- прекращается
начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых
(экономических) санкций по всем видам задолженности;
- сведения о финансовом
состоянии должника прекращаются относиться к категории сведений, носящих
конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
- снимаются ранее
наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений
по распоряжению имуществом не допускается;
- совершение сделок,
связанных с отчуждением имущества должника допускается с ограничениями
предусмотренными главой 6 закона о банкротстве;
- все требования к
должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Необходимо помнить, что
после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства в «Вестнике Высшего
Арбитражного Суда РФ» и в официальном издании органа по делам о банкротстве и
финансовому оздоровлению, требования кредиторов могут быть предъявлены только
путем обращения в установленный срок к конкурсному управляющему, но никак не
путем обращения в суд. «Надо иметь в виду, что под предъявленными требованиями
кредиторов понимаются требования всех кредиторов, предъявленные к должнику в
деле о банкротстве с момента принятия арбитражным судом заявления о признании
должника банкротом, в том числе и на стадии внешнего управления и конкурсного
производства. При этом требования, предъявленные в процедурах наблюдения или
внешнего управления, не должны повторно предъявляться во внешнем управлении или
в конкурсном производстве. Видимо, предъявленными можно признать также
требования граждан, по которым арбитражным судам направлены судебными
приставами-исполнителями исполнительные листы».
Введение каких-либо иных
последствий, связанных с открытием конкурсного производства, для должника
законом не допускается.
Сведения о принятии
арбитражным судом решения об объявлении должника банкротом и об открытии конкурсного
производства, должны быть направлены конкурсным управляющим в «Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации» и в официальное издание
государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Публикация производится за счет средств должника. Публикация имеет целью
известить всех кредиторов о ликвидации предприятия для предъявления должнику
имеющихся у них претензий и поэтому должна содержать: наименование арбитражного
суда, рассматривающего дело о несостоятельности предприятия-должника,
наименование и место нахождения предприятия-должника, дату принятия решения
арбитражным судом, обращение к кредиторам с предложением предъявить имеющиеся у
них претензии, срок предъявления претензий (два месяца со дня публикации),
сведения о конкурсном управляющем.
В практике возникал
вопрос, с какого момента начинается течение двухмесячного срока (со дня выпуска
сигнального экземпляра журнала, со дня поступления в почтовое отделение в
регионы, в день отправки журнала из типографии в регионы). Практика идет по
пути исчисления срока с даты, указанной в «Вестнике» перед подборкой объявлений
о несостоятельности.
Одним из важных моментов
в процессе осуществления ликвидационных процедур является формирование
конкурсной массы. Закон определяет указанное понятие, как все имущество
должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в
ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание.
Следует обратить внимание, что из имущества должника, составляющего конкурсную
массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права,
связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении
(лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Новый закон о
банкротстве, как и предыдущий, предусматривает, что в конкурсную массу не
включаются объекты социальной и коммунальной сферы, жизненно необходимые для
региона: жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения
и объекты коммунальной инфрастуктуры. Они должны быть приняты на баланс
соответствующего муниципального образования, в лице уполномоченных органов
местного самоуправления. Законодательное закрепление указанной обязанности
имеет принципиальное важное значение для жителей региона, поскольку отсутствие
указанного положения при ликвидация предприятия, на балансе, которого находятся
жизненно важные объекты, может привести к их продаже, что, несомненно, повлечет
за собой отрицательные последствия. Поскольку ранее конкурсные управляющие
сталкивались с неправомерными действиями, заключающимися в том, что органы
местного самоуправления отказывались принимать на свой баланс жизненно важные
объекты, законодатель однозначно урегулировал имеющийся конфликт, указав, что
обязанность по содержанию и обеспечению функционирования объектов в
соответствии с их целевым назначением возлагается на указанные органы по
истечении месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.
После того как
сформирована конкурсная масса, произведена инвентаризация и оценка имущества,
конкурсный управляющий представляет собранию или комитету кредиторов возможные
варианты продажи имущества должника, которое выносит решение о начале продажи,
ее форме и начальной цене имущества. Эта важнейшая стадия конкурсного
производства, поскольку нередко от нее в решающей степени зависят результаты
всей рассматриваемой процедуры банкротства. Продажа имущества должника, как
правило, производится на открытых торгах. Что же касается имущества должника,
являющегося ограниченно обороноспособным, то оно может быть продано только на
закрытых торгах. В случае если имущество не было продано на первых торгах,
закон допускает их повторное проведение или реализацию имущества на основании
договора купли-продажи, заключенного без проведения торгов. Кроме того, конкурсный
управляющий вправе выставить на открытых торгах права требования должника.
Необходимо отметить, что
в ходе проведения ликвидационных процедур конкурсный управляющий обязан
использовать только один основной счет. Другие известные счета подлежат закрытию,
а денежные средства находящиеся на них должны быть переведены на основой счет.
На указанный счет зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного
производства и с него осуществляются все выплаты кредиторам и оплачиваются
расходы.
Часть вторая п. 3 ст. 56
ГК РФ определила еще один источник пополнения конкурсной массы: «если
несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями
(участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами,
которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания
либо иным образом возможность определять его действия, на таких лиц в случае
недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная
ответственность по его обязательствам». Постановление Пленума Верховного Суда
РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда от 2 июля 1996 г. «О некоторых вопросах,
связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
дало судам важные указания о том, как надлежит применять п.3 ст. 56 ГК РФ. При
разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников)
юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его
имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого
юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его
действия, суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к
субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность
(банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К
числу таких лиц в частности относятся, лицо имеющее в собственности или
доверительном управлении контрольный пакет акций АО, собственник имущества
унитарного предприятия. Требования к указанным лицам могут быть предъявлены
конкурсным управляющим. Взысканные денежные суммы включаются в конкурсную массу
и могут быть использованы только на удовлетворение требований кредиторов.
Конкурсная масса
распределяется в следующем порядке: расходы, покрываемые вне очереди; требования
привилегированных кредиторов; требования остальных кредиторов.
Вне очереди
покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения
арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплутационные платежи
должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам
должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного
производства.
В законе предусмотрено
пять очередей удовлетворения кредиторов:
1. В первую очередь
удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет
ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Размер требований
кредиторов данной очереди устанавливается на момент принятия арбитражным судом
решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Удовлетворение требований производится путем капитализации соответствующих
повременных платежей. В настоящее время реализовать данное положение
практически невозможно, поскольку в соответствии со статьей 1093 Гражданского
Кодекса РФ названные платежи должны быть капитализированы для выплаты их
потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Но
в настоящее время названные правила отсутствуют, также не определен орган,
который будет осуществлять эти выплаты.
Выплаты гражданину производятся
до достижения им семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Если возраст
гражданина превышает семьдесят лет, период для капитализации соответствующих
повременных платежей составляет десять лет.
Должник считается
исполнившим свое обязательство перед кредиторами первой очереди после выплаты
сумм капитализированных повременных платежей. При наличии согласия гражданина
его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей
переходит к Российской Федерации.
2. Во вторую очередь
производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами,
работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате
вознаграждений по авторским договорам. При определении размера указанных
требований принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся
на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Суммы по указанным выше договорам, не выплаченные в период проведения
наблюдения и (или) внешнего управления, то есть до вступления в силу решения
арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами
данной очереди. Вопрос о возмещении морального вреда при задержке выплаты заработной
платы законодательно не определен, но возможно, данные требования должны быть
удовлетворены в составе требований второй очереди.
Необходимо упомянуть,
что требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания
расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований
кредиторов, подлежат удовлетворению. До полного удовлетворения указанных
требований удовлетворение требований кредиторов соответствующей очереди
приостанавливается. В таком же порядке подлежат удовлетворению требования
кредиторов других очередей, заявленных в установленный срок, но не признанные
конкурсным управляющим, в отношении которых имеется вступившее в законную силу
решение арбитражного суда об их удовлетворении.
Должник считается
исполнившим свои обязательства после выплаты выходных пособий и оплаты труда
лицам, работающим по трудовому договору, а также выплаты вознаграждений по
авторским договорам кредиторам второй очереди.
3. В третью очередь
удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом
имущества должника. Стоит подчеркнуть социальный аспект нового закона о
банкротстве, поскольку он вслед за Гражданским Кодексом отдает предпочтение
требованиям работников должника о выплате задолженности по зарплате перед
требованиями кредиторами по обязательствам, обеспеченным залогом. «Вместе с тем
кредитор по обязательству, обеспеченному залогом, находится в третьей, льготной
очереди, опережая не только большинство остальных кредиторов по
гражданско-правовым обязательствам, но и требования государства по уплате
налогов и иных обязательных платежей. Более того, в отличие от других правовых
систем, по российскому закону кредитор, требования которого обеспечены залогом,
получает удовлетворение своих претензий за счет всего имущества должника (а не
только того, что является предметом залога). Кредиторы по обеспеченными
обязательствам пользуются также определенными преимуществами на собрании
кредиторов при принятии основных решений, в частности, для заключения мирового
соглашения с должником требуется единогласное решение всех кредиторов по
обеспеченным обязательствам (при наличии более половины голосов всех остальных
конкурсных кредиторов)».
Должник считается
исполнившим свое обязательство после выплаты задолженности по обязательствам,
обеспеченным залогом имущества должника кредиторам третьей очереди.
4. В четвертую очередь
удовлетворяются требования кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во
внебюджетные фонды. При определении размера этих требований учитывается
задолженность (недоимки), образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом
заявления о признании должника банкротом. Если должником после принятия
арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме
уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным
судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами
четвертой очереди. Законом предусмотрено, что суммы штрафов (пени) и иных
финансовых (экономических) санкций подлежат удовлетворению в составе требований
кредиторов пятой очереди.
5. В пятую очередь
производятся расчеты с другими кредиторами. При определении размера требований
кредиторов пятой очереди учитываются требования по гражданско-правовым
обязательствам, за исключением требований граждан о возмещении вреда,
причиненного жизни и здоровью, требований кредиторов по обязательствам,
обеспеченным залогом имущества должника, и требований учредителей (участников)
должника - юридического лица, вытекающих из такого участия. В соответствии с
новым законом о банкротстве только после погашения основной задолженности
кредиторам пятой очереди и причитающихся им процентов конкурсный управляющий
вправе приступить к погашению требований по возмещению убытков, взысканию
неустоек и иных финансовых (экономических) санкций, в том числе за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей,
которые учитывались им отдельно в реестре требований кредиторов.
В старом законе о
банкротстве упоминается о денежных средствах, оставшихся после удовлетворения
требований кредиторов, однако не определяется порядок их использования. Новый
закон детально определяет порядок реализации имущества, оставшегося после
погашения требований кредиторов. В соответствии со статьей 118 об имуществе,
которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в процессе конкурсного
производства, при отсутствии заявления собственника, учредителей (участников)
должника о правах на это имущество конкурсный управляющий уведомляет
уполномоченные органы соответствующего муниципального образования. Не позднее
одного месяца с момента получения уведомления, уполномоченные органы
соответствующего муниципального образования принимают указанное имущество на
баланс и несут все расходы по его содержанию.
Требования каждой
очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей
очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между
кредиторами соответствующей очереди пропорционально сумме требований,
подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, заявленные после закрытия
реестра, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из
имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов,
заявленных в установленном порядке. Требования кредиторов, не удовлетворенные
по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным
управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования
признаны арбитражным судом необоснованными. Конкурсный управляющий отмечает в
реестре требований сведения о погашении требований.
Как и предыдущий закон,
новый закон о банкротстве предусматривает обязанность конкурсного управляющего
после завершения расчетов с кредиторами представить в арбитражный суд отчет о
результатах проведения конкурсного производства. Завершением данной стадии
является вынесение арбитражным судом определения о завершении конкурсного
производства. Однако полномочия конкурсного управляющего на этом не
заканчиваются, закон предусматривает обязанность последнего в течение 10 дней с
момента вынесения определения представить указанное определение в орган,
осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. С момента внесения
в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника
полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство
считается завершенным, а должник – ликвидированным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|