В чем проявляется прогрессивная сущность этого
исторического процесса последовательной смены общественно-экономических
формаций? Как отмечали классики марксизма, таким критерием прогресса выступает
последовательное повышение степени свободы живого труда при переходе от
одной формации к другой. В самом деле, если мы обратим внимание на главный
объект частной собственности, то мы увидим, что в рабстве это — люди, при
феодализме — земля, при капитализме — капитал (выступающий в самой
разнообразной форме). Крепостной крестьянин реально свободнее любого раба.
Рабочий же вообще юридически свободный человек, причем, без такой свободы
вообще невозможно развитие капитализма. Вторым проявлением прогрессивности при
переходе от одной формации к другой является, как мы видели, последовательное
(и значительное) увеличение доли прибавочного труда в общем объеме
труда.
Несмотря на наличие ряда недостатков формационного
подхода (многие из которых проистекают, скорее, из фанатичной догматизации,
абсолютизации некоторых положений марксизма его наиболее ортодоксальными и
идеологизированными сторонниками), он может оказаться достаточно плодотворным
при анализе периодизации исторического развития человеческого общества, в чем
нам предстоит еще не раз убедиться на протяжении дальнейшего изложения.
Община и общество. Чем же различаются традиционные и современные
общности (ассоциации)? Упрощенно, схематично их особенности можно представить
следующим образом.
Традиционное общество (Gemeinschaft) характеризуется:
1) естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по
половозрастному признаку),
2) персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а
не должностных или статусных лиц),
3) неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных
законов религии и нравственности),
4) связанностью членов отношениями родства («семейным» типом
организации общности),
5) примитивной системой управления общностью (наследственной властью,
правлением старейшин).
Современное общество (Gesellschaft) отличается иным:
1) ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей
определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов),
2) развивающимся глубоким разделением труда (на
профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом
работы),
3) формальной системой регулирования отношений (на основе писаного
права: законов, положений, договоров и т.п.),
4) сложной системой социального управления (выделением института
управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного,
территориального и самоуправления),
5) секуляризацией религии (отделением ее от системы управления),
6) выделением множества социальных институтов
(самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать
общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ,
производство, общение).
В современном обществе усложнение системы социальных связей приводит к
формализации межчеловеческих отношений, которые в большинстве случаев
оказываются деперсонифицированы. Люди общаются через свои ролевые и статусные
«маски»; Президент и Гражданин, Преподаватель и Студент, Водитель и Пассажир,
Директор и Работник, Муж и Жена вступают в «социально регламентированные»
взаимодействия. При этом поведение каждой из сторон должно оказаться
«ожиданным» (предсказуемым, банальным), т.е. ролевые и статусные отношения в
принципе развиваются как игра. по обоюдно известным правилам. И если для
российской культуры межличностного взаимодействия весьма показательно
стремление неделикатно «переходить на личности» («а ты кто такой?!», что, собственно,
не удивительно, поскольку отчужденная городская цивилизация сформировалась у
нас на протяжении жизни всего одного поколения, а «культурные консервы», по
выражению Я. Морено, перевариваются с непривычки так же трудно, как и пищевые),
то в более развитых обществах даже эмпатические, «теплые» символы общения
(улыбки, объятия, вопросы «как дела?») являются отвлеченными от конкретных
«персон» демонстрациями вежливости и опосредованного межролевого
взаимодействия.
Российское общество, несмотря на характерное для нас «очеловечивание»
(архаизацию) статусных, структурных и ролевых, межличностных, отношений давно
нельзя назвать общиной. Оно чрезвычайно сложно структурировано: полиэтнично,
функционально дифференцировано, имеет разветвленную систему социального
управления, множество развитых общественных институтов. Однако наша милая и
очень ценная для западного наблюдателя «национальная особенность» –
проникновенная, эмоциональная, непосредственная, интимная ориентация в
отношении человека к человеку – социологически может быть истолкована как
«недоразвитость» общественной организации, основанной на патернализме и
патриархальном восприятии государственной власти, инфантильности правосознания
граждан, повышенной роли межличностных связей в решении административных,
профессиональных и иных «внеличностных» вопросов.
В определенном смысле промежуточный, переходный характер социальной
организации российского общества ставит ряд вопросов: философских – о духовной
цене протекающей модернизации (нарушения стабильности и ценностных устоев) и
социологических – о критериях явления, которое мы именуем «общность»
(объединяющих чертах общины, стабильного и видоизменяющегося общества).
Критерии выделения общности. Если систематизировать взгляды современных социологов
по этому вопросу, то следует отметить ряд потенциальных и реальных, необходимых
и достаточных оснований выделения общности:
1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как
потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);
2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства
своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);
3) наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного
обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном
обществе);
4) формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм
взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и др.;
5) укрепление организации сообщества, создание системы управления и
самоуправления;
6) социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой
общности (как достаточное условие и главная характеристика зрелости ассоциации,
превращение общности, по словам Гегеля, из «вещи в себе» в «вещь для себя»).
Социологи подразделяют общности на два больших класса, которые в
российском обществознании всесторонне обосновал Б.А. Грушин:
• номинальные, классификационные группы, искусственно выделенные
исследователем, и
• реальные, социальные группы, или собственно общности.
Анализируя эти реальные ассоциации, исследователи отмечают существенные
различия между общностями:
1) фиксированными в социальной структуре
общества (статусными группами – элитами, безработными и т.п., функциональными
группами – шахтерами, учителями, военными, директорами и т.п., территориальными
группами, социумами – конкретными городскими и сельскими сообществами) и
2) нефиксированными в социальной структуре массовидными образованиями
(толпами, аудиториями средств массовой коммуникации, зарождающимися
коллективными «движениями»).
Всякая зрелая общность выступает в качестве социального субъекта
– активной динамизирующей силы общества. Иными словами, зрелость ассоциации
определяется не только субъективным критерием идентификации (самопричисления)
ее членов, но и объективным показателем организованного целенаправленного
поведения (социальной активности общности).
Поскольку зрелые общности проявляют себя тем, что
оказывают разнообразные формы влияния на другие ассоциации и общество в целом,
было бы логично предположить, что в конце концов они добьются незыблемой
монополии – такого положения в социальной структуре, которое позволяет членам
общности реализовать наиболее ценные для них интересы и потребности. Возможно,
так и произошло становление каст – статусных ассоциаций, воспроизводство
которых в веках и даже тысячелетиях было неизменным. Но вот в классовом
обществе нет-нет, да и случались бунты, перевороты и революции, которые
постепенно (или, наоборот, не очень) меняли весь облик социальной организации и
принципы строения общества. (Здесь мы должны иметь в виду, что социальная
революция вообще отличается от политической, в частности, тем, что в ней
происходит изменение положения основных слоев общества, связано ли это со
сменой властвующих персон и идеологий или нет.)
Современное общество западного типа в этом смысле
стало самым динамичным, открытым для многочисленных принципиальных и не очень
существенных социальных изменений. Именно такой тип общественного развития
показал, что экономический расцвет и политическая стабильность (мечта любого
населения и любой элиты) вполне достижимы и без консервации социальной
структуры, и даже вопреки ей. Недаром современные технологии управления
апеллируют к творческой индивидуальности человека, учитывают его стремление к
социальной мобильности и мотивируют к участию в принятии управленческих решений
теми, кто в обычной социальной структуре был бы однозначно отнесен к разряду
«исполнителей» (которым особенно-то думать и решать не положено).
Почему же и каким образом происходят структурные
изменения в обществе, которые мы называем социальными революциями? Как они
связаны с поведением общностей, т.е. основных элементов социальной структуры?
Все ли общности играют в этом процессе сходную роль? Как возникают и
разрушаются сложившиеся ассоциации? Эти таинственные процессы давно интригуют
социологов. Еще такие исследователи, как К. Маркс и М. Вебер, каждый в своей
теоретической картине общества, связывали социальную макродинамику с
возникновением новых социальных субъектов (зрелых общностей), которые
«раздвигают» сложившиеся пласты социальной структуры, «бурят» и «взрывают»
залежи статусных стереотипов (массовых представлений о ценности социальных
позиций различных групп), создавая собственные комфортные общественные «ниши».
Иными словами, объяснение социальных изменений во многом свелось к изучению
проблемы происхождения общностей.
Характеристика традиционного и современного общества-
теоретическое наследие Ф. Тенниса. В рамках социального эволюционизма возник
ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие
общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния. Первую попытку
создания такой теории предпринял немецкий социолог Ф. Теннис (1855 – 1936) в
своей знаменитой книге «Община и общество». Ф. Теннис использует немецкие
термины Gemeinschaft и Gesellschaft , чтобы провести разграничения между
традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной
взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской
деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) – к индустриальному
городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем:
1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в
соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа
Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде;
2) Gemeinschaft придает основное значение обычаям, в
то время, как Gesellschaft основано на формальных законах;
3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую
специализацию, в то время, как в Gesellschaft проявляются специализированные профессино-альные
роли;
4) Gemeinschaft опирается на религиозные, а
Gesellschaft – на светские ценности;
5) в основе Gemeinschaft лежит семья и община, а в
основе Gesellschaft – крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения
людей. Эволюционистская теория Тенниса, как и другие теории, основывается на
идее общественного прогресса. Критерием прогресса у Фердинанда Тенниса является
изменение в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений.
В концепции Ф. Тенниса говорится о взаимосвязи таких
понятий, как «общество» и «сообщество». Проанализировав эти понятия, мы пришли
к выводу, что «общество» гораздо шире, чем «сообщество». Так как сообщество –
ближайшая среда человека, к которой относятся семья, родственники, друзья (то
есть те люди, с которыми человек ежедневно вступает в тесный контакт); а
общество – ближайшая и дальняя среды. Также мы выяснили, что любое общество
должно удовлетворять восьми признакам, выявленным Шилзом, а сообщество только
нескольким.
Важным отличием сообщества от общества, является то,
что общество – всегда социальная организация, сообщество – не всегда. Общество
удовлетворяет пяти основным фундаментальным потребностям и нефундаментальным
потребностям людей, существующих исторически продолжительное время. Если
проанализировать материал темы и концепцию Тенниса, то можно сделать некоторые
выводы. Понятия «община» или « Gemeinschaft » и «сообщество» – слова по сути
своей тождественные. Члены общности или сообщества могут быть связаны кровным
родством, дружбой или быть соседями. Эти связи носят чисто эмоциональный
характер, хотя и не исключено, что такая группа пытается добиться какой-либо
определенной цели. Община отличается единством «сущностной воли». Воля может
быть разумной, но нерациональной. Основой взаимоотношений в обществе является
рациональное воление. Поскольку общество представляет собой совокупность всех
межличностных отношений, то требуется наличие определенной системы управления.
Она должна заключаться в том, что воля одного члена общества или ограниченного
круга людей руководит волей остальных. Каждое общество имеет свои исторически
устоявшиеся ценности, нормы, правила поведения, которыми пользуются члены этого
общества.
Мы уже говорили о том, что в современной социологии по
вопросу о последовательности развития человеческого общества господствует не
столько марксова концепция о последовательной смене общественно-экономических
формаций, сколько "триадичная" схема, согласно которой этот процесс
рассматривается как последовательное движение отдельных обществ и человечества
в целом от одного типа цивилизации к другой — аграрной, индустриальной и
постиндустриальной.
Как мы уже говорили, под "революцией" в
обществоведении понимают, как правило, резкое, протекающее в течение
сравнительно краткого исторического периода, изменение всех или большинства
социальных условий (в марксистской традиции — прежде всего производственных и
политических). Однако в истории человечества имели место и революции другого
рода. Они, может быть, были и не столь резкими, т.е. происходили не в течение
короткого — во всяком случае, сравнимого с жизнью одного поколения — отрезка
времени, а могли занимать жизнь нескольких поколений, что в историческом смысле
тоже не так уж и много. Однако влияние, которое они оказали на судьбы человечества,
было, пожалуй, гораздо более весомым и мощным, нежели воздействие любой
социальной революции. Мы ведем речь о коренных переворотах в характере
производительных сил, которые можно было бы назвать глобальными революциями.
"Глобальными" мы называем их потому, что, во-первых, их развитие не
знает национальных границ, протекает в различных обществах, локализованных в
разных концах планеты, примерно по одинаковым законам и с одинаковыми
последствиями, и, во-вторых, эти следствия сказываются не только на жизни
самого человечества, но и его природного окружения. Более общепринятое
наименование этих революций — технологические, что указывает на их
тесную связь с производительными силами.
Трудно сейчас сколько-нибудь точно назвать
хронологическую дату (или хотя бы временной период) начала аграрной
революции. Пользуясь периодизацией Г. Моргана и следовавшего за ним Ф.
Энгельса, можно было бы указать на среднюю ступень варварства, которая
"...на востоке начинается с приручения домашних животных, на западе — с
возделывания съедобных растений". Благодаря этим поистине историческим
сдвигам в технологии человек становится единственным на планете живым
существом, которое начинает в какой-то степени выходить из рабского подчинения
окружающей природной среде и перестает зависеть от превратностей и случайностей
собирательства, охоты и рыбной ловли. Самое главное: "...увеличение
производства во всех отраслях — скотоводстве, земледелии, домашнем ремесле —
сделало рабочую силу человека способной производить большее количество
продуктов, чем это было необходимо для поддержания ее". Австралийский
археолог В. Чайлд, который и назвал эту революцию "аграрной" (хотя
есть и другой термин для ее обозначения — "неолитическая",
указывающий на начало ее в эпоху неолита), считал, что именно благодаря ей
совершился переход от варварства к первым рабовладельческим цивилизациям,
возникло классовое деление общества и появилось государство. Мы не будем
слишком подробно рассматривать последствия этого события для всех сфер
социальной жизни, однако бесспорно, что они были поистине колоссальными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|