2) материальной основой
жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен с природой; они не могут
прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут
по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно
манипулировать объемами и видами производства.
Экономические
законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития
общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей
их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются
демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют
общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими
экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в
их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их
деятельности. Познавая экономические законы и осуществляя свою деятельность в
их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же
вразрез с ними деятельность приносит трудности.
Всякая
отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества
изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономической науке являются
экономические категории.
Экономическая
категория - научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно
характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений. Экономические
категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они
являются.
Функции
политэкономии
ПЭ изучает
отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в экономической
деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее
функциями.
ПЭ как одна
из отраслей научного знания, выполняет:
1) познавательную функцию. Ею
ПЭ обеспечивает накопление научных знаний, наращивание интеллектуального
потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных
законов экономического развития общества, силой научного предвидения.
2) методологическую - ПЭ
изучает производственно-хозяйственные отношения людей в глубинной их сущности.
Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экономических
наук. Это своего рода экономическая философия.
3) практическую - ПЭ -
теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На
основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы
государственного управления, фирмы определяют свои программные цели,
экономическую стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экономического
потенциала.
4) идеологическую - ПЭ
формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной
основой формирования экономического и политического мышления.
Вопросы
для подготовки к семинарскому занятию:
1. Возникновение и
основные этапы развития политической экономии.
2. Предмет и метод
политической экономии.
3. Законы, принципы и
категории политической экономии.
4. Функции политической
экономии. Место политической экономии в системе экономических наук.
Термины
и понятия
Политическая
экономия, экономические науки, меркантилизм, физиократы, утопический социализм,
марксизм, экономические законы, категории, методология, анализ, синтез, научная
абстракция, индукция ,
дедукция,
экономическая политика, микроэкономика, макроэкономика.
Темы
рефератов
· Трактовки предмета
политической экономии различными школами экономистов.
· Экономические теории
Древнего Мира.
· Развитие отечественной
политэкономии.
· Лауреаты Нобелевской
премии в области экономики.
· Значение
политической экономии для современных социально-экономических преобразований в
Украине.
Это
интересно!
Лауреат Нобелевской
премии, основатель квантовой физики Макс Планк однажды скромно заявил: " Я
начинал свою деятельность как экономист, но потом оставил эту профессию, потому
что она очень трудна".
Когда об этом
рассказали основателю современной математической логики Бертрану Расселу, он
заметил: "Это странно. Я бросил экономическую теорию из-за того, что она
слишком проста".
Каково ваше
мнение, по этому вопросу?
Цитата
Что касается
экономики, то каждый уже с детства кое - что знает о ней.
Поль
Самуэльсон, экономист, Нобелевский лауреат.
Загляни в словарь!
Гипотеза
Теория
Доктрина
Метод
? Подумай
и ответь
1. Зачем нужна
экономическая наука обществу?
2. Как определяют
предмет политической экономии различные школы экономистов?
3. В чем суть отличий
политической экономии от других экономических наук?
4. Подчеркните в приведенном
списке абстрактные понятия:
· Потребность, цена
товара 19 грн.,
· студент Петров,
· зарплата,
· деньги,
· успеваемость,
· учебное пособие по
экономике,
· оценка по логике,
· американский доллар.
5. По названиям книг
определите, к каким уровням (макро- или микроэкономика) они относятся:
· Дж.Кейнс "
Общая теория занятости, процента и денег"
· В.Александров "
Налогообложение прибыли предприятий"
· А.Смит "
Исследование о природе и причинах богатства народов"
· У.Петти "
Трактат о налогах и сборах"
· Ф.Феттер "
Капитал, процент и рента"
6. Как Вы думаете, для
чего люди должны изучать экономические законы?
7. Запишите в конспекте
фамилии наиболее известных экономистов и попытайтесь обосновать их персональный
вклад в развитие экономической науки.
ТЕСТЫ для
самопроверки знаний
1. Какая из школ
экономической теории была исторически первой:
А) марксизм;
Б) меркантилизм;
В) кейнсианство;
Г) классическая
политэкономия.
2. В чем заключается
единство законов природы и общества:
а) носят объективный
характер;
б) не зависят от деятельности
людей;
в) являются вечными.
3. Когда возникла
экономическая наука как самостоятельная область знаний:
А) в древнем мире;
Б) в период становления
капитализма.
4. Каков прямой
результат познавательной функции политэкономии:
А) определение экономических
законов, принципов и моделей;
Б) сбор эмпирических данных о
хозяйственной жизни;
В) выработка экономической
политики.
5. Можно ли изменять
экономические законы так же, как юридические:
А) можно;
Б) экономические законы
объективны.
6. Может ли правильная
теория стать ошибочной:
А) да, если изменилась
отражаемая ею действительность;
Б) нет, так как истина
абсолютна.
7. Почему практика
является критерием истины:
А) она доказывает верность
теоретических положений в каждом акте практических действий;
Б) она удостоверяет их
правомерность лишь в качестве тенденций.
8. В чем состоит
экономическая свобода:
А) в следовании требованиям
экономических законов;
Б) в независимости поведения
от их требований.
9. Препятствует ли
идеологическая функция политэкономии реализации других ее функций:
А) нет, если идеологическая
функция не доминирует над другими;
Б) да, когда она другие
подавляет;
В) идеологическая функция
нейтральна к осуществлению других функций политэкономии.
10. Можно ли нарушать экономические
законы:
А) можно, но тогда
результативность хозяйственной деятельности падает;
Б) нельзя, ибо они
объективны.
Rep.!
· Абстракция
· Макроэкономика
· Микроэкономика
· Дедукция
· Индукция
· Анализ
· Синтез
ТЕМА 2. Экономические потребности и
производственные возможности общества. Экономические интересы
Программная
аннотация
Производственные
возможности общества и потребности. Производство и его основные факторы.
Граница производственных возможностей. Продукт производства. Ограниченность
ресурсов. Необходимый и вспомогательный продукт.
Экономические
потребности общества, их сущность и классификация. Неограниченность
потребностей. Закон возвышения потребностей.
Полезность
продукта. Объективная и субъективная полезность продукта. Граничная полезность продукта.
Экономический
интерес, его объект, функции. Интересы и потребности: диалектика взаимосвязи.
Общее и различия в системе интересов.
Производство
и проблемы удовлетворения растущих потребностей общества.
Опорный
конспект
Экономические
потребности общества
На всех
этапах хозяйственной деятельности между группами людей, предприятий,
собственниками, внутри фирм, между городом и деревней, между гражданами, -
всеми ими, с одной стороны, и государством, с другой, развиваются экономические
отношения. Вне этих отношений, при нарушенных хозяйственных связях не будет
выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.
Потребность
- это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития
личности и общества в целом. Потребности подразделяются на первичные,
удовлетворяющие жизненно важные нужды человека, и вторичные (кино, театр, спорт
и т.д.). Чаще их рассматривают как материальные и духовные потребности. К
материальным потребностям относятся и многие виды услуг. С позиций конечного
использования экономические блага подразделяются на личные и производственные.
Необходимость
в хозяйственной деятельности и вызывается имеющимися потребностями.
В общем
плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии: ПРОИЗВОДСТВО -
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, а весь процесс деятельности протекает в
противоречивой форме. Ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для
удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития.
Основное свойство ресурсов заключается в их редкости или ограниченности.
Потребности же общества безграничны и полностью не могут быть удовлетворены.
По словам В.
Леонтьева, экономика каждой страны представляет собой большую систему, в
которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между
собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе
определяется само ее "лицо", эффективность функционирования.
Общественное производство и его роль в жизни общества.
Первоначальную
основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься
наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к
жизни: крышу над головой, одежду, пищу.
Производство
не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое
развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие
земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие
факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том
случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе
производства.
Под
производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы
природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В
нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и
средства труда.
Под рабочей
силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми
обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. Рабочая сила
выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся
- как главная производительная сила.
Предмет
труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную
основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно
было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди
предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые
называются сырьем.
Средства
труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает
предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия
труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития
производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.
Предметы
труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор
производства, как средства производства.
Производство
нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная
система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его
материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют
систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание
производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил,
а характер их проявления - способом соединения работника со средствами
производства, т.е. отношениями собственности на средства производства.
Вопросы
для подготовки к семинарскому занятию
1. Экономические
потребности общества. Закон возрастания потребностей.
2. Проблема безграничности
потребностей и ограниченности ресурсов.
3. Интересы и
потребности: диалектика взаимосвязи.
Термины
и понятия
Возможность,
потребность, экономические интересы, полезность продукта, необходимый продукт,
конечный продукт, производительные силы, производственные отношения, способ
производства, экономические отношения, экономический закон,
Темы рефератов
· Борьба
за ограниченные ресурсы.
· Факторы
производства: земля, труд, капитал.
· Информация
как фактор производства.
· Мотивы
и стимулы производственной деятельности человека.
· Исторические
тенденции развития производительных сил.
· Структура
производственных отношений и взаимосвязь ее элементов.
Загляни в словарь!
Нужда
Мотив
Потребность
Эгоизм
Альтруизм
Сноб
Престиж
Оптимальный
Это интересно!
Ютиль, единица
полезности, - условная величина, предложенная А.Маршаллом
( от англ.
Utility - " полезность").
Авторитетное
мнение
" Труд - отец
богатства,
а земля - его мать
У.Петти
Уильям Петти
(1623 - 1687) - английский экономист, один из родоначальников теоретической
экономики, создатель основ статистики, статистико - экономических методов
исследования.
Подумай!
Художник -
сюрреалист Сальвадор Дали, стараясь подчеркнуть свою уникальность,
исключительность, всегда стремился приобретать редкие, шокирующие обывателя
вещи ( очень часто за баснословную цену).
К какому
типу нерационального поведения относится этот факт?
Цитата
Из ничего не
сделаешь ничего,
Ничего не
высосешь из пальца,
Сам Бог не
сделал бы ничего,
Не будь у
него матерьяльца.
Генрих
Гейне, немецкий поэт.
Подумайте, о
каком экономическом понятии говорят эти строки?
?
Подумай и ответь
1. Возможно ли, на Ваш
взгляд, потребности какого-то одного человека точно количественно соизмерить с
объемом потребностей другого лица?
2. Определите, какие блага
относятся к естественным, а какие к экономическим продуктам:
А) Грибы;
Б) Уголь и руда в шахтах и
рудниках;
В) Бананы;
Г) Руда на металлургическом
заводе;
Д) Капуста.
3. Установите, какие из
благ являются предметами потребления, а какие - средствами производства:
А) сахар - песок;
Б) соль;
В) коньки;
Г) грузовая машина;
Д) персональный компьютер.
4. Можно ли
количественно измерить потребности с помощью денег?
5. Как потребности
воздействуют на производство?
6. Земля может в
некоторых случаях выступать как природный, а в некоторых - как капитальный
ресурс. Приведите примеры обоих случаев.
7. Можно ли отнести к
какому-либо виду экономических ресурсов деньги, денежные знаки? Почему?
8. Что такое
экономический интерес? Поясните взаимосвязь между экономическими потребностями
и интересами.
9. Попытайтесь
самостоятельно разработать структуру и иерархию потребностей.
Экономическая
задача
Предположим,
что в одной стране ( с населением 10 млн. человек) за год создано предметов
потребления на 100 млн. условных единиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|