Замечания
Президента РФ имеют веские основания. В настоящее время в суде находится более
50 процентов дел о несостоятельности, где заявление о признании должника
банкротом подано налоговой инспекцией. Поэтому речь может идти не о лишении
налоговых органов таких прав, а об усилении их гарантий. По смыслу п. 2 ст. 64
Закона о банкротстве налоговые органы являются участниками с правом голоса
лишь первого собрания кредиторов. На стадии внешнего наблюдения они теряют это
право. В проекте изменений и дополнений действующего Закона о банкротстве
указанное неравноправие устранено: решение принимают конкурсные кредиторы (по
денежным обязательствам) и кредиторы по обязательным платежам. Желательно
сохранить это важное положение при дальнейшей доработке проекта, связанной с
ветом Президента РФ.
На практике
возникает много вопросов в связи с применением Закона о банкротстве в части
норм, регулирующих установление размера требований кредиторов. Конкурсный
кредитор предприятия-должника, в отношении которого возбуждено дело о
банкротстве, вправе принимать участие в собрании кредиторов, которое решает,
вводить ли внешнее управление или ходатайствовать перед судом о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Как видно, все
важные вопросы решает собрание (комитет) кредиторов. Согласно ст. 14 Закона о
банкротстве решения собрания кредиторов принимаются большинством голосов от
числа голосов конкурсных кредиторов (то есть один рубль — один голос). Таким
образом, кредитор прямо заинтересован в том, чтобы в соответствии с законом
был выявлен размер задолженности перед ним. Установленными считаются
требования, которые признаны должником или подтверждены вступившими в силу
решениями суда. Часто при подаче заявления о признании должника банкротом
инициатором выступают кредиторы, имеющие исполнительные листы по вступившим в
законную силу решениям суда, но позже появляются и другие кредиторы, которые
еще не успели или по каким-то причинам не хотели подавать исковые заявления в
суд о взыскании с должника задолженности и не имеют исполнительных листов.
Возникает вопрос:
как определить размер задолженности перед такими кредиторами? В соответствии с
Законом о банкротстве арбитражный управляющий включает требования кредиторов в
реестр и определяет число голосов, принадлежащих на собрании каждому кредитору.
Однако законом предусмотрено, что, если кредитор вообще не включен в реестр
кредиторов или не согласен с определенным ему арбитражным управляющим числом
голосов, он вправе обратиться в суд, и тогда уже в судебном порядке
устанавливается размер его требований к должнику. Но вся порочность ситуации в
том, что определение суда об установлении требований кредиторов не обжалуется,
так как это не предусмотрено ни Арбитражным процессуальным кодексом РФ, ни
Законом о банкротстве. И хотя у кредитора есть право на обращение в арбитражный
суд с жалобой на действия арбитражного управляющего, отказ арбитражного суда в
этом не дает права обжалования данного определения в следующих судебных инстанциях.
Если кредитор
обращается в суд с заявлением о взыскании с должника суммы долга до процедуры
банкротства и суд первой инстанции отказывает ему, существует возможность
обжаловать вынесенное решение в апелляционную и кассационную инстанции. То
есть у кредитора есть право на судебную защиту своих прав и интересов,
установленное ст. 46 Конституции РФ. В данной же ситуации, когда кредитор не
получил исполнительный лист до введения процедуры банкротства, он лишен
возможности в полной мере отстаивать свои права в судебном порядке. У него есть
право на обращение только в первую инстанцию в рамках процедуры банкротства.
В Законе о
банкротстве существует норма, что именно по установлению размера требований
кредиторов и жалобам на действия арбитражного управляющего процедура
обжалования отменена. Вероятно, это было сделано с целью сократить
длительность данной процедуры, потому что если каждое действие управляющего
будет обжаловано во все инстанции, то этот процесс будет длительным. Решено
сделать его мобильным и сократить. Но при существующем положении ущемляются
права кредиторов на защиту своих прав и интересов в вышестоящих судах. Суд
первой инстанции может допустить ошибку. К сожалению, и в проекте Закона о банкротстве
эта проблема не решена, хотя решить ее необходимо.
Но ключевой
момент — это установление размера требований кредитора и определение того,
является ли он кредитором вообще (ведь крупный кредитор, имеющий более половины
голосов, определяет решения собрания кредиторов при проведении процедур
банкротства). Если он не признан кредитором, то мелкие кредиторы управляют
процедурой банкротства и он уже не может влиять на ситуацию.
К примеру,
организация обратилась к арбитражному управляющему с просьбой определить сумму
требований. Договора не было, но согласно актам сверки долг был равен 1 млн.
рублей. Арбитражный управляющий дал свое заключение, в котором сумма долга
составила уже 800 тысяч. А суд отказал кредитору, не назначив повторную
экспертизу, основываясь только на аудиторском заключении, выданном арбитражным
управляющим. Очевидно, что суд совершил ошибку, так как при наличии двух заключений
суд обязан назначить свою экспертизу. Он этого не сделал, нарушив тем самым
нормы Арбитражного процессуального кодекса. Такая практика недопустима.
Неурегулированным
в должной мере в Законе о банкротстве остался вопрос о бартерных договорах,
заключенных между должником и кредиторами. В соответствии со ст. 11 Закона
правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают лица,
признаваемые конкурсными кредиторами, Согласно же ст. 2 Закона конкурсный
кредитор — это кредитор по денежным обязательствам. На практике нередко
возникают ситуации, когда должнику поставлены определенные товары по договору
бартера (мены), а он в свою очередь не исполнил встречное обязательство перед
контрагентом. Согласно закону контрагент должника не может считаться его
конкурсным кредитором до того момента, пока не предъявит должнику требование
уплатить конкретную денежную сумму, и соответственно обратиться в суд с
заявлением о признании должника банкротом. Следовательно, контрагенту должника
необходимо обратиться в суд с исковым заявлением об определении задолженности
по договору бартера в денежном выражении и взыскании данной суммы с должника.
Неясно, может ли указанный кредитор обратиться в суд в общем порядке с подобным
заявлением, если в отношении должника уже возбуждено дело о банкротстве, так
как норма п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве лишает его такого права (в
соответствии с указанной статьей "с момента вынесения арбитражным судом
определения о принятии заявления о признании должника банкротом...
имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с
соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного настоящим
Федеральным законом").
Подобные
ограничения нарушают имущественные права кредитора и, по сути превращают
обязательства должника перед ним по поставке определенных договором бартера
(мены) товаров в безнадежную кредиторскую задолженность. Складывается алогичная
ситуация: с одной стороны, контрагент должника по определенным видам договоров
не может обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, так как
договором не предусмотрена денежная оценка обязательства (даже в том случае,
если просрочка должником исполнения обязательства составляет три и более
месяцев с момента наступления срока его исполнения и очевидно, что при
определении судом денежного выражения обязательства его размер составит не
менее 500 МРОТ), и с другой стороны, данный контрагент не может обратиться в
суд с иском об определении размера задолженности и взыскании ее с должника в
том случае, если судом же возбуждено в отношении того же предприятия-должника
дело о признании его банкротом по заявлениям кредиторов, прокурора или самого
должника. По мнению доктора юридических наук, профессора Зинченко С., у
контрагента должника по договорам, не имеющим денежной оценки, есть только одна
возможность вступиъ в качестве конкурсного кредитора в дело о банкротстве —
обратиться в суд с заявлением об определении (но не взыскании) размера
задолженности перед ним. Но даже в случае установления судом размера его
денежного требования к должнику, он может не успеть принять участие с правом
голоса в первом собрании кредиторов, когда во многом решается дальнейшая
судьба предприятия-должника.
Кардинальным
решением данного вопроса стало бы признание в Законе о банкротстве денежного
эквивалента товара при бартерных сделках в качестве задолженности
банкрота-должника. Ведь известно, что товары в этом случае приравнены друг к
другу на основе всеобщего эквивалента, каким и являются деньги. Размер этой
суммы легко можно установить, учитывая рыночную конъюнктуру.
Сложным оказался
узел вопросов, связанных с применением ст. 103, 104 Закона о банкротстве. В
соответствии со ст. 103 все имущество должника, имеющееся на момент открытия
конкурсного производства и выявленное в ходе его проведения, составляет
конкурсную массу. Таким образом, конкурсная масса — это имущество,
предназначенное для распределения между кредиторами. В силу ст. 104 Закона из
состава конкурсной массы исключаются объекты соцкультбыта и безвозмездно
передаются на баланс уполномоченных органов местного самоуправления. Факт
безвозмездной передачи таких объектов муниципалитетам вызвал судебные споры,
которые возбуждались, главным образом, конкурсными кредиторами. По одному из
таких споров высказался в своем постановлении от 16 мая 2000 года и
Конституционный Суд.
Так, при
банкротстве 000 "Судский ЛДК-А" и формировании конкурсной массы в нее
не была включена котельная, обслуживающая поселок Суда Вологодской области.
Кредитор — компания "Timber Holdings International Limited" подала жалобу в
Конституционный Суд на нарушения статьей 104 Закона о банкротстве предписаний
ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ Конституционный Суд в своем постановлении указал,
что положение п. 4 ст. 104 Закона о банкротстве не соответствует ст. 35 (ч.
3), 46 (ч. 1) и 55 (чч. 2 и 3) Конституции РФ в той части, в какой по смыслу,
придаваемому им правоприменительной практикой, позволяется передавать
муниципальным образованиям объекты соцкультбыта без выплаты
должникам-собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства,
разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс публичных и частных
интересов, а также не допускается судебная проверка такой передачи по
существу. Указанное постановление Конституционного Суда вызывает необходимость
обсудить ряд принципиальных вопросов теории и правоприменительной практики.
Прежде всего, как
соотносятся понятия "собственность" и "имущество" в смысле
ст. 35 Конституции РФ? В постановлении Конституционного Суда РФ эти понятия, по
существу, отождествляются, то есть имущественные права и обязанности
рассматриваются как разновидность собственности и на этой основе выстраивается
идея о нарушении прав собственности конкурсного кредитора. Эти выводы
построены на теориях "фикции", "бестелесности вещи", когда
таковой признаются права (права и обязанности).
На взгляд доктора
юридических наук, профессора Зинченко С., в Конституции РФ понятие
"имущество" равнозначно понятию вещи, которой собственник вправе
владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению. Имущественные же
права, включенные гражданским законодательством в понятие "имущество"
(ст. 128 ГК РФ), не отождествляются с понятием собственности, хотя и составляют
часть имущества. То есть здесь понятие "имущество" представлено в
широком смысле в силу его функциональной нагрузки — быть объектом гражданских
прав. Так что противоречий между ст. 35 Конституции и ст. 128 Гражданского
кодекса РФ в этой части нет.
Нарушаются ли
права собственности кредитора (указанной компании) в приведенном случае?
Думается, что нет, ибо он находится с должником не в вещно-правовых
(собственнических), а в обязательственно-правовых отношениях. У него к
должнику-банкроту есть имущественное право требования, которое рассматривается
как мера возможного поведения управомоченного лица. У должника-банкрота
встречным коррелятом выступает мера должного поведения (обязанность) по
отношению к кредитору. Право собственности на конкурсную массу принадлежит
должнику, поэтому вопрос о нарушении права собственности в принципе может
ставить лишь он, если есть на то основание. В материалах дела доказывается, что
собственником наряду с должником является и кредитор в смысле его прав
требования. При таком рассуждении можно дойти и до признания должника и
кредитора собственниками конкурсной массы. Но это будет уже правовой нонсенс. В
этом смысле кредитор в принципе не может ставить вопрос о неконституционности
ст. 104 Закона о банкротстве как не соответствующий ст 35 Конституции, где
речь идет о защите права собственности. Его право собственности не нарушается
в анализируемой цепи отношений.
Нарушается ли
право собственности должника в результате применения ст. 104 Закона о
банкротстве в смысле ст.35 Конституции РФ о лишении его права собственности?
Полагаем, что нет. Собственник-должник лишается своего имущества на основании
решения арбитражного суда о его банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов
протекает в рамках процедур, которыми и реализуется (исполняется) решение
суда.
Нарушается ли
право собственности должника фактом безвозмездной передачи имущества, изъятого
из оборота, муниципалитету? Не нарушается, так как он по своему статусу является
неплатежеспособным, банкротом: в отношении него уже принято решение о
ликвидации как субъекта права. Он находится в процессе ликвидации. Вот почему
законодатель в ст. 104 Закона о банкротстве указывает не на отчуждение объектов
коммунальной инфраструктуры, а на их передачу соответствующему муниципальному
образованию.
Объекты, изъятые
из оборота, теряют (а могут изначально не иметь) качества товарности. Они не
являются товарами, поэтому передача коммунальной инфраструктуры муниципальным
образованиям не могла производиться возмездно. По признаку нетоварности
недопустима и компенсация их за счет какого бы то ни было бюджета
(федерального, местного).
Нарушаются ли
имущественные права кредитора тем, что объекты инфраструктуры передаются
местному самоуправлению? Не нарушаются, так как конкурсная масса, за счет
которой удовлетворяются требования кредитора, не должна содержать в себе те
объекты, которые изъяты из оборота. По существу, эти объекты не могут входить в
конкурсную массу, так как они не являются товаром и их нельзя реализовывать в
целях удовлетворения требований кредиторов.
Соответствует ли
ст. 104 Закона о банкротстве ст. 35 Конституции РФ? Все вышесказанное позволяет
ответить утвердительно. Вызывает удивление логика заявителя жалобы: он доказывает,
что нарушается его право собственности как кредитора и просит Конституционный
Суд признать ст. 104 Закона о банкротстве не соответствующей ст. 35 Конституции,
поскольку нарушается право собственности должника, лишающегося имущества без
равноценного возмещения его стоимости. Однако ни то, ни другое в данной
ситуации не прослеживается.
Изымается ли
имущество у банкрота-должника? Вся логика вышеизложенного свидетельствует о
том, что имущество не изымается, а безвозмездно передается муниципалитету. Имущество
может изыматься у действующего субъекта. Имущество ликвидируемого субъекта,
изъятое из оборота, может только передаваться соответствующим структурам.
Нарушается ли
баланс частного и публичного интересов в этом случае? Не нарушается, так как до
банкротства должника котельная эксплуатировалась как общее достояние, в
котором реализовывался частный интерес 000 и публичный - местного населения.
После банкротства должника частный интерес прекращается, а публичный сохраняет
силу.
Но и при
сохранении существующего положения в ст. 104 Закона о банкротстве необходимо
внести изменения. Надо прямо указать, какое имущество не входит в конкурсную
массу. Законодатель применил другой прием и определил, какое имущество
исключается из конкурсной массы. А это порождает споры о том, надо исключать
такие объекты или нет. Если же имущество изначально не входит в конкурсную
массу, кредиторы ни при каких обстоятельствах не будут на него претендовать.
Если же в ходе доработки проекта изменений и дополнений к Закону о банкротстве
будет реализовываться идея, содержащаяся в постановлении Конституционного Суда
РФ, то и тогда законодателю необходимо выработать механизм разумной и
справедливой компенсации за имущество, передаваемое должником-банкротом органам
муниципального образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|