4) подсистема "Техническое
обслуживание";
5) подсистема "Бухгалтерский учет".
На рабочем месте
"Портье" автоматизированы следующие функции:
1) прогноз загрузки номерного фонда;
2) ввод данных по резервированию;
3) бронирование мест под плановые заезды групп
туристов и отдыхающих;
4) оформление заезда гостей;
5) регистрация туристов и отдыхающих;
6) переселение;
7) изменение данных по отдельным группам и
отдельным отдыхающим;
8) расчет с проживающими;
9) контроль за оплатой и выездом;
10) оформление выезда отдыхающих и организованных групп
туристов;
11) учет и выдача справок по проживающим в гостинице;
12) формирование отчетных документов о работе гостиницы и
ее основных подразделений;
13) формирование контрольных журналов работы персонала по
сменам.
Подсистема
"Ресторан" предназначена для автоматизации следующих действий:
1) разработки графиков питания организованных
туристов и отдыхающих;
2) разработки меню с учетом заказов и
периодичности его смены;
3) управления производством;
4) управления обслуживанием;
5) учета индивидуальных заказов;
6) ведения расчетных операций и др.
Подсистема
"Техническое обслуживание" используется для:
1) анализа текущего состояния номерного фонда;
2) планирования выбытия номеров на ремонт и
реконструкцию;
3) анализа текущего состояния инженерных систем и
коммуникаций (энерго-, водо-, газо-, теплоснабжения, лифтовых хозяйств, теле-,
радио-, видеокоммуникаций и систем и др.);
4) разработки графиков технического обслуживания
и ремонта инженерных систем и коммуникаций;
5) обеспечения и контроля санитарно-гигиенических
норм в гостинице (температуры, влажности, уровня шума, освещенности и т.д.).
Для бесперебойной
работы гостиницы и ресторана необходимо точно определить потребность по всем
видам промышленных и продовольственных товаров, что возможно только при
существовании отлаженной, четко работающей системы информации о наличии
различных товаров на складе. Обеспечить подобную информацию позволяет
программа "Склад".
Программа
"Бухгалтерский учет" представляет собой комплекс программных
средств, реализующих функции всех подразделений бухгалтерии: учет основных
средств (фондов), материальных ценностей, товаров, денежных средств и
финансово-расчетных операций, расчет зарплаты, сводный бухучет и отчетность.
На гостиничных
предприятиях может быть использован и ряд других прикладных программ
("Руководитель", "Телефонный справочник",
"Делопроизводство", "Кадры", "Маркетинг" и т.д.).
В деятельности
гостиничных мероприятий огромное значение имеет использование возможностей
международных систем бронирования и резервирования, интегрированных в глобальные
сети Интернет. К числу таких систем относятся: "AMADEUS",
"Worldspan", "Galileo", "Sabre", "Fidelio Hotel Bank".
"AMADEUS"
является самой популярной компьютерной системой бронирования и способна
оказывать большее количество международных услуг, чем любая другая система.
Система "AMADEUS" Hotels предлагает точную, скорректированную до
последней минуты информацию о размещении ориентировочно в 35 000 отелях и
других средствах размещения во всем мире. Она дает сведения о местоположении
гостиницы, наличии свободных мест, о наборе услуг и специальных расценках,
оговариваемых конкретным агентством.
С декабря 1995
года в Российской Федерации начала эксплуатироваться система "Ключ",
предлагающая услуги по бронированию мест размещения более чем в 40 городах
России, СНГ и странах Балтии.
На российском
рынке также функционирует система бронирования и резервирования, разработанная
фирмой "Туринтел", которая имеет выход на основные международные
системы "AMADEUS", "Galileo", "Sabre";
система "Тур Резерв", разработанная системой "Аримсофт".
Разделы
бронирования гостиничных услуг существуют и в глобальной компьютерной сети
Интернет. Наиболее популярным из них является Travel Web,
открытый в марте 1996 года американской компьютерной компанией "Pedasus Systems".
Travel Web содержит информацию о 94 странах мира, обо всех ведущих
гостиничных цепях и более 200 авиакомпаниях. Помимо бронирования, она
располагает удобной системой поиска подходящих отелей и авиарейсов.
Многие авторы
рассматривают понятие "гостиница" как производное от латинского
"hospitalis", что означает гостеприимный. По поводу
происхождения этого понятия сегодня существуют и другие мнения.
В отечественной
практике управления, сохранившейся до настоящего времени, слово "hospitality" связывают прежде всего с понятием "госпиталь",
означающим военно-медицинское учреждение для стационарного лечения.
С точки зрения
здравого смысла о каком-либо гостеприимстве не может быть и речи без
удовлетворения первичных потребностей человека — потребностей в питании,
отдыхе и сне. В этой связи наиболее обоснованным и достаточно логичным является
следующее определение гостиницы.
Гостиница — это предприятие, предоставляющее людям, находящимся
вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) в
равной степени являются услуга размещения и питания.
В данном
определении указывается на обязательное наличие двух главных услуг в гостинице
— размещения и питания. При этом их соотношение между собой может сильно
различаться.
С одной стороны
это может быть предприятие, предлагающее услугу размещения и только завтрак в
номере либо в специальном помещении, с другой стороны — предприятие, предлагающее
услугу размещения и целый комплекс услуг питания (питание в ресторанах
европейской и национальной кухонь, барах, пиццериях, организация сервиса
питания на этажах).
Содержание
услуги размещения состоит
в том, что, во-первых, в пользование предоставляются специальные помещения
(гостиничные номера), во-вторых, предоставляются услуги, выполняемые
непосредственно персоналом гостиницы: портье по приему и оформлению гостей,
горничными по уборке гостиничных номеров и т.д.
Гостиничные
номера являются основным элементом услуги размещения. Это многофункциональные
помещения, предназначенные для отдыха, сна, работы проживающих гостей.
Вследствие того, что гостиничные номера используются гостями преимущественно в
вечернее и ночное время, важнейшей их функцией является обеспечение возможности
сна. Значимость других функций гостиничных номеров прежде всего зависит от
назначения гостиницы и потребностей гостей. Например, в гостиницах делового
назначения очень важной функцией номеров является обеспечение гостю
возможности поработать, то есть здесь необходим письменный стол, телефон, факс,
компьютер и т.д.
В гостиницах
имеются различные категории номеров, отличающиеся площадью, меблировкой,
оборудованием, оснащением и т.д. Однако независимо от категории каждый
гостиничный номер должен иметь следующую мебель и оборудование:
1) кровать;
2) стул или кресло в расчете на одно место;
3) ночной столик или тумбочку в расчете на одну
кровать;
4) шкаф для одежды;
5) общее освещение;
6) мусорную корзину.
Помимо этого в
каждом номере должна содержаться информация о гостинице и план эвакуации на
случай пожара.
Услуги по
предоставлению гостям питания состоят из комбинации различных процессов: производственного (приготовление
блюд на кухне), торгового (продажа готовых к употреблению продуктов,
алкогольных и безалкогольных напитков), сервисного (обслуживание гостей
официантами в ресторане, баре, кафе, гостиничных номерах).
К дополнительным
или прочим услугам относятся
предложение бассейна, спортивного, конференц-залов, залов для переговоров,
прокат автомобилей, услуги химчистки, прачечной, парикмахерской, массажного
кабинета и ряд других. В настоящее время дополнительные услуги приобретают все
большее значение в формировании рыночной привлекательности гостиничного
предприятия. Оставаясь основной, услуга размещения воспринимается гостями как
само собой разумеющееся. Повышенный же интерес вызывают услуги, выделяющие данную
гостиницу из ряда других. В большинстве случаев такими услугами выступают
дополнительные. Подтверждением этому является деятельность многих известных
гостиничных предприятий. К примеру, прочие услуги, ориентированные на
предоставление возможности заняться различными видами спорта, стоят на первом
месте в комплексе услуг немецкой гостиничной цепи "Робинзон-клуб",
состоящей из 30 гостиниц. Гостиницы известных швейцарских курортов Давоса, Кран-Монтана,
прежде чем привлечь на отдых высокооплачиваемых профессионалов, банкиров,
политиков, предоставили возможность проведения здесь международных
конференций, экономических форумов на самом высоком уровне, построив и оборудовав
конференц-залы и ряд других помещений с применением новейших достижений науки
и техники.
На гостиничном
предприятии услуги размещения, питания и прочие услуги дополняют друг друга, в
большинстве случаев являются взаимозависимыми и воспринимаются гостем как единое
целое. С учетом того, как они оформлены и скомбинированы в единый комплекс,
складывается определенный тип предприятия. Типология гостиничных предприятий,
получившая распространение в мировой практике гостиничной индустрии, приведена
в таблице 2.
В связи с постоянным
появлением на гостиничном рынке новых услуг и форм обслуживания приведенная
типология носит весьма условный характер. Однако такое разделение важно для
понимания особенностей управления каждым типом. В пределах приведенных типов,
как правило, имеется много разновидностей.
В каждом
государстве формируются свои типы предприятий, учитывающие особенности
географического положения, климатических условий, ряда других факторов и, самое
главное, особенности сложившегося спроса.
В практике
управления широко используется термин "гостиничный продукт" (или
продукт "гостиница"), позволяющий подчеркнуть комплексный характер
гостиничного предложения.
Подобный подход к
терминологии приемлем с точки зрения экономической теории, где продукт
определяется как результат человеческого труда, хозяйственной деятельности,
представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной,
информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и
услуг, и с точки зрения маркетинга, где в термине "продукт"
совмещаются понятия "товары" и "услуги".
Конкуренция между фирмами ни в чем
так ярко не выражена, как в соответствии качества предлагаемой туруслуги
стоимости турпутевки.[14] Рассмотрим этот аспект.
Стоимость туристической путевки
включает в себя следующие статьи: — стоимость проезда; — стоимость питания; —
стоимость проживания; — стоимость трансферта; — стоимость экскурсионной
программы; — стоимость оформления визы; — стоимость страхового полиса.
Таблица 2. Типология
гостиниц
Тип
гостиницы
|
Характеристика
|
1
|
2
|
Отель
-люкс
|
По вместимости данный тип гостиниц относится к малым
или средним предприятиям. Обычно располагается в центре города. Хорошо
обученный персонал обеспечивает высокий уровень сервиса самым требовательным
клиентам, которыми являются участники конференций, деловых встреч,
бизнесмены, высокооплачиваемые профессионалы. Характерна высокая цена
номера, включающая все возможные виды обслуживания
|
Гостиница
(среднего
класса)
|
По вместимости больше отеля-люкс (400—2000 мест).
Располагается в центре города или городской черте. Предлагает достаточно
широкий набор услуг, и цены на них равны уровню региона расположения или
несколько выше. Рассчитана на прием бизнесменов, туристов-индивидуалов,
участников конгрессов, конференций и т.д.
|
Гостини-ца-апарта-мент
(апарт
-отелъ)
|
По вместимости это предприятие малых или средних
размеров (до 400 мест). Характерна для крупного города с непостоянным
населением. Представляет квартирный тип номеров, используемых в качестве
временного жилья, чаще всего на базе самообслуживания. Цена в данном типе
гостиниц обычно варьируется в зависимости от сроков размещения. Обслуживает
семейных туристов и бизнесменов, коммерсантов, останавливающихся на
длительный срок
|
Гостиница
Экономи-
ческого
класса
|
Предприятие малой или средней вместимости (до 150 и
больше мест). Располагается вблизи магистралей. Характерно простое и быстрое
обслуживание, ограниченный набор услуг. Потребители — бизнесмены и индивидуальные
туристы, не нуждающиеся в полном пансионе и стремящиеся к фактической оплате
потребляемых ими услуг, предусматривающей невысокий процент надбавки за
обслуживание
|
Отель
-курорт
|
Предприятие со значительными различиями по вместимости,
предлагающее полный набор услуг гостеприимства. Кроме того, включает
комплекс специального медицинского обслуживания и диетического питания. Располагается
в курортной местности
|
Мотель
|
Простые одноэтажные или двухэтажные сооружения,
расположенные вне городской застройки, в пригороде, у автомагистралей. Это
малые или средние предприятия (до 400 мест). Характерен средний уровень
обслуживания при небольшом количестве персонала. Клиентами являются разные
категории туристов, но с акцентом на познавательный автотуризм
|
Частная
гостиница
типа
"ночлег и завтрак"
|
Широкое распространение данный тип гостиниц получил
в США. Это гостиница малой, иногда средней вместимости. Расположена в
пригороде или сельской местности. В обслуживание, как правило, входят
завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. Клиентами являются
коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к домашнему уюту
|
Отель-гарни
|
Предприятие, представляющее клиентам ограниченное
количество услуг: размещение и континентальный завтрак
|
Пансион
|
Предприятие с простым стандартом и ограниченным
спектром услуг. В отличие от отелей-гарни здесь предоставляются завтраки,
обеды и ужины (полный пансион). Однако услуги питания могут получить только
проживающие клиенты
|
Гостиный
двор
|
Предприятие, отличающееся от отелей упрощенным
стандартом обслуживания, меньшей вместимостью, отсутствием ряда общественных
помещений для встречи и пребывания гостей (холлов, вестибюлей, гостиных и
т.д.). В структуре гостиного двора обязательно наличие ресторана или бара
|
Ротель
|
Передвижная гостиница, представляющая собой вагон с
одно-двухместными отсеками, в которых расположены спальные кресла. Имеется
отсек для переодевания, туалет, кухня, холодильник
|
Ботель
|
Небольшая гостиница на воде, в качестве которой используется
соответствующим образом оборудованное судно
|
Флотель
|
Крупная гостиница, часто называемая "курортом
на воде". Туристам предлагаются комфортабельные номера с большим
набором услуг: бассейны, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащение для
подводного плавания и подводной охоты, тренажерные залы, залы для конгрессов
и конференций, библиотеки, разнообразное информационное обеспечение (телефон,
телефакс, телетайп, телевизор и т.д). В последнее время часто используется
для организации бизнес-туров, конгресс-туров, конгресс-круизов, обучающих
туров
|
Флайтель
|
Аэрогостиница или "летающий отель".
Чрезвычайно дорогой и немногочисленный тип гостиниц. Оборудован посадочной
площадкой и связью с метеослужбами
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|