Первой
гостиницей, открытой в Соединенных Штатах, был 70-комнатный
"Сити-отель" на Бродвее в Нью-Йорке. Это знаменательное событие
произошло в 1794 году. В 1829 году в Бостоне открылся отель
"Тремонт" — первый в США отель первого класса — с коридорными,
регистратурой (рецепцией), замками на дверях номеров и даже с бесплатным мылом
для гостей. Открытие этого отеля положило начало гостиничному буму, пронесшемуся
в США в первую очередь по городам Восточного побережья, а затем на Западе и
Юге. К концу XIX века здесь уже были распространены два типа гостиниц.
Одни были большие и роскошные — некоторые из них являлись просто архитектурными
шедеврами, имеющими просторный вестибюль, зал для балов, лифт, сантехнику,
электрическое освещение и ряд других удобств. Другие — маленькие и устаревшие,
предлагающие услуги по низким ценам.
Считается, что
первым рестораном в США был открытый в 1831 году в Нью-Йорке известный ресторан
"Дельмонико". Вскоре это название стало синонимом изысканной пищи и
безупречного обслуживания.
На развитие
ресторанного дела в США в те годы большое влияние оказали французские традиции.
К 1852 году каждый первоклассный американский отель имел своего французского
шеф-повара. Меню также традиционно печаталось на французском языке, что
создавало англоязычным посетителям трудность в чтении. Благодаря Джону
Дельмонико, одному из владельцев ресторанов "Дельмонико", впервые
было введено двуязычное меню, в котором названия блюд на французском и
английском языках размещались друг против друга. Эта традиция привилась и с
годами получила широкое распространение в мире.
К 1800 году
англичане начали перенимать у своих соседей концепцию ресторана. Английский
ресторан был величественным учреждением — миром высокой кухни, высокого
декорума, высокого сервиса.
К середине XIX века
относится начало использования меню — "a la carte" (а ля карт).
Клиент получает право выбирать по вкусу любое блюдо из предложенного ему
списка.
В 1898 году в
Лондоне открылся отель "Савой". Управляющим его был известный Цезарь
Ритц (в настоящее время отели Ритц-Карлтон носят его имя), а шеф-поваром — Жорж
Агюст Эскофье. Эти двое людей совершили настоящую революцию в организации
ресторанов при гостиницах. Эскофье был одним из величайших кулинаров своего
времени. Известность ему принесли изданный справочник по кулинарии, а также
внедренный им бригадный подряд на кухне.
Девятнадцатое
столетие принесло с собой обеды «а ля карт», усовершенствование общественного
питания, изобретение метода консервирования пищи, кафе-мороженые и обычай ходить
в ресторан по торжественным случаям.
Современный мир
открыт почти для каждого благодаря техническому прогрессу и развитию
транспортных средств. К услугам людей широчайший выбор мест, где можно
пообедать, отдохнуть и развлечься. Быстротекущее столетие породило индустрию
быстрого обслуживания. /1/[13]
На рубеже XIX—XX веков
индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством
гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься
гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. В начале XX века
наиболее заметными среди них были Лондонский синдикат владельцев гостиниц,
французский "Союз хозяев гостиниц". В 1906 году организовывается
Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостиниц
из различных стран мира.
В России в 1910
году насчитывалось 4685 гостиниц, находящихся в частном владении, не считая
постоялых дворов и трактиров с номерами. Наиболее популярными были гостиница
"Метрополь", построенная в 1897—1907 годах в Москве Петербургским
акционерным обществом, гостиница "Люкс" (основатель — московский
булочник Филиппов), Гранд-отель (владелец— купец, миллионер Корзинкин),
гостиницы Шевалдышева "Европа", "Париж" и другие.
В начале XX века
в Минске функционировало около 30 частных гостиниц. Некоторые из них
представляли просто меблированные комнаты на 10—15 номеров. В Минске также
находилась самая большая гостиница Северо-Западного края — гостиница
"Европа", насчитывающая 30 номеров и предлагающая по тем временам
широкий спектр услуг: парикмахерскую с мужским и женским залом, ресторан,
библиотеку, лифт, автомобиль к вокзалу и др.
К тенденциям
развития предприятий индустрии гостеприимства, получившим развитие в последние
десятилетия, следует отнести:
1. Углубление
специализации гостиничного и ресторанного предложения.
2. Образование
международных гостиничных и ресторанных цепей.
3. Развитие сети
малых предприятий.
4. Внедрение в
индустрию гостеприимства новых компьютерных технологий.
В последнее время
наряду с традиционными полносервисными отелями и ресторанами все больше стали
появляться специализированные предприятия с сокращенным набором
предлагаемых услуг и блюд. Специализация предприятий бывает самой разнообразной.
Гостиницы могут ориентироваться на обслуживание представителей определенного
сегмента туристского рынка: например, на клиентов, посвящающих свой отпуск игре
в гольф, катанию на лыжах, конным турам и т.д., туристов, выезжающих на
конгрессы, выставки, ярмарки и т.п.
Рестораны, как
правило, специализируются на приготовлении национальных блюд, ужинов,
завтраков. Огромную популярность во всем мире приобрели рестораны быстрого
обслуживания, специализирующиеся на гамбургерах и жареной картошке (McDonald's),
пицце (Pizza Hut, Domino, Little Geasar), бифштексах (Sizzler), морепродуктах (Red Lobster),
сэндвичах (Subway). В этой связи особый интерес представляют также рестораны,
ориентированные на какую-либо тему: Дикий Запад, рок-н-ролл, футбол, самолеты,
железная дорога, ностальгия по 50-м, обеденный дом и т.д. Обычно они предлагают
ограниченное количество блюд, их главная задача состоит в создании настроения
и атмосферы.
Углубление
специализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важнейшей
тенденцией, как образование международных цепей, которые играют
огромную роль в разработке и продвижении высоких стандартов обслуживания.
Говоря о цепи,
обычно подразумевают группу предприятий, которые осуществляют коллективный
бизнес и находятся под непосредственным контролем руководства цепи. Цепь может
иметь собственные здания или арендовать их. Руководство цепи имеет преимущества
при разделе прибыли, но в то же время несет ответственность за все потери,
возможные при любых (в частности финансовых) операциях.
Большинство из
того, что сейчас считается "стандартом в производстве", либо имело
свое начало, либо получило поддержку в гостиничных цепях. "Холидей
Инн" была первой гостиничной цепью, которая активно использовала
телеконференцию. Гостиницы корпорации "Хайятт" всегда будут
ассоциироваться с большим фойе с элементами планировки атриума и стеклянными
лифтами. Овощные бары, откатывающиеся окна, компьютерный учет номерного фонда
— это лишь некоторые примеры нововведений.
К середине 90-х
годов под контролем крупнейших гостиничных объединений и цепей находилось
более 30% всего мирового гостиничного фонда. Как и многие другие тенденции,
образование гостиничных цепей получило свое начало в США.
Особенно
интенсивно этот процесс внедрялся в экономику гостеприимства в 60-х годах. К
началу 90-х годов влияние американских гостиничных цепей стало доминирующим в
мире. Они вытеснили из десяти ведущих мировых гостиничных цепей европейские
цепи Travelodge International и Master Hosts International, оставив в настоящее время только две — Ассог
(Франция) и Forte PLC (Великобритания) (табл. 1).
Таблица 1.
Десять крупнейших гостиничных цепей мира
№ п/п
|
Название гостиничной цепи
|
Число предприятий
|
Общее число номеров
|
Число стран, в которых находятся
предприятия
|
1
|
Hospitale Franchise
|
4400
|
435 000
|
6
|
2
|
Holiday Inn Wordwide,
Atlante
|
2031
|
365 309
|
62
|
3
|
Choise Hotels International,
Silver Springs
|
3467
|
299 881
|
38
|
4
|
Best Western International,
Phoenix
|
3401
|
276 659
|
60
|
5
|
Accor, Paris
|
2205
|
252 887
|
73
|
6
|
Marrioti Hotels i Recorts,
Bethesda
|
898
|
186 656
|
27
|
7
|
ITT Sheraton Corp.,
Boston
|
417
|
129 937
|
61
|
8
|
Forte PLC,
London
|
959
|
98450
|
60
|
9
|
Hilton Hotels Corp.,
Beverly Hills
|
223
|
92 119
|
8
|
10
|
Carlson Hospitality Group,
Minneapolis
|
368
|
83258
|
39
|
Международная
гостиничная ассоциация (МГА) подразделяет гостиничные цепи на три категории:
1) первая — это корпоративные цепи — гостиничные
корпорации, владеющие многочисленными предприятиями;
2) вторая — цепи независимых предприятий, которые
объединяются для использования общей системы бронирования, концепции
маркетинга, рекламы и других дорогостоящих для отдельного предприятия услуг;
3) третья — цепи, представляющие управленческие
услуги.
Существует много
точек зрения на то, что послужило причиной успеха цепей. Однако бесспорными
причинами являются постоянство в качестве продукта, идентичность услуг на
разных предприятиях, а также доступность цен.
Каждый тип
гостиницы, входящий в гостиничную цепь, имеет свою марку. Преимуществом тех
компаний, которые строго придерживаются своих фирменных наименований, является
то, что потребители, пользующиеся услугами одной гостиничной цепи, достаточно
четко представляют качество обслуживания и размещения на предприятии,
принадлежащем этой цепи, независимо от его месторасположения. Это позволяет
гостиничным цепям задолго до открытия новой гостиницы проводить ее рекламу и
бронирование, будучи уверенным, что постоянные клиенты предпочтут новую
гостиницу известной марки случайному выбору, сделанному во время поездки.
Практика показывает, что гостиничная цепь еще задолго до открытия гостиницы
начинает проводить бронирование мест. С этого же времени название гостиницы и
все ее реквизиты включаются в национальный перечень гостиниц, а также во
всевозможные специальные справочники.
Тенденция
образования гостиничных объединений и цепей в последние годы наблюдается и в
государствах СНГ. В октябре 1997 года в Москве была создана первая российская
гостиничная цепь — "Норд-отель", представляющая собой добровольное
объединение из двенадцати гостиничных предприятий различных
организационно-правовых форм Северо-Восточного округа Москвы, таких как
"Алтай", "Байкал", "Восток", "Восход",
"Заря", "Звездная", "Золотой Колос", ММК
"Молодежный", "Останкино", "Саяны",
"Турист", "Ярославская", ГАО "Москва" (25%
гостиничных мест Москвы). Организационно-правовая форма "Норд-отеля"
— закрытое акционерное общество.
С начала 90-х
годов в строительстве, реконструкции и управлении гостиницами в России также
принимают участие международные гостиничные цепи.
Кроме гостиничных
цепей на мировом туристском рынке активно функционируют специфические
объединения, основная цель которых — объединить лучших представителей гостиничного
бизнеса. К примеру, с 1928 года ведет работу по определению самых лучших
отелей мира международная корпорация "Ведущие отели мира". Она
ежегодно помещает сведения о лучших предприятиях в своем специальном каталоге.
Подобную работу около 30 лет проводит и международная организация
"Привилегированные отели и курорты мира". С 1968 года функционирует
международная гостиничная ассоциация "Тишайшие отели мира",
штаб-квартира которой находится в Париже. При вступлении в эту ассоциацию
оцениваются три следующих критерия: естественная и приятная окружающая среда;
уютное здание и интерьер гостиницы со своим характерным обликом;
гостеприимство, отвечающее всем современным требованиям, в том числе и
прекрасная кухня.
Вопросами
координации функционирования гостиничных цепей и ассоциаций независимых
гостиниц и ресторанов в Европе занимается Конфедерация национальных ассоциаций
гостиниц и ресторанов Европейского экономического сообщества (ХОРТЕК).
Количественный
рост гостиничных цепей, их слияние и объединение создают ошибочное мнение о
снижении многообразия предложения и отдыха. Однако на практике наблюдается
обратная тенденция: распространение цепей (из-за некоторой обезличенности,
стандартизованности обслуживания) не может удовлетворить всех разнообразных
требований туристов, что готовит почву для развития малых независимых
гостиниц, делающих ставку на уникальность и неповторимость. Именно
такие гостиницы специалисты считают прототипами гостиниц XXI
века: комфортабельные, построенные в сельском стиле и предлагающие услуги за
умеренную цену, имеющие все необходимое для работы и отдыха, без ресторана
(предусматривается, что ресторан находится рядом), где клиенты могут получить
изысканное персонифицированное обслуживание. Именно уникальность малой
гостиницы является главным инструментом рыночной политики.
Как показывает
практика, малые гостиницы в своем большинстве — это независимые гостиницы, то
есть находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании обладателя,
получающего прибыль от такой собственности. Наличие договорных обязательств с
другими компаниями в вопросах управления или использования чужого знака
обслуживания не влечет за собой изменения статуса предприятия как независимого
по отношению к другим субъектам рыночных отношений.
За последние
десятилетия ничто так не повысило профессионализм и производительность
предприятий и организаций индустрии гостеприимства, как внедрение новых компьютерных
технологий, которые в корне изменили способ ведения гостиничного
бизнеса, позволили владельцам предприятий разрешить ряд проблем и создали массу
удобств клиентам.
Стремление к
удовлетворению запросов потребителей стало стимулом для разработки гибких
пакетов прикладных программ, способных настраиваться на нужды различных
пользователей. Одной из таких программ является программа "Гостиница"
("Отель"). Она предназначена для локальной автоматизации технологических
процессов приема, размещения, питания и предоставления дополнительных услуг
туристам.
Данная программа
состоит из следующих блоков:
1) автоматизированное рабочее место
"Портье";
2) подсистема "Ресторан";
3) подсистема "Склад";
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|