|
| ||||||||||||||||||||
Элемент 4.6 Закупки |
|||||||||||||||||||||
Требование стандарта |
Реализация требований стандарта |
||||||||||||||||||||
4.6.1 Общие положения |
Разработан стандарт предприятия, определяющий порядок процедуры закупок и взаимоотношений с потребителями. |
||||||||||||||||||||
4.6.2 Оценка субподрядчиков |
Оценка и выбор поставщиков производится в соответствии с СТП 4.6.03 «Система качества. Закупки» по результатам работы с ними на основе анализа выполнения поставщиками обязательств по договорам, с учетом стабильности поставок в согласованные сроки, соблюдения согласованных цен и объемов закупаемой продукции, приемлемости цен, качества продукции. Источником информации для оценки поставщиков являются: • результаты входного контроля в соответствии с СТП 4.10.01 «Система качества. Входной контроль материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий» (для продукции, используемой в основном производстве), • оценка качества материалов и комплектующих изделий в процессе производства и эксплуатации, • опыт работы с поставщиком. Ведутся листки наблюдений, в которых фиксируется информация о поставщике и качестве поставляемой продукции. По отдельным пунктам отсутствует возможность выбора поставщика т.к. он является монополистом. На основе анализа взаимоотношений с поставщиками в течение года, составляется реестр поставщиков. Недостаток: В СТП 4.6.03 не определена процедура внесения изменений в оценку поставщика в случае резкого изменения критериев оценки (до окончания года). Недостаточное количество критериев оценки поставщика. Недостаточная эффективность оценки поставщиков. Не определены меры воздействия на поставщиков. |
||||||||||||||||||||
4.6.3 Документация на закупку |
Документами на закупки являются: - заявка – заказ на поставку продукции; - контракт на закупку; - протокол согласования поставки; - ГОСТы или ТУ на закупаемую продукцию. |
||||||||||||||||||||
4.6.4 Проверка закупленной продукции |
Вся закупленная продукция проходит входной контроль. Результаты входного контроля используются для оценки поставщика и качества закупаемой продукции. В конце каждого года начальник ОВК составляет отчет о качестве закупаемой продукции. |
||||||||||||||||||||
4.6.4.1 Проверка, проводимая на предприятии поставщика |
Возможна проверка продукции и системы менеджмента качества у поставщика. Недостаток: проверка не проводилась. |
||||||||||||||||||||
4.6.4.2 Проверка потребителем продукции поставляемой по субподряду |
Предприятие «СТАР» было проверено потребителем, и после устранения недостатков включено в реестр поставщиков предприятий «Авиадвигатель» и ОАО «Пермский моторный завод». Выдано свидетельство. |
Рисунок 1
Эффективность элемента закупки можно оценить по проценту забракования комплектующих и материалов. Из рисунка 1 видно, что по двум видам закупаемой продукции достигнуто значительное снижение количества дефектов. Однако по остальным пунктам наблюдается увеличение количества дефектов. В чем заключается причина такого большого разброса?
На предприятии ОАО «СТАР» закупками занимаются два подразделения ОМТС – металлы и неметаллы и ОВК – ЭРИ, КИ. для оценки поставщиков эти подразделения применяют одну и ту же методику. Следовательно, причина заключается в неправильной методике оценки поставщика.
На предприятии ОАО «СТАР» поставщиков оценивают по четырем критериям:
- качество продукции;
- соблюдение сроков поставок;
- соблюдение объёмов поставок;
- приемлемость цен на продукцию.
Оценка проставляется в листе оценки и информации о поставщике следующими отметками:
“+” надежен,
”–“ ненадежен.
В зависимости от оценок ответственный исполнитель принимает решение в листе оценки и информации о поставщике, о включении данного поставщика в реестр поставщиков.
- при наличии 4-х плюсов в течение года поставщик сохраняет позиции в реестре поставщиков;
- при 3-х плюсах может быть поставлен вопрос о поиске (выборе) альтернативного поставщика из базы данных о поставщиках;
- при 2-х плюсах и 2-х минусах решается вопрос об исключении из реестра недобросовестного поставщика и замены его другим с указанием причин, либо ужесточении требований к поставщику, если это монополист.
Недостатком данного метода является недостаточное количество критериев оценки. Например, на «АвтоВАЗе» для формирования интегральной оценки работы поставщиков по обеспечению качества поставок комплектующих изделий и материалов применяется 20 критериев оценки.
Представим ситуацию, что по трем критериям поставщик удовлетворяет требованиям, но по качеству нет. В таком случае ответственный исполнитель, следуя вышеизложенной методике, может поставить вопрос о выборе нового поставщика, а может и не поставить. Надо надеяться только на добросовестность исполнителя. Такой подход к оценке поставщиков недопустим. Методика оценки поставщиков требует доработки.
Элемент 4.17 Внутренние проверки качества
Требование стандарта
Реализация требований стандарта
4.17 Внутренние проверки качества
Разработан стандарт предприятия, который определяет основные принципы и устанавливает порядок проведения внутренних проверок системы менеджмента качества в подразделениях предприятия.
Для проведения проверок системы качества на предприятии подготовлен персонал, включенный в реестр аудиторов предприятия.
Ежегодно, в соответствии со стандартом предприятия, составляется план внутренних проверок. По результатам проверок составляется отчет, с указанием всех недостатков в порядке их значимости.
Отчет по проверке доводится до персонала проверяемого подразделения. По результатам проверки разрабатывается план корректирующих мероприятий.
Вывод: Проанализированные выше элементы системы менеджмента качества предприятия «СТАР» соответствуют требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:96. О чем свидетельствует наличие сертификатов ГОСТ Р и Военный Регистр. Однако при анализе выявлены недостатки, устранение которых необходимо для повышения эффективности работы предприятия.
Стандарт ГОСТ Р 9001:96 определяет требования к 20 ключевым параметрам, которые организация должна соблюдать для предоставления качественных товаров и услуг своим потребителям. Главная цель - гарантировать покупателю, что сертифицированная организация выпускает изделия ожидаемого уровня качества. Соблюдать требования стандарта ГОСТ Р 9001:96 просто - «документируйте все, что делаете; делайте то, что указано в документах, и будьте готовы это доказать».
Модель управления качеством в ГОСТ Р 9001:2001 совершенно иная. В основе лежат не 20 ключевых элементов, а модель процесса. Меньшая степень конкретизации упрощает следование стандарту предприятиям любых видов деятельности. С другой стороны, несмотря на то, что новая модель, возможно, проще и демократичнее своей предшественницы, ее требования представляют собой качественный скачок вперед, соответствующий новым прогрессивным тенденциям в области управления качеством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.