Актуальность
всех вопросов, связанных с культурой, приобрела в настоящее время небывалую
остроту. Повышенный интерес к изучении культур разных народов, выдвижение на
передний план культурологии еще недавно влачившей жалкое существование на
задворках истории философии, филологии; выделение ее в научную специальность
Высшей аттестационной комиссией России; создание специализированных ученых
советов для защиты кандидатских и докторских диссертаций по культурологии;
поток публикаций на тему диалогов и особенно конфликтов культур; создание
обществ, ассоциаций, объединяющих исследователей проблем культуры; бесконечные
конференции, симпозиумы конгрессы по вопросам культуры; включение культурологии
и антропологии в учебный план подготовки специалистов по всем гуманитарным»
направлениям и даже в программы средней школы; наконец, уже упоминавшееся
известное предсказание С. Хантингтона о третьей мировой» войне как войне
культур и цивилизаций — все это свидетельствует о настоящем буме, взрыве
интереса к проблемам культуры.
Итак
переход из культурного значения в индивидуальное значение. Как видно эффект
этого перехода проявляется в проецировании культурного значения через призму
каких-то своих собственных свойств, установок. Считается, что данный барьер в
общении, называемый психологическим, является наиболее труднопреодолимым, так
как у всех людей этот механизм «шифрования» и «дешифрования» разный и зависит
от многих причин.
Таким
образом, рассмотрев проблему развития межкультурной коммуникации в обучении
иностранным языкам, мы переходим к рассмотрению проблемы языковой коммуникации
как социолингвистическому явлению.
1.2 Языковая
коммуникация как социолингвистическое явление.
Лингвистический аспект лингвострановедения. Одной
из центральных направлений лингвистических исследований социальной и культурной
обусловленности языковой коммуникации в контексте лингвострановедческого
направления.
Лингвострановедение можно определить как изучение культуры страны параллельно с
изучением самого языка. Предметом лингвострановедения служит культура, как она
выражена на изучаемом языке.
Данное
направление сформировалось со одной стороны под влиянием решаемой проблемы о
соотношении языка и культуры, а с другой стороны его возникновение было
обусловлено чисто прагматическими предпосылками - подходом к преподаванию
иностранного языка, как средства общения, необходимостью изучения языка в
тесной связи с культурой страны, в которой этот язык используется.
Представители
данного направления изучения социальной и культурной обусловленности языка
сосредоточивают свое внимание на исследовании значения слова. Они исходят из
того, что слово есть, прежде всего, обозначение, знак той или иной жизненной
реалии и поэтому в его семантике можно найти и выделить некоторое
«экстралингвистическое» содержание, которое прямо и непосредственно отражает
обслуживаемую языком культуру. Таким образом, именно через значение
осуществляется связь лексических единиц с внеязыковой действительностью.
Н.Г.
Комлев был первым русским лингвистом, который ввел в лингвистику понятие культурно-исторического
компонента значения.[17;65-68] Он высказал мысль о том, что слово, отражающее
предмет или явление действительности определенного социума, не только означает
его, но и создает при этом некоторый фон, ассоциирующийся с этим словом. Поэтому
в семантике слова должен содержаться некоторый компонент, фиксирующий именно
данный социальный фон, в котором слово существует.
«Признавая
наличие «внутреннего содержания слова», то есть факта, что слово-знак выражает
нечто кроме самого себя, мы обязаны признать и наличие культурного компонента -
зависимость семантики языка от культурной среды индивидуума».
Изучение
культурного компонента слов является важным условием успешного овладения
иностранным языком, однако, в свою очередь он входит в более широкий круг
культурно-исторических значений соответствующей социальной действительности,
усвоение которой - важное условие использования языка как средства общения.
Так, например, О.С.Ахманова отмечает, что непременным условием реализации
любого коммуникативного акта должно быть «обоюдное знание реалий говорящим и
слушающим, являющееся основой языкового общения», они получили в лингвистике
название «фоновых знаний».
По
ее правильному замечанию «значение слова, употребляемого в данном туземном
языке для обозначения таких совершенно различных с точки зрения
среднеевропейской культуры предметов как «яйцо», «покойник» и «хлеб» реально
раскроется лишь тому, кто приобретет внешнелингвистическое знакомство с этими
предметами в данной культурной области и увидит, что яйцевидную форму придают
не только хлебу, но и телам умерших при погребении».
Фоновые
знания, как основной объект лингвострановедения, рассматривают в своих работах
Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров.[4;45] С именами этих значительных ученых
связано становление отечественного лингвострановедения как самостоятельной
науки, которую с моей точки зрения, считать лишь частью лингводидактики было бы
не совсем верно. Конечно, нельзя отрицать, что все достижения
лингвострановедения отвечают целям и задачам методики преподавания иностранных
языков и в настоящее время широко применяются. Однако мы не можем недооценивать
и тот факт, что заложив теоретический фундамент лингвострановедения,
Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров затронули такой широкий круг проблем, над
которым в настоящее время работают ученые из разных областей знаний: лингвисты,
психологи, психолингвисты, социологи, социолингвисты.
Так
по мнению В.Г.Томахина, основным объектом лингвострановедения являются фоновые
знания, которыми располагают члены определенной языковой и этнической общности,
поэтому решаемые в этой науке проблемы частично покрывают задачи
социолингвистики.
Е.М.Верещагин
и В.Г.Костомаров были первыми учеными, которые научно обосновали объективность
существования фоновых знаний, они вскрыли накопительную функцию лексической
семантики, раскрыли содержание кумулятивной функции языка, согласно которой -
языковые единицы представляют собой «вместилище» знаний постигнутой человеком
социальной действительности.[4]
Их
заслуга состоит в том, что они вскрыли лингвистическую природу фоновых знаний.
Они на множестве примеров показали что, семантика слова одним лексическим
понятием не исчерпывается.
Лингвострановедение
имеет очень много нерешенных вопросов, значительная часть которых носит
проблемный характер. Их сложность и многоаспектность не позволяет дать на все
исчерпывающие ответы, выработать определенную точку зрения. Вероятно, по этой
причине в суждениях авторов наблюдается некоторая противоречивость.
Т.Д.Томахин,[11;35-37]
предложив определенную градацию фоновых знаний, указал на то, что основным
объектом страноведения являются знания, связанные с национальной культурой,
присущие определенной этнической и языковой общности. Автор не считает
возможным представить фоновые знания системно, так как они по сравнению,
например, с научными, не упорядочены иерархически, а запоминаются и
воспроизводятся по яркости впечатлений.
Несколько
более дифференцировано к данной проблеме подошли Е.М.Верещагин и
В.Г.Костомаров. Они определенным образом классифицировали содержание
семантических долей слова, подразделив их на экзотерические (внешние) и
эзотерические (внутренние) и указав на то, что при семантизации лексического
фона слова описанию подлежат именно эзотерические доли, а экзотерические хотя и
входят в лексический фон слова, находятся скорее за пределами его семантики.
Разработав
общетеоретические и методические аспекты лингвострановедения, Е.М.Верещагин и
В.Г.Костомаров открыли новые перспективы развития учебной лексикографии. Они
указали на то, что «целесообразно проводить семантизацию лексического фона
слова как члена тематической группы, потому что при таком подходе слова
выступают в однородных совокупностях и запоминаются в своих противопоставлениях
и своей сочетаемости».
Вышеизложенное
свидетельствует о том, что за последние два десятилетия в изучении социальной
обусловленности языка наметился определенный прогресс. Если раньше утверждение
ученых-лингвистов социальной сущности языка носили скорее декларативный
характер, то сейчас наметилось конкретное направление проводимых исследований.2.2 Язык как средство хранения культурно-иcторической
информации
Коллекция
и информативность являются теми существенными свойствами языкового знака,
которые лежат в основе его важнейшей функции наряду с коммуникативной - функции
кумулятивной. Язык в этой функции выступает связующим звеном между поколениями,
служит «хранилищем» и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.
Наиболее
ярко кумулятивная функция проявляется в области лексики, так как именно она
непосредственно связана с предметами и явлениями окружающей действительности.
Лексическая система в большей мере обусловлена явлениями материального мира,
социальными факторами.
Прежде
всего, в лексике отражаются фрагменты социального опыта, обусловленного
основной деятельностью данного народа. Существование тех или иных лексических
единиц объясняется как бы практическими потребностями.
Например,
жители Чукотки имеют до десяти названий снега, соответствующих его различным
состояниям, а эскимосы различают даже до 100 различных оттенков снега. Арабы
пользуются многочисленными названиями различных пород лошадей, представители
чернокожих племен Либерии различают разнообразные сорта риса, каждому из
которых соответствует свое название.
Неодинаковы
у разных народов и традиции обозначения цвета. Например представители некоторых
африканских племен различает всего лишь три цвета. Такое же количество названий
цветов существует на языке навахо, при этом для обозначения черного цвета
имеются два слова: черный цвет темноты и черный цвет угля.
Своеобразными
и символическими бывают даже сами названия цветов в различных языках. Так,
например, в русском языке серый цвет ассоциируется с заурядностью и
будничностью. Мы говорим «серые будни» про ни чем ни примечательные дни. Или мы
можем сказать «Такая серость!» при эмоциональной оценке ограниченных людей. В
Англии же серый цвет - это цвет благородства, элегантности, то есть имеет
совершенно другие коннотации.
Белый
цвет в русском языке- это цвет чистоты и радости, цвет халата, цвет снега, в то
же время на Востоке это цвет траура.
Даже
одной и той же физической вещи могут соответствовать совершенно различные
семантические описания в зависимости от того, в рамках какой цивилизации
рассматривается эта вещь. Поэтому справедливо утверждение А.А.Леонтьева о
существовании «национальных смыслов». «Нельзя отрицать, что два слова в двух
разных языках, обозначающих один и тот же предмет в культуре двух народов и
являющихся переводными эквивалентами, неизбежно связываются с нетождественными
содержаниями, и это позволяет говорить о «национальных смыслах» языковых
знаков».[40; 56]
Наглядным
примером может служить такое слово, например, слова как «собака».
Собака
- это
|
1)
упряжное животное у эскимосов
|
|
2)
священное животное у персов
|
|
3)
презирается в индуистском языке как символ низости
|
Заяц
- косой и трус у русских, но мудрый и знающий для народов западной Африки.
Дракон - символ зла в Европе; символ могущества, здоровья и преуспевания на
Востоке.
В
некоторых языках возникновение ряда слов, обозначающих те или иные понятия,
было продиктовано некоторыми социальными или историческими запретами. Например,
в прошлом столетии в Англии было запрещено произносить такие слова, как
«грудь», «ножка», даже говоря о курице, поэтому появились словосочетания «white
meat» и «black meat», вместо «to go to bed»
употреблялось «to retier to bed». Существование каких-либо запретов в других
языках отсутствовало, появление подобных сочетаний зафиксировано не было.
Уже
в наше время в США в результате борьбы за равенство из официального
употребления и со страниц прессы исчез этноним Negro
и его эквивалент Coloured. Им на смену пришли Black
и AfroAmerican.
Категория граждан, которая раньше именовалась the aged
(the elderly),
сейчас официально обозначается термином senior citizens.
Сходные переименования коснулись и сексменьшинств (например gay
вместо homosexual).
Определенную
национальную и культурную коннотацию приобретают в языке и имена собственные.
Их конкретное содержание определяется лицами, носящими данные имена, однако
они имеют свойство выполнять не только назывные функции, но и обозначать
какое-нибудь качество, свойство, характерные черты личности вообще. Здесь
можно
привести
следующий
отрывок:
- A
person can be
-
Miserable like the little match girl
- Alike
with women and fast with gun like James Bond
Маленькая
девочка, продающая спички на улице (образ, сложившийся в английской литературе
19 века) олицетворяет собой лишения и страдания. Наоборот Джеймс Бонд -
суперагент 007, с ним связано представление о супермене, любимце женщин.
Однако без знания этого было бы невозможно понять весь смысл, который пытались
вложить авторы в эти строки. Требуется знание литературы, истории, традиций
Англии.
Связь
истории и культуры народа с языком особенно ярко проявляется на
фразеологическом уровне. Большое число пословиц, поговорок отражают
специфические национальные черты, корнями своими уходят в историю народа, его
быт, обычаи, традиции.[25;45-48]
Сравним,
например, английские и русские пословицы:
Cristmas
comes but once a year
|
Не
все коту масленица
|
To
have one’s cake and eat it
|
И
волки сыты, и овцы целы
|
A cat
may look at a king
|
Не
боги горшки обжигают
|
Или
следующие фразеологизмы
A
drop in the bucket
|
Капля
в море
|
To
kill two birds with one stone
|
Убить
двух зайцев
|
В
английском языке имеется большое количество фразеологизмов имеющих литературное
происхождение, многие из которых широко применяются в каждодневной разговорной
речи. Любому англичанину с детства известны такие фразеологические
словосочетания из книг Л.Керрола «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»,
как:
To
smile like a Cheshire cat
|
Улыбаться
до ушей
|
Mad
as a hatter
|
Сойти
с ума, помешаться
|
Характерным
является то, что само появление фразеологизмов или устойчивых словосочетаний
порой обуславливается изменениями в общественной жизни народа, возникновением
таких условий, в которых социальная значимость слов настолько велика, что она
приобретает черты символичности.
Так,
например, в Англии в 70-е годы на решение о переходе к единому типу школ
(comprehensive schools) консервативные круги правительства ответили рядом
официальных документов, протестуя против данного решения и требуя его отмены.
Эти
документы известны в системе британского образования как «Black
books», соответственно их авторов называют «Authors of black books».
Или
другой пример, также из области просвещения - приход к власти в мае 1972 года
Маргарет Тетчер с консервативной политикой в области образования. Правительство
издало распоряжение об отмене обязательной бесплатной выдаче молока всем детям
в школах. После этого различные организации британской системы просвещения
пытались всеми средствами отменить подобное решение, или изыскать иные средства
на обеспечение детей молоком. В газетах в статьях связанных с данной проблемой
молоко называлось уже не просто «milk», а «FREE
- MILK».
Например
«… to supply FREE - MILK to all 7 to 11 year old …». Таким
образом, сочетание «free milk» было социально переосмыслено и стало
фразеологическим; и более того - приобретало символическое значение. Требование
«FREE MILK!»
стало протестом против политики правительства в области образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|