Содержание
основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее
раскрывать. Любая научная работа - это не сумма ее составных частей. Можно
написать великолепные три отдельные главы, которые любой научный работник
посчитал бы за честь назвать своим трудом. Однако еще не факт, что эти три
главы составят удовлетворительную курсовую работу: важна логическая связь
работы от ее первого предложения до последнего.
При
написании работы следует обращать внимание на правильность построения
доказательств, выведения определений, понятий, деления понятий.
При
формулировании определений не следует смешивать экономические категории и
понятия. Понятиями называются такие умственные построения, которые относятся к
классу, к группе однородных вещей. От понятия менее общего , можно переходить к
более общим понятиям. Но эта операция обобщения не может продолжаться до
бесконечности. Существуют экономические понятия, к которым операция обобщения
применяться не может, поскольку не существует более широких понятий. Такие
понятия называются категориями. Таким образом, категория - это понятие, которое
не может быть обобщено. Примерами категорий являются: "деньги",
"кредит", "заработная плата" и т.д.; примерами понятий -
"организация", "банк", "бухгалтерский счет" и
т.д.
Как правило,
в работах уточняются и формулируются определения именно понятий, а не
категорий. Это связано с тем, что изучение категорий представляет высокий
уровень абстрагирования, что характерно для диссертаций.
В конце
каждого параграфа Вам следует формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изложенного
материала. В студенческой среде часто говорят, что вывод - это то место в
тексте, где Вы устали думать. Давать себе таких послаблений не следует.
Вывод должен
логически завершать проведенные рассуждения и представлять собой абстрактное
выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. В качестве
аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на труды зарубежных и
отечественных экономистов, нормативные документы, логические рассуждения,
результаты обработки статистических данных. Обычно выводы начинаются оборотом
"таким образом..." или "итак...", затем формулируется
содержание самих выводов.
Выводы
должны быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. Практика
показывает, что многие студенты, получая важные результаты, часто
"забывают" изложить эти результаты в выводах, а затем - и на защите
работы. Либо наоборот, формулируют выводы без достаточного их обоснования в
тексте. Следовать такой практике, конечно же, не следует.
При анализе
выводов необходимо соблюдать следующие правила:
- во-первых,
выводы должны быть нетривиальными (вывод: "Товар - это продукт труда,
предназначенный для продажи или обмена", по-видимому, и так очевиден);
- во-вторых,
в качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные
результаты, а не промежуточные;
- в-третьих,
при формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не
важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы;
- в-четвертых,
вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы
("рассмотрено", "проанализировано", "изучено" и
т.д.);
- в-пятых,
выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе
параграфа или вопроса рассуждения.
В заключении
работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее,
определяется, достигнуты ли цель и задачи работы. Заключение курсовой работы -
2-3 страницы.
Заключение
носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез -
последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их
соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и
сформулированными во введении.
Именно в
заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора
ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое
"выводное задание", которое является новым по отношению к исходному
заданию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите
работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием
выводов в конце параграфов (вопросов), а должно содержать главные итоговые
результаты всей работы.
После
завершения работы над текстом в целом Вам целесообразно еще раз прочитать
введение и заключение. Это связано с тем, что введение и заключение - это
визитная карточка работы.
Особое
внимание при повторном чтении введения следует уделить формулировкам:
актуальности темы, цели, задач работы, а также полученных выводов в заключении.
При этом Вам целесообразно обратить внимание на то, чтобы в выводах, содержащихся
в заключении, четко просматривалось достижение цели и задач работы,
сформулированных во введении.
Закончив
самостоятельную подготовку текста, Вам целесообразно попросить товарища
прочитать Вашу работу. А в это время Вы можете изучить работу товарища. Такой
способ позволяет взглянуть на написанное "свежим" взглядом. Читая
работу товарища, Вы выделяете положительные моменты и недостатки, а также
дискуссионные вопросы. Выявленные положительные моменты в методологии изложения
материала Вы можете использовать и при редактировании своей работы. На
обнаруженные недостатки Вам следует обратить внимание автора для их
исправления. Совместное обсуждение дискуссионных вопросов позволит Вам уяснить
исследуемые проблемы, проникнуть в их сущность.
В процессе
написания работы следует установить контакт с научным руководителем. Неясные
вопросы, направления решения отдельных проблем должны обсуждаться с научным
руководителем в оперативном порядке. Следует избегать двух крайностей: либо
вообще пренебречь консультациями руководителя и предоставить ему готовую
работу, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план
работы, всю литературу к теме, не проявляя самостоятельного подхода.
В ходе
проведения консультаций научным руководителем Вы должны четко установить, что
подвергается критике (Ваши предложения, методология выдвижения предложений,
композиция работы, язык и стиль или что-то другое) и что нужно сделать, чтобы
недостатки исправить.
В конце
«заключения» работа подписывается автором с указанием фамилии и инициалов, а
также даты и представляется научному руководителю.
После
прочтения и возвращения научным руководителем Вам следует доработать материал с
учетом отмеченных замечаний. В случае неясности Вам необходимо задать вопросы
научному руководителю.
После
корректировки текста с учетом высказанных замечаний, целесообразно еще раз
прочитать работу, устранить возникшие в результате внесения исправлений
алогичности, проверить грамматику и сброшюровать материал. Проверив наличие
подписи, даты завершения работы, Вам следует представить работу на кафедру и
приступать к разработке тезисов доклада для защиты.
6.
Защита работы
Защита имеет
своей целью выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности
и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений. Защита работы
проводится студентом индивидуально перед комиссией кафедры, при
непосредственном участии руководителя работы.
На защите
работы Вы должны показать не только знание темы, но и степень овладения научным
методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем,
способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать
свои мысли и выводы.
На защите
работы Вы выступаете с заранее подготовленными тезисами доклада и
демонстрируете иллюстрации, обосновывающие логику изложения материала и
полученные выводы. Желательно, чтобы Вы излагали доклад свободно, не читая
письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной,
уверенной, что сделает ее понятной и убедительной.
В ходе выступления
с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов. В языке
экономистов есть около двух-трех десятков слов, которые почти всегда
произносятся с ошибкой в ударении.
При
выступлении с докладом следует стремиться к выразительности, которая зависит от
темпа, громкости и интонации речи. Если Вы будете говорить торопливо,
проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления
от этого очень сильно снизится.
После
выступления с докладом члены комиссии, принимающей защиту, могут задать Вам
любые вопросы по работе, уточнить полученные выводы и результаты. Вопросы могут
носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы:
Что в работе
выполнено лично Вами?
В чем
научная новизна работы?
В чем
практическая значимость работы?
Каковы
перспективы дальнейшего развития темы исследования?
Чем
отличается предложенное вами определение (методика) от ранее разработанных?
Какова
практическая значимость приведенной классификации?
Ответы
должны быть краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Многим
экзаменаторам свойственно принимать склонность к сомнению за неуверенность
знаний. Поэтому на вопросы следует отвечать уверенно и четко. Следует давать
самый короткий из всех возможных ответов и не повторять фрагменты доклада.
При ответах
нецелесообразно употреблять следующие выражения: мы сталкивались с этим
(столкновение подразумевает конфликт, лучше употреблять
"встречались"); выше мы говорили: и как будет показано ниже... (выше
и ниже - понятия, применяемые к печатному тексту, но не к выступлению; лучше
употреблять ранее мы говорили... и как будет показано позже...).
В ходе
ответов не следует употреблять слова-"паразиты": "так",
"так сказать", "понимаете", "значит",
"вот", "это самое" и др. Эти слова не несут никакой
смысловой нагрузки и бесполезны, а кроме того их употребление доказывает, что
Вы не уверены в том, о чем говорите.
После
получения вопроса не спешите сразу же давать ответ. Осмыслите вопрос,
сконцентрируйтесь (для этого иногда рекомендуют сосчитать до трех) и только
тогда отвечайте.
Не смотря на
то, что Вы к защите работы детально разобрались во всех аспектах исследованной
темы, некоторые вопросы могут оказаться для Вас затруднительными. Из сложной
ситуации достаточно легко позволяют выйти следующие универсальные ответы:
"Исследование
данной проблемы не входило в поставленные в работе задачи".
"
Данная проблема представляется весьма интересной, и в дальнейшей своей работе
мы постараемся определить пути ее решения"
или:
"Задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ
экономической литературы показывает, что...".
Оценка по
курсовой работе сразу после защиты сообщается студенту.
Результат
защиты оценивается по четырехбалльной системе и ставится в зачетной ведомости и
зачетной книжке студента.
В случае
неудовлетворительной оценки курсовую работу необходимо доработать или выполнить
новую работу по другой теме.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Пример
оформления различных источников в списке литературы
Описание
законодательных актов
1. О проведении
реструктуризации промышленных предприятий в Автономной Республике Крым.
Постановление СМ АРК № 165 от 24.04.01. Симферополь, 2001.
Описание произведения из
многотомного издания
2. Финансово -
кредитный словарь: В 3-х т. Т. III. / Гл. редактор Н.В. Гаретовский. - М.:
Финансы и статистика, 2000.
Описание книг одного - трех
авторов
3. Завьялов Н.К. Защита
банковских вкладчиков. -К.: Знание, 2001.
4. Герасимчук В.Г. Розвиток
підприємства: діагностика, стратегія, ефективність. Монографія. - К.: Вища
школа, 1994.
Описание учебников
и учебных пособий.
5. Основы экономической
теории: политэкономический аспект/ под ред. Г. М. Климка: К., 2001г.
6. Політична єкономія :
Навчальний посібник/ За ред. К.Т. Кривенко - К.: Знання -Прєс, 2002.
Описание статьи из
периодического издания
7. Шилов Е., Міхельс В.
Оптимізація інвестиційної діяльності підприємства на основі комплексного
аудиторного аналізу // Банківська справа. - 2000. - № 3. - с.47-54.
Описание книг и
статей на иностранных языках
8. Teller R. Operational
Management: Fundamental Concept and Methods. - N.J.: Happer and Row, 1998. -
438 p.
Примерный список литературы, необходимой для выполнения
курсовой работы
1. Основи економічної теорії.
Політекономічний аспект. П?дручник. / За ред. Г.М.Климка, В.П.Нестеренка. - К.:
Вища школа, 2000.
2. Полiтична єкономiя :
Навчальний пос?бник / За ред. К.Т. Кривенко - К., 2002.
3. Политическая
экономия: Учебник / Рук. авт. кол. В.А. Медведев. -М.: Политиздат,1990.
4. Экономика: Учебник
.3-е изд./ под ред. Булатова А.С.- М.: Юристь, 2000- 896 с.
5. Борисов Е.Ф. Основы
экономики - М.: Юристь, 2000.
6. Бутук А.И.
Экономическая теория: Учебное пособие. - К.:Викар, 2000.
7. Задоя А.А. Петруня
Ю.Е. Основы экономики - К.: 2000.
8. Курс экономической
теории / под ред. Чепурина М.К. - Киров: АСА, 1999 .
9. Селезнев В.В. Основы
рыночной экономики Украины: учеб.пос. - К.: А.С.К., 2002.
10. Экономическая теория /
под ред. А.И. Добрынина - СПб.: Питер,1999.
11. Экономическая теория.
Учебное пособие для вузов/ Мочерный С.В. - К.: Академия, 2001.
12. Основы теории современной
экономики. Учебное пособие для вузов/ Мамедов О.Ю. - Ростов-на-Дону, 2000.
13. Пруссова Л.Г. Экономика в
вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие.- К.: АОЗТ. 1998. .
14. Гукасьян Г.М. Экономическая
теория: ключевые вопросы. -М.: ИНФРА, 2000.
15. Макконелл К.Р., Брю С.Л.
Экономикс. - М., 1992.
16. Бергер П.Л. Кап?тал?стична
революц?я: П'ятдесят пропозиц?й щодо процв?тання, р?вност? та свободи. Пер. з
англ. - К.: Вища школа, 1995
17. Гелбрейт Дж.К. Экономические
теории и цели общества. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1976.
18. Кейнс Дж.М. Общая теория
занятости, процента и денег. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.
19. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:
принципы, проблемы, политика. В 2-х томах. Пер. с англ. - М.: Республика, 1992.
20. Маршалл А. Принципы
экономической науки. В 3-х томах. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
Периодические издания за 1998 - 2003 годы.
Образец оформления титульного листа
Институт экономики и управления / г.Симферополь /
Кафедра экономической теории
Курсовая
работа
по
политической экономии
Тема:
Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства
в Украине.
Выполнил :студент
[ Ф.И.О., группа№ ]
Научный руководитель:
[ Ф.И.О.]
Результат защиты:
" "________ 2003
Симферополь, 2003
Тематика курсовых работ
по дисциплине
"Политическая экономия"
1. Политическая
экономия в системе экономических наук.
2. Общественное
производство и его экономическая характеристика.
3. Ограниченность
ресурсов и технологический выбор в экономике.
4. Рыночная экономика:
необходимость, сущность, пути перехода.
5. Многообразие и
противоречие интересов в современной экономике.
6. Экономическая
система и ее противоречия.
7. Общественно-экономические
формации, типы экономических систем, концепции исторических этапов
экономического развития.
8. Экономическая теория
товара и его стоимости.
9. Сущность и эволюция
товарного производства.
10. Разгосударствление и
приватизация собственности на Украине.
11. Частная собственность. Тенденции
и перспективы ее развития в Украине.
12. Многообразие форм
собственности - основа перехода к рыночной экономике.
13. Деньги и их роль в
современной экономике.
14. Инфляция: сущность,
причины и социально-экономические последствия.
15. Рынок и основные модели
рынков.
16. Теория спроса,
предложения и цены.
17. Проблемы формирования
рыночной инфраструктуры в Украине.
18. Конкуренция, ее виды,
место и роль в современном хозяйственном механизме.
19. Предприятие как субъект
рыночных отношений и его новые организационно-правовые формы.
20. Заработная плата, ее
сущность, основные формы, цена рабочей силы.
21. Место и роль заработной
платы в период перехода к рыночной экономике в Украине.
22. Пути и факторы повышения
эффективности производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|