Неоднократно
вставал вопрос, об исчислении “трех месяцев со дня наступления сроков
исполнения” обязательств. Будет ли перечисление должником своему кредитору
суммы в размере одного рубля означать, что с этого момента необходимо заново
исчислять новый трехмесячный срок.
Во-вторых, закон
1992 г., в отличие от ныне действующего законодательства, не подразделял
хозяйствующих субъектов - должников на различные категории: юридическое лицо и
индивидуальный предприниматель; торговое предприятие и фермерское хозяйство;
промышленное предприятие и кредитная организация. Одинаковыми были признаки и
процедуры банкротства для таких должников, хотя совершенно очевидно, насколько
различными будут последствия их применения.
В-третьих в
законе о банкротстве 1992 года практически не содержались нормы, детально
регламентирующие процессуальные отношения по разрешению споров о несостоятельности
и Арбитражным судам при рассмотрении дела приходилось согласно ст. 3 закона
обращаться к нормам Арбитражного Процессуального Кодекса, который в свою
очередь детально регулировал только исковое производство. Но ведь дело о
банкротстве, по сути, не является экономическим спором в общепринятом значении
этого слова. Кредитор вправе выбрать между предъявлением обычного иска о
взыскании задолженности или подать заявление о возбуждении дела о
несостоятельности.
Стало ясно, что
Правительству РФ, Федеральному управлению по делам о несостоятельности
(банкротстве) и арбитражным судам придется самостоятельно восполнять пробелы в
правовом регулировании данного института.
Так, например,
большую ценность представляли собой Постановление Правительства РФ от 20 мая
1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о
несостоятельности (банкротстве) предприятий» и
Распоряжение Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому
оздоровлению от 12 сентября 1994 г. «Временные методические рекомендации по
оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности».
Установлены три
показателя для оценки удовлетворительной структуры баланса предприятия:
коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными
средствами; коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. «Ценность
критерий в определенных экономических ориентирах состояла главным образом в
оценке состояния предприятия, которые полезно знать при решении судьбы
хозяйствующего субъекта». Поскольку они не утратили
своего значения и на сегодняшний день стоит рассмотреть содержание этих
коэффициентов.
Коэффициент
текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными
средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения
срочных обязательств предприятия.
Коэффициент
текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости
находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных
запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и
прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде
краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских
задолженностей.
Коэффициент обеспеченности
собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у
предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.
Коэффициент
обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности
между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью
основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости
находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных
запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств,
дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов.
Коэффициент
восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной
возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в
течение определенного периода.
Коэффициент
восстановления (утраты) платежеспособности определяется как отношение
расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению.
Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического
значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и
изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного
периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты)
платежеспособности.
Изучая вопрос
становления института банкротства в России нельзя обойти вниманием и такой
орган как Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН), созданное
Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 № 926 при Государственном
комитете РФ по управлению государственным имуществом.
В ходе
реформирования государственного аппарата Управление получило не только новое
название - Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому
оздоровлению, но и статус самостоятельного федерального органа исполнительной
власти. К основным задачам этого органа было отнесено: проведение
государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности
предприятий, представление интересов государства при решении вопросов,
связанных с возбуждением производства по делу о несостоятельности предприятий и
принятием решений о проведении санации государственных предприятий, оказание
помощи предприятиям, имеющим признаки банкротства и т.д. Указом Президента от
22 декабря 1993 № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о
несостоятельности (банкротстве) предприятий» Федеральной службе России по делам
о несостоятельности и финансовому оздоровлению поручено представлять от имени
государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в
отношении федеральных государственных предприятий, а также организаций, в
капитале которых есть доля РФ. Постановлением Правительства от 20 мая 1994 г. №
498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности
(банкротстве) предприятий» служба наделена полномочиями выступать от имени
государства, как кредитора, при решении вопросов о банкротстве предприятий, вне
зависимости от организационно-правовой формы в случае неисполнения ими
обязательств по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.
1.3.
Реформирование законодательства о несостоятельности
Попытка
реформирования института несостоятельности (банкротства) и приведения его в
соответствие с требованиями времени была предпринята в 1995 году, когда был
подготовлен проект нового федерального закона “О несостоятельности
(банкротстве)”. Несмотря на то, что в декабре 1995 года этот проект был принят
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом
чтении, работы над этим проектом были приостановлены. К тому имелись две
причины: появление альтернативного законопроекта (на 70 процентов повторяющего
текст прежнего), а также принятие Государственной Думой в первом чтении проекта
федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных
организаций”, в качестве совершенно самостоятельного проекта, никак не
связанного с проектом общего закона о несостоятельности (банкротстве). После
многократных обсуждений этих проектов, специалистами был выработан новый проект
закона, который и был принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года,
одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года и подписан Президентом
Российской Федерации 8 января 1998 года. В соответствии с п.1. статьи 185
Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” вступает в силу с 1 марта
1998 года.
Создавая новый
закон “О несостоятельности (банкротстве)” законодатель, изучив существующие в
развитых зарубежных странах институты несостоятельности, и учтя опыт применения
старого законодательства, выработал ряд принципиально новых положений, не
свойственных предыдущему закону.
Новый закон
регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Прежде
всего, в нем определяются критерии и признаки банкротства, основания применения
к должнику соответствующих процедур. Специфической чертой закона является
включение в него не только норм материального права, но и большое количество
норм процессуального характера, в частности требования к заявлению о признании
банкротом, о подсудности дел, о видах процессуальных документов и т.д.
Анализ любого
общественного явления, в том числе и банкротства, предполагает определение его
участников.
Согласно статьи
65 Гражданского Кодекса РФ банкротом может быть признано юридическое лицо,
коммерческая организация, за исключением казенного предприятия, а также
юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо
благотворительного или иного фонда.
Из только что
приведенного понятия вопрос о банкротстве коммерческих организаций решен
однозначно, поскольку в Кодексе четко очерчен перечень их
организационно-правовых форм. Однако встает вопрос о некоммерческих
организациях, действующих в иных формах, чем потребительский кооператив и
благотворительный или иной фонд. Исходя из положений Кодекса некоммерческие
организации могут образовываться в организационно-правовых формах не только,
предусмотренных ГК РФ, но и другими законами. Так Федеральный закон от 12
января 1996 г. «О некоммерческих организациях» уже дополнил их перечень двумя
новыми формами: некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой
организацией. Сравнив, например, такие две организационно-правовые формы как
благотворительный фонд и автономную некоммерческую организацию, можно сделать
вывод, что по всем существенным юридическим параметрам они совпадают.
И что же следует,
что благотворительный фонд можно признать банкротом, а автономную
некоммерческую организацию нет? Это несправедливо. Данный подход является не
совсем удачным. Законодателю, видимо, стоило либо в Гражданском Кодексе четко
определить перечень форм некоммерческих лиц, либо указать, что возможность
банкротства новых форм может определятся в законе, регулирующем их
деятельность.
На сегодняшний
день в юридической литературе неоднократно поднимается вопрос: что такое
несостоятельность и что такое банкротство, являются ли они синонимами или нет.
На этот счет существуют различные точки зрения.
Так например,
Г.Ф. Шершеневич считает, что банкротством следует считать несостоятельность,
сопряженную с таким виновным поведением должника, которое причиняет или ставит
цель причинить вред кредиторам. Л. Щенникова также указывает на то, что
проведение различий между понятиями несостоятельность и банкротство «…по
принципу вины представляется не лишенным глубокого смысла.
Авторы книги
«Банкротство», одобренной Федеральным управлением по делам о несостоятельности
(банкротстве), пишут: «предприятие–банкрот–несостоятельное предприятие.»
Интересна и
позиция С.Э. Жилинского, который помимо указанных понятий оперирует еще и таким
понятием, как неплатежеспособность, выстраивая все три в определенную цепочку.
«Все начинается с неплатежеспособности. Если она оказывается вовсе непосильной
для должника и последний теряет всякую возможность рассчитаться с кредиторами,
то такой неплательщик тем самым приобретает новое качество - становится несостоятельным.
Третье и завершающее качество на тернистом пути незадачливого предпринимателя –
банкрот. Им его наделяет арбитражный суд».
Новый закон так
же не внес ясности в данный вопрос. Так в его тексте до статьи 2 неоднократно
после слова «несостоятельность» в скобках употребляется термин «банкротство».
Начиная же со статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
законе» скобки отброшены и «банкротство» становится самостоятельным понятием.
Как уже
отмечалось Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» по-новому,
путем указания на существенные черты, определил понятие несостоятельности. В
соответствии со ст. 2 закона под несостоятельностью (банкротством) понимается
признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в
полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и
(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, из
определения исчезла несвойственная для него характеристика экономического положения
должника, как неудовлетворительная структура баланса.
Рассматривая
понятие банкротства, стоит обратить внимание на тот факт, что закон, в отличие
от традиционного подхода, принятого в гражданском праве к определению понятия
должника, более узко подходит к его пониманию, подразумевая под ним сторону,
должную уплатить кредитору только лишь денежную сумму, тогда как статья 307
Гражданского Кодекса говорит, что должником является - сторона, обязанная
совершить определенные действия по требованию кредитора, как-то - передать
товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму и т.п. С
другой стороны, закон, не ограничивается только гражданско-правовыми
обязательствами, имея ввиду также публично-правовую обязанность по уплате
налогов и других обязательных платежей.
В качестве
основного признака банкротства новый закон избрал критерий
«неплатежеспособности», состоящий в неспособности удовлетворить требования
кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности
не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения
(п.2. ст. 3 Закона). Состав и размер денежных обязательств и обязательных
платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании
должника банкротом.
При определении
размера денежных обязательств принимается во внимание не только задолженность
за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с
учетом процентов, подлежащих уплате должником, но и в то же время учитываются
обязательства, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением должником
принятых на себя обязательств (неустойка (штрафы, пени) и убытки). Аналогичный
подход отмечается и к мерам, финансовой ответственности, подлежащих применению
за несвоевременное перечисление налоговых и других обязательных платежей.
Арбитражные суды при рассмотрении дел придерживаются именно такой практики.
Одновременно, п.1
ст. 91 закона предусматривает, что с момента признания должника банкротом и
открытия конкурсного производства прекращается начисление неустойки (штрафов,
пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности
должника.
Дело о
банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом если
требования к должнику составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты
труда. На сегодняшний день эта сумма составляет 50000 рублей (ст. 5 Закона).
«Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка
устанавливает и минимальную задолженность. Аналогичный подход содержит
законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов
стерлингов), в отличии от права Франции, где достаточно формального признака
несостоятельности – прекращения платежей».
В настоящий
момент, когда в основном хозяйствующие субъекты при заключении сделок
определяют свои обязательства в иностранной валюте, в условиях систематического
роста курса доллара США и соответственно падения курса рубля для предприятий
указанная сумма становится очень незначительной, недобросовестные фирмы могут
воспользоваться сложившейся ситуацией для устранения конкурентов, несмотря на
достаточно не простую процедуру признания должника несостоятельным.
Одной из новелл
в законе о несостоятельности является п.4 ст. 4 закона, говорящий, что размер
денежных обязательств считается установленным, если он подтвержден вступившим в
законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании
должником этих требований. Доказательствами признания задолженности могут
служить вступившие в силу решения арбитражного суда о взыскании с должника
задолженности, отказ в иске должнику о признании недействительным акта
налоговой инспекции о погашении недоимки, ответ на претензию, двусторонний акт
сверки расчетов либо иной документ должника, подтверждающий долг. В случаях,
когда кредитор не только заявляет о своих требованиях к должнику, но и
представляет суду доказательства признания задолженности, размер и
обоснованность денежных обязательств не могут быть предметом судебного
разбирательства.
Как и ранее
действующий, закон 1998г. предусматривает два способа признания должника
несостоятельным: по решению арбитражного суда или добровольное объявление о
банкротстве. Поскольку порядок признания должника банкротом по решению
арбитражного суда будет рассмотрен в другой главе, стоит обратить внимание на
порядок добровольного объявления должника о несостоятельности, поскольку
содержащиеся в законе нормы существенно отличаются от ранее действующих.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|