Однако в постиндустриальном обществе
проблема массовой грамотности населения возникает вновь и при этом приобретает
угрожающие тенденции. Дело в том, что при достижении обществом определенного —
хотя и достаточно высокого — уровня развития, превышающего индустриальную
зрелость, перед ним во весь рост встает вопрос об ином качестве этой
грамотности, нежели то, которое диктовали требования индустриального общества.
Во всяком случае, в постиндустриальных обществах (которые все
чаще именуются "информационными") все настойчивее дает о себе знать
проблема функциональной грамотности, то есть массовой грамотности уже на
качественно ином уровне.
Характер развития научных знаний. Как было сказано в предыдущем разделе, в примитивном
обществе накопление знаний и передача их последующим поколениям
осуществлялись изустно и в индивидуальном порядке. Понятно, что в таких
условиях аккумуляции и систематизации накопленных знаний, что и составляет
необходимое условие развития науки, не происходит. Можно считать, что из
четырех типов знания, которые мы выделили в первой главе, запас сведений социума
об окружающем мире ограничивается лишь знанием здравого смысла и мифологией (на
элементарном уровне); и лишь отчасти и на элементарном уровне —
"идеологическими" (в той мере, в каком дюркгеймовская механическая
солидарность проявляет себя в противопоставлениях типа "свой-чужой").
В традиционных обществах, с появлением
письменности (а с нею — цивилизации в моргановском смысле), возникает
потенциальная возможность для формирования научного знания. Его развитие,
особенно на начальных этапах, по всей вероятности, существенно сдерживается
доминированием в общественном сознании трех других типов знания. Тем не менее,
как свидетельствует история, в традиционных обществах развитие науки, конечно,
не стоит на месте. Мыслители доиндустриальной эпохи совершили немало важных
открытий практически во всех областях научного знания. Именно благодаря тому,
что к началу индустриальной революции был заложен фундамент почти во всех
отраслях научного знания, прежде всего, в естественнонаучных дисциплинах,
удалось сравнительно быстро и эффективно создать весьма разветвленную систему
прикладных и технических наук, которые были прямо и непосредственно
предназначены для использования в технологических производственных процессах с
целью повышения их эффективности. Однако, как отмечает один из создателей
концепции постиндустриального общества Д.Белл, наука и техника развивались в
тот период автономно, практически независимо от производства. Люди,
которые занимались наукой, достаточно часто (если не в значительном
большинстве) делали это почти бескорыстно, ради удовлетворения собственных
интеллектуальных потребностей. Это, с одной стороны, обеспечивало большую их
самоотдачу. Однако, с другой стороны, общая суммарная эффективность этой
деятельности, не "подпираемая" потребностями экономики, не могла быть
слишком высокой, поэтому приращение научных знаний шло постепенно, сравнительно
медленно, носило, скорее, линейный характер и потребовало значительного
времени.
Положение опять же коренным образом меняется с началом
индустриальной революции. В индустриальном обществе изменение
экономических условий превращает инновационное внедрение в мощнейшее оружие
обострившейся конкурентной борьбы. Если прежде лабораторные эксперименты
исследователей с трудом находили себе спонсоров — главным образом, из числа
просвещенных монархов и представителей аристократии (хотя интерес их мог быть и
не совсем бескорыстным — как это было с алхимией), то теперь основным
источником финансирования исследовательских работ становятся наиболее
дальновидные предприниматели. Нередко (хотя, возможно, не так уж и часто)
исследователь и удачливый предприниматель объединяются, так сказать, в едином
лице. Целая плеяда выдающихся изобретателей, работавших на заре индустриальной
революции, основала (и не без успеха!) свои собственные предприятия. К их числу
мы могли бы в принципе отнести и великого социального экспериментатора Роберта
Оуэна, который, будучи талантливым и удачливым предпринимателем,
сконцентрировал в своих руках весьма изрядное состояние, хотя и потратил
львиную долю его на основание нескольких утопических колоний, начиная с
Нью-Хармони.
Постепенно, но все же сравнительно быстро, в течение,
вероятно, не более чем века, прикладные исследования (т.е. поиск конкретного практического
применения и использования в непосредственно производственных целях тех или
иных законов и закономерностей, открытых фундаментальной наукой) становятся
едва ли не преобладающей формой научных изысканий. Во всяком случае, инвестиции
в эту отрасль в суммарном выражении на начальных и особенно на последующих
этапах явно превышают средства, выделяемые на фундаментальные исследования. В
то же время развитие техники прикладных исследований, да и самой индустрии в
целом, одновременно с общим ростом валового национального дохода приводит к
невиданному прежде расширению возможностей фундаментальных исследований. Наука
на протяжении двух сотен лет делает гигантский скачок, совершенно не сравнимый
с тем приращением научного и технического знания, которое происходило на
протяжении предшествующих тысячелетий. Она становится действительно
производительной силой и практически самостоятельной отраслью народного
хозяйства. Занятия наукой, а также разработкой и внедрением технологических
инноваций превращаются в профессиональную сферу, привлекая все больше способных
к этому людей. Это, в свою очередь, увеличивает "валовой" объем
производимой обществом интеллектуальной продукции.
Важнейшей движущей силой изменения в постиндустриальном
обществе выступают автоматизация и компьютеризация производственных процессов и
так называемые "высокие технологии". Ускорение изменений во второй
половине ХХ в. вообще тесно связано с быстрым совершенствованием
технологических процессов. Значительно сократился временной промежуток между
тремя циклами технологического обновления: 1) возникновением творческой идеи,
2) ее практическим воплощением и 3) внедрением в общественное производство. В
третьем цикле зарождается первый цикл следующего круга: "новые машины и
техника становятся не только продукцией, но и источником свежих идей"104.
Новая технология, кроме того, предполагает новые
решения социальных, философских и даже личных проблем. "Она воздействует
на все интеллектуальное окружение человека — образ его мыслей и взгляд на
мир", — утверждает О. Тоффлер105 . Ядром совершенствования технологии
выступает знание. Перефразируя изречение Ф.Бэкона "знание — сила",
Тоффлер утверждает, что в современном мире "знание — это изменение",
т.е. ускоренное получение знаний, питающих развитие технологий, означает
ускорение изменений.
В социальном развитии прослеживается аналогичная цепь:
открытие — применение — воздействие — открытие. Скорость перехода от одного
звена к другому также значительно увеличилась. Психологически людям трудно
адаптироваться к множеству изменений, происходящих в кратчайшие сроки. Тоффлер
характеризует ускорение изменений как социальную и психологическую силу —
"внешнее ускорение преобразуется во внутреннее"106.
Положение об ускорении изменений и их социальной и психологической роли служит
обоснованием перехода к "супериндустриальному" обществу.
Что касается рационализации социальной жизни,
то она, как мы помним, была ведущим понятием в веберовском анализе современного
ему капитализма. Этим обобщенным понятием обозначалось множество
взаимосвязанных процессов, с помощью которых каждый аспект человеческой
деятельности становился предметом расчетов, измерений и контроля. По М. Веберу,
рационализация включала в себя, в частности: (1) в экономической жизни —
организацию фабричного производства бюрократическими средствами и на основе расчета
возможных выгод и потерь с помощью систематических оценочных процедур; (2) в политике
— упадок традиционных норм узаконения и постепенное замещение традиционного и
чисто харизматического лидерства партийной машиной; (3) в моральном
поведении — гораздо больший, нежели прежде, акцент на дисциплину и воспитание;
(4) в науке — снижение роли индивидуального инноваторства и развитие
исследовательских команд, скоординированных экспериментов и направляемой
государством научной политики; (5) в обществе в целом — распространение
общего влияния бюрократии, государственного контроля и администрирования.
Понятие рационализации было, таким образом, частью веберовской точки зрения на
капиталистическое общество как на "железную клетку", в которой
индивид, лишенный религиозного смысла и моральных ценностей, будет во все
возрастающей степени подвергаться государственному надзору и воздействию
бюрократического регулирования. Подобно марксову понятию отчуждения,
рационализация подразумевает в значительной степени отделение индивида от
общины, семьи и церкви и его подчинение правовому политическому и
экономическому регулированию на фабрике, в школе и в государстве107.
Община и общество. Чем же различаются традиционные и современные
общности (ассоциации)? Упрощенно, схематично их особенности можно представить
следующим образом.
Традиционное общество (Gemeinschaft) характеризуется:
1) естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по
половозрастному признаку),
2) персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а
не должностных или статусных лиц),
3) неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных
законов религии и нравственности),
4) связанностью членов отношениями родства («семейным» типом
организации общности),
5) примитивной системой управления общностью (наследственной властью,
правлением старейшин).
Современное общество (Gesellschaft) отличается иным:
1) ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей
определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов),
2) развивающимся глубоким разделением труда (на
профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом
работы),
3) формальной системой регулирования отношений (на основе писаного
права: законов, положений, договоров и т.п.),
4) сложной системой социального управления (выделением института
управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного,
территориального и самоуправления),
5) секуляризацией религии (отделением ее от системы управления),
6) выделением множества социальных институтов
(самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать
общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ,
производство, общение).
В современном обществе усложнение системы социальных связей приводит к
формализации межчеловеческих отношений, которые в большинстве случаев
оказываются деперсонифицированы. Люди общаются через свои ролевые и статусные
«маски»; Президент и Гражданин, Преподаватель и Студент, Водитель и Пассажир,
Директор и Работник, Муж и Жена вступают в «социально регламентированные»
взаимодействия. При этом поведение каждой из сторон должно оказаться
«ожиданным» (предсказуемым, банальным), т.е. ролевые и статусные отношения в
принципе развиваются как игра. по обоюдно известным правилам. И если для
российской культуры межличностного взаимодействия весьма показательно
стремление неделикатно «переходить на личности» («а ты кто такой?!», что,
собственно, не удивительно, поскольку отчужденная городская цивилизация
сформировалась у нас на протяжении жизни всего одного поколения, а «культурные
консервы», по выражению Я. Морено, перевариваются с непривычки так же трудно,
как и пищевые), то в более развитых обществах даже эмпатические, «теплые»
символы общения (улыбки, объятия, вопросы «как дела?») являются отвлеченными от
конкретных «персон» демонстрациями вежливости и опосредованного межролевого
взаимодействия.
Российское общество, несмотря на характерное для нас «очеловечивание»
(архаизацию) статусных, структурных и ролевых, межличностных, отношений давно
нельзя назвать общиной. Оно чрезвычайно сложно структурировано: полиэтнично,
функционально дифференцировано, имеет разветвленную систему социального
управления, множество развитых общественных институтов. Однако наша милая и очень
ценная для западного наблюдателя «национальная особенность» – проникновенная,
эмоциональная, непосредственная, интимная ориентация в отношении человека к
человеку – социологически может быть истолкована как «недоразвитость»
общественной организации, основанной на патернализме и патриархальном
восприятии государственной власти, инфантильности правосознания граждан,
повышенной роли межличностных связей в решении административных,
профессиональных и иных «внеличностных» вопросов.
В определенном смысле промежуточный, переходный характер социальной
организации российского общества ставит ряд вопросов: философских – о духовной
цене протекающей модернизации (нарушения стабильности и ценностных устоев) и
социологических – о критериях явления, которое мы именуем «общность»
(объединяющих чертах общины, стабильного и видоизменяющегося общества).
Критерии выделения общности. Если систематизировать взгляды современных социологов
по этому вопросу, то следует отметить ряд потенциальных и реальных, необходимых
и достаточных оснований выделения общности:
1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как
потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);
2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства
своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);
3) наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного
обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном
обществе);
4) формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм
взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и др.;
5) укрепление организации сообщества, создание системы управления и
самоуправления;
6) социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой
общности (как достаточное условие и главная характеристика зрелости ассоциации,
превращение общности, по словам Гегеля, из «вещи в себе» в «вещь для себя»).
Социологи подразделяют общности на два больших класса, которые в
российском обществознании всесторонне обосновал Б.А. Грушин:
• номинальные, классификационные группы, искусственно выделенные
исследователем, и
• реальные, социальные группы, или собственно общности.
Анализируя эти реальные ассоциации, исследователи отмечают существенные
различия между общностями:
1) фиксированными в социальной структуре
общества (статусными группами – элитами, безработными и т.п., функциональными
группами – шахтерами, учителями, военными, директорами и т.п., территориальными
группами, социумами – конкретными городскими и сельскими сообществами) и
2) нефиксированными в социальной структуре массовидными образованиями
(толпами, аудиториями средств массовой коммуникации, зарождающимися
коллективными «движениями»).
Всякая зрелая общность выступает в качестве социального субъекта
– активной динамизирующей силы общества. Иными словами, зрелость ассоциации
определяется не только субъективным критерием идентификации (самопричисления)
ее членов, но и объективным показателем организованного целенаправленного
поведения (социальной активности общности).
Поскольку зрелые общности проявляют себя тем, что
оказывают разнообразные формы влияния на другие ассоциации и общество в целом,
было бы логично предположить, что в конце концов они добьются незыблемой
монополии – такого положения в социальной структуре, которое позволяет членам
общности реализовать наиболее ценные для них интересы и потребности. Возможно,
так и произошло становление каст – статусных ассоциаций, воспроизводство
которых в веках и даже тысячелетиях было неизменным. Но вот в классовом
обществе нет-нет, да и случались бунты, перевороты и революции, которые
постепенно (или, наоборот, не очень) меняли весь облик социальной организации и
принципы строения общества. (Здесь мы должны иметь в виду, что социальная
революция вообще отличается от политической, в частности, тем, что в ней
происходит изменение положения основных слоев общества, связано ли это со
сменой властвующих персон и идеологий или нет.)
Современное общество западного типа в этом смысле
стало самым динамичным, открытым для многочисленных принципиальных и не очень
существенных социальных изменений. Именно такой тип общественного развития
показал, что экономический расцвет и политическая стабильность (мечта любого
населения и любой элиты) вполне достижимы и без консервации социальной
структуры, и даже вопреки ей. Недаром современные технологии управления
апеллируют к творческой индивидуальности человека, учитывают его стремление к
социальной мобильности и мотивируют к участию в принятии управленческих решений
теми, кто в обычной социальной структуре был бы однозначно отнесен к разряду
«исполнителей» (которым особенно-то думать и решать не положено).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|