Очень
важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны
два способа повторения: концентрированное и распределенное. При
первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за
другим без перерыва. При распределенном повторении, каждое чтение отделено от
другого чтения некоторым промежутком. Исследования показывают, что
распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и
энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.
Очень
близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во
время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал,
который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя
способами:
а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет
уверенность, что он выучен;
б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести,
после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и
т.д.
Эксперименты
показывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. Заучивание
идет быстрее, а сохранение становится более прочным.
Успех
запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроля
являются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попытки
помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при
воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Кроме
того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала.
Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный
текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.
Сохранение — процесс активной
переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение
заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается
лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности
материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после
заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение
нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не
забыт.
Иногда
при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что
воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно
после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное
воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки
зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону
отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено,
что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение
проявляется в оперативной памяти, статическое – в долговременной памяти. При
динамическом сохранении материал изменяется мало, а при статическом, наоборот,
материал обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Прочность
сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и
предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного
мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в
процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо
приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная
активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не создается условий
для прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применение
знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно.
Воспроизведение и узнавание - процессы
восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что
узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его
восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Воспроизведение
может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — это
ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами
собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение —
целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств,
стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко,
иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением
известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Качества
памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является
результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы
можем только по воспроизведению. Воспроизведение — это очень сложный процесс
повторения запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная
переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное,
вставляется дополнительный материал, известный из других источников.
Успешность
воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы
при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическая
основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в
коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был
проторен при запоминании.
Формы
воспроизведения:
узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном
восприятии объекта;
воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия
объекта;
припоминание, представляющее собой наиболее активную форму
воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени
логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятой
информации, которая казалась забытой;
эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со
всеми деталями воспринятой информации.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия,
и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором
сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление
памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Процессы
узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее
определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство
знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не
можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. Между
определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих варианта
узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию,
а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.
Забывание — естественный процесс. Многое из того, что
закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться
с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное.
Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет
интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются
скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.
Забывание
проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.
Между
полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени
воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями
памяти». Принято выделять три таких уровня:
воспроизводящая
память;
опознающая
память;
облегчающая
память.
Забывание
протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу
же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Забывание
может быть полным или частичным, длительным или временным.
При
полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не
узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек
воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает,
но не может воспроизвести.
Длительное
(полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на
протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто
забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал
в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Забывание
может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из
них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически
заученного материала.
Для уменьшения забывания необходимо:
понимание,
осмысление информации, повторение информации.
Забывание
в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно
предшествующей запоминанию и происходящей после нее.
Отрицательное
влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного
торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности
называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех
случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или
если эта деятельность требует значительных усилий.
Можно
предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в
психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные
явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко
забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо»[5],
законом обратного хода памяти.
Важным
фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся
информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или
необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти
на информацию, полученную в зрелом возрасте.
Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей
психики, которые вытесняют из сознания в подсознание
травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно
удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое
равновесие, вызывает негативное постоянное напряжение («мотивированное забывание»).
Другими
формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное
узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в
воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако
изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда
забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном
несоответствии припомненного действительно воспринятому материалу.
Основными
существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических
значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные
психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление,
называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание
охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии.
С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые
события могут полностью восстановиться в памяти.
Забывание
также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной
забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих
сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или
находящихся в поле нашего зрения предметов.
Глава 2. Психологи и музыканты о музыкальной памяти
(обзор литературы).
Литературы по данной теме достаточно много, но
наш взгляд, работы и статьи Маккиннон Л., Голубовской Н.И., Щапова А.П.,
Савшинского С.И.,
Стоянова А. и Петрушина П.И.- являются ключевыми в освещении данной
проблемы, не только потому, что это известные и авторитетные имена за рубежом и
в России, но и потому, что известные педагоги и психологи, занимающиеся
проблемами памяти, в своих статьях часто ссылаются на эти работы. Например,
Теплов Б.М. в книге «Психология музыкальных способностей» ссылается на мнение
Щапова А.П. [6]
Работа Пугача Ю.К. «Развитие памяти, система
приемов» нас заинтересовала новизной подхода, которая предполагает более
качественное запоминание материала. Мы сознательно не включили в эту главу
известную работу Теплова Б.М. «Психология музыкальных способностей», чтобы не
выходить за рамки объема диплома и не повторять дипломы, написанные на темы
связанные с проблемами памяти дипломниками нашей кафедры в предыдущие годы.
Маккиннон Л. Игра наизусть.
Маккиннон Л., видный специалист по теоретическим
проблемам исполнительства и педагогики в своей книге аккумулировала богатейший
исполнительский и педагогический собственный опыт и опыт многих учащихся
различной степени одаренности и подвинутости. В своей книге, автор, рассматривает
проблему памяти с точки зрения психоанализа[7].
Согласно теории Зигмунда Фрейда[8],
существует две сферы человеческого «я»: сознательное и бессознательное (или
подсознательное).
«Бессознательное — представляет собой
биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют
чувственную сферу естественных потребностей.
Сознательное — контролирует бессознательное,
определяет выбор поведения в общественной среде. Между сознательным и
бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами
психики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия,
который модифицируется в принцип реальности и при нарушении баланса
осуществляется сброс через бессознательную сферу».[9]
Исходя из этой теории, Маккиннон строит свою
общепсихологическую концепцию, которая трактует музыкальную память как
совокупность всех элементов, составляющих музыкальный опыт, как необходимую
предпосылку обучения, рассматриваемого в самом широком плане. Из книги автора
видно, что в основе совершенствования памяти, лежит глубокое понимание
процессов в сознании и подсознании, и это необходимый элемент в воспитании
навыков по освоении приемов запоминания музыкального произведения.
По мнению Маккиннон, люди отличаются как по
качеству памяти, так и по ее силе. Один может запомнить пьесу более или менее
полно, только лишь прослушав или проиграв ее; другому для запоминания той же
пьесы требуются недели. Но память того, кто учит быстро, может оказаться менее
точной и цепкой, чем память «работяги», который впитывает музыку постепенно,
пока она действительно не сделается частью его самого. Этот процесс
постепенного впитывания позволяет сделать интересные открытия, касающиеся самой
музыки, ее интерпретации и таким образом тот, кто учит медленно, может
оказаться в большем выигрыше.
«Естественная» память обычно связывается с тем,
что принято называть «абсолютным слухом», однако обладатели этого дара нередко
слишком уж спешат им пользоваться. Запоминая с легкостью прослушанное или
проигранное, они не всегда подвергают пьесу достаточно добросовестному
изучению, что совершенно необходимо для точного и уверенного исполнения
наизусть. Память молодости в высшей степени восприимчива. Даже маленькие дети
могут повторять наизусть целые страницы из книг, лишь весьма смутно представляя
себе их смысл. Такая память, весьма напоминающая память попугая, имеет
тенденцию ослабевать с развитием интеллекта. Это и послужило основанием для
некоей теории, согласно которой память ухудшается после 25-летнего
возраста — возраста возмужания. Многие (в том числе и музыканты) убеждены, что
после 35, самое позднее 40 лет вообще бесполезно пытаться учить наизусть
что-нибудь новое. Подобная теория разрушения памяти весьма удобна для
посредственного ума, который, несомненно, и является ее автором. Выбирая путь
наименьшего сопротивления, большинство предпочитает почивать на лаврах с
мыслью: «я слишком стар, чтобы учиться», вместо того, чтобы следовать другому
принципу: «каждый день я учу что-нибудь новое». Когда же человек доволен своим
физическим состоянием, он обычно забывает (или не хочет помнить), что для
сохранения молодости мозг, так же как и мускулы, надо ежедневно упражнять.
Встречаются, однако, редкие, исключительные
личности, избирающие линию наибольшего сопротивления. Вопреки враждебному
влиянию интеллектуально косных они не позволяют возрасту тормозить процесс
умственного совершенствования. Они знают, что когда удивительная восприимчивость
юности уходит, на смену ей появляется сила значительно более полезная и
надежная — избирательная память зрелости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|