Возрастание скорости циркуляции информации, а с
ней — и скорость возрастания социального интеллекта увеличивается гораздо
быстрее скорости всех остальных процессов, составляющих суть развития и
эволюции общества. Таким образом, можно утверждать, что наибольшее
влияние закон экономии времени по мере развития индустриального, то есть
современного, общества оказывает, по сути дела, даже не столько на возрастание
объема производства, массы и номенклатуры материальных продуктов (потребления и
производства), сколько на увеличение объема производства и скорости циркуляции
интеллектуальной продукции. Именно это и составляет одну из важнейших
предпосылок информационной революции и возникновения, в конечном счете, того,
что именуют информационным обществом.
Промышленная революция "запустила на полные
обороты" и действие ряда других социально-экономических законов (в
предшествующие эпохи проявлявшееся весьма слабо). Так, приобрело массовый
характер действие закона возвышения потребностей, который раньше
функционировал весьма ограниченно — может быть, в пределах очень тонкого слоя
состоятельной и культурной элиты. Он проявляет себя в эту эпоху уже в том, что
множество предметов, вещей, товаров, орудий труда и наслаждения, которые ранее
были доступны лишь богачам (не говоря уже о новых, неведомых прежде и самым
богатым людям прошлого), благодаря значительному удешевлению и массовости
производства, входят в повседневный обиход множества рядовых членов общества.
Закон возвышения потребностей ввел в научный оборот
В.И.Ленин в конце прошлого века в своем реферате "По поводу так
называемого вопроса о рынках", где он писал:
"...развитие капитализма неизбежно влечет за
собой возрастание уровня потребностей всего населения и рабочего пролетариата.
Это возрастание создается вообще учащением обменов продуктами, приводящим к
более частым столкновениям между жителями города и деревни, различных
географических местностей и т.п. ... Этот закон возвышения потребностей с
полной силой сказался в истории Европы... Этот же закон проявляет свое действие
и в России... Что это, несомненно, прогрессивное явление должно быть поставлено
в кредит именно русскому капитализму и ничему иному, — это доказывается хотя бы
уже тем общеизвестным фактом..., что крестьяне промышленных местностей живут
гораздо " чище" крестьян, занимающихся одним земледелием и незатронутых
почти капитализмом" .
Ленин не развивает далее эту мысль и не возвращается к
ней в последующих своих работах. Поэтому есть, вероятно, необходимость немного
задержаться на механизмах этого закона и причинах, вызывающих к жизни усиление
его действия.
Собственно, на такую возможность указывали еще Маркс и
Энгельс в первой главе своей "Немецкой идеологии": "...сама
удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное
орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых
потребностей является первым историческим актом". Вероятно, действие
закона возвышения потребностей проявлялось и в предшествующие эпохи, и в
обществах традиционного типа. Убеждаясь в удобстве использования новых, не
известных их предкам, орудий труда и предметов личного потребления, люди быстро
привыкают к ним, и всякое их исчезновение из своей жизни или уменьшение уровня
их потребления уже рассматривают как снижение самого уровня жизни. (Хотя еще
сравнительно недавно не только их предки, но и сами они, не подозревая об их
существовании, вполне обходились без таких предметов и при этом ощущали себя в
достаточной степени удовлетворенными). Тем не менее, в целом на протяжении
эпохи традиционных обществ общий уровень запросов подавляющей части населения
остается весьма низким, слабо, почти незаметно изменяясь с течением времени.
Многие поколения живут в кругу практически одинакового набора потребностей. Во
всяком случае, есть основания считать, что этот круг потребностей, скажем, у
"среднестатистического" русского крестьянина конца XVIII века вряд ли
резко отличался от того комплекса потребностей, которым обладал его предок лет
триста-четыреста назад. (Помимо всего прочего, это определялось еще и крайне
низким развитием коммуникационных сетей).
Положение коренным образом изменяется с началом
индустриализации. Мы упоминали выше, что основные признаки индустриального
общества проявляются в истории системно. Не менее связанную и цельную систему
представляет собою, вероятно, и рассматриваемая нами совокупность
социально-экономических законов. Так, расширение масштабов действия закона
возвышения потребностей вызывается к жизни интенсификацией закона экономии
времени: значительно удешевляются вследствие массовости производства многие
виды потребительской продукции, не говоря уже о появлении на рынке множества
неизвестных ранее ее видов. Именно вследствие удешевления товаров первой
необходимости удешевляется и стоимость рабочей силы. В то же время совокупность
этих процессов ведет к ситуации, которую К. Маркс называет абсолютным
обнищанием рабочего класса.
Относительное обнищание пролетариата понять гораздо проще: оно
возникает вследствие того, что темпы прироста доходов рабочего класса отстают
от темпов прироста доходов буржуазии. Поэтому хотя в индустриальном обществе
вроде бы действительно имеет место рост доходов
"среднестатистического" рабочего, темпы этого роста все больше
отстают от темпов прибылей, получаемых в целом классом буржуазии. Но как понять
сущность абсолютного обнищания? К. Маркс в большинстве случаев прямо
связывает его со снижением уровня зарплаты рабочих в сравнении с их же прежним
положением. Однако уже Э.Бернштейн, спустя всего полтора десятка лет после
смерти Маркса, подчеркивал как устойчивую тенденцию повсеместный рост доходов рабочего
класса в абсолютном выражении. В таком контексте понять суть абсолютного
обнищания пролетариата можно лишь следующим образом: темпы роста его доходов
отстают от темпов роста его потребностей — и в количественном, и в
особенности в качественном отношениях.
На протяжении жизни одного поколения появляется все
больше и больше невиданных и неслыханных прежде видов потребительской
продукции, а главное — они очень быстро превращаются в подлинные предметы
первой необходимости. Своеобразным символом этого могла бы стать деятельность
Генри Форда, сформулировавшего в качестве миссии своего бизнеса создание
автомобиля, доступного среднему американцу (вспомним знаменитую фразу Остапа
Бендера: "Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения").
Конечно, немалый вклад в создание такой ситуации вносит и реклама, но все же
главная роль здесь принадлежит головокружительным темпам развития массового
производства, то есть усилению действия того же закона экономии времени.
Итак, действие закона возвышения потребностей ведет к
тому, что в индустриальном обществе стремительными темпами изменяются
требования к качеству жизни практически во всех его слоях. И, вероятно, все
большее место среди представлений об этом качестве занимает образование и
повышение квалификации. На фоне повышающегося образовательного уровня друзей,
сослуживцев, соседей и их детей "среднестатистический" обыватель уже
начинает считать нормой получение более высокого уровня образования его детьми
и повышение собственного образовательного и квалификационного уровня, повышение
интереса к политике и к различным достижениям культуры. Таким образом,
потребности интеллектуального развития и саморазвития все больше подпадают под
воздействие общего закона возвышения потребностей.
Однако совершенно особое место среди всех этих законов
по характеру влияния на развитие социального интеллекта занимает закон
перемены труда, который можно было бы рассматривать как своеобразную
версию "закона возвышения интеллектуальных потребностей". Он сту ит
того, чтобы остановиться на нем подробнее. Маркс вводит понятие этого закона в
первом томе "Капитала":
"...природа крупной промышленности обусловливает перемену
труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего... С другой
стороны, в своей капиталистической форме она воспроизводит старое разделение
труда с его окостеневшими специальностями. Мы видели, как это абсолютное
противоречие уничтожает всякий покой, устойчивость и обеспеченность жизненного
положения рабочего, постоянно угрожает вместе с средствами труда выбить у него
из рук и жизненные средства и вместе с его частичной функцией сделать излишним
и его самого... Это — отрицательная сторона. Но если перемена труда
теперь прокладывает себе путь только как непреодолимый естественный закон
и со слепой разрушительной силой естественного закона, который повсюду
наталкивается на препятствия, то, с другой стороны, сама крупная промышленность
своими катастрофами делает вопросом жизни и смерти признание перемены труда, а
потому и возможно большей многосторонности рабочих, всеобщим законом
общественного производства, к нормальному осуществлению которого должны
быть приспособлены отношения (курсив наш. — В.А.)".
Сказанное здесь Марксом может быть, на наш взгляд,
конкретизировано в виде следующих основных положений.
1) Интересы прогрессивного развития общественного
производства требуют постоянного приведения характера рабочей силы
(образовательного, квалификационного, психологического и т.п.) в соответствие с
действующим и быстро изменяющимся организационно-технологическим уровнем производства.
2) Это, в свою очередь, обусловливает необходимость
постоянной готовности участников производительного процесса к тому, чтобы
привести в такое же соответствие свои знания, умения и навыки, как в
количественном, так и в качественном (вплоть до смены специальности или даже
профессии) отношении — то, что Маркс называет всесторонней подвижностью.
3) Закон этот объективен, то есть действует вне
и независимо от воли людей, того, чего они хотят или не хотят, осознают или не
осознают — со слепой и даже "разрушительной" силой естественного
закона. Отменить, уничтожить или даже затормозить его действие не дано никому,
его можно и должно лишь учитывать, приспосабливаться к нему. Его сила будет
действительно разрушительной до тех пор, пока мы не сумеем раскрыть его
механизмы и направить их действие в выгодное для субъекта производственных
отношений русло.
4) Закон перемены труда вступает в полную силу на
стадии появления крупной промышленности (именно "природа крупной
промышленности обусловливает перемену труда") и по мере развития
индустриальной, а затем и научно-технической революции заявляет о себе все
более мощно. В наибольшей степени характер действия и проявление его зависят,
главным образом, от уровня производительных сил, поскольку в нем отражаются
именно характер и темпы их развития.
5) Действие этого закона, как никакого другого,
стимулирует развитие интеллекта — и, прежде всего индивидуального. Оно
"как вопрос жизни и смерти", по выражению Маркса, ставит такого рода
задачу: "...частичного рабочего, простого носителя известной частичной
общественной функции заменить всесторонне развитым индивидуумом, для
которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы
жизнедеятельности (курсив наш. — В.А.)".
В толковании закона перемены труда в отечественном
обществоведении (особенно в период хрущевской эйфории относительно того, что
"нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме") было
немало путаницы. К сфере его действия некоторые авторы готовы были отнести любую
перемену труда. Например, труд конструктора в свободное время на садовом
участке (или даже на колхозном поле — в рабочее) или "дополнение основной
работы видами творческой деятельности на общественных началах". Что
касается упомянутого всестороннего развития, то оно рассматривалось, главным
образом, с позиций полного уничтожения разделения труда и создания
обществом условий для того, чтобы каждый его член мог свободно (т.е. по
своему желанию и усмотрению) чередовать виды деятельности и переходить от
одного вида труда к другому: от индустриального к сельскохозяйственному, от
художественного к научному, от исполнительского к управленческому и т.п..
Словом, как у Маяковского: "Сидят папаши, каждый хитр, землю попашет —
попишет стихи". Мне в свое время приходилось выступать с критикой такого
рода взглядов и подчеркивать, что и сам Маркс ратовал за уничтожение отнюдь не
всякого разделения труда, а именно "старого разделения труда с его
окостеневшими специальностями" (см. выше цитату из "Капитала"),
и что заключенное в нем противоречие в значительной степени преодолевается в
рамках современного уровня капиталистического способа производства.
Отметим, что сам процесс перемены труда, вообще
говоря, осуществлялся и до индустриальной революции. Но есть ли основания
утверждать, что он подчинялся действию закона перемены труда — во
всяком случае, в том контексте, в каком он сформулирован у Маркса? Скажем,
крестьянину (до вторжения капиталистических отношений в сельскохозяйственное
производство) сплошь и рядом приходилось поневоле быть попеременно и агрономом,
и животноводом, и плотником. Однако этот круг занятий был достаточно четко
очерчен, и за пределы его не выходили из поколения в поколение. Другими
словами, к перемене труда в смысле, определяемом законом, о котором мы ведем
речь, следует относить далеко не всякую смену видов деятельности одним и тем же
индивидом.
С таких позиций достаточно убедительной
представляется, например, точка зрения Н. Лукиной: "Данный закон является
выражением непосредственной связи техники и человека, действие его обусловлено
развитием технического базиса крупного машинного производства. Поэтому всякую
человеческую деятельность нельзя относить к проявлению этого закона, так как в
такой трактовке теряется его объективная основа — революционный технический базис
производства". Сегодня действие закона перемены труда, на наш взгляд,
находит свое выражение, прежде всего, в исчезновении одних профессий и
возникновении новых, объединении функций различных профессий в рамках одной —
словом, в максимальном усилении подвижности в сфере разделения труда. Главная
причина этого состоит в том, что в "современном обществе в течение жизни
человека техника, с которой он имеет дело, сменяется на новую трижды, а то и
четырежды".
В то же время вряд ли можно согласиться с той же Н.
Лукиной, когда она утверждает, что некоторые авторы "...без достаточных
оснований относят к формам проявления закона перемены труда изменение системы
общеобразовательной и профессиональной подготовки". Как раз к этой-то
системе закон перемены труда предъявляет самые жесткие и все возрастающие
требования, а бедой этой системы и всего общества оказывается, что, будучи
весьма консервативным и ригидным, институт образования не в состоянии
своевременно, соответствующим образом и гибко откликаться на эти требования.
Возможно, это и является одной из причин, побуждающих целый ряд авторов с
тревогой говорить о нарастании кризиса образования в современном мире. Тем не
менее, в целом усиление корреляции среднего уровня образования с уровнем
экономического развития общества показывает, что чем выше уровень
экономического развития страны, тем выше доля населения, получающего
элементарное, среднее и более высокие уровни образования. Такого рода
корреляции, конечно, еще ничего не говорят о характере каузальности,
т.е. не показывают, какая из переменных выступает в качестве независимой
(причины), а какая — в качестве зависимой (следствия). Кроме того, среди стран,
находящихся на примерно одинаковом уровне экономического развития, имеются
существенные различия в приеме в школы, и многие из этих различий оказываются
объяснимыми с точки зрения политических требований для доступа к образованию.
Тем не менее, если мы согласны с тем, что, с одной стороны, имеется связь между
двумя типами переменных: (а) уровень экономического развития и (b) уровень
действия закона перемены труда, и, с другой стороны, — между переменными: (а)
уровень экономического развития и (c) характер образовательной системы, то
должны будем признать и наличие определенной связи между переменными (b) и (с).
Таким образом, человеческое общество в результате
промышленной революции переходит в качественно иное состояние, именуемое
индустриальной цивилизацией. Скорость социальных изменений возрастает в
колоссальной степени, учитывая, что объем их и качество резко возрастают, а
время, в течение которого они протекают, сокращается до полутора-двух столетий.
В то же время объективность требует обратиться и к негативным последствиям
индустриальной революции. Нравится нам это или нет, но один из основных
принципов диалектики гласит, что за все приходится платить. Наряду с
бесспорными благами, которые принесла человечеству промышленная революция, она
помогла появиться на свет (и тоже в колоссальных объемах) орудиям смерти, чья
"производительность" тоже подпала под общее действие закона экономии
времени. Да, в сущности, и сами блага оказались не так уж и бесспорны:
стимулируя производство все больших и больших объемов продуктов и товаров,
вырабатывая у потребителя привычку к благам и стремление к приобретению все
большего их количества, эпоха промышленной революции подвела человечество к
порогу катастроф планетарного масштаба. Если даже отвлечься от вполне реальной
опасности самоуничтожения в термоядерном пожаре, то уже становится невозможным
закрыть глаза на то, как ненасытный молох индустрии требует для своего
пропитания все большего количества ресурсов — сырьевых и энергетических. И
человек, вооруженный орудиями огромной мощи, предпринимает напряженные усилия,
чтобы прокормить его, превращаясь в серьезный геологический фактор и рискуя
подорвать саму основу собственного существования — природу. Другими словами,
именно результаты промышленной революции заставляют новыми глазами взглянуть на
сущность социально-исторической эволюции, о чем мы и вели речь в первом
параграфе данной главы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|