В целом, видимо, можно
говорить об определенных позитивных результатах массированного внедрения
модели открытой рыночной экономики. Вместе с тем главным фактором развития
страны до сих пор остается внешнее финансирование. Это означает, что, как и в
80-е годы, Мексика продолжает развиваться в кредит. Острота долгового кризиса
была снята прежде всего за счет пролонгирования сроков погашения ранее
полученных кредитов. Однако в целом данная проблема весьма далека от решения и
продолжает висеть тяжелым грузом на мексиканской экономике, усиливая
зависимость страны от внешних факторов.
Азиатский финансовый кризис,
затронувший в 1997-1998 гг. Таиланд, Индонезию, Малайзию, Южную Корею и, в меньшей степени,
Филиппины, был кризисом краткосрочной частной
задолженности, увеличившим сверх критического уровня дефицит платежного баланса
и вызвавшим обвал регионального финансового и фондового рынков.
Кризис показал опасность завышения курсов национальных валют и сохранения при
любых условиях их привязки к подорожавшему в
1996-1998 гг. американскому доллару. Он высветил структурные и технологические
слабости экономики азиатских НИС, исчерпавших резервы
стратегии "догоняющей индустриализации".
Для преодоления
финансового кризиса в Азии с помощью МВФ и под его
давлением разработаны меры финансового, экономического и социального характера.
Претворение в жизнь рекомендаций МВФ позволило добиться определенных
успехов, но в то же время имело негативные социально-экономические и
политические последствия. Меры, принятые в азиатских
странах для их преодоления, представляют собой вторую составляющую программы
выхода из кризиса. Третьей составляющей стала
экономическая дипломатия азиатских государств,
нацеленная на обеспечение внешних условий преодоления кризиса. Четвертой - поиск руководством и общественностью
азиатских стран ответов на два вопроса: кто несет ответственность за финансовый обвал и какова приемлемая цена
финансовой стабилизации?
Философской
основой политики финансового оздоровления в Азии
стала концепция усиления роли государства в стабилизации
национальных финансовых рынков при использовании косвенных методов финансового регулирования без прямого
административного вмешательства.
Реализация мер по
преодолению азиатского финансового кризиса
поставила перед мировым сообществом ряд фундаментальных вопросов;
- остались ли у азиатских НИС резервы для продолжения ускоренного развития или их ожидает длительная стагнация производства?
- каковы наиболее уязвимые места взаимодействия валютного и фондового
рынка развивающихся стран с реальной экономикой?
- какие угрозы несет развивающимся
обществам глобализация мировых финансовых рынков и мировой экономики?
- как оценить роль МВФ в погашении азиатского кризиса и,
более широко, в регулировании мировой экономики?
- есть ли способы предотвратить
расползание финансового кризиса и не настало ли время для глобального
регулирования мировых финансовых потоков в интересах стабильности национальных
экономик и мировой экономики в целом?
Эти
фундаментальные вопросы имеют непосредственное отношение к России. Как
представляется, России трудно будет найти выход из
нынешней кризисной ситуации (независимо от того,
каким будет ее правительство) без учета экономического
опыта азиатских НИС и
без ответа на эти вопросы - применительно к российским
реалиям.
Финансовые меры
по преодолению кризиса, разработанные азиатскими НИС совместно с МВФ, включают:
- отказ от
привязки национальных валют к доллару и
предоставление обменным курсам возможности упасть
до "естественного уровня";
- повышение ставки рефинансирования ради
укрепления национальной валюты;
- проведение жесткой фискальной политики
для уменьшения дефицита государственного бюджета;
- урегулирование проблем частной задолженности национальных финансовых и хозяйственных
институтов посредством (а) переговоров с иностранными партнерами о реструктуризации долга и (б) финансовой помощи
национальному частному сектору со стороны государства (в том числе на средства,
полученные от МВФ) в погашении внешнего долга;
- оздоровление банковской системы путем
(а) ликвидации "безнадежных" банков или
их национализации с последующей продажей крупным национальным или иностранным
финансовым институтам, (б) слияния, под диктовку
правительства, проблемных, но потенциально жизнеспособных
банков с более крепкими, (в) списания "плохих" частных долгов и их приобретения государством
с последующей река-питализацией. Для оздоровления банков в НИС созданы специальные
государственные агентства по оценке надежности финансовых институтов и
разработке и осуществлению мер против слабых и "плохих" банков.
Частные финансовые институты должны стать прозрачными для контроля со стороны
государства и международных финансовых организаций;
- полное выполнение обязательств банков
перед физическими лицами;
- открытие финансового рынка для
иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации
национальных экономик;
- осуществление на практике реального, а не только декларируемого принципа
независимости центральных банков:
- предотвращение перегрева
(необоснованного вздувания цен на акции и землю) национального фондового рынка и рынка
недвижимости.
Основанные на
рекомендациях МВФ меры социально-экономического характера предполагали:
- свертывание дорогостоящих экономических
проектов и отмену государственных субсидий на
любые товары;
- изменение взаимоотношений в треугольнике "бизнес -
профсоюзы - политическая власть", направленное, с одной стороны, на
борьбу с коррупцией, клановыми (в Южной Корее и
Таиланде) и семейными (в Индонезии) финансовыми
льготами, а с другой - на отмену системы пожизненного
найма и развитие государственного социального
страхования,
- реформирование внутрикорпоративных связей (особенно в Южной Корее) с тем, чтобы устранить
сложившуюся систему перекрестного кредитования внутри промышленно-финансовых
групп и тем самым заблокировать появление "плохих"
кредитов.
Негативными
побочными последствиями реализации рецептов МВФ стали спад производства,
массовые банкротства мелкого и среднего бизнеса,
крах системы здравоохранения и социального
обеспечения, рост безработицы, сокращение импорта, сужение внутреннего спроса,
падение жизненного уровня, усиление социальной и
политической напряженности. Ответные действия руководства азиатских НИС концентрировались на следующих мерах:
- снижение вопреки давлению МВФ ставки
рефинансирования. Малайзия, дабы не усложнять
доступ национальных производителей к
заимствованиям, вообще отказалась от кредитов МВФ.
Южная Корея сразу же начала торг и, стабилизировав
курс национальной валюты, добилась от МВФ согласия снизить ставку рефинансирования
с первоначальных 25% до 10%. Центральные банки в большинстве НИС на деле
остаются под контролем правительства;
- смягчение
тяжелых для наемных рабочих последствий массовых увольнений из-за реструктуризации
крупных корпораций. НИС, несмотря на жесткие бюджетные установки МВФ, увеличили
государственные расходы на программы переподготовки уволенных рабочих и
притормозили увольнения даже ценой замедления и снижения эффективности корпоративных
преобразований;
- усиление прямого вмешательства
государства в экономику, опять же несмотря на противодействие МВФ. В Малайзии
с сентября 1998 г. был отменен плавающий и введен фиксированный курс
национальной валюты (на 10% выше рыночного курса), установлен жесткий контроль
за национальным и иностранным капиталом. Таиланд
неохотно открывает внутренний фондовый рынок иностранцам. В Южной Корее президент использует
политическое давление на крупнейшие монополии, добиваясь от них взаимного
обмена определенными видами производств с тем, чтобы,
скорректировав специализацию монополий, повысить их эффективность. Индонезии еще предстоит восстановить разрушенную кризисом систему государственного регулирования рынка:
- ускорение научно-технического прогресса
и повышение наукоемкости национального
производства. Лидером здесь выступает Южная Корея,
активно использующая тайваньский опыт создания
небольших, но не бюрократизированных венчурных фондов для освоения новых
технологий.
Неотъемлемой
составной частью мер по преодолению кризиса в
азиатских странах стало пропагандистское обеспечение реформ. При этом особо
важными считаются:
- пропаганда идеи сплоченности нации перед
лицом общей опасности. В Таиланде и Южной Корее с успехом прошли кампании по
сбору золота в государственные фонды, что
позволило этим странам пополнить золото-валютные резервы.
В Малайзии возымели действие призывы экономить
продукты питания;
- возложение
вины за кризис на предыдущие администрации. В
Южной Корее был взят под стражу бывший министр финансов. В Индонезии финансовые
провалы списаны на происки семьи Сухарто.[33]
В странах АСЕАН,
в первую очередь в Индонезии, негативной стороной
пропагандистской кампании, явно или неявно подогреваемой властями, стали
притеснения и погромы китайской общины, обнаружившей больший иммунитет к
финансовым встряскам и тем самым вызвавшей
ненависть местного населения. Руководству стран не удалось погасить и раздражение населения тем, что главную роль в осуществлении
экономических реформ играют международный капитал, США и МВФ, а не национальные
правительства.[34]
Политическая
составляющая комплекса мер по преодолению азиатского
финансового кризиса связана с кризисом власти,
сопровождавшим финансовые потрясения. В Индонезии в мае 1998 г. под давлением
народа ушел в отставку президент Сухарто. В Южной
Корее недовольство избирателей провальной
политикой бывшего президента Ким Ен Сама стало одним из факторов победы на президентских выборах в декабре 1997 г. оппозиционера Ким Дэ Чжуна. В Таиланде в ноябре 1997 г. кризис привел к отставке кабинета министров.
Премьер-министр Малайзии Махатир
Мохамад устоял, однако в сентябре 1998 г. ушел в отставку бывший
вице-премьер и правая рука Махатира Анвар Ибрагим.
Новое руководство
НИС столкнулось с застарелыми политическими проблемами,
обострившимися во время финансового кризиса, и вынуждено было провозгласить
политические реформы. В Индонезии новый президент заявил о
готовности дать больше прав регионам, начиная с предоставления "особого
статуса с широкой автономией" Восточному Тимору. На расширение полномочий
местных органов власти и ослабление зависимости
политиков от крупного капитала направлена политическая реформа в Южной Корее,
начатая в середине 1998 г. В Таиланде власти решают вопрос, как - в интересах
банковской реформы - ограничить власть королевской семьи и военных,
контролирующих два крупнейших, но нерентабельных банка страны.
Внешнеполитическое
обеспечение реформ включало:
- укрепление отношений с США, имеющими
наиболее весомые позиции
в МВФ, и с Японией, главным донором НИС:
- присоединение к международному давлению
на Китай, чтобы предотвратить девальвацию юаня, чреватую новой волной кризиса, а также на Токио - с требованием оживить
японскую экономику и открыть ее для азиатских товаров;
- использование китайско-тайваньского
соперничества, позволившее НИС получить около 4 млрд.долл.
помощи от Тайбея и около 2 млрд.долл. - от Пекина.
Попытки АСЕАН
скоординировать антикризисные действия и усилить интеграцию внутри Ассоциации
не удалось из-за того, что
не все страны-участницы оказались в одинаково тяжелом положении и не все
одинаково понимали характер кризиса и пути выхода из
него. Наибольшие экономические и социальные трудности испытала Индонезия, тогда как Сингапур сумел вообще избежать кризиса. Таиланд ищет выход из ситуации в либерализации
рынка при опоре на МВФ, в то время как Малайзия остается привержена жесткому
государственному вмешательству в экономику и отвергает помощь МВФ. Из-за наплыва беженцев из Индонезии обострились малазийско-индонезийские
отношения. Таможенные разногласия ухудшили отношения
между Малайзией и Сингапуром. Сингапур негативно
отреагировал на отставку Сухарто, что не могло не
омрачить отношения с Джакартой.[35]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|