Точка
оптимального ( критическая точка объема производства)- объем производства,
при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Традиционная
система -экономическая система, распространенная в слаборазвитых
странах и базирующаяся на отсталой технологии, широком распространении ручного
труда, многоукладной экономики, преобладающей роли в жизни общества кастового и
сословного деления, освященных веками традиций и обычаев.
Трансакционные
издержки - расходы на совершение рыночных сделок.
Транснационализация
хозяйственной жизни - процесс усиления роли транснациональных корпораций в
мировой экономике.
Транснациональная
корпорация (ТНК) - хозяйственная структура, которая включает родительскую
компанию и ее зарубежные филиалы.
Тратта
(переводной вексель) - письменный приказ одного лица (кредитора) другому
(заемщику) об уплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю.
Трудовые
отношения - отношения между работодателями и наемными работниками по
поводу условий и оплаты труда.
Трудовые
ресурсы - один из видов экономических ресурсов, к которому относятся
люди с их способностью производить товары и услуги.
У
Унитарное
предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом
собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Ускоренная
амортизация - важный инструмент государственного регулирования
экономики, суть которого состоит в ускоренном переносе стоимости средств труда
на производимые товары и услуги за счет повышения норм амортизационных
отчислений.
Условия
торговли - соотношение индексов экспортных и импортных цен страны,
показывающее пропорции внешнеторгового обмена
Учетная
(дисконтная) политика - изменение процентных ставок по кредитам центрального
банка, предоставляемым коммерческим банкам с целью воздействия на их кредитные
операции.
Учетный
рынок
- рынок казначейских и коммерческих векселей, других видов краткосрочных
обязательств.
Ф
Факторы
экономического роста - см. Экономические ресурсы.
Финансовая
политика государства - политика государства по организации и использованию
финансов (см. Финансы) для осуществления своих функций и задач.
Финансовая
реструктуризация предприятия - "расчистка" балансов,
упорядочивание активов, а в ряде случаев - процедура ликвидации и банкротства
предприятия.
Финансово-кредитная
система - бюджетная, налоговая, денежная и кредитная система.
Финансовый
рынок (рынок ссудных капиталов) - механизм перераспределения капитала между
кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения
капитала.
Финансы - синоним
бюджета и налогов, иногда - всей финансово-кредитной системы (см.
Финансово-кредитная система).
Фонд - не имеющая
членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (или юридическими
лицами) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая
созидательные, благотворительные, культурные, образовательные и иные
общественно полезные цели
Фондовая
биржа -
организованная определенным образом часть рынка ценных бумаг, где с этими
бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи.
Фондоотдача - отношение
стоимости выпущенной продукции к среднегодовой стоимости основных фондов.
Фрикционная
безработица - безработица, вызванная добровольным переходом трудящихся с
одной работы на другую и сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.
Х
Хозяйственная
(экономическая) деятельность - трансформация и приспособление
экономических ресурсов в целях удовлетворения экономических потребностей.
Ц
Целевые
бюджетные фонды - составная часть госбюджета.
Цена
"потолка" - искусственно заниженная цена, ограничивающая ее рост.
Цена
"пола" - искусственно завышенная цена, ограничивающая ее снижение.
Ценовая
дискриминация - практика установления различных цен на одну и ту же
продукцию для разных групп покупателей, причем разница в ценах не является
следствием разницы в издержках.
Ценовая
эластичность спроса- изменение в процентном отношении величины спроса на
товар при изменении цены на 1 %
Центральные
банки
- как правило, государственные учреждения, осуществляющие выпуск банкнот и
являющиеся центрами кредитной системы.
Циклическая
безработица -безработица, отражающая состояние экономической конъюнктуры
в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Ч
Частичная
безработица - это когда трудящиеся вынуждены работать часть рабочего
времени ввиду отсутствия работы на полный рабочий день.
Частичное
равновесие в экономике - количественное соответствие-(равенство) двух
взаимосвязанных параметров или элементов экономики.
Ш
"Шоковая
терапия" - экономическая политика периода перехода от
административно-командной к рыночной экономике. Включает два основных
направления: антиинфляционную стабилизационную программу и глубокие
институциональные реформы, в том числе преобразования отношений собственности.
Э
Экономика
свободной конкуренции (чистый капитализм) - экономическая система,
существовавшая с середины XVIII в. до начала XX в. Ее характерными чертами
являются частная собственность на производственные ресурсы, наличие множества
самостоятельных товаропроизводителей, господство свободной (совершенной)
конкуренции в хозяйственной деятельности.
Экономическая
прибыль - разность между валовой выручкой и всеми (явными и
вмененными) издержками фирмы.
Экономически
активное население - рабочая сила.
Экономическое
развитие - многоплановое явление, отражающее прежде всего
экономический рост, структурные изменения в экономике, рост уровня жизни.
Экономический
рост
- критерий экономического развития.
Эмиграция - выезд из
страны на постоянное место жительства.
Я
Явные
издержки фирмы - расходы фирмы на оплату используемых факторов
производства, не являющихся собственностью фирмы.
Методические рекомендации по написанию
реферата
В системе
высшего образования подготовка реферата - один из наиболее сложных видов
самостоятельной работы студентов.
Она нередко
вызывает затруднения потому, что не все студенты четко представляют специфику
реферата, не владеют методикой его написания. Между тем овладение ею
необходимо, так как подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с
литературой по избранной теме, создает возможность комплексно использовать
приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления,
умение на научной основе анализировать явления действительности, прививает
умение популярно излагать сложные вопросы.
Слово
"реферат" (от лат. refero - докладываю, сообщаю) имеет два значения:
с одной стороны, оно предполагает краткое изложение реферируемой научной
работы, книги, статьи; с другой, доклад на заданную тему, сделанный на основе
критического обзора литературы и других источников. Рефераты студентов чаще
соответствуют второму значению данного слова.
Работа
студента над рефератом начинается с выбора темы. Очень важно, чтобы такой выбор
был сделан сознательно. Темы рефератов, предложенные преподавателем на
занятиях, определяются учебной программой. Однако студентом по согласованию с
преподавателем может быть избрана и оригинальная тема, связанная с его будущей
специальностью, или наиболее актуальная с его точки зрения.
Разработка
избранной темы начинается с ознакомления с соответствующей литературой. Но
прежде, чем приступить к ее подбору, целесообразно наметить план работы с литературой.
Преподаватель обычно помогает студентам в подборе литературы. Но, тем не менее,
без самостоятельного библиографического поиска серьезная работа над рефератом
невозможна. При подготовке реферата целесообразно использовать три группы
источников.
Первую
группу составляют постановления правительства, решения Верховной Рады и указы
Президента Украины, а также научные работы по данной проблеме отечественных и
зарубежных ученых.
Ко второй
группе источников относятся монографии, сборники, различные справочные издания.
В них обычно освещена история вопроса, анализируются различные точки зрения на
проблему, приводится фактический материал и т.д.
К третьей
группе источников можно отнести соответствующие материалы, помещенные в экономических
журналах и периодических изданиях.
Итак,
литература подобрана. Теперь перед нами задача - изучить ее. При этом нужно
помнить, что процесс работы над литературными источниками неотрывен от процесса
работы над рефератом. Ведь аналитический обзор литературы - неотъемлемая часть,
а иногда и костяк реферата.
Изучение
книг и статей начинается с тщательного их просмотра, в результате которого мы
получаем общее представление о их содержании. Чем глубже наша осведомленность в
той области, которой посвящен реферат, тем эффективнее будут результаты такого
предварительного обзора источников.
Немаловажное
значение имеет оглавление книги. " Оглавление для чтения книги - то же,
что план города для ориентирования в нем. Приехав в большой незнакомый город ,
очень полезно познакомиться с его планом, это знает всякий путешественник. План
помогает общей ориентировке в новом месте. Также полезно просматривать
оглавление новой книги перед ее чтением. У нас тогда получится общая картина
содержания книги, мы можем получить знание о предмете незнакомой нам
науки", - писал крупный специалист в области логики С.И.Поварнин.
Действительно,
оглавление книги для нас - источник весьма ценной информации. Например, если
книга представляет собой тематическую монографию, то совокупность разделов
оглавления дает целостное представление о проблематике интересующей вас темы, о
степени важности частных проблем в общей системе исследования. Большую помощь в
работе над рефератом оказывают предисловия к монографиям и сборникам. В них
можно найти сведения о цели издания , его актуальности и важности , об отличии
данного издания от предыдущих книг на аналогичную тему, о существующих пробелах
в исследовании. Значит, опираясь на это, можно для себя отметить принципиально
новые разделы в данной книге.
Дискуссионные
главы необходимо выделить для обдумывания. Содержащийся в них материал, прежде
чем включать его в реферат, требует чтения дополнительной литературы, рецензий,
глубокого осмысления. Указания на пробелы в исследовании заставят обратиться к
текущей литературе.
Нередко в
предисловиях к монографиям и сборникам содержится систематизированное изложение
теоретических положений по тому или иному вопросу, что значительно облегчает
работу с первоисточником, а также новейшие сведения, обобщения последних
событий, показана связь теоретических положений с современными процессами.
Общее
знакомство с литературой дает немало полезных сведений. Оно позволяет
определить характер работы с каждым источником .
Если студент
имеет представление об избранной теме, то он может самостоятельно или с помощью
преподавателя наметить первоначальный план реферата, который в дальнейшем может
измениться. Для недостаточно подготовленных студентов составление плана
потребует предварительного, серьезного знакомства с литературой по теме
реферата. Полезнее всего изучать источники под углом зрения заранее намеченной
проблематики . Это экономит время, будит собственную мысль читателя, позволяет
составлять реферат параллельно с работой над литературой. Результаты ее лучше
фиксировать на отдельных небольших листках бумаги и вкладывать листы в конверты
с надписями, соответствующими пунктам плана реферата.
Выписки из
книг и статей бывают различными - в зависимости от характера источника, смысла
высказывания, возможностей дальнейшего использования этого материала. Это могут
быть дословные выписки из текстов источников - цитаты. Однако цитировать
следует только самое необходимое для подтверждения тех или иных положений,
выдвигаемых в реферате.
Спорные, с
точки зрения студента, положения авторов монографий и статей также полезно
записывать на листках дословно. Они цитируются в рефератах с целью их
опровержения.
Запись
содержания книги или статьи еще не свидетельствует о глубоком усвоении
материала. Только когда студент в состоянии пересказать его своими словами,
свободно, без утраты главных идей и положений, он может считаться изученным. К
такому усвоению необходимо стремиться. Каждый из источников может содержать
материал по различным проблемам, обозначенным пунктами плана.
В процессе
чтения литературы не могут не возникать собственные мысли, соображения,
приходить на память примеры из жизни. Их необходимо записывать, так как позже
они могут быть забыты.
Каждый
проработанный источник прибавляет что-то новое к имеющимся у вас знаниям, и
именно это новое вы должны стремиться вычленить, усвоить, зафиксировать. Такое активное
чтение, усвоение и обработка источников, а также собственное творчество, не
могут не привести к некоторым порой существенным изменениям в плане. Не нужно
бояться дополнить его новыми пунктами или отказаться от того или иного пункта,
некоторые частные вопросы объединить в более крупные.
Закончив
просмотр, чтение, обработку и систематизацию материала необходимо обратиться к
тому, что накопилось в конвертах. Здесь немало выписок, цитат, конспектов,
собственных замечаний, газетных вырезок. Кажется, материала хватит для
нескольких рефератов, а написать нужно один, и к тому же небольшой. Следует
внимательно изучить все, что собрано для реферата. Не исключено, что
первоначальная группировка материала вас не удовлетворит: разделы окажутся
слишком большими, или даже выходящими за пределы темы. Не нужно этого бояться. Ведь
никогда весь собранный материал не может войти в работу, но большой объем
прочитанных источников создает необходимый кругозор, позволяет сознательно
очертить грани избранной темы.
На этом
этапе необходимо окончательно продумать план реферата. План - это логическая
основа реферата, от оригинальности ее построения, четкости, правильной
соотнесенности частей во многом зависит качество будущей работы.
Важно, чтобы
каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в
совокупности охватывали ее целиком. При этом может быть несколько
композиционных решений:
1) хронологическое (тема
рассматривается в исторической последовательности - от этапа к этапу);
2) описательное ( тема
расчленяется на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенное
явление);
3) аналитическое (тема
исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах).
Очень важно
при составлении плана соблюсти единый принцип его деления, следить за тем,
чтобы каждый пункт был соотнесен с главной темой и не содержал ненужного
повторения в других пунктах.
Важными
разделами работы являются введение и заключение. Во введении студент
обосновывает актуальность темы, обозначив круг составляющих ее проблем, и
четко, лаконично определяет задачу своей работы. Кроме того, следует отметить,
в каких произведениях известных ученых - экономистов рассматривается изучаемая
проблема, сформулировать основную задачу, которая ставится в реферате.
В основной
части работы большое внимание следует уделить глубокому теоретическому
освещению как темы в целом, так и отдельных ее вопросов, правильно увязать
теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом.
Изложение должно осуществляться в соответствии с составленным планом.
В заключении
делаются краткие выводы, подводятся итоги исследования.
Реферат
должен быть написан ясным языком, без повторений, сокращений, противоречий
между отдельными положениями.
Выполненная
работа делает написание реферата сложным и ответственным процессом. Было бы
неправильно ограничить свою работу сведением положений, взятых из разных
источников в нечто целое, прибегая к книжным формулировкам и фразам,
заимствованным из газетных и журнальных статей. В таком случае получится
тематический конспект, а не реферат. Для многих студентов, не имеющих серьезных
навыков литературной работы, он может стать промежуточным звеном в создании
реферата, так как способствует выработке активного творческого мышления, умения
выявлять главные проблемы, строить композиционно сложную, завершенную работу на
основе многочисленных источников.
В отличие от
тематического конспекта реферат требует от студента несравненно большей
творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы,
умения логически стройно изложить материал, оценить различные точки зрения на
исследуемую проблему, высказать о ней свое собственное мнение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|