Меню
Поиск



рефераты скачать Принцип запрещения дискриминации по признаку пола в сфере труда и занятий и его реализация в российс...

Анализируя ст.1 Конвенции МОТ № 111 и ст. 3 ТК РФ, С.П. Маврин определяет ряд различий в определениях дискриминации, даваемых российским законодателем и МОТ.

Во-первых, согласно ст. 3 ТК к дискриминации относятся лишь ограничения или преимущества в трудовых правах и свободах, тогда как по ст.1 Конвенции МОТ № 111 термин «дискриминация» охватывает своим содержанием всякое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к нарушению равенства возможностей либо обращения в области труда и занятий;

Во-вторых, перечень обстоятельств, способных служить основанием для дискриминации, согласно п/п  “a)” ст. 1 Конвенции МОТ № 111, дополнен ч.2 ст.3 ТК указанием на язык, имущественное, социальное положение и должностное положение, возраст и место жительства;

В-третьих, в соответствии с п/п “b)” Конвенции МОТ № 111 перечень обстоятельств, признаваемых основаниями дискриминации, может быть расширен государством-членом МОТ посредством консультаций с представительными организациями работодателей и трудящихся, о чем умалчивает ст. 3 ТК.

Согласно данным, опубликованным в Обзоре ежегодных докладов стран – участниц Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, почти все страны включают определение дискриминации в свое законодательство. [37] 

     В то же время нужно иметь в виду, что не все ограничения, предпочтения и различия имеют дискриминационный характер, а  только те, которые имеют «произвольный, усмотрительный характер, их причины необъяснимы, известны только тому, кто решает вопрос о введении неравенства»[38].

 Так, Конвенция № 111 исключает из понятия дискриминации:

1) любое различие, исключение или предпочтение, основанное на специфических требованиях, связанных с определенной работой (п.2 ст.1). К такого рода исключениям, в частности, можно отнести нормы ТК и иных федеральных законов, запрещающие прием на некоторые виды работ без предварительного медицинского освидетельствования, а также медицинское освидетельствование лиц, не достигших возраста 18 лет (ст. 69 ТК).

2) любые меры, направленные против лица, в отношении которого имеются обоснованные подозрения в деятельности, подрывающей безопасность государства, или которое фактически вовлечено в такую деятельность, не считаются дискриминацией при условии, что заинтересованное лицо имеет право обращения в компетентный орган, созданный в соответствии с национальной практикой (ст.4);

3) особые мероприятия по защите или помощи, предусмотренные в других принятых МОТ конвенциях и рекомендациях; к ним относятся меры социальной защиты, направленные на удовлетворение особых нужд лиц, которые по соображениям  пола, возраста, физической неполноценности, семейных обстоятельств, социального или культурного уровня признаются нуждающимися в особой защите или помощи (ст.5).

Аналогичным образом ч.3 ст.3 ТК РФ не рассматривает в качестве дискриминации установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду  труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Следовательно, Конвенция МОТ № 111 и ТК РФ не содержат серьезных противоречий в определении того, что не относиться к дискриминации.

Из материалов доклада МОТ «Равенство в сфере труда – веление времени»[39], следует, что не могут считаться дискриминационными различия в обращении и вознаграждении, если они основаны на различиях в производительности труда. Некоторые работники и определенные виды занятий отличаются большей, по сравнению с остальными, производительностью. Это объясняется уровнем умений, квалификации и способностей: чем он выше, тем выше трудовая отдача и трудовые достижения работника. Различное отношение, основанное на степени личных заслуг того или иного человека и достижений, таких как талант, знания, умения, не является дискриминацией.
Различное обращение, направленное на удовлетворение особых потребностей отдельных лиц при условии, что им обеспечены равные возможности, - не считается дискриминационным. Например, не может считаться дискриминацией обеспечение работника с ограниченной трудоспособностью соответствующими возможностями для трудовой деятельности или запрещение использовать труд беременных женщин на производстве с вредными условиями. Сюда же можно отнести и меры, направленные на предоставление помощи тем группам людей, которые в прошлом стали жертвами дискриминации или являются таковыми в настоящее время.

Применение Конвенций МОТ при формировании понятийного аппарата трудового права требует вдумчивого и кропотливого анализа международно-правовых норм, применения их с учетом особенностей нашей правовой системы, национальных обычаев и традиций. Специалисты (такие как С.А  Иванов[40], Н.А. Шептулина[41]), с одной стороны, предупреждают о недопустимости слепого копирования, «механического» переноса идей, моделей или норм о труде из одной правовой системы в другую, использования устаревших правовых конструкций, а с другой - предостерегают от неточного или вольного применения международных норм, от необоснованного сужения сферы их деятельности.

Из проведенного анализа понятия дискриминации в трудовом праве следует, что во всех предложенных дефинициях дискриминации используются такие термины, как ограничение, умаление, различие, неравенство и близкие по значению слова, которые выражают ее суть. Но определение дискриминации в трудовом праве прошло определенную эволюцию своего содержания. В современной интерпретации термин «дискриминация в области труда и занятий» стал пониматься, с одной стороны, более широко (отказ от перечисления конкретных оснований дискриминации), с другой стороны, более конкретно (сформулированы исключения из понятия дискриминации). Такой подход к определению дискриминации в сфере труда и занятий кажется наиболее приемлемым, так как многосложные, находящиеся в постоянном становлении общественные отношения могут  порождать новые основания для дискриминации. Следовательно, понятие дискриминации, закрепленное в законе должно потенциально включать в себя подобную возможность. Что касается законодательно прописанных ограничений, то они необходимы как для правильного толкования самого термина дискриминация, так и для расстановки акцентов, и в первую очередь, на приоритет социальной функции, выполняемой государством. Понятие, сформулированное в ст. 3 ТК РФ в целом соответствует определению дискриминации, изложенному в Конвенции МОТ № 111. Данный термин должен пониматься единообразно на всех уровнях правотворчества для соответствующего единообразного правоприменения.

§ 2. ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ (ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА) В ТРУДОВОМ ПРАВЕ

Во всех перечисленных выше международно-правовых и внутригосударственных актах закреплена совокупность прав, которыми могут пользоваться все люди, включая как мужчин, так и женщин. Так почему же перед международным сообществом встал вопрос именно о гендерной дискриминации? Еще при принятии в 1979 году Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин инициаторы ее разработки, отвечая на вопрос: "Почему же при наличии Международного билля о правах человека, где закреплена совокупность прав, которыми могут пользоваться все люди, включая женщин, стало необходимо принимать отдельный правовой документ о защите прав женщин?" - заявляли, что дополнительные средства защиты женщин в области прав человека признаны необходимыми, поскольку тот факт, что женщины являются равноправной частью "человечества", оказался недостаточным для обеспечения реальной защиты  их прав женщин. [42] Хотя в разные времена и в разных странах нарушения женских прав имели  различный характер, «у всех жертв таких нарушений один общий фактор риска – то, что они женщины».[43] Традиционно такую дискриминацию оправдывали «романтическим патернализмом»[44], который на практике не столь возводил женщину на пьедестал, сколь замыкал ее в клетке.

В связи с этим возникает еще один вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Если неукоснительно и формально следовать принципу равенства полов, то подобный вопрос с точки зрения права существовать не может. Права либо равны, либо нет. С другой стороны, констатируя отсутствие явной правовой дискриминации по признаку пола в законе, следует признать, что законодательно закрепленные гарантии реализуются на практике не в полной мере и что существует разница между юридическим и фактическим равноправием, между равенством прав и равенством возможностей. Именно в данном аспекте изложения проблемы возникает вопрос о пределах равенства полов. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда - временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним, если будет обеспечено правом. В соответствии с противоречием между равенством прав и равенством возможностей на законодательном уровне различных стран были сформированы противоположные позиции в области правотворчества. Первая позиция основана на философском утверждении, что женщины имеют те же возможности в обществе, что и мужчины, поэтому они имеют право самостоятельно определять и сферу деятельности, и образования. Этот подход отражается в формировании гендерно нейтрального законодательства (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). В Европейском же Союзе, в большей степени, действует политика покровительства, определяющая, например, невозможность использования женскоко труда в ночное время, в различных сферах деятельности. или осуществление льготного подхода к регулированию труда женщин.

Все эти вопросы являются предметом многих теоретических исследований. Необходимо отметить, что современная правовая доктрина оперирует в основном двумя терминами: «сексуальная дискриминация» («sex discrimination») и «половая дискриминация» («gender discrimination»). Второй из этих терминов употребляется для того, чтобы подчеркнуть не только чисто биологической аспект пола (sex), но также его общественно-политический характер (gender).[45] В силу этого сочетание «гендерная дискриминация» также может рассматриваться в качестве общественно-политической категории. Пол является «зафиксированным» свойством, то есть, в принципе, не изменяющимся во времени, предопределенным в момент рождения. Принятие особых ограничений только по поводу пола данного лица представляется нарушением одного из фундаментальных принципов системы, согласно которой «возлагаемые законом ограничения должны находиться в какой-то взаимосвязи с персональной ответственностью»[46]

При характеристике понятия «дискриминация в отношении женщин» выделяется три аспекта[47]:

 - профессиональная сегрегация,

 - неравная оплата за труд равной ценности мужчин и женщин,

 -“двойной рабочий день”.

Первый аспект заключается в том, что некоторые профессии считаются более «подходящими» для трудящихся того или иного пола. При этом профессиональная сегрегация может быть по горизонтали и по вертикали. В первом случае имеется в виду ограниченный выбор сфер деятельности, где высока доля трудящихся женщин, по сравнению с более широким диапазоном видов деятельности, где главным образом трудятся мужчины. Во втором - сегрегация проявляется в невидимом барьере, который препятствует женщинам занимать более высокие посты, связанные с большой ответственностью и принятием важных решений.

Вопроса равного вознаграждения за труд касается также Конвенция МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», в соответствии с которой ставки вознаграждения определяются без дискриминации по признакам пола.

 Третий аспект относиться к женщинам, занятым экономической деятельностью, а также выполняющим семейные и домашние обязанности. Это приводит к неравенству в распределении объема работы между полами, а также ограничивает возможность женщин конкурировать на равных началах с мужчинами на рынке труда.

Данная характеристика, как мне кажется, является своеобразной классификацией оснований дискриминации женщин.

Н. Телевич предлагает выделить два типа дискриминации: дискриминация, основанная на предрассудках и статистическая дискриминация. [48] К первой относится ситуация, когда мужчина-наниматель склонен отдать предпочтение при выборе претендентов представителю своего пола. Этот выбор может отражать как его собственные предрассудки, так и предубеждения других работников или клиентов, предпочитающих иметь  дело  с   мужчиной.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Статистическая дискриминация – это дискриминация на основе "накопленного опыта" или статистических данных. Исходя из них,  предприниматели считают, что женщины меньше дорожат работой, чем мужчины, т.е. женщин-работников рассматривают не индивидуально, а по общему гендерному признаку. При этом пол как бы передает дополнительную информацию, поскольку труд женщины изначально считают менее производительным.

К сожалению, при анализе правовых документов и научных работ мне не удалось обнаружить определения термина «гендерная дискриминация» или «дискриминация по признаку пола», которое, по моему мнению, должно быть общим для мужчин и женщин. Чаще всего, говоря о дискриминации по признаку пола, имеется в виду дискриминация в отношении женщин. Я думаю, данный подход на уровне права не вполне корректен, так как со временем подобная политика может создать ситуацию законодательно-закрепленной «дискриминации наоборот». С этой точки зрения представляется, что для достижения равноправия мужчин и женщин должен быть создан более действенный механизм по достижению полового равноправия и контроля за его соблюдением. Государствам следует прилагать усилия для искоренения социальных, культурных и традиционных стереотипов о роли мужчины и женщины, уделять большое внимание воспитанию и образованию своих граждан. Но в законодательстве не могут (не должны) отражаться различные подходы к  регулированию отношений полов, устанавливаться какие-либо приоритеты. Иначе говоря, законодательство должно быть сексуально нейтральным.

Наличие большого числа международных актов, посвященных дискриминации женщин, свидетельствует о наличии актуальных проблем в этой сфере и о том, что их существование признается всем мировым сообществом. Проблеме дискриминации по половому признаку посвящены Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979 года[49], Конвенция МОТ  № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» 1951 года[50], Конвенция МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями»[51]1981 года. Отдельные нормы о равном обращении и равных возможностях мужчин и женщин без какой-либо дискриминации по мотивам пола, а также о равных правах для лиц с семейными обязанностями содержатся в Европейской социальной хартии 1989 года (ст. 4, 8, 20, 27 и др.)[52].

П.3 ст.37 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого «на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации…».  Тем самым в Конституции РФ отражена основная идея ратифицированной нашей страной конвенции ООН 1979 года «О ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин» - первого международного документа по правам человека,  закрепляющего в качестве норм международного права стандарты правового статуса не только отдельно взятого человека и гражданина, но и коллективные права женщин как особого социального слоя населения.[53] Как и всякий международный договор РФ, названная Конвенция имеет согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ приоритет перед нормами национального законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.