирмам в участии в международных выставках и ярмарках, рассматривая их как классический инструмент поощрения экспорта товаров, особенно наукоемких и инновационных.

Экспортные лицензии постепенно утратили свое значение в рамках мероприятий по форсированию экспорта Германии, тем не менее, экспорт из Германии отдельных категорий товаров лицензируется. Уменьшилось и значение таможенных пошлин в системе мер регулирования импорта в Германии, которые в настоящее время используются главным образом для контроля над осуществлением импортных ограничений и обеспечения выполнения санитарных норм. Действующий таможенный тариф состоит из двух частей: единого тарифа ЕС и национального тарифа. Согласно антидемпинговому законодательству, правительство может применять антидемпинговые таможенные пошлины, представляющие собой таможенное обложение в размере демпинговой разницы

Что касается стимулирования импорта, то с целью обеспечения поставок в Германию минерального и энергетического сырья, правительство осуществляет ряд программ, направленных на содействие частным фирмам в осуществлении импорта важнейших сырьевых товаров и энергоносителей, а также на освоение за рубежом новых источников полезных ископаемых.

Германия принимает активное участие в работе различных органов и специализированных учреждений ООН, занимающихся вопросами международной торговли. На переговорах в рамках ВТО Германии выступает за дальнейшую либерализацию внешней торговли: снижение ставок таможенных тарифов и ослабление нетарифных барьеров.

Итак, внешняя торговля является для Германии одним из основных направлений международных экономических отношений и неразрывно связана с национальным производством страны. Как выяснилось, внешняя торговля определяет динамику экономического роста Германии, и основные потоки производственных факторов направлены в сектора, ориентированные на внешние рынки. Поэтому роль и место Германии в мире во многом определяется конкурентоспособностью ее продукции и успешностью внешнеторговой стратегии.


§3.2 Российско-Германские отношения.


Сотрудничество Германии и России имеет глубокие корни: с начала XVII века Германия решала свои геостратегические задачи с участием и даже с помощью России. Можно утверждать, что союз Германии и России в определенной степени обеспечил для Германии отражение турецкой, шведской и французской военных угроз, два объединения Германии – в 1871 и 1989 годах, восстановление экономической и военной мощи Германии после первой мировой войны. России же союз с Германией обеспечил мирное развитие и успешное государственное строительство на протяжении XVII-XIX веков.

На современном этапе Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнёром России. На долю Германии приходится 17,5% общего объема внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объёма финансовых обязательств России промышленно развитым странам Запада. Поставками из Германии покрывается около 40% российского импорта машин и оборудования, 33% – обуви кожаной, 18% – медикаментов, 12% – мяса и мясопродуктов. Примечательно, что Германия остается крупнейшим торговым партнером России, в то время как Россия не входит в список основных торговых партнеров Германии, что объясняется колоссальной разницей в масштабах экономик этих стран. Так, в 2000 году Германия занимала первое место среди экспортных и импортных партнеров России: импорт России в Германию составил 9% общего объема российского вывоза, а экспорт – 11,5%, при этом рост положительного сальдо торгового баланса для России продолжается. Доля России же в товарообороте Германии составляет лишь около 2%.

Обширные и устойчивые связи с германскими контрагентами, а также довольно благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнёра России. Степень и характер заинтересованности России и Германии в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества обусловлены мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран, «взаимодополняемостью» их экономик и географической близостью.

Одна из традиционных проблем Германии – импортная зависимость по основным видам сырья. Около 80% потребности в сырье Германии покрывает за счет импорта. Поэтому особенности российской экономики создали базу для экономического сотрудничества России и Германии, а это яркий пример взаимодействия стран на основе международной специализации производства. На германском рынке в последние годы реализуются около 25% совокупного объема российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона. Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей Германии в среднем составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным товарам этот показатель значительно выше. На долю российских поставок приходится почти 45% общего объёма импорта в Германию природного газа, 40% антрацита, 25% нефти, 23% древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% различных наименований цветных металлов, около 10% дизельного топлива, свыше 4% черных металлов.[39]

В структуре российского экспорта и импорта доля готовых товаров, составляет соответственно 7,6% и 79,2%, в том числе машин и оборудования 1,5% и 48%. В экспорте, кроме нефти и природного газа, значительные объемы поставок составляют цветные металлы, химические продукты, черные металлы, ферросплавы, целлюлоза, пиломатериалы, из машинно-технических изделий – автомобили, станки, электротехника, приборы и инструменты, оптика. На стороне импорта, кроме машин и оборудования, крупными позициями являются также товары народного потребления и продовольствие.

Торгово-политические условия для экономического сотрудничества между Россией и Германией оцениваются, в целом, благоприятно. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и Германии торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Россией. Продолжает действовать и общая система преференций по отношению к российскому экспорту, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций в последние годы поэтапно снижался. В то же время действуют защитные меры: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе по российскому экспорту стальных изделий. Кроме того, все более серьезным барьером на пути российских товаров, особенно машинно-технических изделий, становятся нетарифные ограничения: строгие нормы и стандарты, в первую очередь, по безопасности и экологичности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.