Результаты
осуществления мер, призванных вывести азиатские
экономики из кризиса, неоднозначны. С одной стороны, советы МВФ повысить ставки рефинансирования
и ужесточить фискальную политику позволили
остановить валютный и фондовый кризис. К середине 1998 г. азиатские валюты и фондовые
рынки стабилизировались, хотя и на более низком (на 40-50%, в Индонезии
- на 80%) уровне по сравнению с серединой 1997 г. В то же время экономические
последствия политики финансовой стабилизации
оказались более тяжелыми, чем ожидалось. Первоначальные предположения, что
страны выберутся из кризиса уже к концу 1998 -
началу 1999 г., оказались слишком оптимистичными.
По последним оценкам, ВВП азиатских НИС в 1998 г.
уменьшился на 5-8%, Индонезии - на 15%. Дальнейшая
стратегия восстановления экономики НИС предполагает: - завершение структурных реформ финансового,
фискального и административного характера;[36]
- начало восстановления экономик
посредством наращивания экспорта и привлечения иностранных инвестиций;
- переход к фазе
роста путем увеличения внутреннего потребления и частных инвестиций. На
преодоление социально-экономических последствий финансового кризиса уйдет,
таким образом, не менее 4-5 лет.
Азиатский финансовый кризис снизил на 2-3 процентных
пункта темпы экономического роста Китая, Тайваня и Сингапура, чьи большие
валютные резервы, положительное сальдо текущего платежного баланса и
умеренность в зарубежных частных заимствованиях позволили избежать финансового шока. В то же время уязвимым
местом китайской экономики стал Гонконг. Экономика Гонконга, построенная на
фондовых спекуляциях и реэкспорте, продолжает функционировать под решающим
воздействием стагнирующих азиатских рынков. В годы экономического подъема Гонконг
мог бы способствовать привлечению иностранных капиталов в Китай. Однако в
условиях финансового кризиса в Азии и оттока международных
капиталов с рынков развивающихся стран Гонконг,
чей ВВП в 1998 г. сократился на 2-3%, превращается в угрозу экономической
стабильности Китая.
Осенью 1998 г.
Пекин оказался перед выбором: либо продолжать массированные государственные
интервенции на гонконгский фондовый и валютный рынки, чтобы уберечь их от
спекулятивных атак и предотвратить возможный обвал, либо смириться с девальвацией
гонконгского доллара и нестабильностью на гонконгской бирже. Первый вариант был
бы оправдан в случае весьма быстрого оживления азиатской экономики - тогда у Китая и Гонконга хватило бы валютных резервов для рыночных
интервенций. Однако длительная стагнация в Азии
может исчерпать резервы Китая и Гонконга и поставить под удар финансовую
стабильность Китая в среднесрочной перспективе.
Немедленный же отказ от интервенций в Гонконге
чреват оттоком капитала не только из Гонконга, но и из самого Китая, с
последующей практически неминуемой девальвацией юаня. Китаю потребуется
ужесточить контроль за вывозом иностранного
капитала и валютными операциями, приостановить реформы банковского сектора и
государственной промышленности, чтобы смягчить удар через гонконгское
"окно".
Перерастание
азиатского финансового кризиса в кризис
общеэкономический заставляет отдельные НИС изменить свои подходы к таким, казалось бы, устоявшимся
направлениям стратегического развития стран, как
интеграция и глобализация экономики и финансов.
Во второй половине 1998 г. в Азии наметилась тенденция к изоляции
национальных экономик. К уже упоминавшимся шагам Малайзии (введение валютного
регулирования и ограничений на вывоз капиталов) добавились схожие шаги Гонконга
и Тайваня, введших жесткие ограничения на приток и отток краткосрочных
капиталов иностранных спекулятивных фондов.
Продолжающая
сохранять верность открытой экономике Южная Корея
в октябре 1998 г. потребовала от МВФ (в качестве компенсации) серьезных уступок, которые, по мнению Сеула, должны будут
оживить национальное хозяйство. Накопленный к
этому времени 40-миллиардный (в долларовом исчислении) валютный резерв позволил южнокорейскому правительству жестко
поставить перед МВФ вопрос о дальнейшем снижении процентных ставок, увеличении
дефицита госбюджета и денежной эмиссии как средств оживления внутреннего спроса
и запуска новых производственных мощностей.
Ставя вопрос об
ответственности за финансовый кризис, МВФ полагал,
что ни в коем случае не должны пострадать мелкие вкладчики, а бремя расходов на
антикризисные меры должны нести руководители ненадежных финансовых институтов
и политические лидеры. По мнению МВФ, экономический спад является неизбежной платой за ошибки и минимальной ценой выхода
из кризиса.
На деле, однако,
именно наименее обеспеченные слои населения, а также мелкие и средние
предприниматели оказались в наибольшем проигрыше от кризиса и от рекомендованных МВФ мер по его преодолению.
Сегодня банки отказываются давать кредиты мелкому и среднему бизнесу, концентрируя ресурсы в больших
транснациональных корпорациях. В меньшей степени пострадали от кризиса экспортеры,
работающие на национальном сырье, и фирмы, не имеющие долгов в иностранном
валюте. Выиграл от реформ по сценарию МВФ крупный иностранный капитал,
получивший возможность дешевле и легче, чем прежде, приобретать акции наиболее
жизнеспособных азиатских компаний.
Общая оценка
рецептов МВФ по преодолению азиатского кризиса не
однозначна.И в самих НИС, и в международных организациях, таких как ОЭСР, и в американских политических и научных кругах
распространено мнение, что политика МВФ, направленная на завышение ставок
рефинансирования и борьбу с бюджетным дефицитом, не только тормозят рост национального производства,
но и опасна для мировой экономики, находящейся сегодня под угрозой вступления в
дефляционный этап своего развития.
Сила предложенных
МВФ мер в том, что они заставили азиатские страны
меньше тратить, лучше собирать налоги, аккуратнее заимствовать
на международном рынке частных кредитов, реальнее смотреть на истинный вес
национальной валюты, начать борьбу с административно-политическими и семейно-клановыми препятствиями к оздоровлению
национальных банковских систем. Минусы рецептов МВФ в том, что они не учитывают
социально-экономических и политических последствий жесткой монетарной и
фискальной политики, не принимают во внимание специфики стран - в Индонезии
это спровоцировало народные волнения и, в конечном счете, отставку президента.
МВФ, по существу,
не справился с ролью лидера в оздоровлении
азиатских экономик. Его рецепты разработаны
экспертами из развитых
стран, с устойчивыми финансами и фондовыми рынками, и далеко не во всем годны
для развивающихся государств и государств с
переходной экономикой. Слепое следование типовым рецептам МВФ может привести к
катастрофе.
Применение
жесткой фискальной политики и поддержание высоких процентных ставок в стране,
страдающей от бартера и неплатежей, лишает экономику дефицитных денег и
усиливает денежный голод, сдерживая и спрос и инвестиции. Требования МВФ о
дерегулировании, либерализации торговли и
инвестиционного процесса, приватизации государственных предприятий без учета экономико-географических
характеристик страны и ее историко-психологических
управленческих традиций в такой стране как например, Россия, делают и без того еще слабый национальный частный сектор уязвимым для
иностранного спекулятивного давления и лишают общество возможности справедливо (через
бюджет) распределять доходы от разработки
национальных природных богатств (нефти, газа,
драгоценных металлов и т.д.).
Вместе с тем азиатский кризис выявил готовность МВФ корректировать
свои программы в зависимости от складывающейся
ситуации - так было в Индонезии, когда в ответ на
коллапс потребительского рынка МВФ снял требование об отмене субсидий на товары
первой необходимости, или в Южной Корее, когда МВФ все же пошел на уменьшение
ставки рефинансирования.
Трудно
согласиться с идеями об упразднении МВФ как организации, не справившейся со своими задачами. Трудно согласиться и с теми, кто рекомендует свести роль Фонда лишь к роли
последнего бастиона обороны для слабых и попавших в финансовую беду экономик.
Напротив, представляется, что МВФ мог бы стать базой
для создания международного центра регулирования
мировой экономики. На первых порах МВФ мог бы усилить контроль за потоками спекулятивного капитала и, при сотрудничестве
стран, предупреждать проблемные экономики о
надвигающейся опасности. В дальнейшем МВФ должен (или, в более мягком
варианте, мог бы):
- стать центром по разработке и координации осуществления мировой и региональной
социально-экономической стратегии развития;
- осуществлять свои программы помощи и
координации с анализом и учетом социальных и
политических особенностей стран;
- изменить
кадровую политику подбора своих экспертов, усилив штат за счет специалистов из стран с переходной и развивающейся экономикой;
- в случае увеличения своих финансовых возможностей МВФ смог бы сыграть роль "последнего
рубежа обороны" для стран, попадающих в финансовые трудности, не заставляя их завышать
процентные ставки ради остановки падения национальной валюты и тем самым
обрекая спасаемые страны на долгие годы экономического спада и депрессии.
Наконец, принимая
во внимание, что финансовая и экономическая безопасность
в период после окончания холодной войны становится не менее, а во многих
случаях более важным фактором международной стабильности, чем военная безопасность,
МВФ и мировое сообщество должны пойти на усиление политического контроля за
работой Фонда со стороны не только одних США, а всех постоянных членов Совета
Безопасности ООН. В этом контексте, кстати,
включение Японии и Германии в число постоянных членов Совета Безопасности было бы весьма обоснованным.
Уроки преодоления азиатского финансового кризиса для России состоят в
том, что рецепты МВФ надо применять, но с учетом российской специфики - убеждая
руководство МВФ в необходимости скорректировать типовую модель помощи применительно
к российской ситуации и помогая экспертам Фонда глубже понять не только
макроэкономическую, но и социально-экономическую и политическую ситуацию в
России.
Главный принцип
МВФ заключается в том, чтобы помогать странам, испытывающим временные трудности в уравновешивании
платежного баланса. Россия же с самого начала (она стала членом Фонда в 1992
г.), по существу, рассматривала его кредиты как средство спасения режима от хронического финансового кризиса.
В настоящее время Россия является крупнейшим должником Фонда. По
состоянию на конец августа 1998 г. ее долг составлял около 19 млрд. долл.
(более 22% мирового итога). Следом идут Южная Корея (свыше 17 млрд.) и Мексика
(8,7 млрд.). Однако есть большая разница: основная
часть долга Кореи представлена так называемым кредитом "стэнд-бай", то есть суммой иностранной свободной валюты, которая еще не взята ею, но может быть использована в любой момент.
Фонд практикует в
последние годы формирование крупных кредитных пакетов, включающих деньги других
международных организаций, правительств развитых
стран и коммерческих банков. Это помогает Фонду экономить свои большие, но все
же жестко ограниченные ресурсы, главным источником которых являются взносы развитых стран во
главе с Соединенными Штатами. Конгресс США все неохотнее идет на очередное
увеличение квот, величина которых определяет размеры
взносов, а для стран-должников служит мерой использования кредитов МВФ. В настоящее время Россия
получила кредитов на сумму, почти в 4 раза
превышающую ее квоту, что представляет собой особую льготу.
Дискуссия о
благотворности или злокозненности МВФ идет чуть ли
не со времен его основания в 40-х годах. В Советском Союзе было принято относиться к нему резко отрицательно и изображать орудием закабаления американскими империалистами ослабленных
войной европейских стран, а затем на протяжении десятилетий -развивающихся. Во
многих развивающихся странах также существует
сильная оппозиция Фонду и его политике. Дело в
том, что он оказывает помощь только при условии
жесткой экономии бюджетных средств, соблюдения принципов рыночной экономики,
налоговой и кредитной дисциплины. По многим причинам нравится это далеко не
всем. Суровую антиинфляционную политику, на которой настаивает Фонд, во многих
случаях прежде всего обвиняют в том, что она тормозит экономический рост, а то
и прямо вызывает спад в экономике. Как известно, подобные обвинения стали постоянными на
российской политической сцене. Политика, которую рекомендует своим
"клиентам" МВФ, не с руки популистским режимам и политикам: она
мешает им проводить социальное расточительство, за
что населению потом приходится тяжело расплачиваться. Чиновники, живущие за счет всевозможных ограничений, льгот, квот, разрешений и запрещении, против которых принципиально выступает Фонд, тоже
часто не в восторге от его деятельности. МВФ настаивает на необходимости до
последнего защищать стабильный курс национальной
валюты. Это противоречит
интересам хозяев экспортных отраслей экономики,
которые предпочитают наживаться за счет очередной девальвации вместо того,
чтобы сокращать издержки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|