В Древней Греции
в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и
религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для размещения путешественников,
в большей степени они предназначались для предоставления услуг питания.
Развитие же торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали
организации не только питания, но и ночлега. Это обстоятельство и
предопределило появление другого типа предприятий — постоялых дворов.
Во времена
Римской империи постоялые дворы и таверны появлялись повсеместно. Постоялые
дворы, особенно на всех главных дорогах, строились со знанием дела и для своего
времени были вполне удобными. Марко Поло потом говорил, что в них «и
королю остановиться не зазорно». Располагались они примерно в 25 милях друг от
друга, чтобы правительственные чиновники и гонцы не слишком утомлялись в
дороге, отдыхая в каждом из них. К тому времени как Марко Поло отправился в свое
путешествие на Дальний Восток, таких постоялых дворов насчитывалось до десяти
тысяч.
Строгая классовая
структура, лежавшая в основе Римского государства, оказала влияние на
деятельность предприятий гостеприимства того времени. В частности, расселение
путешествующих здесь проводилось по классовому признаку. Никогда купцы,
торговцы и другие путешествующие из простого народа не могли быть поселены
рядом с государственными служащими и правительственными гонцами. Это
обстоятельство повлияло на качественное состояние постоялых дворов. Те, в
которых останавливались представители аристократии и государственные
чиновники, строились по всем правилам архитектурного искусства и предлагали по
тем временам широкий спектр услуг. Впоследствии Марко Поло говорил, что на таких
постоялых дворах и "королю остановиться не зазорно"[8].
Таверны и
постоялые дворы, предназначенные для обслуживания граждан низших сословий,
предлагали минимальные условия для ночлега и отдыха. Например, очень часто
путешествующие спали просто на соломе, а чтобы не замерзнуть в холодное время
года, прижимались к теплому боку своей лошади. О каком-то дополнительном
комфорте не было и речи.
Идея первого в
истории «ланча делового человека» принадлежит Секвею Локату, римскому
трактирщику, который еще в 40 г. до н. э. значительно облегчал жизнь маклеров
на галерной пристани, слишком занятых, чтобы сходить домой пообедать./1/[9]
Повара были
лишены многих гражданских прав, включая право служить в армии, возбуждать
против кого-либо дела в суде, приносить присягу и выступать в качестве
опекуна. Однако они считали себя элитой и награждали друг друга громкими титулами.
Во времена правления императора Адриана (117 — 138 г. н. э.) римские шеф-повара
учредили на Палатинском холме свою собственную Академию кулинарного
искусства.
Огромную роль в
появлении предприятий гостеприимства сыграло развитие торговых связей на
Ближнем Востоке, в Азии и Закавказье. По территории этих регионов проходили
крупнейшие торговые пути, по которым длинными потоками двигались караваны с
товаром. Для организации ночлега участников караванов вдоль торговых путей
создавались специальные пункты размещения — караван-сараи, включающие, как
правило, помещения для людей и загоны для верблюдов и лошадей. Все это было
окружено крепостной стеной, защищающей от природных стихий (ветра, дождя,
бури), а также от грабителей и разбойников.
В древней Азии
путешествовали на верблюдах, большими караванами. Ночевали обычно в шатрах,
которые разбивали рядом с караванным путем. Но иногда останавливались в так
называемых караван-сараях — неких гостиничных комплексах, включающих
загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной
стеной, защищающей от стихий (например, песчаной бури) и от разбойников,
грабивших караваны. В те времена удобства, предоставляемые путнику в Азии,
значительно превосходили те, на которые можно было рассчитывать в Европе. На
Востоке торговля шла не в пример бойчее, а потому и путешествовали люди чаще.
Китайская система путешествия «на почтовых» была гораздо эффективнее римской,
хотя ей могли пользоваться лишь путешественники со средствами.
Через
территорию Казахстана также проходили караванные пути Великого Шелкового Пути.
У народов даже существовали определенные правила поведения гостя и хозяев,
которые, потом отразились в культуре казахов. Приведем несколько примеров.
Так, этикетные
нормы традиционного кочевого общества запрещали одъезжать к аулу и юрте на
скаку или бегом - это считалось знаком известия о чьей-либо смерти. Входить
следовало в юрту друг за другом; одновременное перешагивание порога с кем-либо
осуждается, поскольку это разрешается только во время похоронно-поминальных
обрядов. У казахов подъезжать всаднику к юрте с задней, тыльной стороны. Нужно
останавливаться и привязывать лошадь сзади кибитки, а потом вызывать хозяев
словами: «Сойлес! Адам бар ма?» (желаю вступить в разговор; есть ли хозяева?).
У казахов рекомендовалось не входить в юрту с плеткой в руке. Нельзя входить в
юрту, имея что-то во рту: «входить в юрту с пищей во рту не хорошо, выходить,
напротив, хорошо», «к врагу ходят жуя, а от друга выходят жуя». Вошедший в юрту
обязательно должен отведать в нем пищу, тамак ауыз тию, буквально —
«прикоснуться ртом к пище». Эта традиция угощать гостей осталась у казахов
и по сей день. Гостю предлагается самое почетное место за столом и самые
вкусные куски или части блюда. Восточное гостеприимство известно далеко за
пределами нашей страны. /3/[10]
После падения
Римской империи в 476 году н.э. начался новый этап в развитии предприятий
гостеприимства.
На развитие
предприятий гостеприимства в средние века огромное влияние оказали религиозные
традиции. В этот период резко увеличилось количество людей, совершавших паломничества
к святым местам. Церковь обязывала монастыри оказывать гостеприимство
паломникам, организовывать для них ночлег, предоставлять питание. В это время
появляются и другие заведения, осуществляющие подобные функции. Например,
франкийский король, а впоследствии император Карл Великий (742-814),
покровительствуя церкви, в VIII веке учредил специальные дома для отдыха паломников.
Главным занятием некоторых рыцарских орденов было защищать пилигримов и
оказывать им гостеприимство на их пути к святым местам. Один из таких домов,
аббатство в Ронсельвальском ущелье, предоставлял странникам радушный прием у
ворот, бесплатный хлеб, услуги цирюльника, сапожника, фрукты и орехи из
закромов аббатства и многое другое.
Монастырская пища
была простой, но часто более высокого качества, чем где-либо на пути. Овощи и
скот монахи обычно сами выращивали и разводили на своих угодьях. На кухне было
больше чистоты и порядка, чем в частных домах. Кроме того, монахи вели жесткую
систему учета продуктов, что сказывалось на стоимости пищи. В результате
пилигримам и бродягам жилось в монастыре лучше, чем иным дворянам у себя дома.
Двери городских гильдий тоже были всегда открыты для пилигримов. Условия
проживания там были не хуже, чем в монастырях.
Столь широкое
предоставление монастырями бесплатных услуг путешествующим сдерживало развитие
частных предприятий размещения. В Англии большой толчок к развитию частных
постоялых дворов и таверн был дан лишь в период позднего Средневековья и
особенно во время Реформации, когда английский король Генрих VIII
провел секуляризацию монастырей. (Секуляризация — обращение государством
церковной собственности в светскую). Никто из странствующих уже не мог больше
рассчитывать на бесплатную остановку в монастырях и вынужден был останавливаться
на частных постоялых дворах.
В XII—XIII
веках постоялые дворы — предшественницы первых гостиниц — появились на Руси.
Тогда они назывались "ямами" и располагались один от другого на
расстоянии конного перехода. В XV веке постоялые дворы создавались при почтовых
станциях, находящихся в ведении Ямского приказа. (Ямской приказ — центральное
государственное учреждение в России, ведающее организацией перевозок, службой
ямщиков и др.).
К XV веку
также относится строительство в больших русских городах гостиных дворов,
отличающихся от постоялых тем, что помимо размещения и питания здесь имелись
возможности для совершения коммерческих операций, то есть в гостиных дворах
объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Как правило,
все это обносилось стенами и башнями с въездными воротами. Расселение
иностранцев в гостиных дворах проводилось по национальному признаку. В
Новгороде в XV—XVII веках существовали "немецкий" и
"голландский" гостиные дворы, в Москве — "аглицкий",
"греческий", "армянский" и др.
В XIII
веке гостиные дворы появились в Витебске, Гродно, Бресте, Слониме и других
белорусских городах. Специальные гостиные дворы для белорусских купцов в XV—XVI
веках были построены в Брянске, Вязьме, Москве.
Прогрессивным
направлением деятельности предприятий гостеприимства в средневековый период
явилось создание первых профессиональных ассоциаций. Так, в 1282 г. трактирщики
города Флоренции в Италии основали свою собственную гильдию, ассоциацию,
имеющую целью помогать их бизнесу. Трактиры принадлежали городу, который сдавал
их тому, кто больше предложит на проводимых раз в три года аукционах. Видимо,
принадлежать к гильдии было выгодно, поскольку к 1290 г. в ней было уже 86
членов.
В Англии
излюбленным видом транспорта стала почтовая карета. По дороге почтовая карета
делала несколько остановок у придорожных таверн или постоялых дворов, которые
получили название почтовых станций. /1/[11]
В Средние века
люди стали путешествовать больше и соответственно увеличилось число придорожных
постоялых дворов. По современным стандартам, они все еще оставались
примитивными. Постояльцы часто спали вповалку на матрацах, разложенных на полу
одной большой комнаты. Каждый" ел то, что у него было с собой, либо
покупал что-нибудь съестное у хозяина постоялого двора. Питались обычно хлебом
и мясом (иногда — рыба или цыпленок), запивая все это пивом.
Никакое
обсуждение средневекового гостеприимства не будет полным, если не упомянуть
пиров в замках короля и знати, на которых обслуживались сотни гостей. Записи в
одной из книг о домашних расходах свидетельствуют о том, что один утренний
завтрак мог включать по крайней мере десять наборов блюд для гостей разного
статуса.
Санитарные
условия кухонных помещений были просто ужасающи: о холодильниках никто и
понятия не имел, продукты загромождали полки и часто падали на пол, собаки и
дети играли среди валяющихся на полу продуктов, десятки помощников бестолково
суетились у плиты, мешая друг другу.
В XVI
столетии в Англии появляются таверны для простонародья, называемые ординарными,
где за общим столом подавали дежурные блюда за твердую плату. Свежее мясо
было редкостью, тухлятина была скорее нормой, чем исключением. Специи помогали
не только сохранить мясо, но и скрывать неприятный запах мяса «с душком». /1/[12]
В XVI
столетии два экзотических предмета экспорта начали оказывать влияние на
застольные привычки Западной Европы: кофе и чай.
Бывая в
Константинополе (город в Турции, теперь известный как Стамбул), путешественники
пристрастились к кофе и, возвращаясь в Европу, привозили его с собой. К концу XVI
столетия кофе привлек к себе достаточно внимания, чтобы навлечь на себя неодобрение
католической церкви, назвавшей его «вином ислама» и «напитком нехристей».
В следующем веке
кофейни начали расти как грибы по всей Европе. К 1675 г. в одной Венеции их
было несколько дюжин, включая знаменитое Cafe Florian на площади Сан-Марко, функционирующее в этом
качестве и по сей день. Первая английская кофейня была открыта в 1652 г.
выходцем из Армении на улице Сент-Майкл Аллей в Лондоне, и в 1683 году в Вене.
В частности, в Вене впервые был предложен кофе, подслащенный медом и
разбавленный молоком. К концу XVII века кофейни на Европейском континенте стали
довольно распространенным явлением. В крупных городах их количество достигало
нескольких десятков.
Кофейни,
предшественницы современных кафе, скоро стали центрами культурной и
литературной жизни своего времени и, кроме того, сыграли еще одну полезную
(хотя и не столь очевидную) роль — помогли в отрезвлении всего Европейского
континента.
Несмотря на свою
отрезвляющую роль, кофейни имели и своих отчаянных противников. Женщины их
просто ненавидели, поскольку те, как и большинство прочих общественных
заведений, собирали преимущественно мужскую компанию.
В то время как
кофейни начали процветать в больших и малых городах по всей Европе, рост популярности
путешествия на дилижансе революционизировал индустрию гостеприимства на
дорогах. Чем длиннее путь, чем больше толчков и тряски на промерзшей дороге,
тем приветливее казался пассажирам придорожный постоялый двор со своими
традициями— явление уникальное по тем временам.
Четкие социальные
различия при обхождении с каждым постояльцем всегда строго соблюдались.
Состоятельные люди обслуживались в столовой или у себя в комнате. Бедняки
обычно ели вместе с хозяином постоялого двора и его семьей на кухне. Им
подавали простую пищу без права выбора, но за минимальную цену. Французы
называют такое обслуживание table d'hote (таблъ д'от), т. е. «хозяйский стол». Состоятельные гости
могли заказывать для себя специальные блюда из имеющихся у хозяина продуктов —a la carte (а
ля карт), как говорят французы, — и заходить на кухню проследить, чтобы
все приготовили как надо. Стараясь угодить гостю, хозяин обычно предлагал
какое-нибудь местное блюдо, которым этот регион славился.
К
рассматриваемому периоду времени относится открытие в 1553 году в Париже
первого ресторана "Тур д'Аржан", который на протяжении двух
последующих столетий оставался совершенно уникальным заведением, потому что его
единственная функция состояла только в предоставлении питания. Сам же термин
"ресторан" был употреблен значительно позже, во второй половине XVIII
века. Словом "restorantes" (во французском языке означающем
"укрепляющий, восстанавливающий") назывался суп, являющийся главным
блюдом круглосуточной парижской таверны на улице Баель господина Буланже,
которого сегодня во всем мире называют "отцом современного
ресторана". Он известен тем, что в 1767 году, выиграв в Верховном суде
дело против гильдии поставщиков провизии, владеющей монополией на мясные блюда,
Буланже впервые предложил клиентам широкий ассортимент прекрасно приготовленных
блюд. Наибольшую популярность получил суп из баранины в винном соусе и
картофель по Буланже (нарезанный в горшочке, приготовленный в печи с крепким
бульоном).
Во время Великой
французской революции 1789—1799 годов в связи с эмиграцией французских
шеф-поваров в другие государства, где все они занялись ресторанным бизнесом,
идея ресторана получила широкое распространение во всем мире.
Особая роль в
развитии предприятий гостеприимства принадлежит США. По мнению историков,
первый постоялый двор здесь появился значительно позже, чем в Европе, лишь в
1607 году. Одна из первых таверн была открыта в Бостоне в 1634 году. В 1642
году в Нью-Йорке (тогда он назывался Новый Амстердам) таверна была открыта
голландцами. С этого времени таверны стали центрами общественной жизни, местом
встреч для солдат и бизнесменов. Они процветали не только в городах, но и вдоль
больших дорог, и особенно на перекрестках.
Американские
постоялые дворы и таверны копировали английские, а в те годы именно английский
тип организации услуг гостеприимства считался лучшим в Западном мире.
Эти заведения
скоро стали местом, где колонисты любили собираться, чтобы посплетничать,
узнать последние новости, провести собрания, заключить деловую сделку. Хозяин
заведения, не в пример его коллеге времен Римской империи, был уважаемым членом
общины и зачастую одним из самых состоятельных граждан.
Вступившие на
землю Американского континента европейские переселенцы принесли с собой тот
опыт строительства и управления постоялыми дворами и тавернами, который был накоплен
ими за столетия. С точки зрения архитектуры, расположения, предлагаемого
обслуживания американские постоялые дворы и таверны во многом напоминали
европейские, отличаясь незначительно. Например, при размещении людей здесь
отсутствовала дискриминация по классовому признаку. В отличие от европейских
предприятий, которые во многом выполняли социальную функцию, американские
таверны с самого начала своего существования в большой степени имели
коммерческую направленность, то есть создавались с целью извлечения прибыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|