Важным моментом является и подтверждение заказа.
Этот
документ представляет собой сообщение экспортера о принятии
условий заказа покупателей без оговорок.
Если покупатель согласен со всеми условиями
оферты, он посылает продавцу письменное подтверждение, т.е. согласие со
всеми условиями, или контроферту с указанием своих условий и срока для
ответа.
Если продавец согласен с условиями контроферты,
то он письменно уведомляет об этом покупателя. При несогласии он либо считает
себя свободным от своих обязательств по оферте, о чем извещает покупателя, либо
посылает ему новую оферту с новыми условиями.
Согласие покупателя с условиями, изложенными в
такой оферте, подтверждается твердой контрофертой. После подтверждения
контроферты продавцом сделка считается заключенной и возможно заключение
контракта купли-продажи .
Контракт начинается с преамбулы. В
преамбуле указывается номер контракта, дата и место заключения его. Ниже
указываются стороны, заключившие контракт.
После преамбулы фиксируется предмет контракта.
В нем устанавливается наименование товара, которое перечислено в приложении
к контракту, составляющем его неотъемлемую часть.
В практике внешнеторговых организаций при
заключении контракта купли-продажи применяется принятая в международной
торговле терминология, стандартная международная классификация товаров,
международное право и другие международные документы.
Практическое значение для работников транспортно-экспедиторских
организаций имеет должное представление о правах и обязанностях продавца и
покупателя по контракту купли-продажи, поскольку их деятельность
непосредственно относится к оформлению транспортных документов при отгрузке
товаров. Необходимо отметить, что все реквизиты контракта являются
обязательными, отсутствие одного из них может быть мотивом признания
контракта недействительным. Кроме того, неточные и несоответствующие
контракту формулировки могут привести к различного рода спорам.
Рассмотрим основные условия контракта
купли-продажи.
Ø
Качество товара. Каждый товар обладает специфическими
качественными показателями. Способы определения качества товара разнообразны и
зависят от самого товара и от практики, сложившейся в международной торговле. В
контракте обычно содержится подробное описание — спецификация товара либо
указание на определенный стандарт, образец или технические условия
изготовления. Спецификация, как правило, оформляется в виде приложения к
контракту, что чаще всего бывает при покупке или продаже машин и оборудования.
Определение качества товаров может производиться
несколькими способами: по стандарту, по предварительному осмотру, по образцу,
по описанию, по содержанию отдельных веществ, по способу «тель-кель» («какой он
есть») или другим способом, применяемым на практике в международной торговле.
Ø
Количество товара. В контракте всегда фиксируется количество
поставляемого продавцом товара. Единица измерения товара зависит от самого
товара и от сложившейся практики в мировой торговле тем или иным товаром.
Количество товара может быть определено твердо
фиксированным числом либо с отклонением в установленных пределах. При отклонении
от установленных пределов допускается оговорка «около» и ставится перед числом,
определяющим количество товара. Оговорка базируется на торговых обычаях и может
колебаться от 2,5 до 10%.
Здесь же по некоторым товарам оговаривается,
какая масса принимается - брутто, полубрутто, нетто или полунетто.
Брутто — это масса товара вместе с
тарой и упаковкой; полубрутто — масса брутто за вычетом массы наружной
упаковки (тары); полунетто включает только массу товара и внутренней
первичной упаковки; нетто — это чистая масса самого товара без всякой
упаковки.
Учитывается также и естественная убыль в период
транспортировки; причинами убыли являются усушка, утруска, утечка и т.д. В
практике продавец несет ответственность, если естественная убыль (в зависимости
от товара) превышает 0,5—3,0%.
Ø
Цена товара. Цена товара в контракте выражается в единицах
принятой в международных сделках валюты. При определении цены обязательно
оговаривается, к величинам какой системы мер она относится (например,
установлена ли она за тонну, за кипу, за бутыль и т.д.). Обычно уровень цен
зависит от качества поставляемого товара. В частности, по сырьевым товарам цена
фиксируется за базисный сорт. В случае отклонения качества товара от базисного
сорта делаются оговоренные надбавки — за повышенную сортность или скидки
— при снижении сортности.
Существует несколько видов фиксации цен: твердая
цена с последующей фиксацией, скользящая цена.
В случае твердой цены она не подлежит
изменению в течение срока действия контракта. При установлении последующей
фиксации цены конкретная цена в контракте не указывается, а ее уровень
будет определен уровнем рыночной цены на определенную дату, например, на день
поставки товара. Если в контракте зафиксирована скользящая цена, то она
может быть скорректирована в связи с изменением цен на мировом рынке. В тех
случаях, когда установление скользящих цен применяется при продаже массовых
товаров со сроками их поставки в течение года, обычно окончательная цена
устанавливается на дату отгрузки товара. Уровень цены определяется на основе
публикации специальных бюллетеней.
Ø
Сроки и дата поставки. Важным элементов каждого контракта
является срок поставки товаров. Поэтому в контрактах указываются временные
периоды доставки продукции в установленные географические пункты. Периодичность
поставок обозначают «равномерно», «ежемесячно», «ежеквартально». При
определенных условиях допускается указание в контрактах сроков поставки без
фиксации календарных дат и периодов. Срок поставки может также быть
сформулирован как «немедленно», «как можно быстрее», «по мере готовности», «по
открытии навигации».
Большое значение в организации транспортирования
товаров имеет порядок установления даты, когда поставляемый товар согласно
договоренности будет погружен на судно или пересечет пограничную
железнодорожную станцию.
Извещение об отгрузке направляется
продавцом покупателю в сроки, установленные в контракте, с обязательным
указанием следующих данных: даты отгрузки, наименования товара, номера
контракта, номера заказа-наряда, номера железнодорожной накладной или
коносамента, количества мест, массы брутто и нетто, наименования судна.
Ø
Тара и упаковка товара. Маркировка. При перевозке важное
значение придается таре и упаковке, обеспечивающим сохранность товара в пути
следования и при хранении.
Экспортер должен учитывать требования,
предъявляемые к таре и упаковке при перевозках, а также учитывать климатические
и другие условия. В контракте обычно устанавливается вид тары, условия ее
оплаты. Грузы должны быть снабжены маркировкой - всеми необходимыми надписями и
условными обозначениями. Маркировка требуется для лучшей перевозки груза и для
того, чтобы перевозчик идентифицировал его, сверил его данные с транспортными
документами.
Если контракт купли-продажи устанавливает
качество и количество товара, а также цену, которую следует уплатить за него,
то торговые термины охватывают вопросы, относящиеся к поставке товара. Стороны
контракта купли-продажи должны иметь больше информации. Например, кто
осуществляет таможенную очистку товаров при вывозе или ввозе, кто несет расходы
по погрузке и выгрузке товара, как распределяется риск между сторонами в случае
гибели или повреждения товара и соответственно кто осуществляет защиту от этих
рисков путем заключения договора страхования.
Для ответа на любой из этих вопросов необходимо
предусмотреть все наиболее важные аспекты, касающиеся конкретного торгового
термина, в положениях контракта купли-продажи либо использовать более
практичный вариант, добавив к соответствующему торговому термину
«Инкотермс—1990».
Практикой международной торговли в
«Инкотермс—1990» выработаны стандартные толкования базисных условий поставки.
Эти термины разработаны Международной торговой палатой. Они определяют
обязанности продавца и покупателя товара по фрахтованию судов, страхованию груза,
распределению между продавцом и покупателем рисков подачи и утрат товара, их
обязанности по организации и оплате перевозки и перевалки груза, выполнение
таможенных формальностей и других работ, связанных с транспортировкой грузов.
Они разработаны для разрешения споров и судебных разбирательств.
Первые правила были разработаны в 1938 г.
Международной торговой палатой и стали известны как «Инкотермс».
В результате накопления практического опыта
использования унифицированных терминов они совершенствовались. Были внесены
изменения и дополнения в 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 гг.
Унификация условий поставки «Инкотермс—1990»
облегчает процедуру заключения договоров (контрактов), поскольку в них изложены
основные формулировки, апробированные торговой и арбитражной практикой.
«Инкотермс— 1990» представлен в логической
последовательности, и в каждом термине выделены основные вопросы, расположенные
в рамках единой нумерации. Такой способ позволил зеркально отразить обязанности
сторон; при этом ясно видно, каким образом обязанность одной из сторон влияет
на положение другой стороны в отношении той же обязанности
В «Инкотермс—1990» по каждому термину
обязательства сторон сгруппированы под наименованиями «Продавец обязан» и
«Покупатель обязан». Десять видов таких обязательств изложены в следующем
порядке (табл.5):
Таблица
5
Продавец обязан
|
Покупатель обязан
|
|
А1.
|
Предоставление
товара в соответствии с условиями договора
|
В1.
|
Уплата
цены
|
А2.
|
Лицензии,
разрешения и иные формальности
|
В2.
|
Лицензии,
разрешения и иные формальности
|
A3.
|
Договор
перевозки и страхование
|
ВЗ.
|
Договор
перевозки
|
А4.
|
Поставка
|
В4.
|
Принятие
поставки
|
А5.
|
Переход
рисков
|
В5.
|
Переход
рисков
|
А6.
|
Распределение
расходов
|
В6.
|
Распределение
расходов
|
А7.
|
Извещение
покупателя
|
В7.
|
Извещение
продавца
|
А8.
|
Доказательство
поставки, транспортные документы или эквивалентные извещения
|
В8.
|
Доказательство
поставки, транспортные документы или эквивалентные извещения
|
А9.
|
Проверка,
упаковка, маркировка
|
В9.
|
Инспектирование
товара
|
А10.
|
Другие
обязанности
|
В10.
|
Другие
обязанности
|
|
|
|
|
|
В «Инкотермс—1990» базисные условия поставки
размещены по четырем группам. (табл. 6)
Таблица
6
Группа
|
Обозначения
|
Условия поставки
|
Примечания
|
Группа Е: отгрузка
|
EXW
|
С завода
|
|
Группа F: основная перевозка не оплачена
|
FCA FAS
FOB
|
Франко-перевозчик1
ФАС (свободно вдоль борта судна)4
ФОБ (свободно на борту)4
|
F — продавец обязан передать товар определенному
перевозчику свободным от риска (Free on risk), за счет покупателя
|
Группа С: основная перевозка оплачена
|
CFR GIF
CPT
CIP
|
Стоимость и фрахт4
СиФ(стоимость, страхование и фрахт)2 Перевозка
оплачена до3
Перевозка и страхование оплаченодо3
|
С— продавец обязан нести определенные расходы и после
наступления ключевого момента распределения риска и утраты или повреждения
товара
|
Группа D: прибытие
|
DAF DES DEQ DDU
DDP
|
Поставка на границе1 Поставка с судна2
Поставка с причала2
Поставка без оплаты пошлины3
Поставка с оплатой пошлины3
|
D — товар должен прибыть в согласованное место назначения
(at a stated Destination)
|
1
С указанием пункта. 2 Наименование порта назначения. 3
С указанием пункта назначения. 4 Наименование порта отгрузки.
|
Такое размещение и определение
торговых терминов позволяет коммерсантам правильно понимать значения основных
терминов.
Предприятие «Дельта-М»
зарегистрировано 24 мая 1995 года в городе Москве. Организационно-правовая
фирма предприятия – общество с ограниченной ответственностью.
Основное направление деятельности предприятия – организация и
осуществление доставки грузов любыми видами транспорта. Средний вес
перевозимого груза за один авиарейс – 40 тонн.
Соответственно с ростом грузооборота растет прибыль предприятия,
так в 2003 году она составила 12 миллионов рублей.
По состоянию на 01.01.2003 года предприятие «Дельта-М»
располагает основными фондами на суму 8,5 миллионов рублей (табл.7)
Таблица 7
Наименование
|
Сумма (тыс. руб.)
|
Транспортный склад в г. Норильск
|
4500
|
Складское оборудование
|
900
|
Транспортные средства
|
2800
|
Прочие фонды
|
300
|
ИТОГО
|
8500
|
Производственная структура определила и структуру управления,
которая построена по линейно функциональному принципу и представлена на рис.2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|