Многие
исследователи (И.Б. Ворожцова, Н.Д Гальскова, Е.И. Пассов) отмечают, что
большое влияние на формирование современного взгляда на процессы обучения
оказали работы И.А. Зимней, которая занималась проблемами психологического и
психофизиологического содержания говорения как вида речевой деятельности
применительно к обучению. И.А. Зимняя рассматривала говорение как вид речевой
отдельной личности направленной на реализацию коммуникативных, познавательных и
тд. задач в процессе речевой деятельности данной личности. [19,20,21,22]:
Такой взгляд на
речевую деятельность позволил сформулировать принцип личностно-деятельностного
подхода в обучении.
1.4. Технологии
обучения говорению в лингводидактике на
современном
этапе
Проблемы
современной лингводидактики в методике преподавания русского языка как
иностранного решаются в рамках 4 основных подходов: коммуникативного,
деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подхода. Каждый
из этих подходов для решения, вопросов связанных с обучением говорению, ставит
на первое место один из аспектов современного образования: нацеленность
процесса обучения на коммуникацию, деятельность в процессе обучения,
нацеленность на формирование языковой личности, ориентация в процессе обучения
на личность обучающегося.
Коммуникативный
подход
Так основой коммуникативного
подхода целью обучения является коммуникация. Процесс обучения максимально
приближен к естественной коммуникации, направлен на личностное взаимодействие,
при котором используются разные способы общения. Говорение рассматривается как
способ реализации посредством языка коммуникативного намерения, поэтому процесс
обучения говорения рассматривается как коммуникативно направленный процесс
включенный во взаимодействие с миром. (Е.И. Пассов)
Данное
направление в методике преподавания русского языка как иностранного
представлено работами Липецкой методической школой (Е.И. Пассов); московской
методической школой русского языка как иностранного (Институт русского языка
им. А.С. Пушкина: В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова),разработкой метода
активизации возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской, разработкой
суггестокибернетического метода (В.В. Петрусинский), разработкой
коммуникативно-когнитивного подхода в обучении (С.Ф. Шатилов)
Личностно-ориентированное
направление
В рамках
данного направления акцент в обучении ставится на личность как субъект учебной
деятельности. Личностно-ориентированное направление в методике преподавания
русского языка как иностранного развивается с сер. 80-х годов в рамках
существующих подходов: метод активизации возможностей личности и коллектива
(Г.А. Китайгородская; Ворожцова И.Б.), разработка лингводидактической модели
языковой личности (Ю.Н. Караулов), разработка модели вторичной языковой
личности ( в работах И.И. Халеева, Н.Д. Гальсковой), в педагогике
личностно-деятельностное направление реализуется в работах И.С. Якиманской,
Б.В. Бондаревской, В.В. Сериковым.(И.Б. Ворожцова)
Культурологическое
направление
В рамках данного направления
акцент сделан на культурном компоненте обучения. В основе лежит понимание
социальной и культурной природы языка. Язык рассматривается с точки зрения его
социальной природы, связью с обществом, с одной стороны, и связью с личностью с
другой стороны. Данное направление развивается в методике преподавания русского
языка как иностранного в последние 15 лет. В рамках культурологического
направления разработаны подходы: лингвострановедческий (Е.М. Верещагин, В.Г.
Костомаров), метод диалога культур (В.П. Фурманова, Л.И. Харченкова), культурно-аксиологически,
социокультурный метод (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.В. Сафонова, П.В.
Сысоев), лингвокультурологический (И.Б. Ворожцова и др.)
Деятельностное
направление
Характеризуется
ориентацией в обучении на деятельность субъектов обучения. В центре обучения
находится обучающийся – его мотивы, цели, психологические возможности и т.д.
Деятельность – содержание учебного процесса. Говорение рассматривается как
устный способ деятельности. В рамках данного направления разработаны
личностно-позиционная модель обучения И.Б. Ворожцовой, метод проектов Е.С.
Полат, проблемный подход Е.В. Ковалевской. К деятельностному направлению
относят и компетентностный подход в обучении, где приоритетной считается та
деятельность, которая развивает компетенции как умение использовать полученные
знания в жизненно и профессионально важных ситуациях (И.А. Зимняя). Ключевым
понятием, пишет И.Б. Ворожцова, «является компетенция» (И.Б. Ворожцова)
1.5.
Практические
разработки в области обучения оформлению
устного высказывания
В современной
методике существует большое количество теоретических разработок, направленных
на решение проблем в обучении говорении, которые внедряются в обучение.
Необходимо рассмотреть каким образом посредством учебных пособий осуществляется
обучение оформлению в устной речи.
Был проведен
анализ учебных пособий, целью которого был анализ способов обучения оформлению
сообщения в устной речи.
Задачи:
1.
Определить
круг упражнений используемых при обучении оформлению устного высказывания;
2.
Анализ
связи между упражнениями (последовательность упражнений);
3.
Установить
связи между типами упражнений, группами упражнений;
При анализе
учебных пособий были рассмотрены современные учебные пособия:
·
Костина
И.С., Александрова Н.Н.«Перспектива» Вып.1 Пособие для иностранных
слушателей. Лебедев В.К., Петухова Е.Н. «Деловая поездка в Россию»./Учебное
пособие по русскому языку для иностранных учащихся.- СПб., 2001.-120с.
·
Аннушкин
В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: интенсивный курс речевого
общения: учебное пособие/ Аннушкин В.И., Акишина А.А.- М.,-2004
·
Аксенова
М.П. «Русский язык по-новому»./Часть1,под ред. Р.А. Кульковой -1999
·
Лебедев
В.К., Петухова Е.Н. «Деловая поездка в Россию»./Учебное пособие по
русскому языку для иностранных учащихся.- СПб., 2001.-120с.
·
Бердичевский
А.Л., Соловьева Н.Н. Русский язык: сферы общения/ Учебное пособие по
стилистике для студентов-иностранцев.-М.,2002-152с.
В ходе анализа
был определен круг упражнений, направленных на обучение говорению, а также определен
характер упражнений пособия:
·
По
характеру нацеленности на результат;
·
По
направленности на развитие одного из видов речевой деятельности (говорение,
письмо, слушание, аудирование)
·
По
способу выполнения упражнений (устный или письменный);
(см.
схема 1.)
схема
1. Характеристика учебников
Учебники
|
Направленность обучения
|
Направленность на развитие видов
речевой деятельности
|
Способ выполнения упражнений
|
Аннушкин В.И. Знакомиться
легко, расставаться трудно: интенсивный курс речевого общения: учебное
пособие/ Аннушкин В.И., Акишина А.А.- М.,-2004
|
Коммуникативная
|
У
П С
Ч
|
У
П С
Ч
|
Костина И.С., Александрова Н.Н.
«Перспектива» Вып.1 Пособие для иностранных
слушателей
|
Коммуникативная
|
П
У
|
У
П С
Ч
|
Аксенова М.П. «Русский язык
по-новому»./Часть1,под ред. Р.А. Кульковой -1999
|
Знание грамматики
|
|
У
П С
Ч
|
Лебедев В.К., Петухова Е.Н. «Деловая
поездка в Россию»./Учебное пособие по русскому языку для иностранных
учащихся.- СПб., 2001.-120с.
|
Коммуникативная
|
У
|
У
П С
Ч
|
Бердичевский А.Л., Соловьева Н.Н. Русский
язык: сферы общения/ Учебное пособие по стилистике для
студентов-иностранцев.-М.,2002-152с.
|
Коммуникативная
|
П
У
|
У
П С
Ч
|
(В схеме приняты
следующие сокращения: П- письменная речевая деятельность, У – устная речевая
деятельность, Ч- чтение, С- слушание)
Общий анализ учебных
пособий показал, что:
1.
Упражнения
рассмотренных учебников нацелены как на коммуникацию, так и на формирование
грамматических навыков. Современный взгляд на речь как на деятельность, а также
коммуникативный подход в обучении предполагает коммуникативную направленность
упражнений, поэтому не все рассмотренные учебники отвечают современным
требованиям к обучению (см. схема 1)
2.
Коммуникативная
направленность в обучении предполагает развитие способов реализации
коммуникативных задач посредством языка. Так в учебном пособии «Знакомится
легко, расставаться трудно» [57] обучение направлено на развитие всех видов
речевой деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение). В учебных пособиях
«Перспектива» [60] и «Русский язык: сферы общения» [58] обучение направлено на
развитие продуктивных способов речевой деятельности (говорение, письмо),в
учебном пособии «Деловая поездка в Россию» [59] упражнения направлены на
развитие устной речевой деятельности. В учебном пособии «Русский язык
по-новому» [56], нацеленного на формирование грамматических навыков отсутствуют
упражнения на развитие какой-либо речевой деятельности.
3.
Во всех
проанализированных учебных пособиях для достижения поставленных целей используются
упражнения, требующие выполнения во всех видах речевой деятельности.
При анализе
упражнений, направленных на обучение говорению, упражнения рассматривались по роли,
которую играют в формировании навыка оформления высказывания в устной речи:
1. Упражнения
на отработку операции выбора слов;
2.
Упражнения
на выполнение операции оформления грамматической модели (операция подстановки);
3.
Упражнения
на выработку автоматизмов операции выбора и оформления модели;
4.
Упражнения
на выработку навыков использования грамматических конструкций в речи. (см.
схему 2.Анализ упражнений, направленных на оформление высказывания)
Виды упражнений
Учебники
|
Выполнение операции выбора слов
|
Выполнение операции оформления
(подстановки)
|
Выработка автоматизмов выбора и
оформления модели
|
На выработку
навыка использования в речи
|
Костина И.С., Александрова Н.Н.
«Перспектива» Вып.1 Пособие для иностранных
слушателей
|
|
+
|
|
+
|
Аннушкин В.И. Знакомиться
легко, расставаться трудно: интенсивный курс речевого общения: учебное
пособие/ Аннушкин В.И., Акишина А.А.- М.,-2004
|
+
|
+
|
+
|
|
Аксенова М.П. «Русский язык
по-новому»./Часть1,под ред. Р.А. Кульковой -1999
|
+
|
+
|
+
|
|
Лебедев В.К., Петухова Е.Н. «Деловая
поездка в Россию»./Учебное пособие по русскому языку для иностранных
учащихся.- СПб., 2001.-120с.
|
|
+
|
|
+
|
Бердичевский А.Л., Соловьева Н.Н. Русский
язык: сферы общения/ Учебное пособие по стилистике для
студентов-иностранцев.-М.,2002-152с.
|
+
|
+
|
|
+
|
Анализ
упражнений, направленных на оформление сообщения в устной речи позволяет
сделать следующие выводы:
1.
При
определении круга упражнений, направленных на выработку операций выбора слов и
оформления слов в соответствии с заданной моделью и правилами языка, упражнений
на отработку навыка оформления высказывания и навыка употребления высказывания
в речи (см. схема 2) во всех учебниках было выявлено отсутствие того или иного
вида упражнений. Так, в учебных пособиях «Перспектива» и «Деловая поездка в
Россию» присутствуют упражнения по оформлению грамматической модели средствами
языка, также присутствуют упражнения на употребление данной грамматической
модели в речи. Отсутствие упражнений на отработку операций выбора
компенсируется лексическим материалом, который задан текстом, или темой беседы.
Но это, по мнению исследователей, не обеспечивает отработки операции выбора, а,
следовательно, и отработки операции грамматического оформления, т.к. обе эти
операции протекают в процессе формулирования высказывания одновременно. (Н.И.
Жинкин, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов и др.) [23; с. 263] В пособии Бердичевского
«Русский язык: сферы общения» отсутствуют упражнения на отработку автоматизмов
при оформлении высказывания. Это не обеспечивает качественного выполнения
речевого действия (автоматизма действия, и его устойчивости) [И.А. Зимняя 23;
с.239]. В пособиях «Русский язык по-новому» и пособии «Знакомиться
легко, расставаться трудно: интенсивный курс речевого общения» представлены
упражнения на отработку операций выбора, грамматического оформления модели, а
также оформления высказывания, и отработку навыков оформления высказывания.
Отсутствуют упражнения по использованию данных грамматических конструкций в
речи, что не обеспечивает устойчивости и переноса навыка (Е.И. Пассов).
Отсутствие в учебном пособии «Русский язык по-новому» упражнений на
использование грамматических навыков в речи объясняется его некоммуникативной
направленностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|