Развитие межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам
Содержание
Введение………………………………………………………………………...2-5
Глава
I.
Теоретические основы развития межкультурной коммуникации в обучении
иностранным языкам ……………………………….………..5-56
1.1 Проблема
межкультурной коммуникации в обучении иностранным
языкам………………………………………………..……………..6-28
1.2 Языковая
коммуникация как социолингвистическое явление... 28-55
Глава
II.
Технология развития межкультурной коммуникации в обучении иностранным
языкам…………………………………………56-104
2.2. Сущность и состояние
развития межкультурной коммуникации в отечественной и зарубежной школе..……….………….….…….56-79
2.3
. Технология создания учебно - методического
обеспечения в обучении межкультурной коммуникации……………………....81-104
Заключение……………………………………………………………….105-107
Литература………………………………………………………………..108-113
Введение
Идея
связи культуры и языка относится еще к 18 веку, но целенаправленное изучение
проблемы началось только в конце прошлого века. Исследования носили больше
декларативный характер и вплоть до начала 70-хгодов ни в русской (тогда
советской), ни в иностранной лингвистике не было достаточно глубоких и
обстоятельных исследований, посвященных данной теме. Однако за последние два
десятилетия значительно выросло число работ, свидетельствующих об интересе и
стремлении лингвистов к исследованию языковых явлений в широком
экстралингвистическом контексте. И если еще совсем недавно признавалось, что
обращение к экстралингвистическим факторам свидетельствует о некоторой
несостоятельности или «слабости» лингвиста-иследователя, то в настоящее время
необходимость изучения языка в его реальном функционировании в различных сферах
человеческой деятельности стала общепринятой.
На
рубеже третьего столетия накануне международного года "Культуры
мира" становится очевидным, что проблемы культуры должны быть представлены
во всех обучающих системах. Отсюда и возникает идея междисциплинарных связей в
унивеситетских программах. К примеру, иностранный язык - с одной стороны,
история, география, литература и другие гуманитарные предметы - с другой.
Само
понятие культуры состоит из 2-х частей - объективной и субъективной.
Объективная культура включает все возможные институты, такие как экономическая
система, социальные обычаи, политические структуры и процессы, а также
литература, виды искусства и ремесла.
Субъективная культура - это психологические черты культуры, включающие ценности
и образцы мышления (ментальность). Вот эта субъективная культура и
представляет, по мнению многих исследователей, огромную трудность для
понимания.
Предметом
нашего исследования является процесс формирования межкультурной коммуникации
в обучении иностранному языку в средней школе. Объектом исследования
является межкультурная коммуникация. Цель нашей работы – раскрыть содержание и
выявить особенности межкультурного обучения в образовательной среде.
В
соответствии с целью предмета и объекта исследования выдвинуты следующие
задачи:
1. Рассмотреть
основные компоненты содеожания обучения иностранного языка;
2. Изучить
развитие межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам:
3. Выявить
сущность и современное состояние межкультурной коммуникации в отечественных и
зарубежных УМК:
4. Разработать
опытное обучение на основе технологий програмно-методического обеспечения в
контексте компаративного анализа.
Для
решения поставленных задач использовались следующие методы педагогического
исследования:
-
изучение и анализ специальной литературы;
-
обобщение опыта преподавания иностранного языка
в школе;
-
беседы с ущащимися и учителями с целью
выявления наиболее подходящих для тех и других методов обучения;
-
опытно-эксперементальная работа.
Все это позволило нам убедиться в том, что немногие отечественные
учебно-методические комплексы основаны на идеях межкультурного аспекта
обучения иностранному языку в средней школе.
В
связи с этим в последнее время появляется ряд работ, в которых делаются попытки
обнаружить обусловленность языка в самом значении лексических единиц, выделить
так называемый «культурный» компонент значения, открыть лингвистическую природу
«фоновых знаний», показать особенность и своеобразие их функционирования в
каждой из рассматриваемых языковых общностей.
Теоретическая
значимость работы заключается в разработке теоретических аспектах развития
межкультурного обучения иностранным языкам. Проблема обучения межкультурной
коммуникации в современной образовательной системе; языковая коммуникация связь
языка и культуры; роль языка в формировании языковой личности - эти три
аспекта, рассмотренные нами теоретически.
Практическая
значимость проведенного исследования состоит в том, что
предлагается технология методика организации межкультурного обучения
иностранным языкам в образовательной среде.
Работа
содержит 86 страниц, состоит из введения, двух глав (теоретической и
практической), выводов по каждой главе, заключения, списка использованной
литературы.
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
1.1 Проблема межкультурной
коммуникации в обучении иностранным языкам.
Тесная связь и взаимозависимость преподавания иностранных языков и
межкультурной коммуникации настолько очевидны, что вряд ли нуждаются в
пространных разъяснениях. Каждый урок иностранного языка — это
перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое
иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым
словом стоит обусловленное национальным сознанием (опять же иностранным, если слово иностранное)
представление о мире.
Преподавание
иностранных языков в России переживает ныне, как все остальные сферы
социальной жизни, тяжелейший и сложнейший период коренной перестройки (чтобы не
сказать — революции), переоценки ценностей, пересмотра целей, задач, методов,
материалов и т. п. не имеет смысла говорить сейчас об огромных переменах в этой
сфере, ) буме общественного интереса, о взрыве мотивации, о коренном изменении
в отношении к этому предмету по вполне определенным социально-историческим причинам
— это все слишком очевидно. Новое время, новые условия потребовали
немедленного и коренного пересмотра как общей методологии, так и конкретных
методов и приемов преподавания иностранных языков. Эти новые условия — «открытие»
России, ее стремительное вхождение в мировое сообщество, безумные скачки
политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и
языков, изменение отношений между русскими и иностранцами, абсолютно новые
цели общения — все это не может не ставить новых проблем в теории и практике
преподавания иностранных языков.
Небывалый
спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели
иностранных языков оказались в центре общественного внимания: нетерпеливые
легионы специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и
всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного
обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересует ни теория,
ни история языка — иностранные языки, в первую очередь английский, требуются им
исключительно функционально, для
использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального
общения с людьми из других стран.
В
создавшихся условиях для удовлетворения социально-исторических потребностей
общества в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова в
1988 году был создан новый факультет— факультет иностранных языков, открывший
новую специальность — «неофилологию», которую раньше осмысляли совсем иначе и,
соответственно, не готовили специалистов. [18; 65-67 ]
Основные принципы этого направления можно сформулировать так:
1) изучать
языки функционально, в плане использования их в
разных
сферах жизни общества: в науке, технике, экономике, культуре т. п.;
2)
обобщить огромный практический и теоретический опыт преподавания иностранных
языков специалистам;
3)
научно обосновать и разработать методы обучения языку как средству общения
между профессионалами, как орудию производства в сочетании с культурой,
экономикой, правом, прикладной математике! разными отраслями и с теми сферами,
которые требуют применения иностранных языков;
4) изучать языки в синхронном срезе, на широком фоне
социальной,. культурной, политической жизни народов, говорящих на этих
языках, то есть в тесной связи с миром изучаемого языка;
5) разработать модель подготовки преподавателей иностранных языков специалистов
по международному и межкультурному общению, специалистов по связям с
общественностью.
Таким образом, совершенно изменились мотивы изучения языка (язык предстал в
другом свете, не как самоцель), в связи с чем понадобилось коренным образом
перестроить преподавание иностранных языков, ввести специальность «лингвистика
и межкультурная коммуникация» и начать подготовку преподавательских кадров
нового типа.[77; 45-47]
Основная
задача преподавания иностранных языков в России в настоящее время — это
обучение языку как реальному и полноценном средству общения. Решение этой
прикладной, практической задач возможно лишь на фундаментальной теоретической
базе. Для создания такой базы необходимо:
1)
приложить результаты теоретически трудов по филологии к практике преподавания
иностранных языков 2) теоретически осмыслить и обобщить огромный практический
опыт преподавателей иностранных языков.
Традиционное
преподавание иностранных языков сводилось в нашей стране к чтению текстов. При
этом на уровне высшей школы обучение филологов велось на основе чтения художественной литературы;
нефилологи читали («тысячами слов») специальные тексты соответственно своей
будущей профессии, а роскошь повседневного общения, если на нее хватало времени
и энтузиазма как учителей, так и учащихся, была представлена так называемыми
бытовыми темами: в гостинице, в ресторане, на почте и т. п.
Изучение
этих знаменитых топиков в условиях полной изоляции и абсолютной невозможности
реального знакомства с миром изучаемого зыка и практического использования
полученных знаний было делом лучшем случае романтическим, в худшем —
бесполезным и даже вредом, раздражающим (тема «в ресторане» в условиях
продовольственных дефиците в, темы «в банке», «как взять машину напрокат»,
«туристическое агентство» и тому подобные, составлявшие всегда основное
Содержание зарубежных курсов английского как иностранного и отечественных,
написанных по западным образцам).
Таким
образом, реализовалась почти исключительно одна функция языка —
функция сообщения, информативная функция, и то в весьма уженном виде, так как
из четырех навыков владения языком (чтение, письмо, говорение, понимание на
слух) развивался только один, пассивный, ориентированный на «узнавание», —
чтение.
Преподавание
иностранных языков на основании только письменных текстов сводило
коммуникативные возможности языка к пассивной способности понимать кем-то созданные тексты, но не создавать, а без этого реальное
общение невозможно, внезапное и радикальное изменение социальной жизни нашей
страны, ее «открытие» и стремительное вхождение в мировое — в
первую очередь западное сообщество вернуло языки к жизни, сделало их реальным
средством разных видов общения, число которых растет день ото дня вместе с
ростом научно-технических средств связи. В настоящее время именно поэтому на
уровне высшей школы обучение иностранному языку как средству общения между
специалистами разных стран мы понимаем не как чисто прикладную и
узкоспециальную задачу обучения физиков языку физических текстов, геологов —
языку геологических и т. п. Вузовский специалист— это
широко образованный человек, имеющий фундаментальную подготовку. Соответственно,
иностранный язык специалиста такого рода — и орудие производства, и
часть культуры, и средство гуманитаризации образования. Все это предполагает
фундаментальную и разностороннюю подготовку по языку.
[7; 23-34]
Уровень
знания иностранного языка студентом определяется не только непосредственным
контактом с его преподавателем. Для того чтобы научить иностранному языку как
средству общения, нужно создавать обстановку реального общения, наладить связь
преподавания иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранные
языки в живых, естественных ситуациях. Это могут быть научные дискуссии на
языке с привлечением иностранных специалистов и без него, реферирование и
обсуждение иностранной научной литературы, чтение отдельных курсов на
иностранных языках, участие студентов в международных конференциях, работа
переводчиком, которая как раз и заключается в общении, контакте, способности
понять и передать информацию обходимо развивать внеклассные формы общения:
клубы, кружки, крытые лекции на иностранных языках, научные общества по
интересам, где могут собираться студенты разных специальностей.
Итак,
узкоспециальным общением через письменные тексты отнюдь не исчерпывается
владение языком как средством общения, средст коммуникации. Максимальное
развитие коммуникативных способностей — вот основная, перспективная, но очень
нелегкая задача, стоя перед преподавателями иностранных языков. Для ее решения
необходимо освоить и новые методы преподавания, направленные на развитие всех
четырех видов владения языком, и принципиально новые у ные материалы, с помощью
которых можно научить людей эффекта общаться. При этом, разумеется, было бы
неправильно броситься от одной крайности в другую и отказаться от всех старых
методик: их надо бережно отобрать все лучшее, полезное, прошедшее прове
практикой преподавания.
Главный
ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как
средству коммуникации между представител разных народов и культур заключается в
том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой
народов, ворящих на этих языках.[77]
Научить
людей общаться (устно и письменно), научить произвольно создавать, а не только
понимать иностранную речь — это трудная задача, осложненная еще и тем, что
общение — не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка,
зависит от множе (факторов: условий и культуры общения, правил этикета, знания
невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знаний и
многого другого.
Преодоление
языкового барьера недостаточно для обеспече эффективности общения между
представителями разных культур. этого нужно преодолеть барьер культурный. В
приводимом ниже отрывке из интересного исследования И. Ю. Марковиной [51;25]
представлены национально-специфические компоненты культуры, то есть как раз то,
что и создает проблемы межкультурной коммуникации: «В ситуации контакта
представителей различных культур языковой барьер— не единственное препятствие
на пути к взаимопониманию. Национально-специфические особенности самых разных
компонентов культур-коммуникантов могут затруднить процесс межкультурного
общения.
К
компонентам культуры, несущим национально-специфическую окраску, можно отнести
как минимум следующие:
а)
традиции (или устойчивые элементы культуры), а также определяемые как традиции
в „соционормативной" сфере культур! обряды (выполняющие функцию
неосознанного приобщения к соответствующей в данной системе нормативных
требований);
б)
бытовую культуру, тесно связанную с традициями, вследствие ее нередко
называют традиционно-бытовой культурой;
в)
повседневное поведение (привычки представителей некоторой культуры, принятые в
некотором социуме нормы общения), а также связанные с ним мимический и
пантомимический природы, используемые носителями некоторой лингвокультурной
части;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|