История МВФ независимо от
того, рассматриваем ли мы его в качестве гаранта валютного порядка или в
качестве кредитора, имела несколько противоречивых этапов.
Принимая к сведению, но не
ставя под вопрос официальные паритеты, о которых информировали его
государства-члены, Фонд пытался развернуть свою деятельность по двум
направлениям - стабилизация обменных курсов и борьба против дискриминационных и ограничительных мер. Поначалу
инфляция,
свирепствовавшая после войны в Европе, сильная девальвация фунта стерлингов,
проведенная английским правительством в 1949 году (причем МВФ не был в
состоянии выработать свою позицию в связи с этим), значительно осложнили его
функционирование. Борьба против дискриминационной
практики была затруднена статьей 14 устава, которая разрешала ее сохранение на
переходный период, теоретически заканчивавшийся в 1952 году; однако этот
период фактически был продлен до начала 1959 года, то есть до момента, когда
основные европейские валюты официально стали конвертируемыми. С этого времени
МВФ продолжил свою деятельность в пользу
свободного обмена, побуждая государства-члены, оказавшиеся в затруднительном
положении, прибегать скорее к мерам по контролю за внутренним спросом, чем к
прямому ограничению импорта.
Провал системы фиксированных
обменных курсов, установленных после войны, потребовал изменения устава МВФ.
Устойчивость дефицита платежного баланса США привела к концу 60-х годов к
напряженности на валютных рынках, которая еще более усиливалась массовыми
перемещениями "горячих денег". Более глубокий, чем предыдущие,
спекулятивный кризис 1971 года заставил американское правительство 15 августа
приостановить конвертируемость доллара в золото (до этого времени она поддерживалась только
по отношению к центральным банкам). В декабре,
после нескольких месяцев всеобщих колебаний, в соответствии с Вашингтонскими
соглашениями была сделана попытка восстановить фиксированный курс обмена ценою
девальвации доллара по отношению к золоту, создания
новой сетки паритетов между странами
"десятки" и расширения до 2,25% пределов допустимых отклонений от паритета.
Шаткость такого плана была
очевидна даже для его авторов, и в 1972 году
службы МВФ начали изучение вопроса о более глубокой реформе. Результатом стали
Ямайские соглашения
в январе 1976 года, когда была сформулирована вторая
поправка к уставу Фонда, которая вступила в силу в апреле 1978 года. В
этом документе устанавливался плавающий
обменный курс, который начал применяться в марте 1973 года, когда новая спекулятивная волна заставила страны-члены ЕЭС отказаться от поддержки курса их валют по
отношению к доллару. Каждая страна-член отныне
была вольна объявить паритет (по отношению к любой валюте, специальным правам
заимствования или "корзине" валют) либо вовсе не объявлять никакого
паритета. Золото устранялось из системы, оно было заменено СПЗ в качестве расчетной единицы. МВФ более не
получал золота от своих членов и не
использовал его для платежей. Треть золотого запаса была предназначена для
продажи: половина - на рынке, половина предложена центральным банкам
стран-членов по старой официальной цене: 35 долларов за унцию.
Отказ от системы
фиксированного обменного курса, восстановление которого остается желательным,
не освободил МВФ от ответственности в области установления обменного курса.
Страны-члены обязались соблюдать некоторые правила сохранения устойчивости
системы. Интервенция на валютном рынке запрещена, если ее результатом могут
быть затруднения в установлении равновесия платежного баланса, особенно если
такая интервенция направлена на усиление конкурентоспособности национальных
товаров при помощи чрезмерного снижения курса валюты. Фонд обязан обеспечивать
"неуклонное наблюдение" за политикой обмена валют, что означает
необходимость тщательного анализа экономической политики всех стран. Ежегодные
консультации с каждой страной позволяют осуществлять эту функцию[6].
Деятельность МВФ по
предоставлению кредитов тесно связана с предыдущей
функцией. Влияние Фонда на страны-члены усиливается по мере расширения поддержки, которую он в состоянии им оказывать.
Средства поступают в основном по подписке членов. Они регулярно увеличивались
при все более частом пересмотре квот.
В настоящее время членами
МВФ являются 182 страны. Участником организации может стать любая страна,
проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая признать права и
обязанности, предусмотренные уставом МВФ. Почти все крупные страны являются
членами МВФ. Страны Восточной Европы, ранее имевшие централизованно планируемую
экономику, и страны бывшего Советского Союза также вступили в организацию и
осуществляют переход к рыночной экономике. Страны-члены могут в любое время
выйти из МВФ. В прошлом этим правом воспользовались Куба, Чехословакия (ныне
Чешская и Словацкая Республики), Индонезия и Польша, хотя затем все эти
страны, за исключением Кубы, пересмотрели свое решение и впоследствии вновь
вступили в организацию.[7]
Многие полагают, что МВФ —
это организация, обладающая огромными полномочиями и независимостью, которая
решает, какую экономическую политику должны проводить ее члены, диктует
государствам свои решения и затем обеспечивает их выполнение. Это совершенно
неверное представление. Напротив, не МВФ, а государства-члены диктуют МВФ,
какой политики ему придерживаться. Команды следуют от правительств стран-членов
Фонду, а не наоборот. Определяя обязательства отдельного государства-члена
перед МВФ или прорабатывая соглашение о предоставлении кредитов, МВФ действует
не по собственной инициативе, а как посредник, передающий отдельным странам
волю большинства членов.
Первым звеном в цепи
передачи команд служит Совет управляющих, в который входит по одному
управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны. Поскольку управляющие
и их заместители являются министрами финансов или руководителями центральных
банков, они могут авторитетно выступать от имени своих правительств. Временный
комитет консультирует их по вопросам функционирования международной валютной
системы, а Совместный комитет по вопросам развития МВФ Всемирного Банка
информирует их об особых потребностях более бедных стран. Управляющие и их
заместители собираются только на ежегодные совещания для принятия официальных
решений в рамках своего органа по вопросам деятельности МВФ.
В остальное время
управляющие лишь сообщают пожелания правительств по вопросам повседневной
деятельности МВФ своим представителям, образующим
Исполнительный совет МВФ в штаб-квартире организации в Вашингтоне. Не менее
трех раз в неделю проводятся официальные совещания 24 исполнительных
директоров, которые следят за проведением политики, принятой правительствами
стран-членов через Совет управляющих. В настоящее время восемь исполнительных
директоров представляют по одной стране: Германию, Китай, Россию, Саудовскую
Аравию, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Францию и Японию. Другие 16
исполнительных директоров представляют группы, формируемые из остальных стран.
Исполнительный совет редко принимает решения путем официального голосования,
стремясь сформировать консенсус среди своих членов, что сводит к минимуму
столкновения мнений по важным вопросам и помогает достичь согласия по
принимаемым решениям.
МВФ имеет около 2 200
человек персонала, возглавляемого Директором-распорядителем, который
назначается Исполнительным советом и также является его председателем. По
традиции Директор-распорядитель должен быть европейцем или, по крайней мере,
неамериканцем. Президент Всемирного Банка по традиции, в свою очередь,
является гражданином США. Штат международных служащих представляет около 114
стран. В организации работают в основном экономисты, а также статисты, научные
работники, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообложения, лингвисты, публицисты и вспомогательный
персонал. Основной персонал работает в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, хотя
небольшой штат также прикомандирован к отделениям в Париже, Женеве и при
Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке или представляет МВФ, выполняя
временные задания в странах-членах. В отличие от исполнительных директоров,
представляющих конкретные страны, члены персонала являются международными
гражданскими служащими. Они отвечают перед всеми государствами-членами за
проведение политики МВФ и не выражают
интересов отдельных стран.
Таким образом, МВФ устроен
по образцу акционерного предприятия. Возможность каждого участника оказывать
воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в
капитале. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое
государство имеет 250 «базисных» голосов независимо от величины взноса в
капитал и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно
принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее
важным вопросам — как оперативным, так и экономическим и политическим — «специальным
большинством» (соответственно 70% или 85%
голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9
при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада. Наибольшим количеством
голосов в МВФ обладают: США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Великобритания
— 4,9; Франция — 4,9; Саудовская Аравия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%.
Доля стран ЕС — 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы
удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на
ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства
(85%).[8]
24
промышленно развитых государства имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных
стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4%
голосов[9].
США вместе с ведущими западными государствами практически располагают
возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и
направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается
развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически
они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако
достичь необходимой согласованности столь большому числу разнородных стран
чрезвычайно сложно.[10]
Совет управляющих может
учредить новый постоянный орган управления — Совет на уровне министров
стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной
системы. Но он еще не создан, и его роль играет состоящий из 22 членов Временный комитет
Совета управляющих по вопросам мировой
валютной системы (Interim Committee of the Board of Governors on the International
Monetary System), учрежденный в 1974
r. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет
полномочий для принятия директивных решений. Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т. е.
Директорату, который несет ответственность за
ведение дел Фонда и работает постоянно в его штаб-квартире в Вашингтоне. С 1992
г. число исполнительных директоров доведено до
24, 5 из них назначены Великобританией,
Германией, США, Францией и Японией, т. е. странами, у которых наибольшая квота
в капитале Фонда; 3 — представляют
каждый одну страну -— Китай, Россию и Саудовскую
Аравию; 16 — избраны от остальных стран-членов.
разделенных на соответствующее количество
групп с учетом принципа географическою представительства[11]. Назначения и выборы
исполнительных директоров производятся раз в два года. Директор располагает
тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его
управляющие.
Директор-распорядитель (с
1987 г.) - Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 г.) Стэнли Фишер и другие (США).
В 1944 году
страны-основатели МВФ пришли к выводу, что Фонд будет более эффективно
функционировать и принимать более ответственные решения, если количество
голосов каждого члена будет напрямую зависеть от суммы средств, внесенных в
организацию по квоте. Поэтому страны с наибольшим взносом в МВФ определяют
решение вопросов политики организации. Соединенные Штаты, например, сейчас
имеют около 265 000 голосов, или примерно одну пятую от их общего количества, а
Маршалловы Острова имеют 275 голосов.
При вступлении в МВФ каждая страна
вносит определенную сумму средств, именуемую взносом по квоте, который является
своеобразным членским взносом.
Квоты используются для
различных целей. Во-первых, они образуют денежный фонд, которым МВФ может
пользоваться для кредитования государств-членов,
испытывающих финансовые трудности. Во-вторых, квота служит основой определения
суммы средств, которую может заимствовать государство-член, оплатившее свой
взнос, или которую государство-член может получить при периодическом
распределении специальных активов, известных как СДР.
Чем больше взнос страны, тем больший кредит она может при необходимости
получить. В-третьих, квота определяет количество голосов государства-члена. МВФ
самостоятельно устанавливает размер взноса по квоте на основе анализа богатства
и экономических показателей страны. Чем богаче страна, тем больше ее квота.
Размер квоты пересматривается каждые пять лет и может быть увеличен или
уменьшен, в зависимости от потребностей МВФ и экономического процветания
государства-члена. В 1945 году 35 стран-членов МВФ внесли 7,6 млрд СДР; по
состоянию на 30 июня1992 года членами МВФ было выплачено свыше 145,3 млрд СДР.
Соединенные Штаты, являясь крупнейшей экономической державой, имеют наибольший
взнос в МВФ, составляющий около 18 процентов от общей суммы квот (26 526,8 млн
СДР); Республика Палау - островное государство
в Тихом океане, имеет наименьшую квоту и внесла 2.2 млн СДР[12].
Взносы по квоте, или
членские взносы, являются основным источником денежных средств МВФ.
Теоретически общая сумма квот в настоящее время составляет около 130 млрд долл.
США, но практически используется значительно меньшая сумма. Поскольку
страны-члены выплачивают 75 процентов квот в национальной валюте, а большая часть национальных валют большинства
стран членов фонда редко пользуется спросом за пределами страны-эмитента,
приблизительно половина средств на балансе МВФ не может использоваться. За
редким исключением в обычный год у МВФ заимствуются приблизительно только 20
валют, и большинство потенциальных заемщиков МВФ просят только основные
конвертируемые валюты: доллар США, японскую йену, марку ФРГ, фунт стерлингов и
французский франк.
Как уже было сказано, для
каждой страны установлена квота, которая рассчитывается по разным
показателям (объем внешней торговли и т.д.). Квота определяется в ходе сложных
переговоров. Каждая страна переводит в МВФ
четверть своей квоты в резервных активах, остальную часть — в национальной
валюте. МВФ, таким образом, имеет в своем
распоряжении, с одной стороны, золотой запас, образованный за счет оплаты
резервной доли квоты до 1976 г., а с другой,
валютные авуары государств-членов. Ресурсы этого своеобразного кредитного
кооператива на определенных
условиях предоставляются странам, испытывающим трудности с платежным балансом.
Страна-заемщик должна
передать в распоряжение Фонда количество собственной валюты, равное стоимости
тех валют, которые она желает получить. Процедура погашения обратная: должник
перечисляет Фонду суммы в конвертируемой валюте, равные первоначально
полученной. Тогда Фонд аннулирует возникший в результате заемной операции долг
в валюте должника. Такая операция называется продажей с возвратом платежа. На
деле же речь идет о займе. В противоположность предложениям, содержавшимся в
плане Кейнса, предусматривавшем почти
автоматическое покрытие внешнего дефицита, устав Международного валютного фонда установил достаточно узкие рамки для получения
займа государствами. Каждая страна может получать без всяких условий и
предварительного изучения кредит в размере 25% своей квоты. Выше этого уровня предоставление
помощи обусловлено изучением положения просителя. Если наличность МВФ в валюте
какой-либо страны вдвое превышает квоту, то помощь этой стране прекращается.
Таким образом капитал МВФ
складывается из взносов государств-членов,
производимых по подписке. Квота выступает
важным звеном во взаимоотношениях стран-членов с МВФ. Она определяет: 1) сумму
подписки страны на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда:
3) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. Размеры квот
устанавливаются на основе удельного веса стран
в мировой экономике и торговле. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До
1978 г. 25% квоты оплачивались золотом, ныне — резервными активами (СДР и
конвертируемой валютой но согласованию страны с МВФ); 75% суммы подписки
национальной валютой. Пересмотр квот производится
раз в пять лет. С 1947 г. квоты пересматривались девять раз. В результате
повышения квот и увеличения числа стран-членов капитал Фонда увеличился с 7,7
млрд. в 1947 г. до 146 млрд. СДР (свыше 200
млрд. долл.) в 1994 г., т.е. в 19 раз[13].
Однако увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного
мирового ВВП и еще в большей мере от динамики международных
платежей по текущим операциям платежного баланса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|