Если исполнительные директора считают, что реформы решат проблему,
осуществляется поэтапная выдача кредита (обычно в течение одного-трех лет), в зависимости от прогресса в
осуществлении реформ. Если не возникнет новых проблем, кредит будет возвращен в
срок и государство-член, проведя необходимые реформы, выйдет из сложившейся
ситуации экономически окрепшим.
МВФ кредитует страны-члены,
испытывающие проблемы платежей, в рамках различных механизмов, в зависимости от
характера конкретных проблем. Например, в последние двадцать пять лет МВФ
выделял крупные кредиты странам-членам в рамках механизма, созданного для
преодоления временных сокращений экспортных поступлений по причинам, не
поддающимся непосредственному контролю. Скажем, мороз уничтожил большую часть
кофейных бобов, предназначенных для экспорта, за который страна получает
иностранную валюту (к примеру, доллары США), используемую для оплаты текущих
финансовых обязательств перед другими странами. Страна может просить МВФ
выделить кредит в связи с сокращением экспортных поступлений. Кредит обеспечит
необходимые долларовые средства для покрытия текущих обязательств до экспорта
следующего урожая и восстановления нормального оборота долларовых средств.
Наиболее широко используется
механизм соглашений о кредитах стэнд-бай, позволяющих странам, испытывающим
трудности в выполнении финансовых обязательств, получить кредитную линию на
срок до трех лет для реорганизации своих финансов. В течение этого срока страна
может брать частями средства у МВФ вплоть до максимальной величины кредита на
цели осуществления внешних платежей, при условии что она продолжает проводить
программу реорганизации. Другой механизм - кредиты расширенного структурного
регулирования - позволяет бедным странам получать кредиты под низкие проценты
на период коренной экономической перестройки в целях преодоления факторов, в
течение длительного времени подрывающих эффективность хозяйства. Особенностью
этого вида кредитования является то, что он требует тесной координации со
Всемирным Банком, родственной организацией МВФ, которая занимается
исключительно экономическим развитием беднейших стран мира, проводя реформы,
призванные устранить причины, вызывающие проблемы с платежами, и заложить
основу экономического роста. Этот механизм финансируется за счет добровольных
взносов государств-членов, которые, руководствуясь духом сотрудничества,
отказываются от рыночных процентных ставок, под которые они могли бы инвестировать
эти средства. Страны-члены МВФ, находящиеся в более благополучном положении,
выделили на цели этого механизма около 22 млрд долл. США.
Предоставление Фондом
кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных
политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности»
(conditionality). МВФ обосновывает эту практику
необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии
погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ.
Поэтому Фонд требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации
или сокращении. С расширением кредитных операций с 80-х годов Фонд взял курс на
ужесточение их обусловленности. Такая практика придает МВФ роль стража мирового экономического порядка, по оценке
западных специалистов.
Принцип обусловленности
кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей
определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется
Фондом. До недавнего времени такую программу называли программой
приспособления, то есть перестройки, хозяйственного механизма. Теперь
используется термин «программа экономической реформы» (economic reform program). Это набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны
обеспечить восстановление равновесия ее платежного баланса и гарантировать
своевременное погашение долга Фонду.
При выработке своих
рекомендаций МВФ традиционно руководствуется монетаристской
концепцией при анализе платежного баланса. Такой подход устанавливает
взаимозависимость между величиной денежной массы в стране, различными
финансовыми агрегатами, объемом совокупного спроса, с одной стороны, и состоянием
платежного баланса — с другой. Соответственно основную причину
неуравновешенности баланса международных расчетов Фонд видит в наличии избыточного
совокупного платежеспособного спроса в стране, вызываемого в первую очередь
дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы[17].
Стабилизационные программы
разрабатывает либо МВФ, либо правительство страны-заемщика с учетом его
рекомендаций и с участием миссии Фонда, которая изучает на месте обширную
экономическую информацию. Стабилизационные программы Фонда, основанные, как
правило, на монетаристской концепции, на
использовании преимущественно рыночного регулирования экономики, носят
дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных
расходов, в том числе на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение
и другие социальные цели; увеличение налогов на личные доходы; отмену или
уменьшение государственных субсидий на продовольствие и товары широкого
потребления, что ведет к повышению цен на эти товары; сдерживание роста, или
«замораживание», заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема
кредита, в том числе потребительскую либерализацию внешнеэкономических связей;
девальвацию национальной валюты, введение единого валютного курса, урегулирование
внешней задолженности и т.п. В зависимости от конкретной ситуации,
существующей в разных странах, эти меры используются в разных сочетаниях.
Дефляционные меры далеко не
всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия платежного
баланса носит устойчивый, структурный характер и происходит спад производства.
Подобные меры зачастую вызывают свертывание инвестиций, торможение темпов
экономического роста, а также усиливают социальные проблемы. Это связано с
уменьшением реальной заработной платы, снижением жизненного уровня, ростом
безработицы, перераспределением доходов в пользу предпринимателей за счет
менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации. Таким
образом, проблема обусловленности кредитов МВФ — это проблема социальной цены
за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических
программ.
Учитывая негативные
последствия шаблонного использования монетаристской дефляционной модели, МВФ с
середины 80-х годов стал уделять больше внимания долгосрочным, структурным и
институциональным проблемам экономической политики.[18] Усилия подобного рода
созвучны концепции «экономики предложения», нацелены на укрепление
производственной базы, совершенствование отраслевой структуры национальных
экономик. Наконец, Фонд стал уделять внимание социальным аспектам проводимых
при его поддержке реформ. Реализуя принцип обусловленности кредитов, МВФ
оказывает воздействие на выбор пути общественного развития, расстановку
социально-политических сил в странах-заемщиках. Рекомендации МВФ усиливают
противоборство между различными общественными силами.
МВФ осуществляет наблюдение
и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует
основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен
полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных
валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов
стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников
системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том,
что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения
необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее
предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных
резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение
установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна
обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы
ее лимита в СДР, то есть пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению
к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
После пересмотра в 70-е годы
Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого
круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов
без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР дают
возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.
В пересмотренном в
результате Ямайского соглашения Уставе МВФ
зафиксирована обязанность стран-членов «сотрудничать с Фондом и другими
странами-членами, имея в виду, что их политика относительно резервных активов
будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного
надзора за международной ликвидностью и превращения СДР
в главный резервный актив международной валютной системы». Предполагалось, что
СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также
другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного
средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального
стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов.
Иными словами, ставилась цель трансформировать
СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о
реальном прогрессе на пути перестройки
структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных
активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США,
поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного
платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации
международной ликвидности и централизованного управлению ею.
Во-вторых, МВФ выступает в
качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на
демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.
Первым шагом на пути
устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало
прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары,
принадлежащие официальным органам других стран. В соответствии с вступившим в
силу в 1978 г. новым Уставом МВФ страны-члены не могут использовать золото в
качестве средства выражения стоимости их валют (Статья IV, раздел 2,в), равно
как и их валютных паритетов, если они будут восстановлены Фондом (приложение С,
параграф 1); одновременно были упразднены золотое содержание единицы СДР и официальная цена золота в долларах. В
соответствии со Статьей V, раздел 2,а, МВФ должен руководствоваться в своих
действиях «целью не допускать регулирования цены или установления
фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как
обычного рыночного товара.
По действующему Уставу взнос
стран-членов по подписке в золоте в размере 25°/о квоты заменен взносом в СДР
и конвертируемых валютах. 1/6 часть золотого запаса МВФ (около 25 млн.
тройских унций, или 777,5 т) в 1977—1980 гг. была возвращена странам-членам в
обмен на их национальные валюты по цене 35 СДР за 1 тройскую унцию
пропорционально их квотам. Другая (1/6) часть была продана в 1976—1980 гг. на
открытых аукционах по рыночным ценам. Измененный Устав МВФ предоставил Фонду
право реализовать оставшиеся 2/3 золотого запаса по прежней официальной цене
либо на базе рыночных цен. Золото практически исключено из расчетов между МВФ и
его членами. Однако, несмотря на внесение в Устав МВФ ряда положений,
направленных на окончательное вытеснение золота из мировой валютной системы,
официальные золотые запасы остаются резервным фондом мировых средств платежа.
В периоды обесценения национальных валют и падения доверия к ним авторитет
этих запасов, а также рыночная оценка золота соответственно возрастают[19].
В-третьих, МВФ осуществляет
межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с
Уставом, определившим принципы Бреттонвудской
валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и
утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также
санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.)
режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от
воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава
МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими
странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия
поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в
частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной
системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке
платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества
перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок к
Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять
плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс
валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице,
либо, наконец, «привязать» валюту (то есть установить твердое стоимостное
соотношение) к другой национальной валюте или нескольким валютам (валютной корзине)
по собственному выбору. При этом возможность выражения стоимости валюты в
золоте исключается.
Из сказанного следует, что
обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в ныне действующем
Уставе МВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это дает
странам возможность различных толкований тех или иных положений, предоставляя
им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области. Согласно
Уставу МВФ может установить, что «международная экономическая ситуация
позволяет ввести широкую систему валютного регулирования, базирующегося на
стабильных, но изменяемых паритетах». При такой системе допускаются отклонения
рыночных валютных курсов от паритетов в пределах ±
4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами,
располагающими большинством в 85% голосов, то есть практически при согласии
США и стран ЕС.
В-четвертых, важным
направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных
ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма
валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство
стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и
переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать
дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных
курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании
Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в
течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2)
официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой
стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения
операций в этой валюте.
С момента создания МВФ
постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и
множественности валютных курсов. Однако значительная часть развивающихся, а
также восточноевропейских стран все еще не имеет возможности установить в
полном объеме свободную конвертируемость своих валют.
В-пятых, МВФ участвует в
регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления
кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора
международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как
гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению
их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической
политике и уровне платежеспособности того или иного правительства
расцениваются частными банками как показатель международного доверия к
заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект
цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке
ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной
политики МВФ. с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой[20].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|