Объявление о
добровольной ликвидации, в отличие от ранее действующего законодательства,
которое рассматривало обращение должника в арбитражный суд как право,
предусматривает случаи, когда заявление должно быть подано руководителем
должника в обязательном порядке не позднее одного месяца с момента
возникновения соответствующих обязательств (статья 8 закона). Так же, если
ранее при неполучении от кредитора ответа на уведомление должника о
добровольной ликвидации, предыдущий закон предоставлял последнему право на
применение данной процедуры, то настоящий закон говорит, что должник обязан
письменно получить согласие от всех имеющихся кредиторов (статья 181).
Если хотя бы один
из кредиторов возражает против ликвидации должника в добровольном порядке,
Закон обязывает руководителя должника обратиться с заявлением о признании
должника банкротом в арбитражный суд.
Процедура
признания должника банкротом рассчитана на случай большого количества
кредиторов. При отсутствии этого условия, когда имеется всего один кредитор,
имеет смысл решать возникшую проблему в порядке искового производства.
1.4.
Проблематика современного законодательства о банкротстве
Несмотря на то,
что по мнению зарубежных специалистов Закон о банкротстве 1998 года считается
законом не плохим и тщательно проработанным, но за период его применения
наметились некоторые проблемы. Например, что делать, если кредиторы подали
заявление о признании банкротом предприятие, которое снабжает город
электричеством или водой, и с точки зрения закона необходимо будет признать это
предприятие банкротом. Но к чему это может привести принятие подобного решения
пока неизвестно.
В законе
отсутствует правовое регулирование банкротства предприятий, на балансе которых
находятся предметы национального достояния, например картины известных
живописцев.
Не разрешен
вопрос о способах открытия или обнаружения валютных или иных ценностях,
находящихся за границей, а также их продажа для восстановления
платежеспособности должника, если последний скрывает данный факт.
Не найдена
оптимальная "формула" банкротства должников. Неустойчива на этот
счет и позиция законодателя. Достаточно указать на то, что в Законе РФ от 19
ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" был
применен признак неоплатности долга, то есть банкротом признавалось предприятие,
чьи долги превышали стоимость имущества или у должника имела место
неудовлетворительная структура баланса (ст. 1). В ныне действующем Федеральном
законе от 8 января 1998 года "О несостоятельности (банкротстве)"
основным признаком банкротства стала неплатежеспособность должника. И только
применительно к гражданам-банкротам использован признак неоплатности ими
своего долга. Так, согласно ст. 3 данного Закона юридическое лицо считается
неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и
(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если
соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение
трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Такое предприятие
отвечает признакам банкротства.
Применение в
действующем Законе упрощенной формулы банкротства по сравнению с признаками
банкротства, содержавшимися в Законе от 19 ноября 1992 года, было вызвано
нынешними условиями хозяйствования. При огромных долгах предприятие нельзя
признать банкротом, если у него хоть на мизерную величину активы превышали
долги. Когда усилили позицию кредиторов в ФЗ от 8 января 1998 года "О
несостоятельности (банкротстве)", должники оказались практически не
защищены правом. Крупнейшие хозяйственные организации с огромным производительным
капиталом могли попасть под режим несостоятельности по заявлению любого
кредитора при наличии у них долга не менее 500 минимальных размеров оплаты
труда. Хотя, в сущности, современные российские реалии таковы, что самая рентабельная
коммерческая организация в определенные периоды может временно не иметь нужных
оборотных средств для погашения долга. Ясно, что, применяя такой закон, мы
неоправданно нарушаем устойчивость правового статуса субъектов
предпринимательства и тем самым дестабилизируем экономику. Поэтому в принятом
Государственной Думой и одобренном Советом Федерации 29 марта 2000 года Федеральном
законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
несостоятельности (банкротстве)" были предложены другие критерии
банкротства: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования
кредиторов в течение шести месяцев и при условии, что краткосрочные пассивы
превышают балансовую стоимость его оборотных активов. Кроме того, размер долга
для возбуждения дела о банкротстве увеличивается до 5000 минимальных размеров
оплаты труда. Отклоняя данный закон, Президент РФ указал, что при такой формуле
банкротства будет нереальным осуществление этой процедуры на практике. А при повышении
размера долга как одного из признаков банкротства большая группа лиц вообще
будет вынесена из сферы действия Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)".
При
совершенствовании в этой части настоящего закона нельзя применять крайности.
Решение должно быть равновесным. Опыт развитых рыночных стран свидетельствует о
том, что критерии банкротства могут быть разные, однако их суть одна: они
должны позволить установить точный "экономический диагноз" должника
и его способность платить по долгам. Например, в Великобритании считается, что
должник не в состоянии отвечать по долгам, если они превышают 750 фунтов и он
не удовлетворил письменное требование кредиторов в течение трех недель. При
этом суду должны быть представлены доказательства неспособности должника
платить долг, а сами долги превышают его активы. В США заявление о банкротстве
возможно при числе кредиторов более двадцати, а сумма необеспеченных требований
превышает 5000 долларов. В Германии применяется критерий неплатежеспособности
должника, сверхзадолженности, возможности продолжительной деятельности
должника.
По мнению доктора
юридических наук, профессора Зинченко С., при доработке закона Государственная
Дума могла бы учесть замечания Президента и сохранить в определенной степени
свою линию, если бы при выработке формулы банкротства пошла по следующему
пути.
Для целей
банкротства все субъекты предпринимательства нужно разделить на три группы —
малые, средние и крупные, установив соответствующие правовые критерии. Затем
применительно к той или иной категории субъектов необходимо определить
критерии их несостоятельности. Набор критериев банкротства не должен быть
одинаковым для разных субъектов хозяйствования. Он может состоять из следующего
перечня:
неплатежеспособность,
размер долга, срок неплатежа, неудовлетворительная структура баланса,
превышение долгов над активами, число кредиторов, градообразуемость
коммерческой организации и ее социальная значимость. К примеру, для малых
структур достаточно применить критерий неплатежеспособности при неоплате долга
в сумме 500 минимальных размеров оплаты труда в течение трех месяцев. Для
средних предприятий при критерии неоплатности сумма долга должна быть увеличена
в два раза, а срок неплатежа можно сохранить тот же. Не лишен смысла и вариант,
когда оценка неплатежеспособности заменяется на критерий численности
кредиторов, по которому тоже прослеживается тенденция неплатежа долга,
проистекающая из объективной экономической неспособности должника выполнить
свои обязательства. Для крупных предприятий критерий неплатежеспособности
должен быть конститутивным, а размер долга на несколько порядков выше.
Подлежит учету число кредиторов, срок же неплатежа можно установить в шесть
месяцев.
Проблема
критериев банкротства имеет и другую сторону. Наличие их влечет за собой ограничение
целого ряда прав коммерческих организаций. Так, в соответствии с Федеральным
законом "Об акционерных обществах" общество имеет право приобрести у
акционера собственные акции. Вместе с тем в ст. 73 указаны и ограничения:
общество не вправе приобретать размещенные акции, если на момент их
приобретения оно отвечает признакам банкротства в соответствии с правовыми
актами Российской Федерации или указанные признаки появятся в результате
приобретения этих акций. При нарушении данных требований сделка признается,
исходя из смысла закона, ничтожной. При наличии указанных критериев общество
также не вправе принимать решения о выплате акционерам дивидендов (ст. 43 ФЗ
"Об акционерных обществах"). При наличии критериев банкротства
общество с ограниченной ответственностью не, вправе распределять прибыль между
его участниками. В соответствии с постановлением Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг Российской Федерации от 28 мая 1998 года № 19 если организация,
деятельность которой регулируется ФЗ от 22 апреля 1996 года "О рынке
ценных бумаг", отвечает признакам банкротства, то это является основанием
для проведения проверки такой организации уполномоченными органами. .
Столь
значительные ограничения прав названных коммерческих организаций подтверждают
необходимость выработки научно обоснованных и практически приемлемых критериев
банкротства и установления временных рамок несостоятельности должника. Ведь
сами признаки банкротства еще не свидетельствуют о банкротстве должника как
таковом.
Многие сложности
возникают при реализации норм о несостоятельности должника в связи с тем, что
в законодательстве не получил четкого разрешения вопрос о правовом статусе
арбитражного управляющего. И ситуация оказалась окончательно запутанной, когда
внешние управляющие стали производить выпуск акций с целью погашения долгов
кредиторам или реализовывать имущество должника на торгах, получая
предварительно разрешение на это со стороны антимонопольных органов.
По действующему
законодательству арбитражные управляющие отнесены к индивидуальным
предпринимателям. Практика показала, что они не проявляют особой активности по
защите экономических интересов государства, выступающего в лице
соответствующих органов — кредиторов (налоговые и иные уполномоченные
субъекты). Поэтому в проекте федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "0 несостоятельности (банкротстве)"
была предусмотрена возможность назначения арбитражным управляющим, получающим
вознаграждение за свою деятельность, государственного служащего (п. 13 ст. 1).
Президент отверг это предложение, так как по законодательству о государственной
службе РФ служащим запрещено получать вознаграждение от юридических и
физических лиц.
При поиске ответа
на вопрос о том, каков должен быть статус арбитражного управляющего
(временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего),
необходимо сначала установить, в чьих интересах он действует и от чьего имени
выступает: кредиторов, должника, государства или же всех их в определенной
мере? Ясности по этому поводу в законе нет.
Так, в п. 1 ст.
60 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что временный
управляющий вправе предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о
признании недействительными сделок, заключенных или исполненных должником с
нарушением требований, установленных Федеральным законом.
Как видно,
временный управляющий действует здесь не как орган юридического лица, а как
отдельный субъект. Нельзя здесь утверждать и то, что он действует только в интересах
должника. По смыслу закона временный управляющий должен учитывать и интересы
кредиторов. На стадии наблюдения арбитражный управляющий может не быть органом
юридического лица и его представителем, ибо деятельность таких органов не
прекращается (за исключением возможного отстранения от должности руководителя
организации-банкрота).
Сложнее решается
эта проблема на стадии внешнего управления, когда прекращаются полномочия
органов управления должника, а руководитель отстраняется от должности (ст. 69
Закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Кем в этом случае
является внешний управляющий: органом юридического лица, представителем или же
самостоятельным субъектом? В п. 1 ст. 74 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)" указано, что внешний управляющий вправе заключать от имени
должника мировое соглашение. Если это представительство, где же тот орган
управления должника, который уполномочил арбитражного управляющего? Если это
законное представительство, тогда что это за юридическое лицо, которое не имеет
своего органа? А ведь речь идет о финансовом оздоровлении должника. На стадии
конкурсного производства все полномочия по управлению делами должника переходят
к конкурсному управляющему (п. 1 ст. 101 ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)"). Означает ли это, что конкурсный управляющий является
единственным органом управления организации должника или же он действует от
своего имени, но в интересах и за счет должника?
В отношении
правосубъектности конкурсного управляющего в юридической литературе высказаны
различные мнения. В частности, признается, что конкурсный управляющий
осуществляет свою деятельность так, как это делает комиссионер, то есть от
своего имени, но за счет лица, в интересах которого он действует.
Анализ
законодательства о банкротстве, а также тех особенностей, которыми обладают
регулируемые им отношения, убеждает нас в том, что арбитражный управляющий
(временный, внешний, конкурсный) по своей природе не может подпадать под
правовую конструкцию, в соответствии с которой одно лицо действует от своего
имени в интересах другого лица. Он должен во всех случаях действовать от своего
имени, но в интересах должника, кредитора (кредиторов), государства. Делает он
эту работу небескорыстно, поэтому здесь реализуется и его интерес. Должен ли
он иметь при этом статус индивидуального предпринимателя? Дело в том, что в
соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность
направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг
субъектом-предпринимателем. То есть он действует своей волей и в своем интересе
(п. 2 ст. 1 ГК РФ). Арбитражный управляющий назначается судом и реализует в
первую очередь интересы должника и кредиторов, а тем самым и общие, публичные интересы,
получая за это определенное вознаграждение. Полагаем, что статуса
индивидуального предпринимателя арбитражные управляющие иметь не должны. При
таком подходе необходимо разрешить и вопрос об органах юридического лица в тех
случаях, когда на стадиях банкротства они прекращают свои полномочия, а
арбитражный управляющий таким органом не становится. В п. 2 ст. 53 ГК РФ
содержится положение о том, что в предусмотренных законом случаях юридическое
лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские
обязанности через своих участников. Это положение законодателя можно
продолжить указанием: "... и других специально уполномоченных лиц",
внеся дополнение в указанную статью.
Предложенный
вариант правового статуса арбитражного управляющего позволит разрешить и другие
проблемы, возникающие в ходе правоприменителыюй деятельности. В частности, на
практике возник вопрос: должен ли внешний арбитражный управляющий получать от
органов Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
разрешение на заключение сделок по отчуждению имущества на торгах, если его
стоимость превышает 10 процентов балансовой стоимости основных
производственных средств и нематериальных активов, а суммарная балансовая
стоимость активов контрагентов превышает сто тысяч минимальных размеров оплаты
труда? Антимонопольные органы требуют выполнения контрагентами указанных
нормативных условий, предусмотренных в ст. 18 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Утверждение о том, что арбитражный управляющий не является органом
юридического лица, предрешает и вопрос о применении к такого рода сделкам
требований антимонопольного законодательства. Как видно, оно на указанные
ситуации не распространяется. Тем не менее было бы целесообразно внести
изменения в ст. 18 Закона о конкуренции, указав, что требования данной статьи
не применяются к случаям продажи имущества судебным приставом-исполнителем и
арбитражным управляющим.
В проекте
изменений и дополнений действующего Закона о банкротстве право на обращение в
арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неуплатой
обязательных платежей предоставлено федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному Правительством РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ,
органам местного самоуправления. По действующему законодательству таким правом
обладают прокурор, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с
федеральным законом органы (п. 2 ст. б ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Президент РФ в своих замечаниях на проект отметил, что на основании данной
поправки на федеральном уровне таким правом будет наделен только один орган
исполнительной власти. Лишаются такого права и органы, имеющие возможность
сделать это на основании иных федеральных законов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|