Пример из
правоприменительной практики:
В ООО «Фауст» было
введено внешнее управление и принято решение о продаже всего предприятия. Новый
работодатель уволил ранее работающих, в связи с чем уволенные работники подали
иск в суд и были восстановлены в своих должностях.
2. Продажа части
имущества должника. Также как и продажа предприятия, продажа части имущества может
быть осуществлена только после проведения инвентаризации и по общему правилу на
открытых торгах в форме аукциона.
Однако закон допускает и
исключения из данного правила, например, продажа градообразующих предприятий
осуществляется путем проведения конкурса (статья 137 закона). Внешнему
управляющему предоставлено право определять начальную продажную цену имущества,
однако план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, может
предусматривать иной порядок определения начальной цены. Оплата проданного
имущества должна быть произведена в срок, предусмотренный протоколом или
договором купли-продажи, но не позднее чем через один месяц со дня проведения
торгов.
3. Уступка прав
требования должника. Общие правила содержатся в статьях 382-390 Гражданского
Кодекса РФ, статья же 88 устанавливает лишь специфические правила уступки прав
требования в рамках процесса банкротства.
Перечень мер по
восстановлению платежеспособности должника не является исчерпывающим, что дает
возможность внешнему управляющему самостоятельно, исходя из специфики
деятельности и финансово-экономического состояния должника, определить
мероприятия, направленные на повышение финансово-хозяйственной деятельности
должника.
По итогам внешнего
управления внешний управляющий составляет отчет, который подлежит рассмотрению
на собрании кредиторов, а затем утверждению арбитражным судом.
Утверждение отчета
является очень важным моментом в процессе внешнего управления, поскольку можно
говорить о том, что платежеспособность должника восстановлена и можно перейти к
расчетам с кредиторами.
Новой в российском
законодательстве является статья 94, предусматривающая порядок расчетов с
кредиторами. Необходимость принятия данной нормы была продиктована практикой
применения предыдущего закона о банкротстве. «Закон о банкротстве 1992 года не
решал проблему расчетов, так как, восстановив платежеспособность должника,
внешний управляющий не мог произвести расчеты с кредиторами фактически,
поскольку на требования кредиторов был наложен мораторий. После того как
арбитражный суд констатировал восстановление платежеспособности должника к
управлению финансовым потоками возвращался его прежний руководитель и никто не
мог гарантировать, что требования кредиторов будут удовлетворены. На практике
внешние управляющие удовлетворяли требования кредиторов, несмотря на
мораторий.».
Расчеты с кредиторами
производятся внешним управляющим в соответствии с реестром кредиторов со дня
утверждения отчета. Очередность удовлетворения осуществляется согласно
требований, предъявляемым к очередности удовлетворения требований кредиторов в
ходе конкурсного производства, за некоторыми изъятиями:
- не производится
капитализация повременных платежей по требованиям гражданам, перед которыми
должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, поскольку
расчеты с кредиторами данной очереди осуществляются путем погашения оставшейся
задолженности;
- во вторую очередь
погашается оставшаяся задолженность по оплате труда лицам, работающим по
трудовому договору и выплате авторских вознаграждений.
С момента исполнения
обязательств перед кредиторами внешний управляющий вносит соответствующую
запись в реестр.
Участники процедуры
внешнего управления: внешний управляющий и комитет кредиторов.
Одним из основных
участников процедуры внешнего управления является внешний управляющий. Как уже
отмечалось, с момента введения внешнего управления руководитель и органы
должника отстраняются от руководства организацией, а полномочия по управлению
возлагаются на внешнего управляющего.
Предложения по кандидатуре
внешнего управляющего могут быть представлены любым из конкурсных кредиторов,
налоговым или иным уполномоченным органом, должником или собственником
имущества должника – унитарного предприятия.
Поскольку внешний
управляющий относится к корпусу арбитражных управляющих, требования к его
кандидатуре абсолютно идентичны требованиям, предъявляемым к кандидатуре
временного управляющего.
После утверждения
собранием кредиторов, кандидатура внешнего управляющего представляется
арбитражному суду для назначения. В случае, когда суду не представлена
кандидатура, арбитражный суд самостоятельно из числа зарегистрированных лиц
назначает внешнего управляющего. Стоит упомянуть, что в качестве кандидатуры
внешнего управляющего может быть рассмотрено лицо, осуществляющее полномочия
временного управляющего. Представляется, что продление деятельности лица,
осуществляющего функции временного управляющего в качестве внешнего
управляющего, наиболее целесообразно, поскольку за время своей работы первый
наиболее ясно представляет себе картину о специфике деятельности и
финансово-экономическом положении должника, что в последующем существенно может
облегчить и оказать помощь в проведении внешнего управления.
Обладая общими правами
(часть 1 статьи 20), принадлежащими любому из арбитражных управляющих,
временный управляющий наделен присущими только ему специальными правами,
которые определены в статье 74 закона.
К ним относятся:
1. Самостоятельное
распоряжение имуществом должника с ограничениями, предусмотренными федеральным
законом о несостоятельности 1998 года. В качестве таких ограничений могут
выступать:
- обязанность внешнего
управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов на
совершение крупной сделки, в которой имеется заинтересованность. Полномочия арбитражного
управляющего по распоряжению имуществом должника не ограничены рамками
полномочий, установленных для руководителя предприятия-должника.
Пример из
правоприменительной практики:
В арбитражный суд на
основании п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве обратился кредитор с заявлением об
обжаловании действий арбитражного управляющего. Из представленных в арбитражный
суд документов следовало, что уставом акционерного общества предусмотрено
одобрение советом директоров сделок, совершенных руководителем организации, на
сумму свыше 10 тыс. рублей. Арбитражный управляющий совершил сделку по
отчуждению имущества на сумму 50 тыс. рублей.
При рассмотрении
указанного заявления возник вопрос о правомерности совершения сделок
арбитражным управляющим по отчуждению имущества без согласия соответствующего
органа акционерного общества.
При решении данного
вопроса необходимо иметь в виду следующее: согласно статье 69 Закона о
банкротстве при введении внешнего управления имуществом должника полномочия
органов управления должника прекращаются, и крупные сделки совершаются внешним
управляющим с согласия собрания кредиторов. Следовательно, ограничения,
установленные для руководителя предприятия-должника, на арбитражного
управляющего не распространяются.
- обязанность внешнего
управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов по сделкам,
влекущим новые денежные обязательства должника, в случаях, когда размер
денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления,
превышает 20 процентов суммы требований кредиторов в соответствии с реестром
требований кредиторов, за исключением предусмотренных планом внешнего
управления;
- обязанность внешнего
управляющего получить согласие от собрания кредиторов или комитета кредиторов в
отношении решений, влекущих увеличение расходов должника на потребление, в том
числе на оплату труда работников должника;
- в случае продажи
предприятия не осуществлять расчеты с кредиторами, за исключением кредиторов
перовой и второй очереди, вплоть до заключения мирового соглашения или принятия
арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного
производства;
- продажа имущества
должника на торгах может быть осуществлена внешним управляющим только после
проведения инвентаризации;
- обязанность внешнего
управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов при уступке
права требования должника на открытых торгах;
- в иных случаях.
2. Заключение от имени
должника мирового соглашения.
3. Заявление об отказе
от исполнения договоров должника.
Исходя из специального
правового статуса внешний управляющий обязан нести возложенные на него
обязанности:
- принятие в ведение
имущества должника и проведение его инвентаризации;
- открытие специального
счета для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
- разработка и
представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления;
- ведение
бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности;
- заявление в
установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям
кредиторов;
- принятие мер по
взысканию задолженности перед должником;
- рассмотрение
требований кредиторов;
- предоставление
собранию кредиторов отчета по итогам реализации плана внешнего управления;
- осуществление иных
полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу
внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением
внешнего управления и действует до прекращения внешнего управления. В то же
время необходимо упомянуть, что новый закон, в отличие от предыдущего,
предусмотрел нормы относительно освобождения внешнего управляющего от
исполнения своих обязанностей. Перечень таких оснований и порядок предусмотрен
статьей 73 закона о банкротстве и не является исчерпывающим.
Еще одним органом, участвующим
в процедуре внешнего управления, является собрание кредиторов. Законом подробно
регламентированы общие вопросы, касающиеся собрания кредиторов, относящиеся к
любой процедуре банкротства, будь то наблюдение, конкурсное производство,
внешнее управление. В то же время участие собрания кредиторов в каждой из
процедур несостоятельности имеет свои характерные особенности, в основном
касающиеся прав и обязанностей. Во внешнем управлении дополнительные права
установлены для комитета кредиторов (статья 81), в частности: созыв собрания
кредиторов, дача рекомендаций собранию кредиторов по освобождению внешнего
управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего; утверждение или
отказ в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в совершении
которых имеется заинтересованность; представление арбитражному суду кандидатуры
заместителя внешнего управляющего.
3.2. Конкурсное
производство
Конкурсное производство
– процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях
удовлетворения требований кредиторов (пункт 10 статьи 2 закона), также как и
судебная санация, не является новой для российского законодательства. Начальным
моментом открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом
решения о признании должника банкротом. Данное решение может быть вынесено
только при условии установления признаков банкротства, предусмотренных статьей
3 закона.
Одним из важных моментов
нового закона является законодательное закрепление продолжительности срока
проведения конкурсного производства: основного - 1 год и дополнительного - 6
месяцев, но в случае необходимости и при наличии веских оснований арбитражный
суд вправе продлить указанные сроки. Многие юристы (В.Витрянский, О. Никитина,
В. Петрова и др.) отмечают практическое значение данной нормы. Ранее
действующий закон не содержал подобных ограничительных сроков, что позволяло
конкурсным управляющим растягивать ликвидационную процедуру на долгие годы,
получая при этом довольно высокое вознаграждение.
Решение арбитражного
суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено в самом решении.
Решение арбитражного
суда должно содержать информацию о назначении конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента
назначения до завершения конкурсного производства.
Требования,
предъявляемые к кандидатуре конкурсного управляющего и порядок его назначения
аналогичные требованиям, установленным законом к кандидатуре внешнего
управляющего.
Характер осуществляемых
функций и возложенных задач определяет и полномочия конкурсного управляющего.
С момента назначения
конкурсного управляющего к нему переходят все права и обязанности руководителя
должника.
Пример из
правоприменительной практики:
ООО «Гарант» обратилось
в арбитражный суд с иском к ЗАО «Асфальт» о признании недействительным договора
мены. Решением арбитражного суда иск удовлетворен, сделка признана
недействительной. Определением апелляционной инстанции решение отменено и иск
оставлен без рассмотрения. Мотивом послужило то, что ООО решением суда по
другому делу признано банкротом с открытием конкурсного производства, а исковое
заявление подписано неуполномоченным лицом – директором ООО. На определение
апелляционного суда заместителем председателя ВАС РФ был принесен протест, в
котором указывалось, что решение о признании банкротом и ликвидации ООО было
действительно принято, но поскольку конкурсный управляющий на день рассмотрения
дела апелляционной инстанцией еще не был назначен из-за отсутствия предложений
по кандидатуре, директор ООО имел полномочия на защиту интересов ООО в
арбитражном суде. Определение апелляционной инстанции отменено, а дело было
направлено на новое рассмотрение.
Так, к конкурсному
управляющему переходят все права по распоряжению имуществом должника. Здесь,
следует оговориться, поскольку это право ограничено пунктом 1 статьи 121
закона, где предусматривается обязанность получить одобрение собрания или
комитета кредиторов по порядку и срокам отчуждения имущества.
Свойственные только
конкурсному управляющему в ликвидационном производстве специфические функции,
указаны в пункте 3 статьи 101 закона:
1. Проведение
инвентаризации и оценки имущества должника. «Анализ финансового состояния
необходим для формирования конкурсной массы, что в свою очередь решает в
значительной мере судьбу имущественных интересов кредиторов». Для осуществления
указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и
иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника.
2. Анализ финансового
состояния должника.
3. Предъявление к
третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее
взыскании. С этой целью конкурсный управляющий предъявляет иски в судебные
органы. Также конкурсному управляющему предоставлено право предъявлять
требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут
субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением
его до банкротства.
4. Направление
уведомления работникам должника о предстоящем увольнении в соответствии с
требованиями Кодекса законов о труде.
5. Заявление в
установленном порядке возражения по предъявляемым к должнику требованиям
кредиторов.
6. Заявление отказа от
исполнения договоров должника, но не позднее чем в трехмесячный срок с момента
своего назначения.
7. Принятие мер,
направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у
третьих лиц.
8. Передача на хранение
в уполномоченные органы документов должника, подлежащих обязательному хранению.
При осуществлении своих
прав и обязанностей конкурсный управляющий должен действовать разумно и
добросовестно с учетом интересов должника и его кредиторов. Для пресечения
возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего, контроль за его
деятельностью возложен на собрание или комитет кредиторов. Новый закон,
учитывая опыт применения предыдущего закона о банкротстве, вводит норму,
устанавливающую механизм контроля. Не реже одного раза в месяц управляющий представляет
органу контроля отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии
должника и его имуществе, а также иную информацию. Стоит также отметить, что в
случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим
возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания или
комитета кредиторов может отстранить управляющего от исполнения им своих
обязанностей и назначить нового.
Открытие конкурсного
производства в отношении должника – банкрота означает, что:
- срок исполнения всех
денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается
наступившим;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|