Меню
Поиск



рефераты скачать Политэкономия

2) материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен с природой; они не могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать объемами и видами производства.

Экономические законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Познавая экономические законы и осуществляя свою деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.

Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономической науке являются экономические категории.

Экономическая категория - научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений. Экономические категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.


Функции политэкономии


ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в экономической деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.

ПЭ как одна из отраслей научного знания, выполняет:

1) познавательную функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление научных знаний, наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экономического развития общества, силой научного предвидения.

2) методологическую - ПЭ изучает производственно-хозяйственные отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экономических наук. Это своего рода экономическая философия.

3) практическую - ПЭ - теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы государственного управления, фирмы определяют свои программные цели, экономическую стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экономического потенциала.

4) идеологическую - ПЭ формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономического и политического мышления.


Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:


1.       Возникновение и основные этапы развития политической экономии.

2.       Предмет и метод политической экономии.

3.       Законы, принципы и категории политической экономии.

4.       Функции политической экономии. Место политической экономии в системе экономических наук.


Термины и понятия


Политическая экономия, экономические науки, меркантилизм, физиократы, утопический социализм, марксизм, экономические законы, категории, методология, анализ, синтез, научная абстракция, индукция ,

дедукция, экономическая политика, микроэкономика, макроэкономика.


Темы рефератов


·        Трактовки предмета политической экономии различными школами экономистов.

·        Экономические теории Древнего Мира.

·        Развитие отечественной политэкономии.

·        Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

·        Значение политической экономии для современных социально-экономических преобразований в Украине.


Это интересно!

Лауреат Нобелевской премии, основатель квантовой физики Макс Планк однажды скромно заявил: " Я начинал свою деятельность как экономист, но потом оставил эту профессию, потому что она очень трудна".

Когда об этом рассказали основателю современной математической логики Бертрану Расселу, он заметил: "Это странно. Я бросил экономическую теорию из-за того, что она слишком проста".

Каково ваше мнение, по этому вопросу?

Цитата

Что касается экономики, то каждый уже с детства кое - что знает о ней.

Поль Самуэльсон, экономист, Нобелевский лауреат.


Загляни в словарь!

Гипотеза

Теория

Доктрина

Метод


? Подумай и ответь


1.       Зачем нужна экономическая наука обществу?

2.       Как определяют предмет политической экономии различные школы экономистов?

3.       В чем суть отличий политической экономии от других экономических наук?

4.       Подчеркните в приведенном списке абстрактные понятия:

·        Потребность, цена товара 19 грн.,

·        студент Петров,

·        зарплата,

·        деньги,

·        успеваемость,

·        учебное пособие по экономике,

·        оценка по логике,

·        американский доллар.

5.       По названиям книг определите, к каким уровням (макро- или микроэкономика) они относятся:

·        Дж.Кейнс " Общая теория занятости, процента и денег"

·        В.Александров " Налогообложение прибыли предприятий"

·        А.Смит " Исследование о природе и причинах богатства народов"

·        У.Петти " Трактат о налогах и сборах"

·        Ф.Феттер " Капитал, процент и рента"

6.       Как Вы думаете, для чего люди должны изучать экономические законы?

7.       Запишите в конспекте фамилии наиболее известных экономистов и попытайтесь обосновать их персональный вклад в развитие экономической науки.


ТЕСТЫ для самопроверки знаний


1.       Какая из школ экономической теории была исторически первой:

А) марксизм;

Б) меркантилизм;

В) кейнсианство;

Г) классическая политэкономия.

2.       В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в) являются вечными.

3.       Когда возникла экономическая наука как самостоятельная область знаний:

А) в древнем мире;

Б) в период становления капитализма.

4.       Каков прямой результат познавательной функции политэкономии:

А) определение экономических законов, принципов и моделей;

Б) сбор эмпирических данных о хозяйственной жизни;

В) выработка экономической политики.

5.       Можно ли изменять экономические законы так же, как юридические:

А) можно;

Б) экономические законы объективны.

6.       Может ли правильная теория стать ошибочной:

А) да, если изменилась отражаемая ею действительность;

Б) нет, так как истина абсолютна.

7.       Почему практика является критерием истины:

А) она доказывает верность теоретических положений в каждом акте практических действий;

Б) она удостоверяет их правомерность лишь в качестве тенденций.

8.       В чем состоит экономическая свобода:

А) в следовании требованиям экономических законов;

Б) в независимости поведения от их требований.

9.       Препятствует ли идеологическая функция политэкономии реализации других ее функций:

А) нет, если идеологическая функция не доминирует над другими;

Б) да, когда она другие подавляет;

В) идеологическая функция нейтральна к осуществлению других функций политэкономии.

10. Можно ли нарушать экономические законы:

А) можно, но тогда результативность хозяйственной деятельности падает;

Б) нельзя, ибо они объективны.

Rep.!

·        Абстракция

·        Макроэкономика

·        Микроэкономика

·        Дедукция

·        Индукция

·        Анализ

·        Синтез

ТЕМА 2. Экономические потребности и производственные возможности общества. Экономические интересы


Программная аннотация


Производственные возможности общества и потребности. Производство и его основные факторы. Граница производственных возможностей. Продукт производства. Ограниченность ресурсов. Необходимый и вспомогательный продукт.

Экономические потребности общества, их сущность и классификация. Неограниченность потребностей. Закон возвышения потребностей.

Полезность продукта. Объективная и субъективная полезность продукта. Граничная полезность продукта.

Экономический интерес, его объект, функции. Интересы и потребности: диалектика взаимосвязи. Общее и различия в системе интересов.

Производство и проблемы удовлетворения растущих потребностей общества.


Опорный конспект


Экономические потребности общества


На всех этапах хозяйственной деятельности между группами людей, предприятий, собственниками, внутри фирм, между городом и деревней, между гражданами, - всеми ими, с одной стороны, и государством, с другой, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений, при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.

Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека, и вторичные (кино, театр, спорт и т.д.). Чаще их рассматривают как материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относятся и многие виды услуг. С позиций конечного использования экономические блага подразделяются на личные и производственные.

Необходимость в хозяйственной деятельности и вызывается имеющимися потребностями.

В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, а весь процесс деятельности протекает в противоречивой форме. Ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Основное свойство ресурсов заключается в их редкости или ограниченности. Потребности же общества безграничны и полностью не могут быть удовлетворены.

По словам В. Леонтьева, экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования.


Общественное производство и его роль в жизни общества.


Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства.


Вопросы для подготовки к семинарскому занятию


1.       Экономические потребности общества. Закон возрастания потребностей.

2.       Проблема безграничности потребностей и ограниченности ресурсов.

3.       Интересы и потребности: диалектика взаимосвязи.


Термины и понятия


Возможность, потребность, экономические интересы, полезность продукта, необходимый продукт, конечный продукт, производительные силы, производственные отношения, способ производства, экономические отношения, экономический закон,


Темы рефератов


·        Борьба за ограниченные ресурсы.

·        Факторы производства: земля, труд, капитал.

·        Информация как фактор производства.

·        Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.

·        Исторические тенденции развития производительных сил.

·        Структура производственных отношений и взаимосвязь ее элементов.


Загляни в словарь!

Нужда

Мотив

Потребность

Эгоизм

Альтруизм

Сноб

Престиж

Оптимальный


Это интересно!

Ютиль, единица полезности, - условная величина, предложенная А.Маршаллом

( от англ. Utility - " полезность").

Авторитетное мнение

" Труд - отец богатства,

а земля - его мать

У.Петти

Уильям Петти (1623 - 1687) - английский экономист, один из родоначальников теоретической экономики, создатель основ статистики, статистико - экономических методов исследования.


Подумай!

Художник - сюрреалист Сальвадор Дали, стараясь подчеркнуть свою уникальность, исключительность, всегда стремился приобретать редкие, шокирующие обывателя вещи ( очень часто за баснословную цену).

К какому типу нерационального поведения относится этот факт?

Цитата

Из ничего не сделаешь ничего,

Ничего не высосешь из пальца,

Сам Бог не сделал бы ничего,

Не будь у него матерьяльца.

Генрих Гейне, немецкий поэт.

Подумайте, о каком экономическом понятии говорят эти строки?


? Подумай и ответь


1.       Возможно ли, на Ваш взгляд, потребности какого-то одного человека точно количественно соизмерить с объемом потребностей другого лица?

2.       Определите, какие блага относятся к естественным, а какие к экономическим продуктам:

А) Грибы;

Б) Уголь и руда в шахтах и рудниках;

В) Бананы;

Г) Руда на металлургическом заводе;

Д) Капуста.

3.       Установите, какие из благ являются предметами потребления, а какие - средствами производства:

А) сахар - песок;

Б) соль;

В) коньки;

Г) грузовая машина;

Д) персональный компьютер.

4.       Можно ли количественно измерить потребности с помощью денег?

5.       Как потребности воздействуют на производство?

6.       Земля может в некоторых случаях выступать как природный, а в некоторых - как капитальный ресурс. Приведите примеры обоих случаев.

7.       Можно ли отнести к какому-либо виду экономических ресурсов деньги, денежные знаки? Почему?

8.       Что такое экономический интерес? Поясните взаимосвязь между экономическими потребностями и интересами.

9.       Попытайтесь самостоятельно разработать структуру и иерархию потребностей.


Экономическая задача

Предположим, что в одной стране ( с населением 10 млн. человек) за год создано предметов потребления на 100 млн. условных единиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.