Принцип запрещения дискриминации по признаку пола в сфере труда и занятий и его реализация в российс...
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТРУДОВОГО
ПРАВА И ОХРАНЫ ТРУДА
ПРИНЦИП
ЗАПРЕЩЕНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА
В СФЕРЕ ТРУДА И
ЗАНЯТИЙ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпускная квалификационная работа
Научный руководитель:
Рецензент:
_________________
Работа допущена к защите__________
«___»__________2004г.
Санкт-Петербург
2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава I. ПРИНЦИП
ЗАПРЕЩЕНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ПОЛУ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТИЙ: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ... 6
§ 1.
ПОНЯТИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ. 12
§ 2.
ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ (ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА) В ТРУДОВОМ
ПРАВЕ. 21
Глава II. ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА И ФОРМЫ
ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ... 31
§ 1.
Дискриминация по признаку пола при найме на работу и увольнении. 34
§ 2.
Дискриминация по признаку пола в оплате труда. 43
§ 3.
Дискриминация работников с семейными обязанностями. 48
§ 4.
Профессиональная сегрегация.. 53
§ 5.
Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
Список
литературы. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ. 70
Ежедневно повсюду в мире дискриминация проявляется в той или иной
форме. Это явление противоречит извечным устремлениям человечества к свободе,
равенству, справедливости. Особенно болезненно воспринимается она в сфере
трудовых отношений, поскольку затрагиваются самые важные с точки зрения
удовлетворения физических и духовных потребностей права: право на равный доступ
к работе, на равное вознаграждение за равный труд, на равные шансы продвижения
по службе, на защиту от безработицы и т.д. Не случайно основные трудовые права
получили закрепление в Конституции РФ 1993 года (ст. 7, 30, 32, 34, 37, 39 и
др.).
Проблема гендерной дискриминации при трудоустройстве и увольнении,
право женщин на справедливую и равную оплату труда за равноценный труд по
сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда с учетом
репродуктивной функции женщин, а также экономических и социальных гарантий для
успешного сочетания профессиональных и семейных обязанностей остаются неизменно
актуальными во всем мире. В Российской Федерации, как и в любом другом
государстве, существуют серьезные препятствия на пути решения перечисленных
проблем, такие как экономические, юридические и психологические, связанные со
стереотипизацией статуса женщины в обществе. Вместе с тем рабочее место
представляет собой удобную отправную точку для освобождения общества от
дискриминации. Ликвидация дискриминации на производстве имеет существенное
значение для обеспечения того, чтобы провозглашенные ценности человеческого
достоинства и индивидуальных свобод, социальной справедливости и социального
согласия не стали пустым звуком.
Следует
обратить внимание и на то, что переход Российской Федерации к рыночным
отношениям повлек качественные перемены во всех сферах законодательства, в том
числе и в трудовом праве. Новые институты, претворяющие в жизнь идеи
правового и социального государства, постепенно становятся элементом нашей
правовой системы. Но для того, чтобы они не были инородным телом в системе
нашего законодательства, гармонично сочетались с нормами российского права,
вошли в наше правосознание, необходимо глубокое осмысление места этих норм в
правовой системе, их значения. «Десятилетия господства марксистской догмы с вписанным
в ее принципы пренебрежением и даже презрением к гражданским правам оставили
наследство, которое очень трудно преодолеть».[1]
Это требует от законодателя создания таких условий, в которых права работников
будут достойным образом защищены.
Значимость
выбранной мной темы я вижу в наличии проблемы, которая заключена в глубоком
противоречии, сложившимся между формальным курсом на демократизацию российского
общества, на претворение в жизнь конституционного принципа "равных прав и
возможностей" полов и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и
занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни.
Наличие
перечисленных проблем и необходимость поиска новых подходов и норм для
регулирования проявлений дискриминации по признаку пола в сфере труда
обусловили выбор данной темы для проведенных исследований в рамках дипломной
работы.
Нормативной
базой проведенного исследования является действующее законодательство РФ, а
также зарубежное и международное законодательство в сфере труда и занятий.
Отсутствие национальных традиций и опыта в регулировании трудовых отношений в
условиях рыночной экономики требует обращения к опыту зарубежных демократических
стран, имеющих широкую правовую базу и соответствующие наработки в этой
области.
Теоретическую
базу проведенного исследования составили работы отечественных и зарубежных
авторов. Особое внимание уделено исследованию и сопоставлению наиболее
противоречивых взглядов авторов на ту или иную проблему.
Вопреки
мнению некоторых авторов, нельзя согласиться с тем, что в нашей стране трудовая
дискриминация никогда прежде не изучалась и не анализировалась.[2] Разумеется, исследования носили
менее радикальный характер и проводились совсем в иных масштабах, что, впрочем,
не удивительно: разве могла существовать подобная дискриминация при социализме
с точки зрения господствующей идеологии. Но наука развивается не на пустом
месте. Различные аспекты дискриминации женщин (в доперестроечный период вместо
этого понятия обычно использовали его "вазелиновый" аналог -
"ущемление"[3])
изучались главным образом экономистами, юристами, историками, философами и
психологами. В связи с этим нельзя не отметить работы профессора Московского
университета и преподавателя Высших женских курсов В.М. Хвостова "Женщина
накануне новой эпохи" (1905), Н.К. Крупской "Женщина -
работница" (1901), А.М. Коллонтай "Социальные основы женского
вопроса" (1909). В советское время экономические аспекты нарушения прав
женщин в сфере труда изучались интенсивно и многообразно. Более двух третей
всех изданных по "женскому вопросу" до 1993 года научных трудов
посвящены именно производственной сфере деятельности женщин, сочетанию их
семейных и профессиональных обязанностей. Это работы А.Г. Харчева и С.И. Голода[4], Э. С. Новиковой[5], В. С. Языковой, 3. Л. Янковой,
Г.А. Машкиной, Е.В. Груздевой, Э.С. Чертихиной, А.З. Котляр[6], З.А. Хоткиной, Н.М.
Римашевской, Л.С. Ржанициной, Т.П. Сидоровой и многих других.
Правовой
подход к анализу ущемления прав женщин в сфере труда и производства дан в
работах С.В. Полениной. В настоящее время перспективным, как мне кажется,
является социогендерный подход, эмпирическую базу которого составляют
результаты конкретных социологических исследований. Это направление научного
анализа отражено в работах Г. Г. Силласте, В.В. Бодровой, Е. А. Здравомысловой[7].
За рубежом
дискриминация на рынке труда давно является объектом пристального внимания
исследователей; этой проблеме посвящены тысячи публикаций; «она изучается
студентами всех зарубежных вузов в рамках учебного курса «Экономика труда» (labor
economics)»[8].
В подготовке над дипломом были использованы труды Х. Кэй, Ш. Банч, С.
Франковски и др.
Эмпирическая
база данной работы состоит из материалов прокурорской практики.
Данная
работа посвящена вопросам, связанным с определением понятия дискриминации по
признаку пола в связи с отсутствием в национальном законодательстве данной
дефиниции, с видами дискриминации по признаку пола и формами ее преодоления. В
работе дана попытка выявить пробелы в законодательстве о труде, определить
степень соответствия действующего законодательства, регулирующего трудовые
отношения, политике равных прав и равных возможностей женщин и мужчин, а так же
выработать некоторые рекомендации по изменению правовых норм в целях
недопущения дискриминации по полу, содействия решению существующих гендерных
проблем в сфере труда и занятий.
Глава
I. ПРИНЦИП ЗАПРЕЩЕНИЯ
ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ПОЛУ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
"Социальный
прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к
свободе, а падение социального строя совершается пропорционально уменьшению
свободы женщин"[9].
Франсуа
Мари Шарль Фурье (1808 г.)
Запрещение
дискриминации вытекает из принципа равенства граждан. Суть равноправия состоит
в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в
чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых,
недоступных сфер умственного и физического труда. Так же равенство
подразумевает под собой принцип равной защиты со стороны государства. Ни один
закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту
или иную профессию. Ее святое право – полная свобода личного выбора видов и
форм деятельности для ее самореализации.
Но вопреки
этому дискриминация по признаку пола существует, и ее истоки следует искать в
глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное
положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том,
является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на
неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских
трудах древнего мира. Чувство мужского превосходства над женщиной Сократ
выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не
дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина"[10].
В течение
длительных исторических периодов одним из оснований формирования гендерных
ролей выступало разделение труда по признаку пола (критерий - биологическая
способность женщин к деторождению). В современном мире роли несколько
сместились, но тем не менее традиционная гендерная идеология и традиционные
гендерные роли сохраняются: от женщин по-прежнему требуется концентрация в
частной (домашней) сфере, а от мужчин - преуспевание в общественной (трудовой).
Поиски социального равенства мужчин и женщин шли через отвоевывание прав – «на
труд рядом с мужчинами; на образование (доступ к женскому образованию был
открыт в конце 19 века), на участие в выборах (суфражистки в начале 20 века
полагали, что это им автоматически откроет пути к власти, руководящим постам)».[11] Ирина Мужчинина,
координатор программ в области культуры и искусства, член ассоциации клубов
ЮНЕСКО, считает, что каждое отвоеванное право было не только победой, но и
поражением, так как фактически, приобретая права, женщина приобретала
дополнительные обязанности, не меняя ее второстепенного положения в обществе.[12] Представление о том, что
забота женщины - дом, семья, дети, достаточно долго владела умами наших
предков, это стало нормой общественной жизни, параллельно этому укреплялось
сознание того, что представительницы "слабого пола" не могут и не
должны материально обеспечивать себя и свои семьи. Женщины были достаточно
загружены домашними делами и у них не было потребности в занятости вне дома.
«Существовавшая в то время экономическая система могла позволить своим гражданам
осуществлять традиционную иерархию в семье (мужчина - добытчик, женщина –
хранительница очага)» [13].
В
патриархальном российском обществе в женщине общественными институтами
развивали те способности, которые позволяли ей успешно справляться с кругом
домашних дел (способность к коммуникации, регулирование отношений между членами
семьи и обслуживающим их персоналом, обслуживание семьи в пище, одежде, жилище,
воспитание детей и контроль за их помыслами и поступками, поддержание
стабильности в сознании и поведении подрастающего поколения). Эти устои
поддерживались вплоть до 19 века, они во многом определили дальнейшее развитие
женской ориентации в последующие годы.
Следующая
стадия исторического развития расширила мир женщины. В ее орбиту вошла работа
вне семьи. Содержание деятельности не особенно отличалось от домашней работы,
но форма деятельности стала иной - женщина продавала свой труд, получая за это
вознаграждение. С одной стороны, женщина получила известную автономию - от
мужчин, а с другой - становилась объектом сверхэксплуатации на производстве.
Свобода женщины заключалась в том, что к домашним обязанностям женщины
добавились обязанности на производстве. «Занятость женщины могла
рассматриваться как эксплуатация еще и потому, что вознаграждение за труд было
мизерным и отличалось от заработков мужчин»[14].
В советский
период нашей истории была достигнута практически всеобщая занятость женщин (92%
от общего количества трудоспособного женского населения страны были заняты либо
работой, либо учебой)[15].
Но всеобщая занятость женщин создавала лишь иллюзию их равенства с мужчинами.
Это становиться очевидным, если учесть, что в советский период – время
повсеместного и жесткого контроля – все же начали создаваться первые
феминистические организации. Известная писательница и драматург Мария Арбатова
в интервью журналу «Правозащитник» говорит о том, что «в 70-е годы было одно
феминистское движение в Ленинграде - "Мария", и трех его
женщин-руководительниц выслали мгновенно на Запад. С ними поступили жестче, чем
с диссидентами…Это была первая феминистическая организация»[16]. Следовательно, ни о каком
равенстве не могло быть и речи. Женская рабочая сила концентрировалась в
феминизированных отраслях народного хозяйства, где условия труда были хуже, а
заработная плата на 1/3 ниже по сравнению с другими отраслями. Миллионы женщин
были заняты на вредных производствах и занимались малоквалифицированным не престижным
трудом, который также оплачивался невысоко. За одинаковую работу мужчины и
женщины получали одинаковую зарплату, одинаковую плату. Однако женский труд
ценился гораздо ниже, чем мужской. Считалось, что мужчина должен содержать свою
семью и его зарплата должна включать расходы на иждивенцев. Поэтому в
феминизированных отраслях оплата труда была ниже по сравнению с мужскими
отраслями. При этом незыблемым оставалось правило – «в профессиональной сфере
женщины занимали в основном должности исполнительского плана, в сфере
преимущественно физического труда - ниши неквалифицированной и мало
оплачиваемой занятости».[17]
Сегодня в
России сложилась совершенно иная экономическая ситуация, для выживания в которой
необходимы условия, такие, как: высокий уровень современных знаний, наличие
капитала, управленческие навыки работы, умение считать в свою пользу. По мнению
Ирины Мужчининой, «женщины практически не соответствуют данной схеме.
Во-первых, социальное положение женщин на старте реформ не позволило им обрести
необходимый для соревнования в бизнесе капитал. Во-вторых, положение женщин в
управленческой иерархии социалистического производства не способствовало
составлению необходимого управленческого опыта. В-третьих, для женщин
характерна законопослушность, следствием проявления которой именно
женщины-предприниматели стали самыми добросовестными плательщиками налогов, что
многих из них привело к банкротству»[18].
Плюс ко всему, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую,
исключительную злободневность в связи с распадом социалистического
общественного строя, сменой всего социально-экономического уклада и фактической
ликвидацией социальных гарантий для семьи, детей, женщин.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|