В последние годы, технология транспортировки,
особенно для мульти- и интермодальных перевозок, связана с использованием в логистических цепях и каналах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных перевозок.
Выбор вида транспортировки, вида транспорта и логистических посредников производится на основе системы критериев. К основным критериям при выборе способа перевозки и вида транспорта относятся
•
минимальные затраты на транспортировку,
•
заданное время транзита (доставки груза);
•
максимальная надежность и безопасность;
•
минимальные затраты (ущерб), связанные с
запасами в пути;
•
мощность и доступность вида транспорта;
•
продуктовая дифференциация.
В затраты на транспортировку входят как
непосредственно транспортные тарифы за перевозку определенного объема груза (выполнение определенного объема транспортной работы), так и затраты, связанные с транспортно-экспедиционными операциями, погрузкой, разгрузкой, затариванием, перегрузкой, сортировкой и т.п., т.е. логистическими операциями физического распределения, сопровождающими транспортировку грузов. Как правило, транспортные затраты (наряду с временем доставки) являются основным критерием выбора вида транспорта и способа перевозки.
Время доставки (транзитное время) является
также как и затраты приоритетным показателем при
альтернативном выборе, так как определяет современные
логистические концепции JIT, QR, DDT и другие, где время
играет ключевую роль. С другой стороны, доставка груза в точно назначенный срок
свидетельствует (при прочих равных условиях) о
надежности выбранной схемы перевозки (перевозчика и других
логистических посредников). Кроме того сокращение времени
доставки часто дает фирме существенные конкурентные
преимущества на рынке сбыта ГП, обеспечивая возможность
внедрения стратегии продуктовой дифференциации.
Выбирая соответствующий вид транспорта,
логистический менеджер должен учитывать показатели мощности и
доступности в смысле провозных возможностей,
технико-эксплуатационных показателей и пространственной доступности
транспорта.
Наконец, важным условием выбора является
обеспечение сохранности груза в пути, требований
стандартов качества груза, международных экологических
требований.
Сложность многокритериального подхода к
рассматриваемой проблеме выбора заключается в
разнонаправленности критериев, разной размерности,
качественном характере многих показателей.
Центральное место среди многих логистических
процедур принятия решений по транспортировке занимает процедура выбора
перевозчика (или нескольких перевозчиков). Часто эта процедура доверяется
логистическим менеджером транспортно-экспедиционной фирме, с которой у
грузовладельца имеются давние установившиеся деловые отношения. При этом
экспедитору задаются определенные характеристики груза, критерии и ограничения
из перечисленных выше.
В тех случаях, когда логистический менеджер
самостоятельно решает проблему выбора перевозчика, он должен
основываться на определенной схеме выбора, алгоритм которой похож на процедуру выбора поставщика. Если определен вид транспорта, то должен быть
проведен анализ специфического рынка транспортных
услуг, на котором действует, как правило, достаточно большое количество перевозчиков,
имеющих разную организационно-правовую форму.
Особенно активно и динамично в России
развивается рынок автотранспортных услуг. Основными критериями предварительного
отбора перевозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность времени
доставки, сохранность груза при перевозке. Процедура
выбора затем дополняется системой других количественных и
качественных показателей. В западной практике выбора
перевозчиков часто используются специально
разработанные ранговые системы показателей.
Простейшая схема выбора перевозчика с помощью
ранжированных систем критериев заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков.
Таблица
1
Ранжирование
критериев при выборе вида транспорта
Критерий (показатель)
|
Вид транспорта
|
железнодорожный
|
водный
|
автомобильный
|
воздушный
|
Затраты,связанные с транспортировкой
|
2—3
|
1 – 2
|
4
|
5
|
Время доставки
|
3
|
4
|
2
|
1
|
Надежность
|
2
|
4
|
1
|
3
|
Мощность
|
1
|
4
|
2
|
3
|
Доступность
|
2
|
4
|
1
|
3
|
Безопасность
|
3
|
4
|
1
|
2
|
Центральное место
среди многих логистических процедур принятия решений по транспортировке
занимает процедура выбора перевозчика (или нескольких перевозчиков). Часто эта
процедура доверяется логистическим менеджером транспортно-экспедицион-ной
фирме, с которой у грузовладельца имеются давние установившиеся деловые
отношения. При этом экспедитору задаются определенные характеристики груза,
критерии и ограничения из перечисленных выше.
В тех случаях,
когда логистический менеджер самостоятельно решает проблему выбора перевозчика,
он должен основываться на определенной схеме выбора, алгоритм которой похож на
процедуру выбора поставщика. Если определен вид транспорта, то должен быть
проведен анализ специфического рынка транспортных услуг, на котором действует,
как правило, достаточно большое количество перевозчиков, имеющих разную
организационно-правовую форму. Особенно активно и динамично в России
развивается рынок автотранспортных услуг. Основными критериями
предварительного отбора перевозчиков являются затраты на перевозку груза,
надежность времени доставки, сохранность груза при перевозке. Процедура выбора
затем дополняется системой других количественных и качественных показателей. В
западной практике выбора перевозчиков часто используются специально
разработанные ранговые системы показателей.
Простейшая схема
выбора перевозчика с помощью ранжированных систем критериев заключается в
прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков.
Таблица
2
Ранжирование
критериев выбора перевозчика
Наименование критерия (показателя)
|
Ранг
|
Надежность времени доставки (транзита)
|
1
|
Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери»
|
2
|
Общее время транзита «от двери до двери»
|
3
|
Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа
|
4
|
Финансовая стабильность перевозчика
|
5
|
Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке)
|
6
|
Частота сервиса
|
7
|
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза
|
8
|
Потери и хищения груза (сохранность груза)
|
9
|
Экспедирование отправок
|
10
|
Квалификация персонала
|
11
|
Отслеживание отправок
|
12
|
Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса
|
13
|
Гибкость схем маршрутизации перевозок г-
|
14
|
Сервис на линии
|
15
|
Процедура заявки (заказа транспортировки)
|
16
|
Качество организации продаж транспортных услуг
|
17
|
Специальное оборудование
|
18
|
Предположим, что
логистическим менеджером в качестве критериев отбора приняты:
• надежность
времени доставки (1);
• тариф на перевозку
(2);
• финансовая
стабильность перевозчика (5);
• сохранность
груза(9);
• отслеживание
отправок (12). (В скобках приведены соответствующие ранги факторов) Допустим
далее, что анализ рынка транспортных услуг позволил выявить трех перевозчиков,
удовлетворяющих логистическим требованиям к транспортировке определенного вида
груза. Степень удовлетворения этих перевозчиков выбранной системе факторов
оценивалась независимыми экспертами по трехбалльной оценке:
1 — хорошо, 2 —
удовлетворительно, 3 — плохо.
Вычисление
соответствующих рейтингов сведено в табл. 3. Вычисление рейтинга перевозчика по
каждому фактору в примере производилось с учетом весовых коэффициентов,
полученных из расчета общего количества факторов, деленного на соответствующий
ранг. Несмотря на то, что по оценке экспертов суммарный рейтинг у всех
перевозчиков (сумма баллов) оказался одинаковым и равным 10, учет ранга
фактора с весовым коэффициентом показал, что перевозчик I является более
предпочтительным.
Простейший
алгоритм выбора перевозчика, подобный рассмотренному выше, может быть
использован для предварительной (грубой) оценки. Для окончательного выбора
применяются, как правило, более сложные количественные методы и модели,
основанные, например, на теоретическом аппарате исследования операций,
методах функционально-стоимостного анализа и т.п. К сожалению в отечественной
транспортной литературе практически отсутствуют работы, и которых были бы
освещены вопросы логистического выбора перевозчиков грузов. Наряду с
перевозчиком основным логистическим посредником в перевозке является
транспортно-экспедиционная фирма (или экспедитор). Согласно статье 801
Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции
одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны
(клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать
выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой
груза.
Договором
транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора
организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными
экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от своего имени
или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и
получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Дополнительными
услугами, оказываемыми экспедитором клиенту, как правило, являются:
• получение
документов для экспорта-импорта грузов;
• выполнение
таможенных формальностей;
• проверка
количества и состояния груза;
•
погрузка-разгрузка транспортных средств;
Таблица
3
Рейтинговая
оценка и выбор перевозчика (пример)
Фактор-критерий
|
Ранг/ вес
|
Перевозчики
|
|
|
II
|
III
|
Оценка
|
Рейтинг
|
Оценка
|
Рейтинг
|
Оценка
|
Рейтинг
|
Надежность
времени доставки
|
1/5
|
3
|
15
|
1
|
5
|
2
|
10
|
Тариф за
перевозку
|
2/2,5
|
1
|
5
|
2
|
10
|
3
|
15
|
Финансовая
стабильность перевозчика
|
5/1
|
1
|
5
|
3
|
15
|
2
|
10
|
Сохранность груза
|
9/0,55
|
3
|
14,85
|
2
|
9,9
|
2
|
9,9
|
Отслеживание
отправок
|
12/0,42
|
2
|
10,08
|
2
|
10,08
|
1
|
5,04
|
Суммарный рейтинг
|
|
10
|
44,93
|
10
|
49,98
|
10
|
49,94
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|