2) материальной основой
жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен с природой; они не могут
прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут
по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно
манипулировать объемами и видами производства. 
Экономические
законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития
общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей
их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются
демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют
общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими
экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в
их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их
деятельности. Познавая экономические законы и осуществляя свою деятельность в
их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же
вразрез с ними деятельность приносит трудности. 
Всякая
отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества
изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономической науке являются
экономические категории. 
Экономическая
категория - научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно
характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений. Экономические
категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они
являются. 
 
Функции
политэкономии 
 
ПЭ изучает
отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в экономической
деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее
функциями. 
ПЭ как одна
из отраслей научного знания, выполняет: 
1) познавательную функцию. Ею
ПЭ обеспечивает накопление научных знаний, наращивание интеллектуального
потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных
законов экономического развития общества, силой научного предвидения. 
2) методологическую - ПЭ
изучает производственно-хозяйственные отношения людей в глубинной их сущности.
Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экономических
наук. Это своего рода экономическая философия. 
3) практическую - ПЭ -
теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На
основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы
государственного управления, фирмы определяют свои программные цели,
экономическую стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экономического
потенциала. 
4) идеологическую - ПЭ
формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной
основой формирования экономического и политического мышления.  
 
Вопросы
для подготовки к семинарскому занятию: 
 
1.       Возникновение и
основные этапы развития политической экономии. 
2.       Предмет и метод
политической экономии. 
3.       Законы, принципы и
категории политической экономии. 
4.       Функции политической
экономии. Место политической экономии в системе экономических наук. 
 
Термины
и понятия 
 
Политическая
экономия, экономические науки, меркантилизм, физиократы, утопический социализм,
марксизм, экономические законы, категории, методология, анализ, синтез, научная
абстракция, индукция , 
дедукция,
экономическая политика, микроэкономика, макроэкономика. 
 
Темы
рефератов 
 
·        Трактовки предмета
политической экономии различными школами экономистов. 
·        Экономические теории
Древнего Мира. 
·        Развитие отечественной
политэкономии. 
·        Лауреаты Нобелевской
премии в области экономики. 
·        Значение
политической экономии для современных социально-экономических преобразований в
Украине. 
 
Это
интересно! 
Лауреат Нобелевской
премии, основатель квантовой физики Макс Планк однажды скромно заявил: " Я
начинал свою деятельность как экономист, но потом оставил эту профессию, потому
что она очень трудна". 
Когда об этом
рассказали основателю современной математической логики Бертрану Расселу, он
заметил: "Это странно. Я бросил экономическую теорию из-за того, что она
слишком проста". 
Каково ваше
мнение, по этому вопросу? 
Цитата 
Что касается
экономики, то каждый уже с детства кое - что знает о ней. 
Поль
Самуэльсон, экономист, Нобелевский лауреат. 
 
Загляни в словарь! 
Гипотеза 
Теория 
Доктрина 
Метод 
 
? Подумай
и ответь 
 
1.       Зачем нужна
экономическая наука обществу? 
2.       Как определяют
предмет политической экономии различные школы экономистов? 
3.       В чем суть отличий
политической экономии от других экономических наук? 
4.       Подчеркните в приведенном
списке абстрактные понятия: 
·        Потребность, цена
товара 19 грн.,  
·        студент Петров,  
·        зарплата,  
·        деньги, 
·        успеваемость, 
·        учебное пособие по
экономике,  
·        оценка по логике,  
·        американский доллар. 
5.       По названиям книг
определите, к каким уровням (макро- или микроэкономика) они относятся: 
·        Дж.Кейнс "
Общая теория занятости, процента и денег" 
·        В.Александров "
Налогообложение прибыли предприятий" 
·        А.Смит "
Исследование о природе и причинах богатства народов" 
·        У.Петти "
Трактат о налогах и сборах" 
·        Ф.Феттер "
Капитал, процент и рента" 
6.       Как Вы думаете, для
чего люди должны изучать экономические законы? 
7.       Запишите в конспекте
фамилии наиболее известных экономистов и попытайтесь обосновать их персональный
вклад в развитие экономической науки. 
 
ТЕСТЫ для
самопроверки знаний 
 
1.       Какая из школ
экономической теории была исторически первой: 
А) марксизм; 
Б) меркантилизм; 
В) кейнсианство; 
Г) классическая
политэкономия. 
2.       В чем заключается
единство законов природы и общества: 
а) носят объективный
характер; 
б) не зависят от деятельности
людей; 
в) являются вечными. 
3.       Когда возникла
экономическая наука как самостоятельная область знаний: 
А) в древнем мире; 
Б) в период становления
капитализма. 
4.       Каков прямой
результат познавательной функции политэкономии: 
А) определение экономических
законов, принципов и моделей; 
Б) сбор эмпирических данных о
хозяйственной жизни; 
В) выработка экономической
политики. 
5.       Можно ли изменять
экономические законы так же, как юридические: 
А) можно; 
Б) экономические законы
объективны. 
6.       Может ли правильная
теория стать ошибочной: 
А) да, если изменилась
отражаемая ею действительность; 
Б) нет, так как истина
абсолютна. 
7.       Почему практика
является критерием истины: 
А) она доказывает верность
теоретических положений в каждом акте практических действий; 
Б) она удостоверяет их
правомерность лишь в качестве тенденций. 
8.       В чем состоит
экономическая свобода: 
А) в следовании требованиям
экономических законов; 
Б) в независимости поведения
от их требований. 
9.       Препятствует ли
идеологическая функция политэкономии реализации других ее функций: 
А) нет, если идеологическая
функция не доминирует над другими;  
Б) да, когда она другие
подавляет; 
В) идеологическая функция
нейтральна к осуществлению других функций политэкономии. 
10. Можно ли нарушать экономические
законы: 
А) можно, но тогда
результативность хозяйственной деятельности падает; 
Б) нельзя, ибо они
объективны. 
Rep.! 
·        Абстракция  
·        Макроэкономика 
·        Микроэкономика 
·        Дедукция 
·        Индукция 
·        Анализ 
·        Синтез 
ТЕМА 2. Экономические потребности и
производственные возможности общества. Экономические интересы 
 
Программная
аннотация 
 
Производственные
возможности общества и потребности. Производство и его основные факторы.
Граница производственных возможностей. Продукт производства. Ограниченность
ресурсов. Необходимый и вспомогательный продукт. 
Экономические
потребности общества, их сущность и классификация. Неограниченность
потребностей. Закон возвышения потребностей. 
Полезность
продукта. Объективная и субъективная полезность продукта. Граничная полезность продукта. 
Экономический
интерес, его объект, функции. Интересы и потребности: диалектика взаимосвязи.
Общее и различия в системе интересов. 
Производство
и проблемы удовлетворения растущих потребностей общества. 
 
Опорный
конспект 
 
Экономические
потребности общества 
 
На всех
этапах хозяйственной деятельности между группами людей, предприятий,
собственниками, внутри фирм, между городом и деревней, между гражданами, -
всеми ими, с одной стороны, и государством, с другой, развиваются экономические
отношения. Вне этих отношений, при нарушенных хозяйственных связях не будет
выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.  
Потребность
- это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития
личности и общества в целом. Потребности подразделяются на первичные,
удовлетворяющие жизненно важные нужды человека, и вторичные (кино, театр, спорт
и т.д.). Чаще их рассматривают как материальные и духовные потребности. К
материальным потребностям относятся и многие виды услуг. С позиций конечного
использования экономические блага подразделяются на личные и производственные.  
Необходимость
в хозяйственной деятельности и вызывается имеющимися потребностями.  
В общем
плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии: ПРОИЗВОДСТВО -
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, а весь процесс деятельности протекает в
противоречивой форме. Ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для
удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития.
Основное свойство ресурсов заключается в их редкости или ограниченности.
Потребности же общества безграничны и полностью не могут быть удовлетворены.  
По словам В.
Леонтьева, экономика каждой страны представляет собой большую систему, в
которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между
собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе
определяется само ее "лицо", эффективность функционирования.  
 
Общественное производство и его роль в жизни общества. 
 
Первоначальную
основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься
наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к
жизни: крышу над головой, одежду, пищу.  
Производство
не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое
развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие
земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие
факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том
случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе
производства.  
Под
производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы
природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В
нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и
средства труда.  
Под рабочей
силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми
обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. Рабочая сила
выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся
- как главная производительная сила.  
Предмет
труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную
основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно
было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди
предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые
называются сырьем.  
Средства
труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает
предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия
труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития
производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.  
Предметы
труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор
производства, как средства производства.  
Производство
нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная
система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его
материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют
систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание
производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил,
а характер их проявления - способом соединения работника со средствами
производства, т.е. отношениями собственности на средства производства.  
 
Вопросы
для подготовки к семинарскому занятию 
 
1.       Экономические
потребности общества. Закон возрастания потребностей. 
2.       Проблема безграничности
потребностей и ограниченности ресурсов. 
3.       Интересы и
потребности: диалектика взаимосвязи. 
 
Термины
и понятия 
 
Возможность,
потребность, экономические интересы, полезность продукта, необходимый продукт,
конечный продукт, производительные силы, производственные отношения, способ
производства, экономические отношения, экономический закон,  
 
Темы рефератов 
 
·        Борьба
за ограниченные ресурсы. 
·        Факторы
производства: земля, труд, капитал. 
·        Информация
как фактор производства. 
·        Мотивы
и стимулы производственной деятельности человека. 
·        Исторические
тенденции развития производительных сил. 
·        Структура
производственных отношений и взаимосвязь ее элементов. 
 
Загляни в словарь! 
Нужда 
Мотив 
Потребность 
Эгоизм 
Альтруизм 
Сноб 
Престиж 
Оптимальный 
 
Это интересно! 
Ютиль, единица
полезности, - условная величина, предложенная А.Маршаллом 
( от англ.
Utility - " полезность"). 
Авторитетное
мнение 
" Труд - отец
богатства, 
а земля - его мать  
У.Петти 
Уильям Петти
(1623 - 1687) - английский экономист, один из родоначальников теоретической
экономики, создатель основ статистики, статистико - экономических методов
исследования. 
 
Подумай! 
Художник -
сюрреалист Сальвадор Дали, стараясь подчеркнуть свою уникальность,
исключительность, всегда стремился приобретать редкие, шокирующие обывателя
вещи ( очень часто за баснословную цену). 
К какому
типу нерационального поведения относится этот факт? 
Цитата 
Из ничего не
сделаешь ничего, 
Ничего не
высосешь из пальца, 
Сам Бог не
сделал бы ничего, 
Не будь у
него матерьяльца. 
Генрих
Гейне, немецкий поэт. 
Подумайте, о
каком экономическом понятии говорят эти строки? 
 
?
Подумай и ответь 
 
1.       Возможно ли, на Ваш
взгляд, потребности какого-то одного человека точно количественно соизмерить с
объемом потребностей другого лица? 
2.       Определите, какие блага
относятся к естественным, а какие к экономическим продуктам: 
А) Грибы; 
Б) Уголь и руда в шахтах и
рудниках; 
В) Бананы; 
Г) Руда на металлургическом
заводе; 
Д) Капуста. 
3.       Установите, какие из
благ являются предметами потребления, а какие - средствами производства: 
А) сахар - песок; 
Б) соль; 
В) коньки; 
Г) грузовая машина; 
Д) персональный компьютер. 
4.       Можно ли
количественно измерить потребности с помощью денег? 
5.       Как потребности
воздействуют на производство? 
6.       Земля может в
некоторых случаях выступать как природный, а в некоторых - как капитальный
ресурс. Приведите примеры обоих случаев. 
7.       Можно ли отнести к
какому-либо виду экономических ресурсов деньги, денежные знаки? Почему? 
8.       Что такое
экономический интерес? Поясните взаимосвязь между экономическими потребностями
и интересами. 
9.       Попытайтесь
самостоятельно разработать структуру и иерархию потребностей. 
 
Экономическая
задача 
Предположим,
что в одной стране ( с населением 10 млн. человек) за год создано предметов
потребления на 100 млн. условных единиц. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 
   
 |