Таким образом, в
высказываниях студентов присутствуют ошибки морфологического уровня языка 10
единиц, ошибки синтаксического уровня 176 единиц и ошибки лексического уровня
45 единиц. Общее количество ошибок в анализируемом тексте составило 231
единицу. 4,3 % всех ошибок составляют морфологические ошибки, 19,4 % от общего
числа ошибок составляют лексические ошибки, основной объем ошибок составляют
синтаксические ошибки, 76,2 %.
Наибольшее
количество ошибок, допускаемых студентами,- это ошибки синтаксического уровня.
Среди них ошибки в согласовании и координации 21 единиц и ошибки в управлении
155. Наибольшее число ошибок этого вида - это ошибки в падеже (68 единиц).
Наибольшее число
ошибок, допускаемых студентами при оформлении высказывания:
·
ошибки в
падеже (68 единиц);
·
ошибки в
использовании союзов (27);
·
ошибки в
предлоге и падеже (22);
·
ошибки в
виде глагола (24);
·
ошибки
при использовании предлога (17) .
Достаточно
незначительное число ошибок допущено на морфологическом уровне, всего 10 единиц
(менее 1 % от общего числа значимых единиц), незначительными можно считать
ошибки стилистические (4 единицы), ошибки сочетаемости слов (5 единиц), ошибки
во времени, залоге и наклонении глаголов (менее 10 единиц). (см. табл.1)
По данным
исследований (И.А. Зимняя) большое количество ошибок того или иного вида
говорит, о недостаточной сформированности компетенции говорящих при
употреблении языкового материала данного уровня, что существенно снижает
качество речи. Например, общее число ошибок составляет 41,8 % от общего числа
значимых единиц анализируемого текста, из них 37% от общего числа значимых
единиц анализируемого текста -это ошибки синтаксического уровня (ошибки в
падеже, ошибки в согласовании, координации, управлении и т.д.) (см. табл.1)
Таким образом,
результаты анализа ошибок позволили определить содержание языкового материала в
системе упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи на уровне
ТРКИ 2.
Содержание
языкового материала в системе упражнений:
1.
Лексико-грамматические трансформации имен;
2. Виды СПП с
союзами;
3. Видовые пары
глаголов.
Выбор тем и
текстов для коммуникативных занятий
В рамках данной
системы были разработаны упражнения по 6 темам:
·
Иностранные
языки
·
Работа
·
Праздники
·
Спорт
·
Кино
·
Старое и
новое
Темы были выбраны
по следующим характеристикам:
Актуальность
темы, как для личности учащегося, так и для общества в целом;
Знакомая для всех
участников разговора.
Описание
системы
·
Данная
система рассчитана на 12 часов и представляет собой разработку упражнений по
шести темам:
·
Иностранные
языки
·
Работа
·
Праздники
·
Спорт
·
Кино
·
Старое и
новое
Содержит 14
блоков упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи. Каждый блок
упражнений содержит языковой материал необходимый для формирования навыка
оформления высказывания:
Содержание
языкового материала в данной системе упражнений:
·
Лексический
материал:
Видовые пары
глаголов:
Проходят /прошли;
Собирать/
собрать;
Представлять/представить;
Занимать/занять;
Входить/ войти;
Повторять/
повторить;
Смотреть/
посмотреть;
Запоминать/
запомнить;
Переписывать/
переписать;
Задавать/ задать;
Говорить/
сказать;
Делать/сделать;
Рассказывать/рассказать;
Передавать/передать;
Объяснить/
объяснять;
Вспомнить/вспоминать;
Видеть увидеть;
Писать/написать;
Спасать/спасти
ит.д.
·
Грамматический
материал:
Употребление форм
сущ. В Р.п.:
Без предлога в
значении:
- определения;
- принадлежности;
- субъекта действия после отглагольных сущ.;
- объект действия после отглагольных существительных;
С предлогом в
значении:
- назначения предмета;
-
причина действия.
Употребление форм
Д.п.:
Без предлога в
значении:
- принадлежности;
С предлогом в
значении:
- объекта действия;
- регулярного времени действия.
Употребление форм
сущ. В В.п.
С
предлогом в значении:
- времени действия
Употребление
форм сущ. В Тв. п.:
Без предлога в
значении:
-
объект действия;
- производителя действия (в пассивной конструкции);
-объекта действия;
С предлогом в
значении:
- совместности действия;
-образ, способ действия.
·
Синтаксические
конструкции, выражающие следующие виды отношений:
-
причинно-следственные;
-
изъяснительные;
-
условные;
- целевые.
Система
упражнений содержит 88 упражнений пяти типов:
Представим более
подробно систему упражнений:
1 этап:
Лексические
упражнения:
Цель упражнений:
Расширение лексического поля на основе текста, предложенного преподавателем или
на основе самостоятельной актуализации знакомого материала в речи.
Задачи:
1.
Расширения
лексического поля для отработки навыка;
2.
Закрепление
лексических единиц для дальнейшей работы.
Закрепление
лексического материала осуществляется путем структурирования и фиксирования
посредством письма, что в дальнейшем служит опорой при выполнении упражнений.
Примеры
упражнений:
9.1. Назовите,
пожалуйста, праздники и события, которые популярны в вашей стране?
·
Как вы
думаете, какие праздники называют светскими?
·
Какие
праздники называют национальными?
9.2.
Пожалуйста, заполните схему, запишите названия праздников и событий, которые
существуют в вашей семье, в вашей стране, чьи это праздники:
Упражнения
имитативного и репродуцирующего характера:
Цель: Выбор
грамматической модели на основе услышанного текста:
Задачи:
1.
Прослушать
текст, предложенный преподавателем;
2.
Пересказать
его или ответить на вопросы, используя услышанные конструкции и т.д.
Выбор
грамматической модели осуществляется на основе произнесенного преподавателем
текста. Текст должен содержать достаточное количество необходимых для
восприятия моделей. Задача обучающегося рассказать о каком-либо явлении
используя и репродуцируя в речи полученную информацию.
Примеры
упражнений:
На основе
услышанного текста о том, как празднуют Пасху в других странах:
8.3. Расскажите, пожалуйста,
как празднуют Пасху в других странах?
Главными атрибутами Пасхи в Австралии
являются
что символизирует…
В этот день принято…
Считается, что…
В пасху необходимо…
потому что…
По традиции в Австралии следует…
Главными атрибутами Пасхи в Польше
являются…
что символизирует ……
В этот день принято…
Считается, что…
В Пасху необходимо…
потому что…
По традиции в Польше следует……
Главными атрибутами Пасхи в Англии
являются…
что символизирует……
В этот день принято…
считается, что…
В Пасху необходимо….
потому что…
По традиции в Польше следует…
2. Этап: Упражнения
на отработку механизмов оформления высказывания:
1.тип упражнений:
Упражнения на
отработку механизмов отбора слов
Задачи:
1.На основе
лексического материала и в соответствии с ситуацией произвести подстановку слов
в соответствии с предложенной моделью
Задача
обучающегося на основе заданной модели (заданной посредством опорных
конструкций) составить собственное коммуникативно-значимое высказывание, на
основе знакомого лексического материала.
Примеры
упражнений:
11.4.
Пожалуйста, расскажите в группе о той спортивной игре, в которую вы умеете
играть:
является…
Игровое поле представляет собой…
В игре
участвуют……
Игра состоит ……
Игра длится…
Игроки……
Чтобы выиграть
необходимо……
2. тип
упражнений:
Упражнения на
отработку операции оформления модели
Задачи:
1.
оформление
модели.
Пример
упражнения:
11.3.Объясните
группе, как играть в керлинг. Используйте схему приведенную ниже:
Игра
В керлинг
В игре
Игровое поле
В центре
В каждом туре
Каждая команда
Команда
Игроки
Чтобы выиграть
необходимо
|
Появилась
Играют
Участвуют
Состоит
Представляет собой
Запускают
расчищают
размечаются
получает
запустить
бросить
расчистить
|
Специальными камнями
Из 8 туров
На ледяной дорожке
2 команды
Из четырех человек
Еще в 16 веке
Камень
Лед специальными щетками
Очко. За каждый камень , который
остановился в доме
Ледяную дорожку длиной 43,93м и
шириной 4,27м
2 круга, которые представляют собой
3 окружности синего, белого и красного цветов
|
·
Третий
тип упражнений:
Цель: отработка
операции оформления сообщения в соответствии с нормами языка
Задачи:
1.
лексико-грамматические
трансформации
Упражнения
данного типа отличаются от других типов упражнений тем, что лексический
материал не задан, на основе готового лексического материала необходимо
произвести лексико-грамматическую трансформацию, или замену другим лексическим
материалом с одновременным выбором модели
Пример
упражнений:
5.6. Как вы
думаете, какие профессиональные качества, знания, умения, навыки нужны, чтобы
работать в сфере обслуживания? информационных технологий? в сфере
строительства и других сферах?
Чтобы добиться успеха в сфере облуживания
Чтобы добиться успеха в сфере строительства
Чтобы добиться успеха в сфере информационныхтехнологий
|
Необходимо знать
Необходимо уметь
Необходимо быть
Необходимо обладать
Необходимо иметь
|
·
основные
офисные программы
·
офисную
технику
·
нормы
проектирования
·
этикет
·
наладить
работу предприятия
·
в
короткие сроки исправить неполадки
·
внимательным
·
коммуникабельным
·
обаятельным
·
хорошей
памятью
·
скоростью
печати
·
Навыки
работы с ПК
|
3.Этап:
Упражнения на отработку качественных характеристик (автоматизации, устойчивости
и.т.)
·
Четвертый
тип упражнений:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|