Речевая
деятельность, как и любой другой вид деятельности, является результатом
психической, психофизиологической деятельности мозга человека. Следовательно, имеет
в своем содержании такие психологические компоненты присущие любой другой
человеческой деятельности как предмет, средства, способ действия, продукт и
результат, которые реализуются посредством психофизиологических механизмов
речи.
Согласно
деятельностной теории А.Н. Леонтьева [35], психологическим содержанием любой
деятельности является предмет, средства, способ, продукт и результат. Рассматривая
компоненты говорения как вида речевой деятельности, исследователи выделяют: языковую
систему как средство оформления мысли, процесс речи определяют как способ
формирования и формулирования мысли, а мысль характеризует как предмет речевой
деятельности. Высказывание рассматривается как продукт и результат речевой
деятельности. [И.А. Зимняя, лингвопсихология, с. 54, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн].
Речевая
деятельность реализуется, благодаря сложному психофизиологическому механизму
речевой деятельности. На связь психологического содержания деятельности и
психофизиологических механизмов деятельности обращают внимание многие
исследователи. В частности, своей статье «О трояком аспекте языкового знака» Л.В.
Щерба, рассматривая природу языка, пишет о том что: «Механизм, это речевая
(деятельность) организация человека никак не может равняться сумме речевого
опыта (подразумевается под этим и говорение и понимание данного индивида…)…
речевая организация человека может быть только физиологической или
психофизиологической ».
Механизмам
говорения посвящено достаточно большое количество исследований в области
психологии, психолингвистики, нейропсихологии и.д. С позиций психологии,
психолингвистики, нейропсихологии механизмы перехода мысли в высказывание
рассматривают И.Н. Жинкин в работах «Механизмы речи» (1958) [18], ст. «О
кодовых переходах во внутренней речи» [19], Т.В. Ахутина « Порождение речи.
Нейролингвистический анализ синтаксиса» (1989) [4], И.А. Зимняя
«Лингвопсихология речевой деятельности» (2001) [23], А.А.Леонтьев
«Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания» (1969) [31],
А.А. Леонтьев «Язык. Речь. Речевая деятельность» (1969) [32], А.Р. Лурия «Основные
проблемы нейролингвистики» (1975) [36], Л.С. Выготский «Мышление и речь» (1996)
[15]и др.
И.А Зимняя
отмечает, что впервые эта проблема была поставлена И.Н. Жинкиным в работе
«Механизмы речи» [18] [И.А.Зимняя, 23; 195] Н.И. Жинкин рассматривает механизм
говорения, который характеризуется двузвенностью структуры механизма и
комлементарностью (взаимозаменяемостью) всех речевых механизмов. Также Н.И.
Жинкин определил основные механизмы осуществления речевого акта: механизмы осмысления,
памяти, упреждающего синтеза (опережающего отражения) [18; с. 38] В своих
работах И.Н. Жинкин рассматривает механизмы речемыслительной деятельности –
внутренней речи, которая реализуется через универсальный предметный код
(внутреннюю речь) и служит основным механизмом понимания. В работах Н.И.
Жинкина рассматриваются и ряд других механизмов являющихся составляющими
механизма речи: линейный механизм кодирования и декодирования, грамматический
механизм, механизм сочетания лексических значений, механизм формирования
смысловых рядов, механизм смысловых замен, отбора слов и.т.д. В работах
А.А.Леонтьева подробно рассмотрены механизмы речемыслительной деятельности
(механизмы производства речи), механизмы взаимозамены слов, выбора слов и т.д.
с точки зрения их структуры и функционирования. [31, 32, 33]
Концепция Н.И.
Жинкина легла в основу многих теоретических и экспериментальных исследований, в
том числе и И.А. Зимней, которая основывается на концепции И.Н. Жинкина и
теории деятельности А.Н. Леонтьева. И.А. Зимняя отмечает, что « в схемах
порождения речи…в общем прослеживается, а у многих сохраняется та же трех
этапная структура построения речевого высказывания» [23; с.238].
В работах И.А.
Зимней выделяется ряд общефункциональных и специфических механизмов соотносимых
с тремя фазами речевой деятельности: мотивационно- побудительной, ориентировочно-исследовательской
и исполнительной. В связи с первой фазой речевой деятельности рассматривается
механизм мотивации, который является исходным. Две другие фазы совпадают с
действием таких механизмов как опережающее отражение, осмысление, оперативная и
постоянная память, а также специфические речевые механизмы, в числе которых
И.А. Зимняя обсуждает механизмы предметно-логического плана, механизмами
внутреннего оформления высказывания (совокупности операций отбора, сравнения,
составления, комбинирования, структурирования и др.) [ 21; 22;23]. Схема
механизмов говорения И.А. Зимней, рассмотренная ей в работах
«Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке»(1978), «
Лингвопсихология речевой деятельности» (2001) и др. основана не только на
концепции Н.И. Жинкина.
Работа по
исследованию психологической и психофизиологической структуры говорения,
позволила определить место процессу оформления высказывания в устной речи,
работы психолингвистов и психофизиологов позволили выявить основные механизмы
порождения речевого высказывания и их функционирование.
1.2. Механизмы
порождения и оформления высказывания
Говорение как
один из видов деятельности человека обладает всеми психологическими и
психофизиологическими характеристиками деятельности, являясь лишь одним из
способов реализации речевой деятельности. Таким образом, говорение в
психологическом процессе речевой деятельности является способом выражения мысли
средствами языка, поэтому устная речевая деятельность имеет особые
психологические и психофизиологические механизмы превращения мысли в
высказывание.
Проблема
оформления высказывания как способа оформления мысли в процессе речевой
деятельности рассматривается лингвистике, психологии, психолингвистики и
нейропсихологии (А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина (Рябова), А.А. Лентьев, С.Д.
Кацнельсон, И.А .Зимняя и т.д.)
О проблеме
порождения высказывания упоминается работах Ферденанда Де Соссюра, В.
Гумбольдта и др. лингвистов, которые, однако рассматривали речь с
лингвистической точки зрения и не раскрывали психологических механизмов
говорения, а лишь упоминали о них. Так порождение высказывания В.Гумбольдт,
основываясь на работах Ф. Де Соссюра «Курс общей лингвистики», называет одной
из важнейших проблем: «В звуковой форме двумя главнейшими моментами,
подлежащими рассмотрению, предстают обозначения понятий и законы построения
речи» [В. Гумбольдт, « О различии строения человеческих языков»] В работах
таких лингвистов как Р.Барт, В. Гумбольдт, Л.В. Щерба были сделаны определенные
шаги по раскрытию сущности процесса формулирования и оформления высказывания.
Так, В.Гумбольдт рассматривает, описывая содержание механизма оформления высказывания,
говорит о внешнем и внутреннем оформления сообщения: «При рассмотрении языка
вообще… мы сталкиваемся с двумя явлениями – звуковой формой и ее употреблением
для обозначения предметов и движение связных мыслей» [В. Гумбольдт, « О
различии строения человеческих языков]. Важным при этом является замечание
сделанное в статье Р. Барта о том, что если высказывание расчленить на
«подвижные фрагменты, взаимное расположение которых порождает смысл. Сам по
себе фрагмент не имеет смысла, но малейшее изменение его конфигурации вызывает
изменение целого. Парадигма – минимальное множество объектов, откуда мы
запрашиваем объект, который хотим наделить минимальным смыслом…» [Р.Барт
Структурализм как деятельность // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.:
1994]. Таким образом, еще одним важным компонентом при формировании
высказывания является мысль, как формирующее высказывание условие.
Л.С. Выготский
подчеркивает, что процесс порождения порождается от мотива, порождающего
какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредствованию ее во внутреннем
слове, затем в значениях внешних слов, а затем в словах [15]. А.А. Леонтьев,
основываясь на анализе психолингвистических моделей речевого высказывания,
рассматривает процесс оформления высказывания с психологической точки зрения,
приводит следующие этапы речепорождения. Оформление высказывания происходит на
4 этапах:
·
Этап
мотивации высказывания;
·
Этап
замысла (программы плана);
·
Этап
осуществления (реализации плана);
·
Этапы
сопоставления реализации замысла с самим смыслом.
[31;
133, 153]
Раскрыть механизм
оформления высказывания на этапе оформления мысли и опосредствования ее в
слове, можно, если соотнести со схемой предложенной И.А. Зимней.Так И.А.
Зимняя, основываясь на теории деятельности А.Н. Леонтьева, рассматривает
говорение как вид речевой деятельности, являющийся устным способом выражения
мысли в процессе речи деятельности. Определяя говорение как способ
формирования и оформления высказывания, который реализуется на 3 уровнях:
побуждающий, формирующий и реализующий, выделяет формирующий и реализующий
уровень в качестве уровня, на котором формируется высказывание. Высказывание
формируется в 2 этапа: внутреннее формулирование и внешнее звуковое оформление.
[Лингвопсихология; с. 255-262] Механизм внутреннего оформления высказывания
состоит из 2 фаз, которые протекают одновременно: смыслообразующая фаза и
формулирующая. (Т.В.Ахутина,Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя) Смыслообразующая фаза
уподобляется «устройству, программирующему грамматическое оформление свернутых,
опорных форм слова…» [23; с. 263] во время этой фазы включаются операции выбора
слов, выбора модели и размещение слов. Другая, фаза «грамматического
структурирования» (И.А. Зимняя), во время которой речевое высказывание
оформляется сообразно с правилами языка, а также подготавливается артикуляционный
аппарат.
Таким образом,
говорение, являясь устным способом реализации речевой деятельности,
направленной на выражение мысли (намерения и т.д.) является сложным
психологическим процессом превращения мысли в высказывание, который приводится в
действие с посредством сложного механизма речепроизводства. Оформление
высказывания – процесс опосредования мысли в высказывание. Механизм оформления
высказывания приводится в действие с помощью механизма содержащего 4 этапа:
·
операцию
выбора слов;
·
оформления
модели ключевыми словами;
·
оформление
сообщения в соответствии с нормами языка;
·
Реализация
высказывания.
При этом первые
три этапа являются собственно оформлением сообщения в устной речи и
осуществляются на доречевом уровне. [Н.И. Жинкин] Операция выбора модели и
оформления модели осуществляются в речи одновременно, что по мнению И.А. Зимней
важно учитывать при обучении оформлению сообщения в устной речи.[И.А. Зимняя].
Уровень реализации высказывания- озвучивание уже оформленного на стадии внутренней
речи сообщения. В данной работе будет рассмотрен механизм оформления
высказывания на стадии оформления во внутренней речи.
1.3.Проблемы
обучения говорению в лингводидактике
Взгляд на
обучение говорению на современном этапе развития лингводидактики и методики
преподавания русского языка как иностранного во многом сформировался под
воздействием таких наук как психология, психолингвистика, педагогика и др.[И.Б.
Ворожцова 12; 46]
Работы в области
психологии позволили определить деятельностную природу речи ее особое положение
в ряду других видов деятельности человека, определить психологическое
содержание речи (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и особенности внутренней
структурной организации речи. Работы в области психолингвистики раскрыли
механизмы речевой деятельности (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьева) и
механизмы порождения речевого сообщения (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А.
Леонтьев, В.Ингве, Т.В. Рябова)
Так, появление
теории деятельности (А.Н. Леонтьев) позволило углубить знания методики в области
объекта обучения, которым является речь. Деятельностная природа речи,
предполагает деятельностное содержание речи. Таким образом, мысль
интерпретируется в рамках деятельностной теории как предмет речи, на который
должна быть направлена речевая деятельность. Таким предметом является, с точки
зрения деятельностного подхода, потребность, коммуникативная, познавательная и
т.д. (И.А. Зимняя), которая реализуется в речевой деятельности посредством
языка.
Такой взгляд на
речь поставил перед лингводидактикой ряд проблем:
·
Обучение
речи как деятельности на иностранном языке;
·
Обучение
речевой деятельности, как способу решения коммуникативных потребностей;
·
Обучение
речевому поведению на иностранном языке;
·
Обучение
выражению мысли (потребности, намерения) посредством языка;
·
Обучение
оформлению высказывания в соответствии с нормами языка.
Работы в области
психолингвистики, нейропсихологии позволили определить психофизиологические
механизмы речи: совокупность психических операций по превращению мысли в высказывание
(И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина, и др.). И.А. Зимняя, учитывая
деятельностную природу речи, говорит о том, что деятельность должна обладать
качественными характеристиками (автоматизмом и т.д.): «…речевое произнесение –
результат действия сложного речевого механизма, все составляющие части которого
должны быть специально, целенаправленно отработаны, особенно в условиях
овладения речевой деятельностью на неродном языке». Далее она поясняет: «как
известно, речевая деятельность характеризуется не только фактом реализации, но
и степенью совершенства последней, то есть степенью ее автоматизма» [23;
с.239]:
Таким образом,
перед обучением говорению встают следующие проблемы:
·
Осуществления
в процессе обучения высших психических функций [13;25];
·
Формирования
речевых навыков
·
Безошибочность
в выполнении речевых действий
проблема
оформления сообщения является одной из главных проблем в современной
лингводидактике. Это, во-первых, связано с тем, что процесс оформления устного
сообщения - участвует в превращении мысли в высказывание и является
промежуточным этапом между мыслью и устным сообщением. Во-вторых, говорение,
являясь продуктивным способом реализации предмета речевой деятельности, которой
является мысль, говорение, потребность (И.А. Зимняя) является ведущим видом
речевой деятельности.
Актуальность
обучения оформлению сообщения в устной речи на разных этапах изучения русского
языка как иностранного обусловлено тем, что обучение должно быть направлено на
формирование речевых навыков, характеристиками которых являются
автоматизированность, устойчивость и сознательность и т.д. (Е.И. Пассов, И.А.
Зимняя)[23; с.239] При этом многие исследователи отмечают, что экспериментально
еще не выявлено какое количество упражнений необходимо для автоматизации навыка
(Л.В. Щерба)
Открытия
сделанные в области лингвистики, психолингвистике, психофизиологии помогли
современной лигводидактики сформулировать собственный взгляд на говорение как
вид речевой деятельности, и обучение говорению как виду речевой деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|