Меню
Поиск



рефераты скачать Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе

МВФ наряду с другими международными органи­зациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений кратко­срочных капиталов, координации процесса выравнива­ния диспропорций в международных платежах, целена­правленного воздействия на международную ликвид­ность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процес­сам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном об­ращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капита­лов, состоянии платежных балансов, официальных зо­лотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовло­жений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предостав­лять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной полити­ки.

МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV Устава кон­сультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ гло­бальной экономической ситуации в многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широ­кого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кре­дитных отношений, авторитетного центра междуна­родного кредитования, координатора межгосударст­венных кредитных потоков и гаранта платежеспособ­ности стран-заемщиц. Одновременно он начинает иг­рать важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым зве­ном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласова­ния национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирую­щим мировым валютным институтом, накопил боль­шой и полезный опыт[21].

Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных экономических и полити­ческих интересов. США лишились возможности моно­польно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовывать свою линию поведения с главными го­сударствами Западной Европы и Японией. Одновре­менно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаи­вающих свои интересы. Начинают активнее заявлять о себе и бывшие страны — члены СЭВ, особенно Россия и другие государства СНГ. Из этого вытекает потреб­ность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходи­мость совершенствования как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок

2.3. Политика надзора и оказание технической помощи.


В первые годы все страны, вступая в МВФ, обязались применять один и тот же метод расчета стоимости своей валюты. Это была так назы­ваемая паритетная система. В то время Соединенные Штаты выражали стоимость доллара в золоте. Цена одной унции золота составляла ровно 35 долларов. Золотое содержание доллара обеспечивалось правительством США, которое в случае надобности обменивало золото на доллары именно по этому курсу. Вступая в МВФ, все остальные члены также должны были выражать стоимость своей валюты в золоте, а поскольку, если каждый из двух предметов равен третьему, то они равны между собой, стоимость всех валют для большего удобства было принято котировать в долларах США. Государства-члены поддерживали стоимость своих валют в пределах 1 процента данного паритета, и, если они считали, что изменение курса отвечает их экономическим интересам, они обсуждали предлагаемые изменения с другими странами в рамках МВФ и должны были получить их согласие на такие изменения. Система паритетной стоимости имела то значительное преимущество, что курс валют оставался стабильным и предсказуемым. Это было весьма удобно для международных инвесторов, дилеров и туристов, но со временем проявились и некоторые недостатки системы. Изменение паритетной стоимости валюты представляло собой огромную проблему для прави­тельства, связанную со значительным политическим риском, и каждое изменение паритетной стоимости одной из основной валют грозило общим кризисом системы. Паритетная система достаточно успешно применялась в течение приблизительно 25 лет. Однако она была отменена в начале 70-х годов, когда золотые запасы США оказались недостаточными для удовлетворения спроса всех желающих обменять доллары на золото: возможность получить унцию золота за 35 долларов представлялась слишком заманчивой сделкой.

После отмены паритетной системы государства-члены МВФ решили, что каждая страна будет иметь право самостоятельно выбирать метод определения стоимости валюты. Единственное требование - страны не должны больше определять стоимость валюты в золоте и должны точно информировать других членов, по какому методу устанавливается стоимость валюты. Существуют самые разнообразные методы. Многие крупные промышленно развитые страны используют плавающий валют­ный курс: деньги стоят столько, сколько за них готовы платить участ­ники рынка. Другие страны привязывают курс валюты к одной из основных валют или группе валют, и тогда, например, при росте стоимости доллара США растет и курс их валют. Многие европейские страны поддерживают курс своей валюты по отношениям к другим валютам группы в определенном заранее установленном диапазоне[22].

Может сложиться впечатление, что переход от паритетной системы к нынешней системе открытого обмена означает подрыв влияния МВФ. Но это не так, поскольку нынешний подход требует еще более активного участия МВФ в определении экономической политики государств-членов, влияющей на валютный курс. При переходе к нынешней системе страны-члены просили МВФ не только включить в сферу своей деятельности вопросы обменного курса, который в конечном итоге является лишь отражением широкого круга экономических мер, а рассматривать все аспекты экономической жизни стран-членов, которые сказываются на стоимости валюты, и объективно оценивать развитие экономики всех членов. Словом, нынешняя система предполагает большую транспарентность политики государств-членов и предоставляет более широкие полномочия МВФ. Данная деятельность МВФ именуется «надзором», или контролем за политикой членов в отношении обменного курса. Осуще­ствление надзора основывается на той посылке, что твердая и после­довательная внутренняя экономическая политика обеспечивает стабиль­ность обменного курса, а также развитие и процветание мировой экономики.

Проводя периодические консультации с государствами-членами, МВФ получает информацию, позволяющую судить, насколько ответственно и открыто действует страна, определяя условия купли и продажи ее валюты правительствами и гражданами других стран, а также информацию об общем экономическом положении страны. Эти консультации дают к тому же возможность МВФ содействовать отмене ограничений, которые вводятся странами в отношении прямого перевода национальной валюты в иностранную. В первые годы существования МВФ такие периодические консультации были обязательны только для членов, установивших ограничения на обмен валюты, но с 1978 года они проводятся со всеми членами[23].

Обычно консультации проводятся ежегодно, но Директор-распоряди­тель может предложить дополнительные обсуждения, если страна начи­нает неожиданно испытывать серьезные экономические трудности или считается, что она придерживается практики, противоречащей интересам других членов. Каждый год в столицу страны направляется группа из четырех или пяти сотрудников МВФ, которые проводят около двух недель, собирая информацию и проводя дискуссии с представителями правительства по вопросам государственной экономической политики. Первый этап консультаций связан со сбором статистических данных по экспорту и импорту, уровню заработной платы, ценам, занятости населения, процентным ставкам, денежной массе в обращении, инвести­циям, налоговым поступлениям, бюджетным расходам и другим аспектам экономической жизни, влияющим на обменный курс валюты.

Второй этап заключается в проведении обсуждений с высокопоставленными государственными лицами для определения эффективности экономиче­ской политики в течение предыдущего года и ожидаемых изменений в следующем году, а также прогресса, достигнутого страной в устранении возможных ограничений на валютный обмен. По завершении совещаний группа возвращается в штаб-квартиру в Вашингтоне и готовит подробный доклад персонала для обсуждения на Исполнительном совете. В обсу­ждениях, естественно, участвует исполнительный директор, представ­ляющий страну. Он поясняет экономическое положение страны и заслушивает оценки ее экономических показателей другими исполни­тельными директорами. Резюме обсуждения, часто содержащее пред­ложения по преодолению экономических недостатков, затем передается правительству страны.

Помимо периодических консультаций МВФ также проводит специаль­ные консультации со странами, политика которых оказывает значитель­ное влияние на мировую экономику. В ходе таких специальных консуль­таций рассматривается экономическая ситуация в мире и определяются возможные изменения в экономике. Результаты этих и других обсужде­ний публикуются МВФ дважды в год в издании "World Economic Outlook" («Перспективы мировой экономики»). Это издание содержит ценную информацию о мировой экономике и прогнозы ее развития, и, поскольку в нем указываются различные варианты политики, оно помогает странам строить экономическую политику с учетом возможных изменений в политике других государств.

Кроме контроля за международной валютной системой и финансовой поддержки стран-членов, МВФ оказывает содействие путем подготовки кадров в своем учебном институте в Вашингтоне, предоставления технической помощи в некоторых специальных областях своей деятель­ности, а также выпуска разнообразных публикаций по вопросам между­народных денежно-кредитных отношений.

В Институте МВФ, с момента его основания при штаб-квартире в Вашингтоне в 1964 году, были организованы курсы и семинары для почти 10 000 должностных лиц из практически всех стран-членов, которые по работе тесно связаны с деятельностью МВФ. Большинство слушателей являются работниками министерств финансов, центральных банков и других государственных финансовых ведомств. За это время Институт добился значительных успехов в ознакомлении слушателей с работой валютной системы и ролью МВФ в ее функционировании. Обучение в Институте также помогло стандартизировать в мировых масштабах методы сбора и представления статистических данных о платежном балансе, денежно-кредитной системе и финансах, что было на пользу всему сообществу. Кроме того, около 1 300 человек прошли обучение на курсах и семинарах МВФ в Объединенном венском институте, используе­мом МВФ и другими международными организациями[24].

Иногда из-за отсутствия кадров, обученных технически сложным вопросам государственных финансов и деятельности центрального банка, многие страны обращаются к МВФ за помощью в решении проблем в этих областях или просят предоставить эксперта для работы с государ­ственными финансовыми ведомствами, пока не появятся достаточно квалифицированные отечественные кадры. Такие просьбы об оказании помощи особенно часто поступали в 60-е и 70-е годы, когда многие вновь независимые страны неожиданно столкнулись с проблемами создания центральных банков, выпуска новой валюты, создания налоговой систе­мы и введения других финансовых и денежных систем современного суверенного государства. МВФ направлял экспертов из числа своего персонала или опытных консультантов для передачи необходимых знаний и подготовки кадров. В 90-е годы решение стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза перейти от централизованного планирования к рыночной экономике и войти в международную валютную систему поставило перед МВФ необычайно сложные задачи по оказанию им технической помощи. В настоящее время поступают просьбы об ока­зании специальной помощи в области бухгалтерского учета, подготовки бюджета, разработки денежно-кредитных инструментов, систем соци­ального обеспечения и социальной защиты, формирования денежных рынков, банковского регулирования и надзора, статистики, исследова­тельской работы, законодательства, налоговой политики и управления.

Доступ к данным о положении в налогово-бюджетной и денежно-кредитной сферах и размере внешнего долга каждого государства-члена позволил МВФ стать уникальным источником такой информации для всего сообщества. МВФ рассматривает обмен статистическими данными как неотъемлемый элемент сотрудничества в рамках организации. Практически со времени своего основания МВФ издает ежемесячные и ежегодные статистические публикации, такие как "International Financial Statistics" («Международная финансовая статистика»), которые не только информируют страны о финансовом положении других членов, но являются и самым надежным источником статистической информации для банков, исследовательских институтов, университетов и средств информации.

В дополнение к статистическим публикациям и выходящему два раза в год справочнику "World Economic Outlook" («Перспективы мировой экономики»), МВФ издает серию брошюр, разъясняющих его политику и программы, непериодические серии документов по долгосрочным вопросам финансов и торговли, экономические обзоры по странам, «Обзор МВФ» (выходящее раз в две недели издание, в котором поме­щаются статьи об экономическом положении в странах и международных финансах), ежеквартальный академический журнал ("Staff Papers"), рассказывающий о результатах экономических исследований персонала МВФ, а также ряд книг по правовым, институциональным и экономи­ческим аспектам международной валютной системы.


Глава 3.

«Помощь в урегулировании финансовых кризисов.»

3.1. Участие в преодолении мексиканского долгового и финансового кризиса.

Внешняя задолженность Мексики и других латиноамериканских стран обусловила в начале 80-х годов самый глубокий со времен "великой депрес­сии" экономический спад в регионе, носивший структурный характер.

Стратегия предыдущих лет, ориен­тированная на "развитие в кредит" в расчете на высокие доходы от экспорта нефти, обанкротилась, как только был преодолен мировой кризис и цены на этот вид топлива существенно снизи­лись. Резкое сокращение валютных поступлений Мексики потребовало но­вых займов, чтобы поддерживать преж­ний довольно высокий прирост произ­водства 8% и сохранить уровень заня­тости населения. В то же время уве­личение процентных ставок как по го­сударственным, так и особенно по част­ным кредитам, взвинтило расходы по внешней задолженности. В результате за один только 1982 г. выплаты Мекси­ки в счет процентов возросли на 4 млрд долл., а в целом расходы по обслуживанию внешнего долга до­стигли 12% ВВП, а по отношению к стоимости экспорта — 75%.

Страна оказалась не в состоянии выполнять внешнедолговые обязательства и вынуждена была в августе 1982 г. прекратить на три месяца выплаты как процентов, так и основной суммы долга. За Мексикой последовали и другие госу­дарства Латинской Америки.

Год

ВВП

Внеш­ний долг

Обслу­живание внешне­го долга

Погаше­ние ос­новной суммы долга

Процен­ты по внеш­нему долгу

Экспорт товаров и услуг

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.