Блюдо представляет собой единство пищевых продуктов
(порция пищи), обладающее кулинарной готовностью, полностью пригодное для
употребления, и отпущенное потребителю. Кушаньям присущи конкретные качества.
В отличие от блюда кулинарное изделие, хотя и
обладает качеством кулинарной готовности, требует дополнительной обработки в
форме подогрева, порционирования, оформления перед подачей потребителю.
Продукция
ресторана, изучаемая на момент времени, обладает разной степенью готовности
/13/[35].
Меню, пожалуй,
самый важный ингридиент успеха в ресторанном деле. Оно должно согласоваться с
обшей концепцией ресторана, а поскольку концепция базируется на ожиданиях
посетителя, то и выходит, что именно меню должно удовлетворить эти ожидания или
даже превзойти их. По определению меню — перечень блюд,
ежедневно имеющихся в ресторане. Различают шесть главных типов меню.
1. Меню a la carte (а ля карт) указывает
порционные блюда с индивидуальной ценой на каждое
2. Меню table d'out (таблъ д'от) предлагает
выбор одного или более вариантов каждого блюда по фиксированным ценам. Этот тип
меню используется чаще всего в гостиничных ресторанах и в Европе. Преимущества
его в том, что гости считают его экономичным.
3. Меню de jour (дю жур) перечисляют
дежурные блюда, то есть дневные.
4. Туристское
меню строится так, чтобы привлечь внимание туристов, акцентируя дешевизну и
питательные качества, — существенная информация для туриста.
5. Калифорнийское
меню, названное так потому, что в некоторых калифорнийских ресторанах можно
заказать любое блюдо в любое время суток.
6. Цикличное меню
повторяется через какой-то период.
В прейскуранте
перечисляются напитки, фрукты, кондитерские и табачные изделия /1/[36].
Меню является
основным документом ресторана и выполняет оценочную, аналитическую и
стимулирующую функции.
Оценочная функция
меню состоит в том, что в нем отражается основная деятельность ресторана и
кулинарное искусство поваров. Конкретному меню предприятия должны
соответствовать объем и качество поставляемого сырья, полуфабрикатов. Меню
находится в прямой зависимости с характеристиками складов, кухни. Переработка
конкретных объемов разнообразной продукции требует соответствующего
оборудования и площадей. Разнообразие предметов сервировки увеличивает работу
по их мойке и хранению.
Не менее важна
аналитическая функция меню. В качестве связывающего звена между рестораном в
лице официанта и посетителем меню позволяет изучить спрос, а затем —
разработать наиболее рациональные направления преобразования меню, зала, кухни,
технологии.
Стимулирующая
функция отражает влияние меню на результаты деятельности ресторана.
Меню
разрабатывается исходя из ассортиментного минимума — минимального количества
блюд, которые должны быть в реализации. Чрезмерно обширное меню усложняет
обслуживание посетителей, требует большего количества сырья, полуфабрикатов,
больших площадей и различного оборудования для приготовления пищи. Но, с другой
стороны, выбор блюд должен быть достаточно разнообразным. Обычно меню включает:
1) от шести до восьми холодных закусок
2) от двух до четырех типов супа
3) несколько салатов (как закусок, так и в
качестве гарнира к жаркому)
4) от восьми до шестнадцати видов жаркого
5) от четырех до шести видов десерта
Вот почему расчет
меню является ответственным моментом деятельности ресторана.
Расчет меню
может выполняться в автоматизированном режиме и вручную. При расчете меню
ориентируются на вместимость зала и количество посетителей. Вместимость зала
измеряется в посадочных местах. Количество посетителей зала за день работы
может быть рассчитано или по графику загрузки зала, или по оборачиваемости
одного места в зале. Исходя из количества посетителей зала за день работы
определяется общее количество блюд, предназначенных к реализации в течение
дня, выполняется распределение блюд по группам (супы, вторые блюда), и по
продуктам (мясные продукты, рыбные).
Коэффициент
стабильности ассортимента измеряется отношением числа блюд, обычно имеющихся в
продаже за изучаемый период времени, к их числу, насчитывающемуся в течение
года.
Меню — это
документ, по которому
посетитель судит о ресторане. Поэтому составление меню считается очень сложным
делом, поскольку в ресторанном бизнесе необходимо учитывать многие факторы:
1) вкусы и желания посетителей
2) квалификацию поваров
3) имеющееся оборудование и мощности
4) цены и ценовую стратегию (себестоимость и
доходность)
5) питательную ценность
6) валовую прибыль
7) точность формулировок
8) качественный анализ меню
9) внешнее оформление меню. Иногда в меню дается
описание блюд даже с картинками. Исследования показали, что точка, на которой
фокусируется внимание прежде всего, — середина страницы, которая
находится справа, и поэтому именно там следует помещать
фирменные блюда («победителей» и «звезд», если употреблять
термины, принятые в ресторанном бизнесе) /13/[37].
Оформление меню
превращается в развитую сферу рекламной деятельности.
После того, как
приготовлена пища, откорректировано меню, сделаны все заготовки и полуфабрикаты
персонал готов к приему и обслуживанию посетителей. Сервировка столов завершает
этап подготовки зала. Сервировке предшествует доставка посуды, приборов,
столового белья в зал; протирка посуды и приборов полотенцами; накрытие столов
скатертями.
Предварительная
сервировка стопа в ресторане считается обязательной. Сервировка бывает
различной для вечернего и дневного обслуживания. Последовательность
выполнения сервировки такова:
1) расстановка
посуды из фарфора,
2) раскладка
столовых принадлежностей,
3) расстановка
посуды из стекла (хрусталя),
4) раскладка
салфеток,
5) расстановка
специй и цветов.
При сервировке
соблюдаются правила расположения посуды, приборов, салфеток, цветов на столе.
При бронировании стола следует обеспечить его сервировку на соответствующее
число посетителей.
Непосредственное
обслуживание посетителей в зале включает следующие операции: встреча,
приветствие и размещение гостей (включая выбор местоположения стола, выбор
свободного или частично занятого стола), прием заказа (включая предложение
меню, формирование содержания заказа), передача заказа в производство (в
холодный, горячий цех и пр.), получение продукции из буфета и кухни и подача ее
посетителям (включая контроль полноты ассортимента, качества заказа), замена и
уборка посуды (при подготовке стола к очередному блюду, при уборке стола после
ухода посетителей), расчет с посетителями в любой момент после получения
официантом заказа, предоставление прочих услуг.
Пища подается на
стол в определенной последовательности. Прежде всего подаются холодные блюда и
закуски. Среди них также соблюдается очередность подачи: рыбные, мясные,
холодные, из домашней птицы и дичи, овощные и грибные сыр. Затем наступает
очередь горячих закусок — начиная рыбных и далее мясные, из птицы и дичи, овощи
и грибные, яичные, мучные. Затем подаются первые блюда в последовательности:
прозрачные супы, супы пюре, заправочные, молочные, холодные, сладкие. После
вторых блюд (подаваемых последовательности: рыбные — мясные — из домашней
птицы) идут овощные блюда, далее блюда из круп, бобовых, макаронных изделий.
Затем наступает черед блюд из яиц и творог. Завершают последовательность
сладкие блюда и горячие напитки.
Для облегчения и
контроля работы официанта разработан электронные системы связи зала и кухни.
Обеспечивается информация об объеме торговли каждым официантом, о тенденциях в
реализации отдельных блюд, об убытках и выручке. Система выдает и корректирует
счета.
При изучении
качества обслуживания посетителей следует выделять три составляющие:
характеристику качества приготовления блюд (вкусовые свойства и внешний вид
блюда), продолжительность обслуживания, а также собственно качество работ,
выполняемых при обслуживании посетителей /13/[38].
Понятие
"обслуживание в номерах" какое-то время употреблялось по отношению
ко всякому обслуживанию гостевых комнат отеля. В настоящее время оно
используется в более узком смысле — подача еды и напитков в номера. Желая
конкретизировать этот вид обслуживания, отдельные гостиницы используют и такие
понятия, как "завтрак в номере", "обед в номере",
"ужин в номере".
Обслуживание в
гостиничных номерах требует особой подготовки персонала. Оно связано не только
с выполнением пожеланий гостей, сервировкой стола, последовательностью подачи
блюд, техникой обслуживания, но и с правилами поведения персонала в номере.
Клиенты гостиниц
делают заказы по телефону непосредственно метрдотелю, а также горничным,
поддерживающим с метрдотелем постоянную связь. В крупных гостиницах заказы может
принимать дежурный или старший официант.
При принятии
заказа в обязательном порядке необходимо учесть и зафиксировать следующие
данные:
1) номер комнаты,
в которую следует подать завтрак, обед или ужин;
2) количество
обслуживаемых гостей;
3) подробное
наименование и количество заказанных блюд, закусок, напитков;
4) время подачи
заказа.
Приняв заказ,
метрдотель передает его непосредственным исполнителям: официанту, работникам
кухни.
Для обслуживания
в гостиничных номерах используется специальная столовая посуда и приборы
(металлические глубокие блюда с крышками, металлические кофейники, чайники, сливочники,
различные подставки, приборы и оборудование для подогрева и поддержания
температуры горячих блюд и напитков непосредственно в номере), подносы
прямоугольной формы, сервисные тележки различных конструкций, легкие складные
портативные столы.
Существуют
специальные правила обслуживания гостей в номерах:
1. Заказ
(завтрак, обед, ужин) должен подаваться либо на подносе, либо на передвижной
сервисной тележке или столике. В случае использования подноса официант должен
нести его в левой руке. Правая рука должна оставаться свободной, чтобы открыть
или закрыть дверь, переставить какой-либо предмет на подносе и т.д. При
движении по коридору или переходам поднос держат у плеча и только перед входом
в номер его опускают на уровень груди.
2. В номер
необходимо предварительно постучать и войти после получения разрешения.
3. Следует
поздороваться с гостем (гостями).
4. Если гость
собирается завтракать в кровати, поднос ему необходимо подать со стороны. Если
в кровати завтракают два человека, для каждого подают отдельный поднос.
5. При сервировке
заказа (завтрака, обеда, ужина) для одного человека все ставится на подносе в
таком же порядке, как на столе в ресторане.
6. Если гость
собирается кушать за столом в номере или на балконе, то стол следует застелить
скатертью. Поднос можно поставить на стол или переставить все с подноса на
стол.
7. В номере
официант не должен задерживаться дольше, чем требуется. Разговаривать с гостем
можно только в том случае, если он о чем-нибудь спросит сам. В любой ситуации
официант должен соблюдать деликатность.
При организации
обслуживания в ресторанах (кафе) гостиничных комплексов обычно предлагаются
следующие условия питания:
1) полный
пансион, то есть трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) — Full Board (FB);
2) полупансион,
то есть двухразовое питание (завтрак плюс обед или ужин) — Half-Board (HB);
3) только
завтрак, то есть одноразовое питание — Bed and Breakfast (BB).
Особые условия
питания создаются в отелях, работающих в системе клубного отдыха (кроме
трехразового питания, в течение всего дня предлагается большой выбор бесплатных
закусок, алкогольных и иных напитков) — All inclusive (все включено в стоимость).
Во всех
гостиницах особое внимание уделяется сервису завтраков. С завтрака начинается
день гостей, и от его организации во многом зависит, будет ли начало дня для
гостей хорошим или плохим. В отличие от обеда и ужина, на завтрак приходят
практически все гости, проживающие в гостинице. В этой связи необходимо уделять
внимание следующим моментам:
1) помещение, в котором организуется завтрак,
должно быть чистым и хорошо проветренным;
2) несмотря на раннее время (завтрак может
начинаться уже с 6.00 часов) сотрудники должны быть бодрыми и проявлять
активность;
3) должен быть обеспечен бесперебойный процесс
обслуживания.
Различают
следующие виды завтраков:
1. Континентальный
завтрак. Название происходит из английского языка (continental breakfast)
и описывает завтрак, принятый на европейском континенте уже многие
десятилетия. В настоящее время не является единственным видом завтрака, используемым
в гостиницах разных стран. Континентальный завтрак включает: кофе, чай или
горячий шоколад, сахар, сливки (молоко), лимон, два вида повидла, джема или
мед, выбор хлебобулочных изделий, масло. По воскресеньям дополняется холодным
яйцом. Во многих странах Европы континентальный завтрак входит в цену
размещения в гостинице.
2. Расширенный
завтрак. Этот вид завтрака получил распространение в Европе с середины
60-х годов. В дополнение к континентальному завтраку гостям предлагаются: соки
(апельсиновый, грейпфрутовый, томатный), блюдо с нарезанной ветчиной, сыром и
колбасой, блюда из яиц, йогурты, творог, сухие хлопья. Во время завтрака чаще
всего организован буфетный сервис или официант приносит блюдо с мясной
нарезкой, раскладывает по тарелкам и оставляет блюдо на столе. Блюда из яиц
приготавливаются по индивидуальным заказам.
3. Английский
завтрак. В классическом варианте английский завтрак начинается с утреннего
чая или кофе (возможно горячего шоколада), принесенного в номер. Он также
включает сахар, булочные изделия, тосты, масло, джем, мед, варенье. Этот так
называемый "short breakfast" (короткий завтрак) может дополняться
блюдами из яиц (яичницей с ветчиной или беконом, яйцами, жаренными на хлебе,
омлетом с ветчиной или шампиньонами и др.), рыбными блюдами, блюдами из
злаковых (овсяной кашей или супом на молоке или на воде с сахаром либо солью).
Английский завтрак сервируется таким же образом, как и расширенный завтрак.
Если гость вместо блюд из яиц заказывает рыбное блюдо или овсяную кашу, то
дополнительно сервируется прибор для рыбы или столовая ложка.
4. Американский
завтрак. При американском завтраке дополнительно предлагается: обычная
питьевая вода с кубиками льда, фруктовые соки, свежие фрукты (грейпфрут, арбуз,
ягоды с молоком или сливками) или компот из фруктов (слив, персиков), блюда из
злаковых (кукурузные, рисовые хлопья), небольшая порция мяса, пирог и др.
5. Завтрак с
шампанским. Время предоставления этого завтрака — с 10.00 до 11.30.
Предполагается кофе, чай, алкогольные напитки (шампанское, вино), небольшие
холодные закуски и горячие блюда, супы, салаты, десерты. Форма предложения —
буфет. Завтрак с шампанским подается, как правило, по официальному поводу.
6. Поздний
завтрак. Время предоставления — 10.00—14.00. Используются составные
элементы, входящие как в завтрак, так и в обед: горячие и холодные напитки,
булочки, масло, джем, колбаса, сыр, супы, горячие мясные блюда, десерты. Форма
предложения — буфет. Представляет альтернативу завтраку и обеду.
Кроме
перечисленных видов завтрака, следует учесть особые привычки французских,
голландских, швейцарских, австрийских, скандинавских и других гостей.
При организации
завтраков, обедов и ужинов используются различные методы обслуживания:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|