Меню
Поиск



рефераты скачать Политэкономия

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы - это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:

1. Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?

3. Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?

Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики.


Государственное регулирование экономики и основные экономические функции государства


Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи:

- стимулирование экономического роста;

- регулирование занятости;

- поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональных структурах;

- поддержка экспорта и т.д.

Важна роль ГРЭ в бывших социалистических странах, при переходе от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социальной экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдельном будущем.

Основные объекты ГРЭ:

- экономический цикл;

- секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены;

- НИОКР;

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи.

 Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост зарплаты и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Цели ГРЭ:

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация ГРЭ к изменяющимся условиям.

Средства государственного регулирования экономики:

1. Административные. Не связанные с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

2. Экономические средства ГРЭ подразделяют на:

1) средства денежно-кредитной политики -

- регулирование учетной ставки;

- установление и изменение размеров минимальных резервов;

- операции государственных учреждений на рынке ЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение;

2) средства бюджетной политики: это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Изменение налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.


Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

1.       Государство как субъект экономических отношений.

2.       Предпринимательство в государственном секторе.

3.       Экономические функции государства.


Термины и понятия


Государство, функции государства, политика государства, антимонопольная политика, правовая база, государственное предпринимательство, государственное регулирование экономики (ГРЭ).


Темы рефератов


·        Косвенные методы регулирования экономических процессов.

·        Возможности и масштабы регулирования развития переходной экономики Украины.

·        Опыт государственного регулирования экономических процессов в развитых странах мира.

Это интересно!

Платон писал : " Там, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".

                                                Прокомментируйте мысли Платона.


Авторитетное мнение!

" Новый курс" президента США Ф.Рузвельта.

Во время глубоко потрясшего США в 1929 - 1933 гг. экономического кризиса и длительной депрессии государство взяло на себя все бремя ответственности за выход из пропасти. Избранный в 1932 году президентом США Франклин Рузвельт получил полномочия для проведения " нового курса" экономической политики. Этот курс включал разнообразные меры государственного регулирования экономики.

Что Вам известно о чрезвычайных мерах государственного управления, с помощью которых Рузвельт вывел страну из хозяйственного упадка?


В. Леонтьев об опыте управления экономикой государства.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Василий Леонтьев (США) при разъяснении студентам, как действует национальная экономики, сравнил ее с яхтой, находящейся в море. " Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер - это заинтересованность. Руль - государственное регулирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполняет ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги. Я думаю, что наиболее правильно поступают в Японии. У них есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие в лучшем направлении.

Прав ли , на Ваш взгляд, В. Леонтьев?

? Подумай и ответь!


1.       В чем проявился крах механизма рыночного саморегулирования в 20-30 -х годах 20 века?

2.       Перечислите положительные и отрицательные качества рыночного регулирования.

3.       Постарайтесь раскрыть основные признаки государственного регулятора экономики.

4.       В чем состоят положительные черты государственного регулирования экономики?

5.       Сравнение государственного регулятора с рыночным позволяет выделить не только преимущества вмешательства государства в экономику, но и недостатки. В чем же состоят такие недостатки?

6.       Выскажите свое мнение:

Главная задача государства - создать правила игры и следить за их выполнением.

7.       Что Вы понимаете под экономической политикой государства?

8.       В чем состоят цель, средства и формы государственного регулирования?

9.       Перечислите методы управления экономикой и дайте им краткую характеристику.

10. Какими на, Ваш взгляд, должны быть масштабы государственного регулирования переходной экономики Украины?


Тесты для самопроверки знаний


1.       К прямым методам государственного регулирования относят:

А) определение приоритетов макроэкономического развития;

Б) установление законов и регулирование государственных расходов;

В) фискальную и денежную политику.

2.       Роль государства в странах с переходной экономикой:

А) возрастает;

Б) снижается;

В) остается неизменной.

3.       К функциям государства в рыночной экономике не относится:

А) законотворческая деятельность;

Б) поддержание конкурентной среды;

В) установление цен на продукцию частного сектора;

Г) антициклическое регулирование экономики.

4.       Государственное регулирование экономики с помощью кейнсианских методов - это:

А) осуществление социальной политики и снижение уровня безработицы;

Б) увеличение совокупного спроса за счет государственных расходов;

В) увеличение инвестиций за счет снижения резервной ставки.

ТЕМА 14. Формы общественного продукта в процессе воспроизводства


Программная аннотация


Общественный продукт и его формы. Методы вычисления общественного продукта. Методологические аспекты системы национальных расчетов.

Валовой внутренний продукт, его сущность и воспроизводственная структура. Валовой национальный продукт. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Концепции национального дохода.

Производительность общественного труда и ее роль в процессе воспроизводства.

Сущность и виды экономического воспроизводства: простое и расширенное. Кругооборот доходов, ресурсов и продукта в процессе воспроизводства. Воспроизводство всех элементов экономической системы.

Теневой сектор в экономическом воспроизводстве. Масштабы и особенности теневой экономики в Украине.

Национальное богатство и его структура. Природное богатство. Проблемы расширенного воспроизводства богатства и пути разрешения экологических проблем.

Сущность распределения национального дохода. Объективные основы формирования доходов населения. Дифференциация доходов населения. Граница бедности: абсолютная и относительная. Проблемы бедных и богатых в Украине.

Необходимость перераспределения национального дохода и доходов населения. Налоги и социальные выплаты. Роль государственного бюджета в перераспределении национального дохода.

Потребление и сбережения. Доходы населения и потребление. Склонность к потреблению и сбережению.

Опорный конспект


Сущность и виды общественного воспроизводства


Жизнедеятельность человеческого общества непрерывна и бесконечна. Таковым же является и общественное производство. Люди не могут прекратить производство, поскольку они не могут прекратить потребление. Производство, выступающее как непрерывный процесс его возобновления, повторения и продолжения, и представляет собой воспроизводство.


Различается простое и расширенное воспроизводство.


Простое воспроизводство характеризуется возобновлением производства в прежних масштабах и на прежнем научно-техническом уровне. Поступательному развитию общества присуще расширенное воспроизводство, которое характеризуется возрастанием объема производства, СОП, ВНП, НД, НБ и ростом жизненного уровня населения.

Простое воспроизводство - это исходный пункт и составная часть расширенного воспроизводства. Докапиталистическим формациям в основном было присуще простое воспроизводство. В последующих господствует расширенное воспроизводство, но на его общем фоне известны кризисные спады производства (стагнации). (Кризис - от греч. тяжелое, переходное состояние; стагнация - с лат. застой, топтание на месте). Первым признаком кризиса административно-командной системы хозяйствования в бывшем СССР является стагнация в экономике, началась в 80-е гг., а с 90г. началось кризисное падение производства.

Общественный продукт и его структура


Валовой общественный продукт (ВОП), Совокупный общественный продукт (СОП). Годовым результатом производственной деятельности отдельного предприятия является какая-то масса конкретной продукции. Она измеряется в натуральном и стоимостном выражениях, и представляет собой валовую продукцию предприятия.

Результатом совокупного материального производства в стране является ВОП или СОП. Как ВОП - сумма валовой продукции в денежном выражении, так СОП - сумма цен всех материальных благ и услуг, созданных в обществе за определенный промежуток времени (год). СОП не характеризует конечной результативности функционирования материального производства, т.к. содержит в себе промежуточный продукт. Конечную результативность функционирования материального производства характеризует Конечный общественный продукт (КОП).

Продукция всех добывающих и части перерабатывающих предприятий с позиции всего общественного производства выступает в качестве сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Эта продукция подлежит дальнейшему производственному потреблению на др. предприятиях и образует промежуточный продукт сферы материального производства. Стоимость всех производительно потребляемых элементов промежуточного продукта входит в стоимость полностью законченных производством или конечных продуктов. Поэтому промежуточный продукт повторно, а зачастую и по несколько раз отражается и учитывается в составе СОП. СОП, таким образом, содержит в себе повторный счет не полностью законченного производством промежуточного продукта.

КОП и чистый продукт (ЧП). Полностью законченная производством продукция образует КОП - это вся созданная в данном году масса предметов потребления и средств труда. КОП - это часть СОП, которая остается за исключением из него промежуточного продукта ( за исключением всех производимых и употребленных продуктов труда за год). Все элементы КОП выпускаются только той частью перерабатывающих предприятий, которые завершают производственно- технологические циклы по созданию предметов потребления и средств труда. Участвуют в создании каждого КОП все: и добывающие и перерабатывающие предприятия соответствующих технологических цепочек. Каждое из этих предприятий повышает степень готовности будущего такого продукта и соответственно наращивает его стоимость, в результате использования живого труда своих работников и соответствующих средств труда. Участие каждого предприятия в создании каждого КОП измеряется его добавленной стоимостью, создаваемой его живым трудом и с потребляемых средств труда. КОП аккумулирует в себе все годовые затраты живого труда (животного труда) и стоимость износа средств труда, в связи с его созданием. Следовательно известную часть прошлого труда составляет труд, который воплощен ранее в каких-либо материальных благах.

За исключением из КОП затрат осуществленного труда прошлых лет получается ЧП материального производства. Эта часть прошлого труда должна быть возвращена в производство на восстановление износа средств труда. ЧП - результат функционирования только живого труда в данном году. Он представлен всей совокупностью созданных в данном году предметов потребления и материальных услуг и той частью средств труда, которая используется на расширение производства.

ВНП, ВВП, НД. ВНП - показатели, характеризующие результативность всего общественного производства. Это также ЧНП или НД.

Валовой национальный продукт (ВНП) и Валовой внутренний продукт (ВВП) отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального производства и услуг. Оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года).

Различия между ВНП и ВВП:

- ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.