Цель:
автоматизация операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии
с нормами языка
Задачи: отработка
навыков оформления высказывания на разном языковом материале.
Основные принципы
при создании упражнения:
Цель: выработка
автоматизации при использовании данных конструкций
Обучающимся
необходимо выполнить упражнения, в которых на основе разного лексического
материала неоднократно повторяется одна и та же грамматическая конструкция.
Примеры
упражнений:
2.5. Обсудите
в группе:
1) Что, по
мнению преподавателей, позволяет сделать изучение языков более эффективным?
2) Что, по
мнению психологов, позволяет сделать изучение языков более эффективным?
3) Что
советуют преподаватели и психологи?
По мнению
преподавателей для успешного изучения иностранных языков необходимо…
Преподаватели считают,
что для изучения языков главным является …
потому что…
Преподаватели
считают также, что …
потому что…
Психологи
обращают внимание на то, что……
потому что…
По словам
психологов, необходимо…
потому что……
По словам
психологов и преподавателей, не стоит……
потому что…
·
Пятый тип
упражнений:
Цель: отработка
качества операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии с
нормами языка на разном языковом материале.
Задачи:
1.
отработка
навыков оформления высказывания в речи;
Данное упражнение
на основе большого количества похожих ситуаций формирует навык употребления
данного грамматического материала.
Пример
упражнений:
3.4.
Расскажите, пожалуйста, последовательность ваших действий, которая помогает вам
справиться с трудностями при употреблении нового слова:
1.Чтобы узнать значение непонятных
слов на занятии я
2. Обычно, чтобы узнать значение
непонятного слова
Я
3. Если под рукой нет словаря,
чтобы узнать значение слова, я
|
·
Запомнил
его
·
Посмотрел
его значение в словаре
·
Записал
его в тетрадку
·
Восстановил
его значение по контексту
·
Спросил
у преподавателя его значение
·
Запоминаю
его
·
Смотрю
его значение в словаре
·
Записываю
его в тетрадку
·
Восстанавливаю
его значение по контексту
·
Спрашиваю
у преподавателя его значение этого слова
|
3.7. Скажите,
пожалуйста, какая информация записана в ваших рабочих тетрадях?
Что вы обычно записываете
в своей рабочей тетради, чтобы сделать изучение языка легче?
Чего вы никогда не
записали бы в своей тетради?
Какую информацию
вы всегда запоминаете?
Какую информацию,
на ваш взгляд, можно не записывать, а посмотреть в
словаре?
Какую информацию
можно уточнить или спросить у преподавателя, какую
информацию лучше записать?
4.этап: Речевая
деятельность.
Цель упражнения:
Решение коммуникативных задач посредством материала отработанного на занятии.
Примеры
упражнений:
ПРОЕКТ
9.4.
Представьте, что Вам необходимо собрать материал для статьи в журнал «Вокруг
Света». «Вокруг Света» один из самых популярных журналов в России на протяжении
многих лет. Успех этого издания заключается в том, что каждый номер журнала
содержит самые интересные материалы и факты о жизни людей по всему Миру. На
материале своих статей авторы стремятся показать своим читателям, какие мы все
разные и одновременно похожие.
Тема вашей
статьи: « Национальные праздники». Попробуйте, провести интервью в группе с
представителями разных стран мира. Ваша задача, собрать материал о национальных
праздниках: узнать обычаи и традиции, выявить роль этих праздников в жизни
человека.
Успехов!
Или
ПРОЕКТ
_____________________________________________________________
3.7.
Представьте,
что на один из студенческих семинаров приглашен человек, который свободно
владеет шестью языками! У вас есть редкая возможность побеседовать с ним, а
также узнать у него некоторые секреты, которые помогли ему выучить столько
языков. Возможно, его советы помогут вам в изучении русского языка.
Успехов!
На основе данной
системы было проведено экспериментальное обучение:
2.2. Экспериментальное
обучение:
Эксперимент
продолжался с февраля 2007 года по май 2008 года. За время эксперимента в нем
приняли участие 14 студентов из разных стран (Испании, Турции, Кореи, Финляндии,
Сирии), которые готовились сдавать 2 сертификационный уровень по русскому языку
как иностранному. Цель эксперимента:
Целью
экспериментального обучения была проверка эффективности данной системы
упражнений. Для достижения цели, поставленной в эксперименте, были решены
следующие задачи:
1.
Определить
степень сформированности языковой и речевой компетенции студентов при
оформлении устного высказывания;
2.
Провести
экспериментальное обучение;
3.
Определить
степень сформированности языковой и речевой компетенции студентов при
оформлении устного высказывания;
Экспериментальное
обучение было рассчитано на 14 часов. В ходе эксперимента было проведено 8
занятий, 2 из них являлись контрольными.
Занятия
проводились в соответствии с предложенной системой упражнений.
Контроль на
входе
Для определения
степени сформированности языковой и речевой компетенции студентов, был проведен
контрольный урок. Контрольный урок представлял собой беседу, темой которой стал
предстоящий эксперимент. В ходе беседы, студентам предоставлялась возможность
высказать свое мнение по поводу эксперимента, рассказать о своих ожиданиях от
эксперимента, высказать свои пожелания, рассказать о трудностях, которые они
испытывают при изучении русского языка, и при оформлении устного сообщения.
Реплики, каждого студента фиксировались. Для определения уровня
сформированности языковой и речевой компетенции был также проведен анализ
ошибок в высказываниях каждого из студентов.
Рассматривались
тексты высказываний студентов примерно равные по объему.
Текст самостоятельных
высказываний студентов содержал:
460 значимых
слов;
205 фраз;
96 предикаций;
58 предложений.
При анализе
ошибок нас интересовали ошибки связанные с употреблением падежа, вида глагола,
а так же с употреблением союза между частями сложного предложения. Для каждого
обучающегося была сделана классификация ошибок. Ошибки классифицировались на 4
группы:
1.
Ошибки в
употреблении падежа;
2.
Ошибки в
употреблении вида глагола;
3.
Ошибки
частями сложного предложения;
4.
другие
ошибки.
Нами было подсчитано
общее число ошибок каждой группы. Далее мы определи объем интересующих нас
групп ошибок относительно других групп. У одного из студентов объем ошибок из
интересующих нас групп составил 57,1 % доли всех ошибок, а у другого студента
этот объем составил 45,2 %.(См. табл. 2 и табл. 3)
Таким образом, об
эффективности предложенной системы можно будет говорить, в том случае, если при
сопоставительном анализе результатов контроля на входе и контроля после
экспериментального обучения показатели, приведенные в таблице № 2 .
Табл.2 Уровень
языковой компетенции студента 1 до начала эксперимента
Группы
ошибок
|
Кол-во
ошибок
|
% от общего
числа ошибок
|
Ошибки в падеже
|
23
|
57,1
|
Ошибки в
употреблении вида
|
10
|
Ошибки между
частями сложного предложения
|
15
|
Другие ошибки
|
36
|
42,9
|
Всего
|
84
|
|
Экспериментальное
обучение:
Целью
экспериментального обучения проверка эффективности системы упражнений
при оформлении сообщения в устной речи.
В ходе
экспериментального обучения было проведено 12 часов, были проведены занятия по
темам:
1.
Учить
языки;
2.
Профессиональные
качества и характер;
3.
Спорт;
4.
Кино;
5.
Пасха;
6.
Старое и
новое.
Анализ урока:
В завершении
эксперимента был проведен контрольное занятие.
2.3. Контроль
на выходе:
Цель:
1.
Определения
степени сформированности языковой и речевой компетенции студентов;
2.
Проверка
эффективности работы системы упражнений.
Контрольный урок
представлял собой занятие-беседу, в ходе занятия студентам предоставлялась
возможность высказать свое мнение по поводу проведенного эксперимента,
рассказать о трудностях, которые испытывали они при выполнении задании
предложенной системы, высказать свое мнение о том, что показалось интересным,
высказать свои пожелания и т.д.
Реплики, каждого
студента фиксировались. Для определения уровня сформированности языковой и
речевой компетенции был также проведен анализ ошибок в высказываниях каждого из
студентов.
Рассматривались
тексты высказываний студентов примерно равные по объему, как и при контроле на
входе.
Текст
высказываний студента содержал:
460 значимых
слов;
237 фраз;
98 предикаций;
74 предложения.
Был проведен
анализ текстов устных сообщений студентов и проанализированы ошибки:
Ошибки
классифицировались на 4 группы, подсчитано их количество:
1.
Ошибки в
употреблении падежа;
2.
Ошибки в
употреблении вида глагола;
3.
Ошибки
между частями сложного предложения;
4.
другие
ошибки.
В текстах
высказываний студентов присутствуют следующие ошибки:
Ошибки в падеже
-10;
Ошибки в
употреблении вида – 4;
Ошибки между
частями сложного предложения – 6;
Другие ошибки -
33;
Всего ошибок –
53.
Классификация
ошибок позволила определить уровень сформрованности языковой и речевой
компетенции каждого студента при использовании в речи необходимого падежа,
формы вида глагола, а связи между частями сложного предложения. Для более
точного определения эффективности предложенной системы, были проанализированы
ошибки при употреблении студентами падежа, вида глагола, а также связи между
частями сложного предложения. Для этого, каждая ошибка была описана и сопоставлена
с языковым материалом, предложенным в системе упражнений. (см. табл. 4)
Результаты:
1.
Ошибки
употребления падежа, вида глагола и вида связи между частями сложного
предложения отражают уровень сформированности языковой и речевой компетенции
как языкового материала охваченного для работы системой упражнений, так и того
языкового материала, который не был охвачен при обучении. Основная часть ошибок
классифицированных нами на 3 основные группы характеризует уровень
сформированности компетенции при использовании языкового материала, не
охваченного системой упражнении;
2.
Об
эффективности, системы упражнений говорит тот факт, что при финальном контроле
нами не зафиксировано случаев неправильного употребления тех видов связи между
частями сложного предложения, которые охвачены при обучении.
Табл.4
|
Языковой материал
|
Ошибки
студентов
|
Языковой
материал системы упражнений
|
Употребление падежа:
Р.п. в значении объекта действия
после отглагольных существительных
Д.п. в значении объекта действия
Тв. п. в значении объект действия
Употребление вида глагола:
НСВ глагола в изъявительном
наклонении
Употребление связи между
частями сложного предложения:
|
+
+
++
|
Языковой
материал, не принадлежащий системе упражнений
|
Употребление падежа:
Р.п. в значении объекта сравнения
Д. п. в значении определения
В.п. в значении предмета речи,
мысли
Тв. п. в значении времени действия
П.п. в значении времени действия
П.п. В значении объекта действия
П.п. в значении условия действия
Употребление вида глагола:
В сослагательном наклонении
Употребление связи между
частями сложного предложения:
Вид придаточного
предложения:
Определительный
Временной
уступительный
|
+
+++
+
++
+
++
++++
++
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|