Новый Договор о
Европейском Союзе. Дальнейшим шагом на пути углубления европейской интеграции
стал новы Амстердамский договор, создающий также предпосылки для будущего
расширения ЕС. Германия первой из стран ЕС ратифицировала этот договор. 1 мая
1999 г. он вступил в силу и содержит следующие новые моменты:[26]
- В целом ЕС
должен в большей мере отвечать потребностям граждан. Эту цель преследует укрепление
принципа субсидиарное, усовершенствование основ для охраны окружающей среды,
более совершенная защита основных прав. В новом договоре учтены и интересы публично-правовых
радио- и телекомпаний, сберегательных касс, церквей, спортивных союзов.
- Должна быть
повышена эффективность и транспарентность СВППБ. Эта цель достигается за счет предоставлении
генеральному секретарю Европейского совета дополнительных полномочий верховного
представителя по вопросам СВППБ. Помогает ему новое ведомство стратегического
планирования и раннего оповещения. Одновременно в форме совместной стратегии
создан новый инструмент для проведения совместной внешней политики, который
впервые позволяет принимать решения в области СВППБ квалифицированным
большинством голосов.
- Важное значение
в области политики безопасности имеет закрепленная в договоре перспектива
интеграции Западноевропейского союза (ЗЕС) в ЕС.
Составной частью
Договора о ЕС стали также так называемые "петерсбергские задачи"
(проведение миротворческих и гуманитарных акций).
- Часть важных
задач в сфере юстиции и внутренней политики передается в более эффективные руки
ЕС.
- Там, где
межправительственное сотрудничество в сфере юстиции и внутренней политики продолжает
функционировать на межгосударственной основе, новый инструмент упрощает
процедуру принятия рамочных решений. Заметно расширилась роль Европейского
суда. Новым моментом является также придание Европолу оперативных полномочий и
интеграция успешного сотрудничества по линии Шенгенского соглашения в рамки ЕС.
- Положения о
гибкости в сфере юстиции и внутренней политики открывают возможности для более
интенсивного сотрудничества между государствами, которые к этому готовы и могут
это осуществить.
- В Европейском
совете решения все чаще будут приниматься квалифицированным большинством голосов.
Заметно повышается роль председателя Европейской комиссии. Что касается будущего
численного состава комиссии и распределения голосов в рамках Евросовета, то был
принят поэтапный план, предусматривающий необходимость институциональных реформ
до очередного расширения ЕС.
- Специальная
статья, посвященная политике в области занятости, образует основу для
разработки в будущем скоординированной стратегии в области занятости в Европе.
Кроме того, в Договор о ЕС войдет соглашение по социальной политике.
Прогресс,
достигнутый после Амстердамского договора. На сессии Европейского совета в
Берлине (март 1999 г.) было достигнуто единства относительно "Повестки
2000", определяющей финансовые рамки ЕС на период 2000-2006 гг. Для
Германии она означает сокращение бремени взносов в ЕС на 500 млн. евро (с 2002
г.) и на 700 млн. евро (с 2004 г.). Таким образом, Германии удалось добиться
важного поворота в вопросе о финансировании ЕС.[27]
На сессии
Европейского совета в Кельне (июнь 1999 г.) был принят Европейский пакт в
области занятости, благодаря чему все меры ЕС в этой области сводятся в широкую
единую концепцию, и закрепляется необходимость диалога между Евросоветом,
Еврокомиссией. Европейским центральным банком (ЕЦБ) и социальными партнерами.
Тем самым ЕС усовершенствовал свой механизм по борьбе с безработицей.
На спецсессии
Евросовета в Тампере, посвященной правовой и внутренней политике, была продолжена
реализация проекта интеграции, нацеленного на создание совместного
европейского правового пространства. В частности, было согласовано создание
совместной системы предоставления убежища.
На сессии
Евросовета в Лиссабоне была достигнута договоренность о комплексе мер по
модернизации экономики и общества при укреплении и дальнейшем развитии
европейской социальной модели. В первую очередь предусмотрены конкретные меры,
призванные подготовить Европу - за счет использования новых информационных и
коммуникационных технологий - к переходу к экономике, базирующейся на знаниях и
инновациях.
Для того чтобы
обеспечить дееспособность ЕС в условиях расширения, необходимы широкая
адаптация и изменения институциональных рамок союза.
Дальнейшее
существование институциональных структур, изначально предусмотренных для 6
стран ЕЭС, в условиях расширения невозможно. Поэтому в феврале 2000 г. ЕС
созвал межправительственную конференцию с целью подготовить свои институты к
предстоящему расширению и создать условия для приема новых членов самое позднее
к началу 2003 г.
Европа в XXI
веке. Европейские сообщества и Европейский Союз с момента своего возникновения
имели большую притягательную силу не только как процветающий экономический
союз, но и как политическая сила и сообщество демократических ценностей. В 1997
г. ЕС отметил 40-летие подписания Договора о создании ЕЭС. В 1957 г. участниками
ЕЭС были шесть государств, а сегодня в состав Европейского Союза - после
вступления в него Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Португалии, Испании,
Австрии, Швеции и Финляндии - входят уже 15 стран.
Успех переговоров
по Амстердамскому договору показал: европейцы намерены открыть новую главу в
своей совместной истории. От успеха усилий в этом направлении зависит то,
какую роль Европа и каждая европейская страна будут играть в следующем
столетии.
Перед Европой
стоят две грандиозные, возвышающиеся над всеми остальными задачи. Первое: во
всей Европе должны воцариться свобода, мир и процветание, чего ЕС уже добился
для своей части континента. Перед ЕС стоит задача преодолеть последствия
раскола, вызванного многолетним конфликтом между Востоком и Западом, и создать
связующее начало. Германия внесет в это свой вклад.
Второе: в
условиях процесса глобализации Европа должна обрести прочное место.[28] Другими словами, она должна быть
в состоянии успешно противостоять растущей глобальной конкуренции товаров,
стоимости рабочей силы и условий для экономической деятельности, которую влечет
за собой переход от эпохи промышленности к эпохе информации. Добиться этого на
одном лишь национальном уровне уже невозможно.
2 мая 1998 г.
Евросовет принял решение о том, какие государства ЕС вводят евро в качестве
единой валюты с 1 января 1999 г.: Бельгия, Германия, Испания, Франция,
Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия. На
практике это выглядит так: - С 1999 г. по 2001 г. все безналичные расчеты могут
производиться в евро.
Кроме того, евро
может использоваться в деловой сфере, например, при заключении договоров, если
того пожелают партнеры.
1 января 2002 г.
вошли в обращение новые евробанкноты и евромонеты в качестве законного
платежного средства и действуют по сегодняшний день.[29]
Решение о
создании экономического и валютного союза (ЭВС) от 2 мая 1998 г. имеет
исторический характер. ЭВС означает, что процесс европейского единства приобрел
новое качество. С введением евро государства-члены ЭВС отказались от своей
компетенции в сфере денежной и валютной политики. Их Центробанки станут частью
Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным
банком (ЕЦБ). Ее называют также "евросистемой".
Совет ЕЦБ как
важнейший орган по принятию решений в рамках "евросистемы" утверждает
единую денежную политику для всего европространства. Главная цель - обеспечение
стабильности цен и по возможности поддержка общей экономической политики в
рамках союза. Благодаря единой валюте экономические связи между
странами-участницами станут более интенсивными, возрастет взаимозависимость
между их экономической политикой и имеющими место экономическими процессами.
Евро имеет
потенциал стать наряду с долларом США важнейшей торговой, инвестиционной и
резервной валютой. Еврорынок капиталов - второй по величине в мире. За ним
стоит огромная экономическая мощь.
Доля европейской
зоны с населением свыше 300 млн. человек в мировом ВВП составляет 19,4 проц., в
мировой торговле -18,6 проц. Для сравнения: доля США в мировом ВВП -19,6
проц., в мировой торговле - 16,6 проц.; доля Японии соответственно 7,7 проц. и
8,2 проц.[30]
ЕС во все большей
мере становится политическим союзом. Гражданин одного из государств-участников
ЕС одновременно является и гражданином союза. Союзное гражданство дает, прежде всего,
право при определенных условиях свободно передвигаться и проживать во всех
государствах союза, активно и пассивно участвовать в выборах в Европейский
парламент и в местные органы власти - даже тогда, если человек проживает в
каком-либо государстве союза, гражданства которого он не имеет. Граждане союза
имеют право на консульскую защиту в третьих странах, если его родное
государство не имеет там своего представительства. Они имеют право подавать
петиции в Европейский парламент, а через назначаемого Европарламентом
уполномоченного по делам граждан жалобы на деятельность органов ЕС.
В области
правовой и внутренней политики государства ЕС сотрудничают, прежде всего, в
борьбе с организованной преступностью, которая в значительной мере оперирует в
международном масштабе и представляет собой растущую угрозу для внутренней
безопасности в Европе. Торговцы наркотиками и людьми не должны получать выгоду
от объединения Европы. Еще одной важной сферой является гармонизация политики в
области предоставления убежища и политики в отношении беженцев.
На базе
"Новой трансатлантической повестки" Германия прилагает усилия к
расширению евроатлантического партнерства в XXI веке. Основной упор при этом
делается на такие сферы, как торговля и экономика, в первую очередь, снижение
трансатлантических торговых барьеров, внешнеполитическое сотрудничество, прежде
всего, совместные действия в кризисных регионах, решение таких глобальных
проблем, как охрана окружающей среды, миграция и борьба с организованной
преступностью, а также активизация сотрудничества между общественными группами
в рамках так называемого диалога "people-topeople".
Совет Европы.
Учреждение Совета Европы (СЕ) в 1949 г ознаменовало собой начало процесса
европейской интеграции и сотрудничества. Поддержка прав человека,
плюралистической демократии и правового государства с самого начала были в
центре деятельности СЕ, который тем самым выработал ориентиры для демократической
Европы.
Наряду с
дальнейшим совершенствованием защиты прав человека СЕ концентрирует свое
внимание, прежде всего, на приобщении к европейским структурам новых
государств-членов из Центральной и Восточной Европы. С помощью широких
консалтинговых программ и программ по оказанию помощи, которые частично
финансируются ЕС и осуществляются совместно ЕС и ОБСЕ, Совет Европы содействует
развитию демократического процесса реформ и гармонизации правовых стандартов в
центрально- и восточноевропейских странах.
Среди 174
конвенций, принятых на сегодняшний день СЕ, следует, в частности, назвать
Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Европейскую
конвенцию о предотвращении пыток и унизительного обращения или наказания,
Европейскую социальную хартию, Европейскую культурную конвенцию, Рамочное
соглашение о защите национальных меньшинств и Конвенцию о защите прав человека
в области биомедицины. Жалобы на нарушение прав человека можно подавать в
постоянно действующий Европейский суд по правам человека, начавший
функционировать 3 ноября 1998 г. 1 января 2000 г испанец Хиль Роблес занял
новый пост комиссара СЕ по правам человека.
Германия,
вступившая в СЕ в 1950 г, активно сотрудничает с Советом Европы на всех уровнях
при осуществлении его программ. Наряду с Францией, Великобританией, Италией и
Россией Германия является одним из пяти крупнейших доноров СЕ. Ее доля в бюджет
организации составляет 12,8 проц. Наряду с материальным вкладом значение имеет
и идейный вклад.
Главные цели СЕ -
поддержка прав человека, демократии и правового государства - имеют одинаковую
важность.[31]
Наряду с этим Германия особенно заинтересована в поддержке процесса преобразований
в новых государствах.
Поэтому постоянны
представитель Германии в СЕ является также председателем "группы докладчиков
по вопросам демократической стабильности", которая занимается
специфическими проблемами молодых демократических государств и, в частности,
готовит решения Комитета министров о помощи в форме самых различных программ.
Однако на фоне стагнации финансовых средств необходимо провести интенсивный анализ
соотношения расходов и пользы.
Германия
использовала председательство в Комитете министров для того, чтобы внести свои приоритеты
в деятельность СЕ, в частности, провести мероприятие, ставшее продолжением
Стокгольмской конференции против сексуальной эксплуатации детей.
Вехами в области
защиты прав меньшинств стали Рамочное соглашение о защите национальных меньшинств
и Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств,
инициативы, реализации которых в свое время в значительной мере способствовала
Германия. Оба документа вступили в силу в 1998 г. Федеральное правительство
по-прежнему стремится к тому, чтобы повысить роль немецкого языка в
повседневной деятельности СЕ. В настоящее время наряду с заседаниями Комитета
министров и конференций на уровне министров на немецкий язык - по желанию -
переводятся и заседания комитетов. В 1998 г. СЕ при финансовой поддержке германского
МИДа издал на трех языках сборник всех своих конвенций Долгосрочной целью остается
превращение немецкого языка в третий официальный язык СЕ. Для этого, однако,
требуется, чтобы две трети государств-членов согласились внести соответствующие
поправки в устав организации.
Благодаря
Конвенции о согласительных процедурах и третейском производстве в рамках ОБСЕ,
появившейся в результате германо-французской инициативы, ОБСЕ имеет возможности
для мирного урегулирования спорных вопросов. Эта конвенция была открыта для
подписания в конце 1992 г., 5 декабря 1994 г. она вступила в силу. На
сегодняшний день ее подписали 25 государств. Созданный на базе этой конвенции Согласительный
и третейский суд расположен в Женеве.
Тот факт, что в
области прав человека ОБСЕ разработала далеко идущие обязательства, - которые,
хотя и не носят обязательно-правовой характер, оказывают весьма сильное,
политически связующее влияние, поскольку они были приняты в результате
консенсуса, - отвечает интересам Федеративной Республики. С целью непрерывного
наблюдения за тем, как соблюдаются нормы ОБСЕ в области прав человека,
регулярно проводятся встречи, в ходе которых критически и открыто, обсуждается
положение с правами человека в государствах-участниках.
Верховный
комиссар по делам национальных меньшинств, чей пост был создан по решению Хельсинкской
встречи в верхах в 1992 г. при решительной поддержке Германии, призван в
максимально ранний срок обнаруживать потенциальную зону этнической напряженности
и, проводя прямые консультации с заинтересованными сторонами, содействовать ее
ослаблению и ликвидации.
На будапештской
встрече в верхах удалось принять кодекс поведения, в котором действующий запрет
на применение силы конкретизируется нормами демократического контроля
вооруженных сил и их использования как внутри государств, так и за их
пределами, принято также заявление о принципах нераспространения оружия
массового поражения.
Дискуссия об
экономической политике в Федеративной Республике Германия приняла неожиданный
оборот. Долгое время почти не оспаривалось, что основой для повышения всеобщего
благосостояния в народном хозяйстве Германии является ее включение в
международное разделение труда. Сегодня, наоборот, склоняются к тому, чтобы
возложить вину за экономические проблемы, в особенности за наличие в стране
большой безработицы, на ставшую уже притчей во языцех глобализацию, хотя речь в
данном случае идет ни о чем другом, как о форсированном разделении труда во
всемирном масштабе.
Фундаментальные
дилеммы германской внешней политики могут быть рационально поняты в широком
контексте культурно-цивилизационных оснований ее восточного вектора и исторически
сложившихся альтернатив - гегемонии или лидерства. Немецкий историк О. Данн
пишет: «Как только немцы приступают к строительству государства, так у них
выходит рейх. Основной вопрос - быть или не быть Четвертому рейху». По словам
Данна, сами немцы по поводу такой перспективы энтузиазма не испытывают. Что не
освобождает их, как он пишет, от «роли посредника в воссоединенной Европе;
решение о переносе столицы в Берлин явилось символическим признанием этой
роли».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|