Меню
Поиск



рефераты скачать Политэкономия

ВП - взаимопогашаемые платежи;

О - число оборотов одноименных денежных единиц.

Д = (300 - 80 +30 - 40) / 30 = 7 тыс. ден. единиц - необходимо для обращения.


Задача 1.

Сумма цен товаров находящихся, в обращении, - 500 тыс. ден. единиц, сумма цен товаров, проданных в кредит - 120 тыс.ден.единиц, сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил, - 60 тыс.ден.единиц, взаимопогашаемые платежи - 40 тыс.ден.единиц. Одна денежная единица совершает 20 оборотов в год. Определить количество денег, необходимых для обращения.

Задача 2.

Сумма цен товаров, находящихся в обращении, - 500 тыс. ден. единиц, сумма цен товаров, проданных в кредит, - 120 тыс.ден.единиц, сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил, - 60 тыс.ден.единиц, взаимопогашаемые платежи - 40 тыс.ден.единиц. Одна денежная единица совершает 20 оборотов в год. Определить количество денег, необходимых для обращения.

Задача 3.

Сумма цен товаров, находящихся в обращении, - 460 тыс. ден. единиц, сумма цен товаров, проданных в кредит, - 80 тыс.ден.единиц, сумма цен товаров срок уплаты по которым наступил, - 40 тыс.ден.единиц, взаимопогашаемые платежи - 60 тыс.ден.единиц. Одна денежная единица совершает 18 оборотов в год. Определить количество денег, необходимых для обращения.


Тесты для самопроверки знаний


1.       Деньги - это:

А) стоимость товара, выраженная в другом товаре;

Б) стоимость товара, выраженная в затратах труда;

В) всеобщий эквивалент товара.

2.       Функция денег как мера стоимости - это:

А) цена товара, выраженная в деньгах;

Б) цена труда при производстве товара;

В) "масштаб цен", с помощью которого определяют стоимость товаров и услуг.

3.       Инфляция - это:

А) снижение покупательной способности денег;

Б) увеличение товарной массы;

В) снижение объема производства.

4.       "Скрытая" форма инфляции - это:

а) незначительный рост цен;

б) снижение покупательной способности населения;

в) дефицит товаров.

5.       Какие внешние признаки инфляции в экономике вы знаете?

А) растет цена рабочей силы, снижается предложение товаров;

Б) растут цены на товары, падает реальная заработная плата;

В) снижаются цены на товары;

Г) растут реальные доходы населения.

6.       Какая функция денег возникла как следствие кредитных отношений?

А) средство обращения;

Б) средство платежа;

В) средство накопления.

7.       С какой функцией денег связано появление неразменных на золото денежных знаков:

А) средство обращения;

Б) средство платежа;

В) средство накопления.

Rep.!

Деньги

Функции денег

Средство обращения

Мера стоимости

Средство сбережения

Золотой стандарт

Инфляция

ТЕМА 7. Рынок: сущность, функции и условия формирования


Программная аннотация

Институциональные основы рыночной экономики.

Экономические и социальные условия формирования и становления рынка.

Рыночные отношения, их субъекты и объекты. Определение рынка: альтернативные теории.

Спрос и предложение как неотъемлемые элементы рынка. Рыночное равновесие. Затоваривание и дефицит как свидетельства нарушения рыночного равновесия. Рыночная цена: механизм формирования и функции.

Функции рынка. Роль рынка в общественном производстве. Негативные и позитивные элементы рыночных связей и отношений. Особенности рыночных отношений в Украине.

Конкуренция и ее сущность. Место конкуренции в рыночной экономике. Функции и формы конкуренции. Конкуренция и монополия. Монополии, созданные государством. Естественные монополии. Монопольная цена. Антимонопольное законодательство и практика.

Модели рыночной экономики. Характеристика американской, японской, немецкой, шведской, французской, китайской моделей. Использование мирового опыта функционирования рынка в экономической жизни Украины

Опорный конспект


Рынок, его сущность и функции


Рынок - это обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Рынок - это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных функций.

1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей ( продавцов) и потребителей товаров , предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.

2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

3. Информирующая функция рынка. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.

4. Регулирующая функция действует через тот же механизм свободных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами ( недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет.

5. Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены "вознаграждают" дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.

 6. Санирующая функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной "борьбе" и "наказываются" банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе "О природе и причине богатства народа" в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Адам Смит называл рынок «невидимой рукой». Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах К.Маркса "Капитал", Ленина "По поводу так называемого вопроса о рынке" и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок как одну из форм спонтанного социального порядка.

Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

что производить;

как производить;

для кого производить.

В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие, необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.

В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.

Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:

закон стоимости;

спроса и предложения;

закон о денежном обращении.

Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.

Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.

Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.


Рыночный механизм и его функционирование


Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Предложение - это масса товаров и услуг, которые предлагаются для реализации.

Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения, с понижением цен сокращается также и предложение.

Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода цен.

Что влияет на изменение спроса:

- изменение потребительского вкуса

- изменение числа покупателей

- изменение дохода покупателей

- изменение цены на сопряженные товары

Эластичность- важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов

( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное отношение снижения цен.

Факторы, влияющие на эластичность:

-        наличие хороших заменителей товаров;

-        удельный вес в бюджете потребителя;

-        размер дохода;

-        качество товаров;

-        размеры запаса.

Цена равновесия - цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке, то есть количество товара, которое хотят купить потребители, соответствующее количеству товара, предлагаемого производителем.

Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.


Конкуренция и монополия в рыночной системе

Слово конкуренция в переводе с латинского означает столкновение, состязание. В переводе на экономический язык, конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции- товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

В зависимости от социально-экономических отношений, сложившихся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развивается несколько основных видов конкуренции:

-        простых товаропроизводителей;

-        единоличных капиталов:

-        монополий:

-        национальных капиталов;

-        интернациональных капиталов.

Для бывших социалистических стран с развитыми рыночными отношениями характерны такие виды:

-        между индивидуальными изготовителями товаров:

-        между крупными товаропроизводителями (государственными и коллективными предприятиями, акционерными обществами) стремящимися получить максимальную прибыль;

-        между региональными экономическими образованиями;

-        между предприятиями СНГ;

Монополия ( в переводе с лат. "моно" - один, "полео" - продаю) - господство на рынке одной фирмы. Если 1/3 рынка занимает 1 фирма - рынок монопольный, 60% - абсолютно монопольный рынок.

Виды монополий: абсолютная и чистая. Формы: естественная, техническая, экономическая, административная. Виды монополистических объединений: ПУЛ, РИНГ, КАРТЕЛЬ, СИНДИКАТ, ТРЕСТ, КОНЦЕРН.

Традиционным субъектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т.п. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов регулирования деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации.


Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

1.       Рынок как экономическая категория.

2.       Основные характеристики и функции рынка.

3.       Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

4.       Конкуренция и монополия.


Термины и понятия


Рынок, спрос, предложение, рыночное равновесие, закон спроса, закон предложения, равновесная цена, конкуренция, монополия.


Темы рефератов


·        Исторический процесс формирования и развития рынка.

·        Экономический механизм спроса и предложения.

·        "Теневой рынок" как фактор нарушения рыночного равновесия.

·        Формы монополий и их эволюция.


Авторитетное мнение!

"Ни одно правительство не может быть мудрее рынка".

П.Самуэльсон " Экономикс"

Цитата!

" Даже из попугая можно сделать образованного политэконома - все, что он должен выучить, - это лишь два слова: "спрос" и "предложение".

( П.Самуэльсон. "Экономикс")


Загляни в словарь!

- Рынок

- Спрос

- Предложение

- Ценообразующая функция

- Регулирующая функция

- Санирующая функция


Авторитетное мнение

"Великолепное достоинство рынка состоит в том, что он сам себя охраняет. Если цены на товары или некоторые виды платежей отклоняются от предписанных обществом уровней, рынок приводит в движение силы, которые возвращают их на этот уровень. Таким образом, возникает любопытный парадокс: рынок, который символизирует вершину индивидуальной экономической свободы, выступает строжайшим надзирателем за всеми."

Heilbroner R..L. The Wordly Philosophers.


? Подумай и ответь!


1.       Опишите основные типы рыночных отношений, возникших в различные периоды развития товарно-рыночного хозяйства.

2.       Покажите значение рыночной системы для современной экономики.

3.       Объясните, что такое рынок как социальный институт.

4.       Что Вы понимаете под функциями рынка? Дайте краткую информацию по этому вопросу.

5.       Издавна в пословицах и поговорках нашего народа состояние рынка оценивалось следующим образом: " товар нынче в цене", " и товар по цене, и цена по товару", " и товар хорош, и цена весела".

Объясните, с помощью какого, образно говоря, " барометра" оценивается состояние "погоды" на рынке.

Уточните, как в зависимости от показаний "барометра" чувствуют себя продавцы и покупатели.

6.       Объясните, что такое спрос на товары. Можно ли спросом считать потребность людей в товарах и услугах?

7.       Поясните, что означает предложение товаров на рынке.

8.       Что такое равновесная цена и равновесное количество продукта?

9.       Когда на рынке возникают такие явления как избыток и дефицит товаров? Как они определяются?

10. Кроме экономических условий деятельности рынка, какие еще условия необходимы?

11. Назовите и охарактеризуйте основные группы участников свободной конкуренции.

12. Насколько реальной является совершенная конкуренция? Существуют ли сейчас рынки совершенной конкуренции?

13. Свободная конкуренция вызывает неоднозначные оценки ее роли в развитии рынка. Одни экономисты высказывают доводы в пользу всемерного развития рыночной состязательности, другие - указывают на отрицательные последствия соперничества товаропроизводителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.