Для определения эффективности работы
системы упражнении, ошибки нами были сопоставлены данные контроля на входе и на
выходе, сопоставить данные нам позволяет, примерно одинаковый объем
исследованных текстов, а также общая тематика этих текстов. (см. табл. 5 ):
Т5 Результаты сопоставления
контроля на входе и контроля на выходе
Ошибки:
|
Контроль на входе
|
Контроль на выходе
|
Разница
м/у результатами
контроля
|
Кол-во
|
Кол-во
|
%
|
Ошибки в употреблении падежа
Ошибки в употреблении вида глагола
Ошибки между частями сложного
предложения
|
23
10
15
|
10
4
6
|
56,5 %
60%
60%
8%
|
Другие ошибки:
|
36
|
33
|
Всего:
|
84
|
53
|
37%
|
|
|
|
|
|
Результаты:
Результаты
сопоставления данных анализа ошибок, позволяют говорить судить об улучшении
качества речи студентов, что также косвенным образом свидетельствует об
предложенной системы упражнений:
В речи студентов
отмечено , что (см. табл.4):
1. Общее число
ошибок сократилось на 37 %;
2. Сократилось
общее число ошибок тех групп языковых явлений, на формирование навыков
употребления в речи которых, были направлены упражнения системы;
3. При
одновременном сокращении числа ошибок в употреблении падежа, вида глагола, а
также ошибок в связи частей сложного предложения число ошибок других групп
практически не изменилось (снижение на 8%);
Выводы к главе 2
В главе 2 была описана система
упражнений по обучению оформления сообщения в устной речи.
На основе предложенной системы
проведено экспериментальное исследование. Результаты анализа экспериментальных
данных показали, что:
1. Общее число
ошибок сократилось на 37 %;
2. Сократилось
общее число ошибок тех групп языковых явлений, на формирование навыков
употребления в речи которых, были направлены упражнения системы;
3. При
одновременном сокращении числа ошибок в употреблении падежа, вида глагола, а
также ошибок в связи частей сложного предложения число ошибок других групп
практически не изменилось (снижение на 8%);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев теоретические основы
обучения оформлению сообщения в устной речи, и проанализировав существующие
современные учебные пособия, мы пришли к следующим выводам:
·
Обучение
оформлению сообщения в устной речи – одна из главных проблем современной
лингводидактики и методики преподавания русского языка как иностранного,
которая обусловлена степенью важности данного процесса в речи, а также
сложностью механизма оформления высказывания. Оформление сообщения в устной
речи является ключевым звеном в процессе превращения мысли в высказывание и
включает в себя целый комплекс психофизиологических операций (операцию выбора
слова, операцию оформления грамматической модели и операцию оформления модели
посредством языка).
·
Современный
взгляд на обучение, который характеризуется коммуникативной направленностью
процесса обучения, требует формирования в процессе обучения не навыка
оформления высказывания, а навыка употребления данного высказывания в речи. Это
требует от лингводидактики на современном этапе эффективных способов обучения
оформлению сообщения в устной речи.
·
Деятельностный
взгляд на процесс формирования речи требует от обучения формирования качества
речевого навыка (автоматизации, устойчивости, переноса и т.д.)
·
Современные
учебные пособия не соответствуют тем требованиям, необходимым для формирования
навыка оформления высказывания в устной речи на уровне ТРКИ 2.
·
Существует
необходимость в поиске более эффективных способов обучения оформлению сообщения
именно на уровне ТРКИ 2.
·
Нами
предложена система упражнений, которая позволила бы развить навык оформления
высказывания в устной речи, а также автоматизировть его и сделать устойчивым.
·
Для
проверки эффективности предложенной системы нами было поведено
экспериментальное обучение, которое показало, что
·
Данная
система прошла экспериментальную проверку и может использоваться как
дополнительное учебное пособие.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Алхазишвили
А.А. Психологические основы обучения устной речи.- Тбилиси, 1974.- с.118-120.
2.
Арутюнов
А.Р. «Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев» /
А.Р. Арутюнов, - М.:1991.-167с.
3.
Арутюнов
А.Р., Костина Г.Г. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и
иностранных языков: конспекты лекций/ А.Р. Арутюнов, Г.Г.
Костина,-М.:1992.-147с.
4.
Ахутина
Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса/ Т.В.
Ахутина,-М.:1989,-245с.
5.
Бабайцева
В.В. Современный русский язык: анализ языковых единиц./В.В. Бабайцева,- М.:
1995.-231с.
6.
Бернштейн
Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности/ Н.А.
Бернштейн,-М.:1966,-348с.
7.
Буторина
Н.В. Сферы образования в контексте европейской образовательной политики.//
Парадигмы образования. Материал научной сессии в рамках конференции «Парадигмы
образования» 26 апреля 2006 / под ред. Д.п.н., проф. Г.С. Трофимовой,- Ижевск
2006,- 175с.
8.
Вишнякова
С.А., Чжань Хун. Информационные коммуникативные технологии в обучении
коммуникативному поведению на материале телефонных переговоров // Русский язык
как иностранный: Теория. Исследования. Практика. / вып. 9 ,- СПб., 2007 – 369
с.
9.
Ворожцова
И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку./ И.Б.
Ворожцова, - Ижевск: «Удмуртский университет»,2000,-342с.
10.
Ворожцова
И.Б. Речевой субъект или языковая личность? // Вопросы лингвистики, педагогики
и методики преподавания иностранных языков/ Ижевск: 2006-377с.
11.
Ворожцова
И.Б. О путях формирования речевых компетенций при обучении неродному языку //
Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. / вып. 9 ,- СПб.,
2007 – 369 с.
12.
Выготский
Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский,-М.:1996
13.
Выготский
Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский, - М., 1956.- 193
с.
14.
Государственный
образовательный стандарт по РКИ. Второй уровень. Общее владение./ Т.А. Иванова,
Т.И. Потапова, А.К.Рогова и др.,-М.-СПб.: «Златоуст», 1999.-32с.
15.
Жинкин
Н.И. Механизмы речи. – М., 1958
16.
Жинкин
Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // вопросы языкознания.- 1964.-№
6.
17.
Залевская
А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте /
А.А. Залевская,- Тверь: 1996, 267с.
18.
Зимняя
И.А. Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке./
И.А. Зимняя, -М.: «Просвещение», 1978,-158с.
19.
Зимняя
И.А. Личностно- деятельностный подход в обучении русскому языку как
иностранному // Русский язык зарубежом.-1985-№5.-с.17-21
20.
Зимняя
И.А. Лингвопсихология речевой деятельности./ И.А. Зимняя.- М.- Воронеж, 2001-
432 с.
21.
Зимняя
И.А. Педагогическая психология./ И.А. Зимняя.- Ростов-на-Дону, 1997.- с.
433-440
22.
Золотова
Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц синтаксиса./ Г.А.
Золотова,-М.: 2006.-455с.
23.
Изаренков
Д.И. Аппарат упражнений в системном описании.// Русский язык
зарубежом.-1994.-№1.- 77-85с.
24.
Караулов
Ю.Н.Ассоциативная грамматика русского языка/ Ю.Н. Караулов,- М.: Русский
язык,1993,-274с.
25.
Касарова
В.Г. Речевые ошибки иностранных студентов и их причины.// Гуманитарные науки.,
вып.21.- М.:2003- с. 118-123
26.
Кастельви
Ж., Руис-Сиррильяс Крусате, Зайнульдинов А. Типология ошибок в преподавании
русского языка как иностранного// Гуманитарные науки., вып.21.- М.:2003-
27.
Китайгородская
Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам.- М., 1986.-
с.46-56.
28.
Китайгородская
Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам/ Г.А.
Китайгородская.-Киев, 1988 –
29.
Левчук
Л.А. Единые требования к уровню владения иноязычной речевой компетенцией./
Научная организация учебного процесса и пути повышения качества обучения.//
Тезисы докладов учебно-методической конференции.- Ижевск:1997.-80-81с.
30.
Леонтьев
А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания./ А.А.
Леонтьев, -М.,-1969.- 308с.
31.
Леонтьев
А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность./ А.А. Лентьев,-М.: 1969,-214с.
32.
Леонтьев
А.А. Речь и общение. // Иностранные языки в школе.- 1974 .
33.
Леонтьев
А.А. Психология общения.- М., 1997.- с.32-35, 135-138, 234-235.
34.
Новые
педагогические информационные технологии в системе образования./ Под. Ред.
Е.С.Полат,-М.:2000,-357 с.
35.
Леонтьев
А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1981
36.
Лурия
А.Р. Основные проблемы нейролингвистики/ А.Р. Лурия,-М.:1975.-252с.
37.
Матвеева
Т.Н. , Розова О.Г. Проблемы межкультурной коммуникации и их учет в практике
преподавания русского языка как иностранного. // Русский язык как иностранный:
Теория. Исследования. Практика. / вып. 9 ,- СПб., 2007 – 369 с.
38.
Новые
педагогические информационные технологии в системе образования./ под. Ред.
Е.С.Полат,-М.:2000,-357 с.
39.
Пассов
Е.И. Коммуникативное мышление и его структура// Е.И. Пассов, З.Г.Шарипова.
Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М.:1991.-222с.
40.
Пассов
Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному мышлению. М.,- 1989
41.
Программа
по русскому языку для иностранных граждан. Первый сертификационный уровень.
Общее владение./ Андрюшина Н.П. и др- 3-е изд. М.-СПб.: «Златоуст», 2006-176с.
42.
Проблемы
навыков и умений в обучении иностранным языкам: учебное пособие / под. ред.
Е.И. Пассова , Е.С. Кузнецовой.- Воронеж: 2002- 40 с.
43.
Пути и
приемы целеориентирования студентов по русскому языку/ под ред. Л.Н.
Каламановой.- М.:1990,- 435с.
44.
Рахманов
И.В. О научной проблематике в области методики преподавания иностранных языков
в вузах // С. 1 МГПИИЯ «Иностранные языка в школе»./ Вып.1.-М.,1962-с.81.
45.
Рахманов
И.В. Модели и их использование при обучении иностранным языкам. / Иностранные
языки в школе.-1965. -№ 4
46.
Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1946
47.
Рубинштейн
С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- М.,1973.
48.
Де
Соссюр Фердинанд. Труды по языкознанию. Курс общей лингвистики./ под ред.
Ш.Балли, А. Саше.- Екатеринбург: 1999,-425с.
49.
Торхова
Ю.В. Компетентностный подход к обучению иностранным языком в ВУЗе в условиях
глобализации образования // Парадигмы образования. Материал научной сессии в
рамках конференции «Парадигмы образования» 26 апреля 2006 / под ред. Д.п.н.,
проф. Г.С. Трофимовой,- Ижевск 2006,- 175с.
50.
Цейтлин
С.Н. Освоение родного и неродного языков в естественной среде на материале
речевых ошибок.// Мир русского слова,-№4,-2003, с.83-89
51.
Цели
обучения иностранным языкам: учебное пособие / под. ред. Е.И.Пассова, Е.С.
Кузнецовой.- Воронеж, 2002.-40с.
52.
Щерба
Л.В. О трояком аспекте языковых явлений в языкознании // Звегинцев В.А.
История языкознания Х1Х и ХХ в.в. в очерках и извлечениях / Т2., В.А.
Звегинцев.- М.: 1960.-330 с.
Учебники и учебные пособия
1.
Аксенова
М.П. Русский язык по-новому. / Ч.1-2 , М.П. Аксенова,- СПб.: «Златоуст»,
1999-440с.
2.
Аннушкин
В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: интенсивный курс речевого общения:
учебное пособие./ Аннушкин В.И., Акишина А.А., Жаркова Т.Л..- М.: Флинта,
2004-221с.
3.
Бердичевский
А.Л, Соловьева Н.Н. Русский язык: сферы общения: учебное пособие по стилистике
для студентов-иностранцев./ А.Л. Бердичевский, Н.Н. Соловьева,- М.: Русский
язык-2002.-152 с.
4.
«Деловая
поездка в Россию»./ Учебное пособие по русскому языку для иностранных
учащихся.-СПб.: «Златоуст»,- 2001
5.
Костин
И.С. Перспектива. Основная часть: пособие для иностранных слушателей
краткосрочных курсов русского языка. Выпуск 1./ Костина И.С., Александрова
Н.Н., Александрова Т.И. и др.,- СПб.: 2000,-55 с.
6.
Костин
И.С. Перспектива. Основная часть : пособие для иностранных слушателей
краткосрочных курсов русского языка. Выпуск 2./ Костина И.С., Александрова
Н.Н., Александрова Т.И. и др.,- СПб.: 2000,-71 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|