Анализируя
ст.1 Конвенции МОТ № 111 и ст. 3 ТК РФ, С.П. Маврин определяет ряд различий в
определениях дискриминации, даваемых российским законодателем и МОТ.
Во-первых,
согласно ст. 3 ТК к дискриминации относятся лишь ограничения или преимущества в
трудовых правах и свободах, тогда как по ст.1 Конвенции МОТ № 111 термин
«дискриминация» охватывает своим содержанием всякое различие, недопущение или
предпочтение, приводящее к нарушению равенства возможностей либо обращения в
области труда и занятий;
Во-вторых,
перечень обстоятельств, способных служить основанием для дискриминации,
согласно п/п “a)” ст. 1 Конвенции МОТ № 111, дополнен ч.2
ст.3 ТК указанием на язык, имущественное, социальное положение и должностное
положение, возраст и место жительства;
В-третьих, в
соответствии с п/п “b)” Конвенции МОТ № 111 перечень
обстоятельств, признаваемых основаниями дискриминации, может быть расширен
государством-членом МОТ посредством консультаций с представительными
организациями работодателей и трудящихся, о чем умалчивает ст. 3 ТК.
Согласно
данным, опубликованным в Обзоре ежегодных докладов стран – участниц Декларации
МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, почти все страны включают
определение дискриминации в свое законодательство. [37]
В то же
время нужно иметь в виду, что не все ограничения, предпочтения и различия имеют
дискриминационный характер, а только те, которые имеют «произвольный,
усмотрительный характер, их причины необъяснимы, известны только тому, кто
решает вопрос о введении неравенства»[38].
Так,
Конвенция № 111 исключает из понятия дискриминации:
1) любое
различие, исключение или предпочтение, основанное на специфических требованиях,
связанных с определенной работой (п.2 ст.1). К такого рода исключениям, в
частности, можно отнести нормы ТК и иных федеральных законов, запрещающие прием
на некоторые виды работ без предварительного медицинского освидетельствования,
а также медицинское освидетельствование лиц, не достигших возраста 18 лет (ст.
69 ТК).
2) любые
меры, направленные против лица, в отношении которого имеются обоснованные
подозрения в деятельности, подрывающей безопасность государства, или которое
фактически вовлечено в такую деятельность, не считаются дискриминацией при
условии, что заинтересованное лицо имеет право обращения в компетентный орган,
созданный в соответствии с национальной практикой (ст.4);
3) особые
мероприятия по защите или помощи, предусмотренные в других принятых МОТ конвенциях
и рекомендациях; к ним относятся меры социальной защиты, направленные на
удовлетворение особых нужд лиц, которые по соображениям пола, возраста,
физической неполноценности, семейных обстоятельств, социального или культурного
уровня признаются нуждающимися в особой защите или помощи (ст.5).
Аналогичным
образом ч.3 ст.3 ТК РФ не рассматривает в качестве дискриминации установление
различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников,
которые определяются свойственными данному виду труда требованиями,
установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства
о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Следовательно,
Конвенция МОТ № 111 и ТК РФ не содержат серьезных противоречий в определении того,
что не относиться к дискриминации.
Из
материалов доклада МОТ «Равенство в сфере труда – веление времени»[39], следует, что не могут
считаться дискриминационными различия в обращении и вознаграждении, если они
основаны на различиях в производительности труда. Некоторые работники и
определенные виды занятий отличаются большей, по сравнению с остальными,
производительностью. Это объясняется уровнем умений, квалификации и
способностей: чем он выше, тем выше трудовая отдача и трудовые достижения
работника. Различное отношение, основанное на степени личных заслуг того или
иного человека и достижений, таких как талант, знания, умения, не является
дискриминацией.
Различное обращение, направленное на удовлетворение особых потребностей
отдельных лиц при условии, что им обеспечены равные возможности, - не считается
дискриминационным. Например, не может считаться дискриминацией обеспечение
работника с ограниченной трудоспособностью соответствующими возможностями для
трудовой деятельности или запрещение использовать труд беременных женщин на
производстве с вредными условиями. Сюда же можно отнести и меры, направленные
на предоставление помощи тем группам людей, которые в прошлом стали жертвами
дискриминации или являются таковыми в настоящее время.
Применение
Конвенций МОТ при формировании понятийного аппарата трудового права требует
вдумчивого и кропотливого анализа международно-правовых норм, применения их с
учетом особенностей нашей правовой системы, национальных обычаев и традиций.
Специалисты (такие как С.А Иванов[40],
Н.А. Шептулина[41]),
с одной стороны, предупреждают о недопустимости слепого копирования,
«механического» переноса идей, моделей или норм о труде из одной правовой
системы в другую, использования устаревших правовых конструкций, а с другой -
предостерегают от неточного или вольного применения международных норм, от
необоснованного сужения сферы их деятельности.
Из
проведенного анализа понятия дискриминации в трудовом праве следует, что во
всех предложенных дефинициях дискриминации используются такие термины, как
ограничение, умаление, различие, неравенство и близкие по значению слова,
которые выражают ее суть. Но определение дискриминации в трудовом праве прошло
определенную эволюцию своего содержания. В современной интерпретации термин
«дискриминация в области труда и занятий» стал пониматься, с одной стороны,
более широко (отказ от перечисления конкретных оснований дискриминации), с
другой стороны, более конкретно (сформулированы исключения из понятия
дискриминации). Такой подход к определению дискриминации в сфере труда и
занятий кажется наиболее приемлемым, так как многосложные, находящиеся в
постоянном становлении общественные отношения могут порождать новые основания
для дискриминации. Следовательно, понятие дискриминации, закрепленное в законе
должно потенциально включать в себя подобную возможность. Что касается
законодательно прописанных ограничений, то они необходимы как для правильного
толкования самого термина дискриминация, так и для расстановки акцентов, и в
первую очередь, на приоритет социальной функции, выполняемой государством.
Понятие, сформулированное в ст. 3 ТК РФ в целом соответствует определению
дискриминации, изложенному в Конвенции МОТ № 111. Данный термин должен
пониматься единообразно на всех уровнях правотворчества для соответствующего
единообразного правоприменения.
Во всех
перечисленных выше международно-правовых и внутригосударственных актах
закреплена совокупность прав, которыми могут пользоваться все люди, включая как
мужчин, так и женщин. Так почему же перед международным сообществом встал вопрос
именно о гендерной дискриминации? Еще при принятии в 1979 году Конвенции о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин инициаторы ее разработки,
отвечая на вопрос: "Почему же при наличии Международного билля о правах
человека, где закреплена совокупность прав, которыми могут пользоваться все
люди, включая женщин, стало необходимо принимать отдельный правовой документ о
защите прав женщин?" - заявляли, что дополнительные средства защиты женщин
в области прав человека признаны необходимыми, поскольку тот факт, что женщины
являются равноправной частью "человечества", оказался недостаточным
для обеспечения реальной защиты их прав женщин. [42] Хотя в разные времена и в
разных странах нарушения женских прав имели различный характер, «у всех жертв
таких нарушений один общий фактор риска – то, что они женщины».[43] Традиционно такую
дискриминацию оправдывали «романтическим патернализмом»[44], который на практике не столь
возводил женщину на пьедестал, сколь замыкал ее в клетке.
В связи с
этим возникает еще один вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно
быть полным? Если неукоснительно и формально следовать принципу равенства
полов, то подобный вопрос с точки зрения права существовать не может. Права
либо равны, либо нет. С другой стороны, констатируя отсутствие явной правовой
дискриминации по признаку пола в законе, следует признать, что законодательно
закрепленные гарантии реализуются на практике не в полной мере и что существует
разница между юридическим и фактическим равноправием, между равенством прав и
равенством возможностей. Именно в данном аспекте изложения проблемы возникает
вопрос о пределах равенства полов. Такая постановка вопроса, разумеется, не
означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда
- временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что
равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и
всесторонним, если будет обеспечено правом. В соответствии с противоречием
между равенством прав и равенством возможностей на законодательном уровне
различных стран были сформированы противоположные позиции в области
правотворчества. Первая позиция основана на философском утверждении, что
женщины имеют те же возможности в обществе, что и мужчины, поэтому они имеют
право самостоятельно определять и сферу деятельности, и образования. Этот
подход отражается в формировании гендерно нейтрального законодательства
(Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). В Европейском же Союзе, в большей
степени, действует политика покровительства, определяющая, например,
невозможность использования женскоко труда в ночное время, в различных сферах
деятельности. или осуществление льготного подхода к регулированию труда женщин.
Все эти
вопросы являются предметом многих теоретических исследований. Необходимо
отметить, что современная правовая доктрина оперирует в основном двумя
терминами: «сексуальная дискриминация» («sex discrimination») и «половая дискриминация» («gender discrimination»). Второй из этих терминов употребляется для того, чтобы подчеркнуть
не только чисто биологической аспект пола (sex), но также
его общественно-политический характер (gender).[45] В силу этого сочетание
«гендерная дискриминация» также может рассматриваться в качестве
общественно-политической категории. Пол является «зафиксированным» свойством,
то есть, в принципе, не изменяющимся во времени, предопределенным в момент
рождения. Принятие особых ограничений только по поводу пола данного лица
представляется нарушением одного из фундаментальных принципов системы, согласно
которой «возлагаемые законом ограничения должны находиться в какой-то
взаимосвязи с персональной ответственностью»[46]
При
характеристике понятия «дискриминация в отношении женщин» выделяется три
аспекта[47]:
-
профессиональная сегрегация,
- неравная
оплата за труд равной ценности мужчин и женщин,
-“двойной
рабочий день”.
Первый
аспект заключается в том, что некоторые профессии считаются более «подходящими»
для трудящихся того или иного пола. При этом профессиональная сегрегация может
быть по горизонтали и по вертикали. В первом случае имеется в виду ограниченный
выбор сфер деятельности, где высока доля трудящихся женщин, по сравнению с
более широким диапазоном видов деятельности, где главным образом трудятся
мужчины. Во втором - сегрегация проявляется в невидимом барьере, который
препятствует женщинам занимать более высокие посты, связанные с большой
ответственностью и принятием важных решений.
Вопроса
равного вознаграждения за труд касается также Конвенция МОТ № 100 «О равном
вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», в соответствии с
которой ставки вознаграждения определяются без дискриминации по признакам пола.
Третий
аспект относиться к женщинам, занятым экономической деятельностью, а также
выполняющим семейные и домашние обязанности. Это приводит к неравенству в
распределении объема работы между полами, а также ограничивает возможность
женщин конкурировать на равных началах с мужчинами на рынке труда.
Данная
характеристика, как мне кажется, является своеобразной классификацией оснований
дискриминации женщин.
Н. Телевич
предлагает выделить два типа дискриминации: дискриминация, основанная на
предрассудках и статистическая дискриминация. [48]
К первой относится ситуация, когда мужчина-наниматель склонен отдать
предпочтение при выборе претендентов представителю своего пола. Этот выбор
может отражать как его собственные предрассудки, так и предубеждения других
работников или клиентов, предпочитающих иметь дело с
мужчиной.
Статистическая
дискриминация – это дискриминация на основе "накопленного опыта" или
статистических данных. Исходя из них, предприниматели считают, что женщины
меньше дорожат работой, чем мужчины, т.е. женщин-работников рассматривают не
индивидуально, а по общему гендерному признаку. При этом пол как бы передает
дополнительную информацию, поскольку труд женщины изначально считают менее
производительным.
К сожалению,
при анализе правовых документов и научных работ мне не удалось обнаружить
определения термина «гендерная дискриминация» или «дискриминация по признаку
пола», которое, по моему мнению, должно быть общим для мужчин и женщин. Чаще
всего, говоря о дискриминации по признаку пола, имеется в виду дискриминация в
отношении женщин. Я думаю, данный подход на уровне права не вполне корректен,
так как со временем подобная политика может создать ситуацию
законодательно-закрепленной «дискриминации наоборот». С этой точки зрения
представляется, что для достижения равноправия мужчин и женщин должен быть
создан более действенный механизм по достижению полового равноправия и контроля
за его соблюдением. Государствам следует прилагать усилия для искоренения
социальных, культурных и традиционных стереотипов о роли мужчины и женщины,
уделять большое внимание воспитанию и образованию своих граждан. Но в
законодательстве не могут (не должны) отражаться различные подходы к
регулированию отношений полов, устанавливаться какие-либо приоритеты. Иначе
говоря, законодательство должно быть сексуально нейтральным.
Наличие
большого числа международных актов, посвященных дискриминации женщин,
свидетельствует о наличии актуальных проблем в этой сфере и о том, что их
существование признается всем мировым сообществом. Проблеме дискриминации по
половому признаку посвящены Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин» 1979 года[49],
Конвенция МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной
ценности» 1951 года[50],
Конвенция МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для работников
мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями»[51]1981 года. Отдельные нормы о
равном обращении и равных возможностях мужчин и женщин без какой-либо
дискриминации по мотивам пола, а также о равных правах для лиц с семейными
обязанностями содержатся в Европейской социальной хартии 1989 года (ст. 4, 8,
20, 27 и др.)[52].
П.3 ст.37
Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого «на труд в
условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за
труд без какой бы то ни было дискриминации…». Тем самым в Конституции РФ
отражена основная идея ратифицированной нашей страной конвенции ООН 1979 года
«О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» - первого международного
документа по правам человека, закрепляющего в качестве норм международного
права стандарты правового статуса не только отдельно взятого человека и
гражданина, но и коллективные права женщин как особого социального слоя
населения.[53]
Как и всякий международный договор РФ, названная Конвенция имеет согласно ч.4
ст.15 Конституции РФ приоритет перед нормами национального законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|