Гражданский
кодекс предусматривает обязательное образование уставных (складочных) капиталов
во всех хозяйственных обществах и товариществах. Образование уставного фонда
предусмотрено и в унитарных предприятиях, и в производственных кооперативах.
При этом следует отметить, что уставный (складочный) капитал представляет собой
общую стоимость имущества, вносимого всеми учредителями (участниками) в
качестве оплаты приобретаемого права в обществе или товариществе.
Имущественной
основой деятельности общества служит уставный капитал, а товарищества -
складочный капитал. Вклад в уставный (складочный) капитал организации
признается финансовым вложением на основании соответствующей записи в
учредительных документах создаваемой организации. Порядок и сроки внесения
вкладов в уставные (складочные) капиталы определяются следующими документами:
для товариществ - учредительным договором, для ООО - уставом и учредительным
договором, для АО - договором об учреждении.
При учреждении АО
уставный капитал разбивается на акции, которые должны быть распределены среди
учредителей. После выпуска акций (эмиссии) АО обязаны зарегистрировать в
региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (РО ФКЦБ)
отчеты о первичной эмиссии. В противном случае, с точки зрения закона,
считается, что у АО нет уставного капитала и в дальнейшем ему запрещаются любые
действия со своими ценными бумагами. ФКЦБ своим решением может приостановить и
размещение первичного выпуска акций, а также налагать штрафы. Виды ценных бумаг
представлены на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Виды ценных бумаг
В таблице 1.2 и
1.3 показаны способы участия, права и обязанности участников хозяйственных
товариществ.
Таблица 1.2
Участие в управление хозяйственных
товариществ
ХТ
|
Полное
|
Управление осуществляется по общему согласию всех участников. Каждый
участник имеет один голос
|
|
На вере
|
Управление осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе
участвовать в управлении и ведении дел, а также оспаривать действия полных
товарищей
|
ХО
|
Высшим органом ХО является общее собрание
участников (акционеров)
|
Таблица 1.3
Права и обязанности участников хозяйственных
обществ и товариществ
Права
|
Обязанности
|
Участвовать в
управлении делами товарищества (кроме вкладчиков ХТ и владельцев
привилегированных акций АО). Получать информацию о деятельности ХО (ХТ) и
знакомиться с его документацией. Принимать участие в распределении прибыли.
Получать часть оставшегося при ликвидации ХО (ХТ) имущества.
При ликвидации ХТ
на вере вкладчики имеют преимущественное право на получение вкладов перед
товарищами.
|
Вносить вклады,
оговоренные учредительными документами. Участники ХТ должны внести не менее
половины своего вклада к моменту регистрации ХТ, остальное - в сроки,
установленные учредительным договором.
При нарушении –
участник вносит 10% годовых с невнесенной части вклада и возмещает убытки.
Не разглашать
конфиденциальную информацию о ХО (ХТ).
|
Когда речь идет о
типе организаций, чаще всего подразумевается способ принятия решений, а уже
потом - форма собственности. Согласно этому критерию выделяют два типа
организаций: 1) самоуправляющиеся предприятия - производственные структуры, в
которых решения, касающиеся деятельности предприятия, принимаются на
коллективной основе. В состав правления фирмы в таком случае входят
представители коллектива работающих. Такой тип предприятий характерен для
скандинавских стран; 2) предпринимательские предприятия - производственные
структуры, в которых предприниматель берет на себя функцию единоличного
принятия решений.
В западной
экономической науке выделяют специальный раздел – теорию экономики, управляемой
трудом. Эта теория связана с изучением фирм, организованных на кооперативных (в
основном) началах, т. е. самоуправляющихся фирм, в которых решения принимаются
на основе принципа «один человек – один голос».
Органами
управления акционерного общества являются (рис. 1.3):
·
общее
собрание акционеров (высший орган);
·
совет
директоров (наблюдательный орган);
·
единоличный
исполнительный орган (генеральный директор) или коллегиальный исполнительный
орган (исполнительная дирекция);
·
ревизионная
комиссия, которая является органом внутреннего контроля за
финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества.
Рис. 1.3 Корпоративное руководство в открытом акционерном
обществе (возможный вариант)
Право на участие
в управлении делами владельцы голосующих акций реализуют через участие в
собрании акционеров общества. Однако компетенция общего собрания акционеров
жестко ограничена: оно может рассматривать и принимать решения только по
вопросам, отнесенным к его компетенции, причем перечень данных вопросов не
может быть расширен (но может быть сужен) по усмотрению самих акционеров.
Вопросы,
относящиеся к компетенции общего собрания, разделены на 4 группы:
1. вопросы, составляющие
исключительную компетенцию общего собрания. Они не могут быть переданы в
компетенцию совета директоров и исполнительных органов общества;
2. вопросы, которые, хотя и
отнесены Законом к исключительной компетенции общего собрания, но могут быть
переданы в ведение совета директоров (образование исполнительного органа
общества и досрочное прекращение его полномочий, принятие решения об увеличении
уставного капитала и внесение соответствующих изменений и дополнений в устав
общества);
3. вопросы, которые из ведения
общего собрания могут быть переданы либо совету директоров, либо
исполнительному (коллегиальному или единоличному) органу;
4. вопросы, решения по которым
наряду с общим собранием могут принимать и другие органы общества (например,
решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной
комиссией или аудитором).
В уставе может
содержаться ограничение на право собрания принимать решения по определенным
вопросам его компетенции. Закон устанавливает, что общее собрание может
рассматривать ряд важных вопросов только по предложению совета директоров (если
иное не предусмотрено уставом). Общие собрания и заседания совета директоров в
соответствии с уставом ведет председатель совета директоров.
На рисунке 1.4
отражена схема управления, предполагающая наличие или назначение сильного
единоличного исполнительного органа (генерального директора). Однако в
соответствии с Законом акционерным обществом может управлять наемный менеджер,
назначаемый советом директоров, с ежегодным продлением его полномочий. Место
"сильного" генерального директора, избираемого общим собранием, в
данной схеме занимает председатель совета директоров (который, как правило,
является крупнейшим акционером).
Конкретный
механизм образования, функционирования, реорганизации и ликвидации АО подробно
описан в Гражданском Кодексе и федеральном законе "Об акционерных
обществах"
Рис. 1.4. Корпоративное руководство в открытом АО
(возможный вариант)
Гражданский кодекс РФ (ст. 49) наделил лиц, занимающихся предпринимательством
(исключение составляют унитарные предприятия), общей, а не специальной
(целевой) правоспособностью. Это дает им возможность участвовать во всех видах
предпринимательской деятельности без изменения учредительных документов и
осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Вместе с тем
отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно
заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Согласно
Закону рф от 25.09.1998 №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия,
охватывает более 200 различных направлений.
Согласно ГК РФ
(ст. 48) юридическим лицом признается организация, которая имеет в
собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего
имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права,
нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны
иметь самостоятельный баланс и смету.
Различие между
юридическим и неюридическим лицом состоит в следующем:
1. юридическое лицо действует на
основании устава; его права и обязанности определены законом. Неюридическое
лицо действует на основании положения, утвержденного вышестоящим органом;
2. юридическое лицо целиком и
полностью отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом.
Неюридическое лицо тоже отвечает по своим обязательствам, однако, если этой
ответственности недостаточно, то по его обязательствам отвечает орган,
утвердивший положение;
3. в форме неюридического лица
могут выступать филиалы и представительства.
Таким образом, в
данном параграфе дипломной работы мы рассмотрели особенности организации
предпринимательской деятельности в наиболее распространенных организационных
формах. Предприниматель сам определяет какая из возможных организационных форм
наиболее подходит под тот или иной вид бизнеса.
В ранний период
зарождения отечественного бизнеса, одной из самых злободневных проблем, было
непонимание принципов его ведения. Первым принципом наших менеджеров (тогда это
слово не было распространено) был — “надо крутиться”. После “раскрутки”,
предприниматели вставали перед вопросом “куда идти” или погрязали в рутинном
учете “гвоздей”, а затем вытеснялись более сильными конкурентами или исчезали
вместе с формированием рынка, тенденции которого не учитывались. Четкая,
продуманная и эффективная стратегия — редкость на большей части наших
предприятий и по ныне.
Актуальность
этого вопроса не только не уменьшилась с появлением новых технологий, но и
повысилась. Повсеместная мода на внедрение КИС и комплексной автоматизации лишь
оголила и усугубила проблемы управления и необходимости системного
стратегического подхода к их решению. Опыт говорит, что компаниям не хватает
стратегического мышления, а вовсе не информационных технологий. Основное
назначение стратегии — создание комплекса конкурентных преимуществ, для
достижения бизнес — успеха в долгосрочной перспективе.
Крайний дефицит
достоверной рыночной информации делает доступной в лучшем случае оценку на
качественном уровне. В самом деле, категория “доля рынка” предполагает, как
минимум, знание общего объема рынка (хотя бы регионального) по заданному виду
продукта. Для современной экономики с огромным теневым сектором, получение
такой информации из доступных официальных источников невозможно, а проведение
собственными силами полевых исследований потребует непомерных затрат. Данные об
объеме рынка ближайших конкурентов также чрезвычайно труднодоступны, даже если
предположить, что эти конкуренты достаточно точно определены и осведомлены.
Большая часть
классических западных методик — очень относительны и теоретизированы. Пример:
методика разбиения матрицы БКГ на базовые квадранты обоснованно вызывает
некоторое непонимание у практиков, привыкших к численным показателям. Понятия
“высокий” и “низкий”, относящиеся к определению квадрантов, могут так сильно
различаться в субъективном представлении отдельных специалистов, что
представление одной и той же объективной картины диаметрально отличается.
Причины, по
которым отечественные предприятия имеют традиционную специфику:
1. Низкая экономическая культура. Многие руководители
выдвигались по партийной линии, не имея знаний и опыта. Следствие планирования
сверху и полной несамостоятельности — отсутствие целей и стратегии.
2. Нет профессионального
владения инструментарием менеджмента и маркетинга в управлении. Как следствие, любой проект
реформирования или консалтинга начинается не с диагностики и поиска подходов к
решению, как на западе, а со структурирования задачи и выяснения для чего это
надо и надо ли вообще. После выработки общего понимания начинается не стадия
выполнения, а период обучения топ — менеджеров тем методам работы, которые
западные консультанты априори считают самим принципом ведения бизнеса. Одна из
причин, по которым методы анализа не распространены среди руководителей и да же
маркетологов — не знание математического аппарата, который используется.
3. Наследие гигантомании. В
советской экономике приоритетным было развитие промышленности (так называемая
группа “А”). В результате, в наследие досталась фондоемкая экономика, с
отраслевыми и градообразующими монстрами. Огромный масштаб и низкая
эффективность производства с одной стороны, и неудовлетворенность потребностей
домашних хозяйств в элементарных товарах (пища и одежда) — только одно из
последствий такого экономического уклада.
Другое следствие
— это нерыночная ориентация и “натуральное хозяйство” предприятий, входящих в
крупные холдинги. Когда продукт производится и потребляется в одном
производственно — экономическом образовании, не попадая на рынок и не
оцениваясь им. Многим предприятиям по прежнему трудно перейти на гибкое по
спросу производство, оценивать свою эффективность прибыльностью, а не масштабом
и номенклатурой выпуска. Для начала, надо научиться использовать количественную
информацию, которая абсолютно всегда доступна, точна и достоверна, а именно —
внутреннюю информацию предприятия.
Указанные причины
позволяют утверждать, что крайне редкое применение стратегического подхода,
матричного, и математических практических инструментов анализа и планирования,
обусловлено, в основном, несовершенством информационно-экономического
пространства.
Фундамент и сама
суть стратегического менеджмента состоит в особом типе мышления. Стратегический
менеджмент характерен высоким значением творчества в нем и маленьким
количеством рутины. Креативность и умение абстрагироваться от текучки, дар
видения будущего предприятия (“vision”) и его моделирования, умение дать его
представление в количественных и качественных показателях. Это те качества
самого стратега, которые делают возможным или не возможным стратегическое
управление, которое нельзя заменить использованием отдельных элементов
стратегического подхода.
Одна из причин,
по которой бурно процветавший в США стратегический менеджмент вошел в кризис
(80, 90-е годы) — попытка жестко его формализовать и подменить примитивно
алгоритмизированным подходом, более подходящим для зубчатой передачи, нежели
мысли и способу коммутации нейронов. Частая ошибка в подходе к пониманию и
внедрению стратегического менеджмента, которая просматривается да же в
используемых в компаниях и прессе определениях, — замещение стратегического
управления стратегическим планированием.
Само
стратегическое планирование является подсистемой, элементом стратегического
управления. Этот элемент несопоставимо приземленнее, проще для понимания, является
следствием стратегического подхода, а не его способом. Планы создают плановики
в соответствии со стратегией и внутренними ресурсами, а стратегию —
топ-менеджмент, который будет ее разрабатывать в условиях высокой
неопределенности, реализовывать и адаптировать к изменениям окружающей среды, в
следствии ее динамичного изменения.
Важно понять саму
концепцию подхода к созданию стратегии: это видение будущего и направление для
достижения поставленной цели — взгляд из будущего на сегодняшние ресурсы
компании, а не экстраполяция текущего состояния и внутренних ограничений на
следующий период. Мы имеем дело не с логикой, а с интересами.
Признак
отсутствия стратегического подхода — концентрация организации на внутренних
ресурсах. Тем самым игнорируются все возможные угрозы из вне (они
воспринимаются только как свершившийся факт) и упускаются благоприятные
тенденции. Стратегический подход состоит в превращении любых изменений в
позитивные возможности и их использовании, а план при этом не догма, а система
организации труда, которая адекватно адаптивна к изменениям внешней среды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|