Рис. 1.6 Наиболее распространенная форма
SWOT-анализ
Основываясь на изложенной выше информации проведем SWOT-анализ для ООО
«Детский мир» (таблица 1.5).
Таблица 1.5
SWOT-анализ для ООО «Детский мир»
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Наличие
квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в данной области
|
Наличие
старого, изношенного оборудования на предприятии.
|
Накопленный
многолетний опыт работы на рынке производства мебели
|
Возможные
рассогласование по срокам при одновременной реализации проекта и покупке
нового цеха.
|
Хорошие
деловые связи с потребителями продукции и поставщиками материалов и
комплектующих.
|
Отсутствие
источников финансирования.
|
Низкая
трудоемкость производства
|
Трудности
в организации сбыта большого объема продукции.
|
Завоеванная
доля рынка производства мебели, в том числе детской.
|
Существующая
низкая эффективность процесса отгрузки потребителям продукции.
|
Удобное
месторасположение предприятия относительно основных поставщиков материалов и
потребителей продукции
|
Нечетко
оформленные условия договора.
|
Близость
к транспортным магистралям (шоссейная дорога проходит на расстоянии 0,5 км,
ж/д ветка - через территорию цеха).
|
Затягивание
сроков партнерами при поставках оборудования, предоставления нового цеха.
|
Обеспеченность
нового предприятия всеми необходимыми коммуникациями.
|
|
Наличие
производственных мощностей, позволяющих поддержать новое производство за счет
существующего оборудования.
|
|
Высокое
качество продукции, соответствующее европейскому уровню
|
|
Активная
маркетинговая политика.
|
|
Наличие
лидера проекта и управленческой команды.
|
|
Высокая
маржинальная рентабельность производства детской мебели на новом
технологическом оборудовании.
|
|
Сравнительно
быстрая окупаемость и высокая эффективность проекта.
|
|
Наличие
деловых контактов со структурами, способными поддерживать продвижение проекта
на всех этапах его реализации.
|
|
Внешние
благоприятные возможности
|
Внешние
угрозы предприятию
|
Спрос
на детскую мебель в России, странах СНГ и в мире достаточно высок и имеет
устойчивую тенденцию к увеличению.
|
Снижение
денежной составляющей в расчетах с потребителями продукции.
|
Положительная
тенденция роста производства мебельного производства в России
|
Снижение
общей платежеспособности предприятий.
|
Задержка
роста инвестиционной активности.
|
Поддержка
со стороны местных органов власти действий предприятия по увеличению объемов
производства.
|
Нестабильная
политическая ситуация.
|
Небольшое
количество достаточно сильных конкурентов в России
|
Нестабильность
хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в России.
|
Желание
зарубежных поставщиков оборудования содействовать привлечению инвестиций для
реализации проекта.
|
Несовершенство
законодательства.
|
Желание
зарубежных фирм поставлять оборудование на российский рынок
|
Желание
зарубежных фирм поставлять детскую мебель на российский рынок.
|
Снижение
кредитной процентной ставки.
|
|
Рассмотрим
ситуацию на российском рынке мебели в целом и на сегменте детской мебели в
частности. Структура рынка мебели до кризиса 1998 г. складывалась следующим
образом. Доля импорта в 1997 г. составляла, по разным оценкам, от 50 до 61%.
Сектор российских производителей не превышал 50%. Кризис 1998 г. нарушил это
соотношение и позволил усилить позиции отечественной мебельной промышленности.
Зарубежные поставки сократились практически в 3 раза, и российские
производители использовали эту возможность. Согласно данным Института
исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, рост объемов выпуска
отечественной мебели почти по всем показателям впервые был отмечен в 1999 г.,
когда объемы производства в стоимостном выражении возросли более чем на 50% по
сравнению с 1998 г. Но такое положение оставалось недолго. Карт-бланш
использовали не все российские производители. Доля импорта в 1999 г.
стремительно продолжала увеличиваться. В 2000 г. снизился темп роста выпуска
отечественной продукции, и прирост к 1999 г. составил 28-32%.
Причина
заключалась в том, что цена продукции российских производителей практически
сравнялась с ценой на импорт. Российские производители потеряли основное
конкурентное преимущество. При одинаковом ценовом предложении качество
российской мебели не соответствовало зарубежным аналогам.
В 2000 г.
структура рынка мебели изменилась следующим образом: доля импорта достигла 40%
(по официальным данным - 22%); выпуск отечественной мебели за 2000 г. (по
официальным данным) составил 18,085 млрд рублей в отпускных ценах. Основной
ассортимент отечественной мебели, поступающей на внутренний рынок, не претерпел
существенных изменений. Если рассматривать выпуск мебели в натуральном
выражении по отдельным видам, то в 1998 г. отмечалось сокращение объемов по
всем видам, кроме стульев, с 1999 г. наметился рост объемов производства
большинства наименований: столов (на 19%), стульев (на 2,7%), шкафов (на 23,2%)
и деревянных кроватей (на 18,5%).Сократилось производство лишь некоторых видов
мебели: кресел (на 19%), диван-кроватей (на 24,5%), диванов и кушеток (на 5%).
В 2000 г. продолжился рост объемов производства всех видов мебели, кроме кресел
и диван-кроватей, выпуск которых сократился на 3% и 23% соответственно по
отношению к 1999 г. (рис. 1.7).
На основании
информации Госкомстата РФ об объемах выпуска мебели по отдельным видам, в
количественном выражении была определена сегментация производства мебели по
видам, или, иначе говоря, пропорциональное отношение разных видов. Сегментация
сохраняется примерно на одном и том же уровне с 1999 г. (рис. 1.8).
Экспорт. В 2000-2001 годах
сохранилась тенденция к увеличению экспорта мебели, который в 2000 г. составил
12,5% выпуска отечественной продукции.
В настоящее время
в структуре российского экспорта преобладают поставки частей мебели из дерева
(30%), мебель для офисов деревянная (10%), мебель для сидения (16%).
Основная доля
экспорта осуществляется в страны дальнего зарубежья: в 1999 г. она составила
88%, в 2000 г. - 85% общего экспорта прочей мебели и ее частей. Доля поставок в
страны СНГ увеличилась в 2000 г. до 15% по сравнению с 12% в 1999 г. Наибольший
объем экспорта обеспечивается предприятиями Северо-западного района России,
прежде всего Ленинградской (46% всего экспорта) и Новгородской (20%) областей.
Свыше 10% общего объема экспорта поставляют Кировская и Московская области.
Основными
странами-импортерами российской мебели и ее частей являются Германия (33,4%),
Швеция (9,2%), Франция (4,9%), Бельгия (2,4%), Словения (2,3%) и др.
В структуре
экспорта в западные страны преобладают (40%) полуфабрикаты и детали для
производства мебели, а также наиболее материалоемкая и относительно недорогая
продукция из древесины (38,5%). В страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизию)
поставляется в основном готовая продукция из плитных материалов.
Рис. 1.7 Объем производства отечественной мебели в отпускных ценах за
1997-2000 гг.
Рис.
1.8 Сегментация производства отечественной мебели по видам
Импорт. Крупнейшим поставщиком
мебели, соответствующей коду 94.03 ГТК (Мебель прочая и ее части, согласно
терминологии таможенного комитета), в 1998 г. была Италия, ее доля составила
около 23%. В 1999 г. поставки из Италии возросли почти до 31%, и она сохранила
свое лидирующее положение. Второе место сохранила за собой Германия: 10,9% в
1998 г. и 15,6% в 1999 г. Эти две страны занимают доминирующее положение по
ввозу в Россию мебели рассматриваемого кода таможенной статистики: их суммарная
доля в 1998 г. была 33,7%, в 1999 г. - 46,5%.
В 2001-2003 гг.
страны-лидеры (Италия и Германия) продолжают удерживать свои позиции, и их
совместная доля составляет 46-48%.
Наибольший объем
мебели завозится из Белоруссии - 34,5%. Заметно возрос в 2000 г. ввоз мебели из
Швеции: с 3,9% до 5,2%, что связано с успешным функционированием торгового дома
"ИКЕА".
Объективная и
достоверная оценка и анализ емкости рынка мебели невозможен только на основании
официальных данных. По заявлению Института исследования товародвижения и
конъюнктуры оптового рынка, статистическая информация далеко не полностью
отражает деятельность отдельных предприятий, производящих всевозможные предметы
мебели. Реальный объем выпуска мебели в нашей стране, по оценке специалистов, в
2,7-3,2 раза превышает официальные показатели.
В качестве
характерного примера отличия публикуемых официальных данных приведем данные ГТК
и Европейской Федерации ассоциаций мебельной промышленности. По данным ГТК,
весь импорт мебели в 2000 г. составил $278, 4 млн. Согласно заявлениям
импортеров мебели стран ЕС, в Россию было ввезено в 2000 г. около $400 млн.
Поэтому все остальные данные, касающиеся оценки рынка мебели, - расчетные.
Емкость рынка
мебели. В
целом емкость рынка мебели в 2003 г. составляет примерно $3,1-3,5 млрд. По
данным Центра по развитию мебельной промышленности, основной объем составляет
мебель бытовая (75%), доля специальной мебели, в том числе офисной, увеличилась
до 24-25% против 19-20% в 2002 г. Это соотношение совпадает с экспертными
оценками, поэтому в расчетах емкости рынка мебели принято следующее допущение:
доля офисной мебели составляет 20%, бытовой - 80%.
Расчет
производился по методике оценки потребительского рынка, на основании
первоначальных данных Gallup.
Таким образом, в
2003 г. емкость рынка в среднем составляет: офисной мебели $708,8 млн, бытовой
- $2,4-2,8 млрд. По отношению к 2002 г. темп роста бытовой мебели в среднем
составил 13 -17 %, в то время как рынок офисной мебели увеличился на 8 -10%.
Официальные
данные темпов роста рынка соизмеримы с расчетными, если принять во внимание
динамику роста розничных цен на мебель, которая существенно корректирует
"красивые" показатели роста, приводимые в отпускных ценах. Так, за 2001
г. цены на различные виды мебели возросли в среднем по стране от 8 до 30%, в
2002 г. - с 8 до 19%. На основании экспертных оценок, максимальные объемы
продаж мебели в 2001 г. зафиксированы в Москве и
Московской
области в среднем 22,5% - 24,5%, в Санкт-Петербурге и области - 16,3% от общих
объемов реализации мебели по стране, что подтверждается расчетом. В структуре
рынка по направлениям, рынок мебели Москвы составляет в среднем 17,9%
потенциальной емкости рынка мебели в целом по стране.
Тенденции
развития. Рынок
мебели неразрывно связан с общей экономической ситуацией в стране. Оживление на
одном рынке приводит к увеличению покупательного спроса на другом. Основным
"индикатором" ситуации служит спрос на товары длительного пользования
у среднего класса. Именно на его предпочтениях и изменениях в потребительском
поведении прогнозируется тенденция на рынке в целом. В 2000-2005 годах
расширились и продолжают расширяться практически все рынки товаров длительного
пользования. По данным Московской биржи недвижимости, объем рынка недвижимости
за последние 2 года увеличивается примерно на 5% в год. Однако важно другое. В
2002 г. доля нового жилья превысила 50%, а динамика роста покупок квартир в
рассрочку за 1999-2003 годы выросла в 1,5 раза. На рынке автомобилей -
настоящий бум. По данным официальных дилеров, рост продаж импортных автомобилей
в первом квартале 2004 г. составил 30% по отношению к первому кварталу прошлого
года. Наблюдается активизация и на рынке бытовой техники, особенно встроенной
дорогой "белой", например, стиральных машин шведского и европейского
производства. Спрос на аудио, видеопродукцию в 2001 г. останется как минимум на
прежнем уровне. Причин такого положения несколько. Во-первых, у среднего класса
появилось ощущение стабильного дохода. Во-вторых, до кризиса 1998 г. до рынков
недвижимости и рынка автомобилей, которые были далеки от насыщения, потребитель
добраться не успел. Рынки же мебели и бытовой техники испытали бум еще до
кризиса. Всплеск спроса на аудио-, видео, к примеру, пришелся на 1994-1995
годы, на бытовую технику - на 1995-1996 годы, а подъем на рынке бытовой мебели
- 1996-1997 годы. У каждого рынка своя динамика. Принимая во внимание, что
средний срок эксплуатации товаров длительного пользования в России составляет
6-8 лет, новый заметный спрос на этих рынках, вызванный заменой, должен был бы
начаться в 2002-2006 годах, поэтому сегодняшний рост есть ни что иное, как
возвращение рынков к "объективной" траектории жизненного цикла.
Рынок мебели
продолжает оставаться самым неструктурированным и непрозрачным среди рынков
товаров длительного пользования. По разным экспертным оценкам, в 2003 г. он
составлял порядка $2-2,1 млрд. По данным КОМКОНа, расходы на приобретение
мебели являются важной частью бюджета семьи среднего класса. Они составляют
примерно 10% ее совокупных потребительских расходов. Российский средний класс
отличается высоким уровнем обеспеченности мебелью:
·
83% семей
среднего класса имеют в своих домах (квартирах) мягкую мебель;
·
75% -
кухонную мебель;
·
62% -
корпусную мебель (стенку);
·
57% -
комплект комнатной мебели (гостиную);
·
56% -
журнальный стол;
·
53% -
письменный стол;
·
50% - спальный
гарнитур;
·
48%-диван;
·
42% -
платяной шкаф;
·
41 % -
книжный шкаф (стеллаж);
·
37% -
кресло;
·
31% -
кровать (тахту);
·
26% -
шкаф-купе;
·
23,5% -
комплект детской мебели;
·
21,5% -
мебель со встроенной бытовой техникой;
·
16,5% -
комод;
·
11% -
горку.
Вся мебель в
семьях среднего класса приобретена за последние 10 лет, более того, 30% - за
последние 2 года, т. е. После кризиса. За последние 2 года семьями среднего
класса было приобретено:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|