• уплата пошлин,
сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;
• хранение,
складирование, сортировка, комплектация груза;
• информационные
услуги, страхование и т.п.
Как видно из
приведенного перечня услуг, транспортно-экспе-диционные фирмы по существу
интегрируют большое количество элементарных логистических активностей в
комплексные и ключевые, хотя формально эти операции и функции не называются логистическими.
В нашем Законодательстве до сих пор, к сожалению, отсутствует
нормативно-правовая база по логистике, в том числе транспортной.
За рубежом многие
крупные транспортно-экспедиционные фирмы, такие как «Ryder», «Schenker», «Federal Express», «Leasnay», «TNT», «Bilspedition», «ASG» и
другие, выполняют большое количество различных логистических операций и
функций, стремясь захватить как можно большее количество или протяженность логистических
каналов производителей, интегрируя логистические активности в территориальной
зоне или по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет
фирмам-производителям ГП и грузоотправителям значительно сократить расходы,
связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением, улучшить качество
логистического сервиса.
В США были
проведены обследования деятельности транспортно-экспедиционных фирм,
обслуживающих более 350 предприятий различных отраслей экономики. Оказалось,
что около 70% предприятий предают функции по выполнению расчетов
транспортно-экспедиционным фирмам. Складирование ГП и МР осуществляется для 22%
предприятий. Выбор наиболее выгодного варианта доставки, согласование с
перевозчиками применяемых тарифов производится для 22% клиентов; контроль за
движением грузов — для 15% предприятий. Создание информационных систем для
хранения и обработки логистических данных осуществляется для 13%, а
организация электронного обмена данными с партнерами для 12% предприятий. Для
11% предприятий обеспечивается использование принадлежащих им парков
подвижного состава, а для 7% — производится контроль уровня их материальных
запасов на складах,
Этот перечень
услуг постоянно расширяется как в объемном, так и в качественном плане. Многие
транспортно-экспедиционные фирмы, располагая крупными грузовыми терминалами,
осуществляют долговременное складское хранение ГП производителей, а в ряде
случаев выкупают продукцию, выполняя функции крупных оптовых торговых
посредников. Интегрируя логистические активности, связанные с
транспортировкой, складированием, хранением, грузопереработкой, консолидацией
и продажей продукции, транспортно-экспедиционные фирмы по существу
преобразуются в логистические фирмы (центры) или КФР, обеспечивая устойчивые
рынки сбыта услуг, долговременную прибыль, а также снижая логистические затраты
производителей ГП и улучшая качество логистического сервиса. Эти примеры
наглядно демонстрируют тот факт, что интеграция логистических активностей во
внешних ЛС является насущным требованием времени.
Например,
всемирно известная транспортно-экспедиторская фирма — корпорация TNT Express Worldwide, имеющая более 200 отделений во
многих странах предлагает своим клиентам широкий спектр логистических услуг,
включающий:
• управление
логистическими цепями товаропроизводителей;
•
многопользовательские складские комплексы и услуги по хранению, сортировке,
грузопереработке;
• услуги по
распределению ГП со специализированных дистрибутивных центров;
• логистические
экологически чистые проекты;
• возврат товаров
и ремонт транспортных средств;
• прямое
пополнение производственных запасов производителей к началу рабочего дня;
• многопрофильное
снабжение запасными частями. Проблема выбора транспортно-экспедиционной фирмы
(КФР) решается аналогично выбору перевозчика, однако с расширенным перечнем
показателей качества экспедиторских услуг. Необходимо отметить, что
транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры осуществляется в основном
для мелкопартионных, тарно-штуч-ных грузов, а также контейнеров и пакетов
(паллетов). Крупногабаритные промышленные, строительные грузы, сырьевые
материалы, зерновые и т.п. доставляются, как правило, по прямым договорам
грузовладельца с перевозчиком.
К числу
вспомогательных логистических партнеров по транспортировке (если экспедиторы
не выполняют соответствующие функции самостоятельно) относятся страховые,
охранные, информационные фирмы и компании, банки и другие финансовые учреждения,
предприятия по грузопереработке, затариванию, упаковке, грузовые терминалы, а
также специализированные агенты и брокеры. Системы критериев и показателей, а
также процедуры выбора этих посредников чрезвычайно многообразны. Среди основных
критериев выбора можно указать тарифы, надежность, финансовую устойчивость,
комплексный характер сервиса и т.д.
Как было указано
выше, перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы,
называется терминальной перевозкой. Значение этого вида транспортировки в
современных микро- и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что
предопределено прежде всего интегрированием в нем большого числа логистических,
активностей.
Терминальные
перевозки возникли за рубежом прежде всего в смешанных системах доставки грузов
в междугородном и международном сообщениях: в крупных морских портах,
транспортных узлах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Европы
и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают как
правило транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов
транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и
терминальные комплексы для различных способов перевозок.
Грузовым
терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических
и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных
для выполнения логистических операций, связанных с приемом,
погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных
партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием
грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в уни-,
мульти-, интермодальных и прочих перевозках. Сегодня терминалы являются не
только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных
грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все белее важные
звенья логистических цепей производителей.
Различают
универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы.
Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным
центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз,
грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие элементарные
логистические активности. Универсальные терминалы могут иметь
специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки
тяжеловесных, длинномерных, скоропортящихся грузов, а также контейнерные
площадки. Часто также терминалы имеют железнодорожные подъездные пути.
Как правило,
универсальные терминалы перерабатывают мел-копартионные отправки грузов.
Например, объем обработки и прибыль для шведских транспортно-экспедиторских
фирм «ASG АВ» и «Bilspedition» от работы с мелкими отправками на
терминалах составляет около 60%. Основными операциями универсальных терминалов
являются:
• маркетинговые
исследования рынка транспортно-логисти-ческого сервиса;
• оформление
договоров с клиентами, прием и обработка за^-явок;
• сбор и развоз
грузов;
• краткосрочное
хранение;
• консолидация,
разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
• межтерминальная
перевозка и доставка грузов конечному потребителю;
•
информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала;
• расчеты за
транспортно-логистические услуги.
В последние годы
на крупных терминалах все чаще осуществляются операции длительного хранения и
таможенной обработки («очистки») грузов. На Западе терминалы, терминальные сети
и комплексы создаются как фирмами-производителями продукции, так и
логистическими посредниками: транспортно-экспедиторски-ми фирмами и оптовыми
торговыми посредниками.
Крупнейшие
терминальные сети универсальных терминалов имеют по всему миру такие
транснациональные транспортно-логистические фирмы как уже упоминавшиеся «ASG
АВ», «Schenker», «BTL», «TNT EW» и другие.
Характеристики
крупного универсального терминала фирмы «ASG АВ» в Стокгольме приведены в табл.
4.
Таблица
4
Характеристики
универсального грузового терминала
№ п/п
|
Наименование показателей
|
Величина
|
1
1.1
1.2
1.3 1.4
1.5
2 2.1. 2.2 2.3
3
4
|
Система переработки мелких отправок (пакетов) на
поддонах
Мощность линии по переработке грузов, [пакетов/час]
Общая длина путей движения тележек, [ед.] Количество тележек, [ед.]
Количество зон подгруппировки по пунктам назначения грузов
Скорость движения тележек, [м/мин]
Система переработки мелких отправок в коробках Мощность по переработке грузов, [кор./час]
Количество зон подгруппировки, [ед.]
Скорость движения конвейера, [м/мин ]
Средний вес перерабатываемой отправки, [кг]
Количество перерабатываемых отправок в год, [млн.]
|
540
1540
150
28
72
2800
30
75
144
10
|
Обычно крупный
универсальный терминал имеет административное помещение, склад сортировки мелких
отправок, склад длительного хранения грузов, склад для международных перевозок
грузов с таможенным досмотром, склад для переработки скоропортящихся грузов,
площадки для тяжеловесных, длинномерных грузов и контейнеров, комнаты отдыха
водителей и площадку для стоянки автопоездов. Специализированные терминалы
осуществляют операции транс-портно-логистического сервиса для определенного
вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных,
медикаментов, бумаги и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше
учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов,
повысить эффективность логистического менеджмента и качество сервиса, снизить
логистические издержки.
Большой опыт
специализации грузовых терминалов накоплен в Японии и Франции. Например, в
Японии насчитывается около 2000 специализированных терминалов.
Технологический
процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:
1) завоза грузов
на терминал и развоз их с терминала;
2) грузопереработка
на терминале;
3) линейная
перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
При международных
перевозках на терминалы завозятся грузы, требующие выполнения таможенных
формальностей, подгруппировки и хранения, причем необходимость осуществления
тех или иных логистических операций определяется видом груза, размером партии
(отправки), расстоянием перевозки, временем грузопере-работки и т.п. Размеры
мелких отправок колеблются от нескольких килограмм до трех-пяти тонн.
Зарубежными транспортно-экспедиторскими фирмами широко применяются операции
сортировки грузов и комплектования отправок для ритейлеров с помощью высокомеханизированных
(автоматизированных) сортировочных линий с автоматическим сканированием
штрих-кодйв на коробках, пакетах, контейнерах.
Линейные
(магистральные) перевозки между терминалами могут осуществляться различными
видами транспорта и по разным схемам. При перевозках автомобильным транспортом
используются обычно большегрузные автопоезда, работающие по регулярным линиям по
установленному расписанию. Загрузка на терминале производится, как правило, в
вечернее время, а движение автопоезда осуществляется ночью, чтобы утром прибыть
в пункт (терминал) назначения под разгрузку.
Качество
терминальных перевозок характеризуется высокой скоростью доставки грузов и
эффективным использованием транспортных средств.
В основе всех внешнеторговых операций лежат коммерческие сделки с
иностранными контрагентами по продаже либо покупке товаров и по
транспортированию и страхованию грузов. Сущность первичных коммерческих
операций, т.е. внешнеторговых сделок, выражается в действиях, направленных на
установление, изменение или прекращение правоотношений в области внешней
торговли. Фиксация правоотношений с иностранным контрагентом является
основополагающим признаком внешнеторговой сделки. Другой ее признак - это
фиксация условий платежа или иных видов компенсации по внешнеторговым сделкам.
Основными видами внешнеторговых сделок, связанными с перевозкой
товаров, являются импортные и экспортные сделки.
В импортных сделках фиксируется покупка и
ввоз иностранных товаров для непосредственной реализации их на внутреннем рынке
страны-импортера либо для обработки и переработки данного товара с последующей
реализацией новой готовой продукции у себя в стране либо за границей.
В экспортных сделках фиксируются операции по
продаже и вывозу товаров для реализации их на внешнем рынке.
Кроме импортных и экспортных сделок во внешней торговле существует
и ряд других сделок, или операций.
Часто проводятся реэкспортные сделки. Они выражают собой
операцию по вывозу товаров, ввезенных из-за границы (без их переработки). Это
преимущественный вид реэкспортных операций. Провоз товаров транзитом через
страну как реэкспорт не рассматривается. Такая реэкспортная сделка фиксирует
отправление в третью страну товаров, закупленных за границей, без
предварительного завоза их в реэкспортирующую страну.
Иногда имеют место реимпортные сделки. Они осуществляются в
случаях, когда производится обратный ввоз из-за границы отечественных товаров,
не проданных по той или иной причине и не подвергшихся за границей переработке.
Одной из разновидностей внешнеторговых сделок являются комиссионные
и консигнационные сделки. Первая сделка предусматривает определенное
комиссионное вознаграждение за посредническую деятельность. При консигнационной
сделке дающий поручение консигнант направляет товар для реализации своему
иностранному консигнатору, т.е. фирме, выполняющей это поручение через склад
или посредников.
В практике международных экономических отношений применяется также
ряд других сделок.
В настоящее время можно говорить о том, что
экономические контракты и соглашения регулируют широкий круг вопросов
хозяйственных взаимоотношения государств, в частности: экспорт, импорт и
перевозки грузов; платежи; кредит; валютно-финансовые отношения;
научно-техническое сотрудничество; транспортные и другие вопросы.
Межгосударственные торговые контракты и
соглашения определяют общую правовую и экономическую основу. Одним из таких
документов является контракт купли-продажи. Он представляет собой
правовой документ, на основании которого регулируются взаимоотношения
непосредственных участников внешнеторговой сделки. В международной коммерческой
практике преобладающая часть внешнеторговых сделок оформляется посредством
контракта купли-продажи.
Основным признаком контракта купли-продажи
является условие о том, что одна сторона (продавец) принимает на себя
обязательство передавать указанный в контракте товар в собственность другой
стороне (покупателю), которая, в свою очередь, обязуется уплатить продавцу
обусловленную в контракте цену.
Чтобы контракт купли-продажи состоялся, продавец
должен установить контакты с потенциальными покупателями и направить им
предложение (оферту).
Оферта - письменное предложение
продавца, направленное возможному покупателю, о продаже партии товара на
определенных условиях. Оферта содержит все основные условия предстоящей сделки:
наименование товара, количество, качество, цену, условия поставки, срок
поставки, условия платежа, характер тары и упаковки.
Различают твердую и свободную оферту.
Твердая оферта - документ, в котором
дается предложение на продажу партии товара одному возможному покупателю с
указанием срока, в течение которого продавец может поставить товар.
Свободная оферта — документ, который
может быть выдан на одну и ту же партию товара нескольким возможным
покупателям. В ней продавец не устанавливает срок для ответа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|