Особенности музыкальной памяти
Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств
Факультет искусств
Кафедра народных инструментов
Дипломная работа
на тему:
Особенности музыкальной памяти
(на этапе разучивания музыкального произведения)
Научный руководитель:
доцент В.П. Бирюков
Выполнил
___________________________________________Выполнил:
Студент 532 группы
Хлюпин Евгений
Санкт – Петербург
2007
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Память.
(определение,
классификация видов памяти, процессы и механизмы памяти)…………………………………………………………………………......5
Определение
музыкальной памяти……………………………………………....5 Память и ее
значение……………………………………………………………...6
Ассоциации…………………………………………………………………….......6
Классификация видов
памяти: …………………………………………………...7
а) по характеру психической активности ……………………..…7
б) по характеру целей деятельности…..…………………………..9
в) по продолжительности сохранения материала...………….…..10
Основные процессы и
механизмы памяти: ……………………………….….....11
а) Запоминание…………………………………………………..…12
б) Сохранение……………………………………………………....14
в) Воспроизведение и узнавание……………………………….…15
г) Забывание………………...……………………………………...16
Глава 2. Психологи и музыканты о музыкальной памяти
(обзор литературы)…………………………………………………………………….…18
·
Маккиннон Л. игра
наизусть………………………………………….18
·
Голубовская Н.И. Статья
«Работа пианиста» из книги «Диалоги. Избранные
статьи»…………………………………………..………...41
·
Щапов А.П. Фортепианная
педагогика…………………………....…48
·
Савшинский С.И. Пианист и
его работа………………………….….49
·
Стоянов А. Искусство
пианиста…………………………………..….62
·
Петрушин В.И. Музыкальная
психология…………………………...65
·
Пугач Ю.К. Развитие
памяти, система приемов…………………….69
Глава 3. Работа над музыкальным произведением
(методические рекомендации)……………………………………………………...……………..75
1) Работа с текстом произведения без
инструмента…………………....75
2) Работа
с текстом произведения за инструментом…………………...76
3) Работа
над произведением без текста (игра наизусть)………....…...80
4) Работа
без инструмента и без нот………………………………….…82
Заключение…………………………………………………………………….….85
Библиография…….…………………………………………………………….…86
Введение.
Проблемы памяти и в частности проблемы музыкальной
памяти на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многих
ученых, драматических актеров, режиссеров, музыкантов всех специальностей,
педагогов. С одной стороны, музыкальная память уже довольно досконально изучена
и можно смело пользоваться и применять рекомендации и советы, предложенные в
ранее изданных работах и статьях. С другой стороны проблема остается! Выработанные
общие принципы работы памяти не для кого не остаются секретом. За последний
век, были сформулированы все аспекты работы памяти, дано огромное колличество
рекомендаций и советов, но как весь этот опыт эффективно применить отдельно
каждому индивиду? По этому поводу есть хорошее высказывание И.Гофмана:
«Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому,
если не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнуться в этом
процессе таким изменениям, которые сделают их пригодным для данного случия».[1] Проблема заключается в том, что
специально для отдельно каждого музыканта нет готового рецепта по запоминанию
музыкального произведения. На этот вопрос, нет однозначного ответа. Все
индивидуальны, и поэтому, решения, связанные с проблемами памяти, каждый
музыкант должен уметь находить для себя, и применять в практической
деятельности (естественно опираясь на исследования психологов и авторитетных
музыкантов) исходя из индивидуальных психологических качеств.
Так же,
известно, что процесс выучивания музыкального произведения на память, в
педагогической практике оставлен без надлежащего руководства со стороны
педагога. Это приводит к тому, что ученик остается с данной проблемой один на
один, и решает ее в меру своих сил и возможностей и, зачастую, все тем же
способом – многократным повторением с постоянным вглядыванием в нотный текст, с
надеждой на то, что в следующем проигрывании, что-то в памяти и останется.
Естественно, что таким образом устойчивый положительный результат на этом пути,
и с помощью такого способа работы над музыкальным произведением не может быть
обеспечен.
Поэтому, цель данной работы - осветить особенности
музыкальной памяти, опираясь на исследования психологов и авторитетных
музыкантов, а так же, предложить эффективную методику разучивания музыкального
произведения.
Наша работа
посвящена сугубо вопросам разучивания произведения, мы сознательно не рассматриваем
исполнение на память, так как это совершенно разные проблемы, каждая из которых
требует своей методики и несколько другой подход. Поэтому к теме нашей
дипломной работы данный аспект не относится.
В процессе написания работы, целевая установка
обусловила ряд задач:
1) разъяснить естественные законы нашей памяти (дать определение
музыкальной памяти, рассмотреть значение памяти, и ассоциации. Описать виды
памяти, основные процессы и механизмы).
2) рассмотреть книги и статьи Маккиннон Л., Голубовской Н.И., Щапова
А.П., Савшинского С.И., Стоянова А., Петрушина П.И. и Пугача Ю.К.
3) предложить эффективную методику разучивания музыкального произведения
для студентов и учащихся.
Данные задачи обусловили структуру дипломной работы,
которая включает следующие параметры: Введение, три главы, заключение и
библиография.
Первая глава – Память (определение музыкальной памяти,
классификация видов памяти, процессы и механизмы памяти) – посвящена
сугубо теоретическим вопросам устройства памяти. Цель - раскрыть общие научные
понятия по рассматриваемой нами проблеме.
Вторая глава - Психологи и музыканты о музыкальной памяти
(обзор литературы) – посвящена педагогическим исследованиям в области
изучения музыкальной памяти. В главе рассмотрены книги и статьи известных
педагогов и ученых, занимающихся проблемами памяти. Целью данной главы стало
рассмотрение особенностей (свойств) музыкальной памяти и принципов разучивания
произведения предложенных Маккиннон Л., Голубовской Н.И., Щаповым А.П.,
Савшинским С.И., Стояновым А., Петрушиным П.И. и Пугачом Ю.К.
Третья глава - Работа над музыкальным произведением
(методические рекомендации) – посвящена наиболее рациональным и
эффективным принципам разучивания музыкального произведения. Здесь мы
рассмотрим четыре способа разучивания пьесы, предложенные И.Гофманом:
1) работа с текстом произведения без
инструмента;
2) работа с текстом произведения за
инструментом;
3) работа над произведением без текста
(игра наизусть);
4) работа без инструмента и без нот.
В основу этих принципов положены различные
способы работы над произведением. Каждый из способов имеет свои свойства,
опирается на несколько иные психофизиологические механизмы, требует своей
методики.
Итак, что же такое память, какова характеристика
процессов памяти, каковы основные виды музыкальной памяти? И собственно, каковы
методы наиболее эффективного запоминания музыкального произведения и развития
музыкальной памяти, которые могут быть рекомендованы для
музыкантов-исполнителей, которым в силу специфики их деятельности необходимо
много запоминать?
Глава 1.Память (определение,
классификация видов памяти, процессы и механизмы памяти).
«Музыкальная память (англ. music memory) - способность
узнавать и воспроизводить музыкальный материал».[2]
Музыкальное узнавание необходимо для осмысленного восприятия музыки.
Необходимое условие музыкальной памяти - достаточное развитие музыкального
слуха. Важное место в музыкальной памяти занимают слуховая память (одна из
разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и
воспроизведением слуховых образов) и эмоциональная память (память на
эмоционально окрашенные события). При воспроизведении музыки существенную роль
играют также двигательная память (запоминание последовательности движений),
зрительная (запоминание нотного текста) и словесно-логическая память, с помощью
которой происходит запоминание логики строения музыкального произведения. Для
музыкальной памяти характерно формирование у музыкантов полимодальных
представлений.
Теплов Б.М. установил, что доминирование слуховых
образов у музыканта вовсе не отменяет значения образов других модальностей.
Слияние различных по модальности образов порождает синтетический, полимодальный
образ. У лиц с высоко развитым "внутренним слухом" имеет место не
только возникновение слуховых представлений лишь после зрительного восприятия,
а непосредственное "слышание глазами", т.е. превращение зрительного
восприятия нотного текста в зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст
начинает переживаться ими слуховым образом.[3]
Память и ее
значение
Образы
предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на
анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы
сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений
памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений,
которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно.
Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые
и осязательные. Представления памяти в отличие от образов
восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они
составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.
Память
— это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.
На
запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что
запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную
реакцию, откладывает
глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
Продуктивность
памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память
связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей
памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей
деятельности.
Память
участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно.
Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не
связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.
Ассоциации.
С
физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную
связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К
простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен
Аристотеля):
Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо
представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались
одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные
представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по
каким-либо признакам.
Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные
представления вызывают в нашем сознании представления и каком-нибудь отношении
противоположные им, контрастирующие с ними.
Кроме
этих видов, существуют сложные ассоциации — смысловые. В них
связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны:
часть
и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших
знаний.
Существование
ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются
и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом.
Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что
обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их
воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической
основой запоминания и воспроизведения.
Для
образования ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного
раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения,
облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования
ассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, что
требуется запомнить в самом процессе усвоения. Память — это сохранение
информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.
В
процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию,
которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении.
Для
работы мозга необходимы не только поступление информации, переработка, но и
хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида
информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в
безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в
индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно
существует и два рода памяти: память видовая и память индивидуальная.
Классификация
видов памяти
Существует
несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в
качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти
принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей
деятельности по запоминанию и воспроизведению.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была
впервые предложена Блонским П.П. [4] Хотя все четыре выделенные им вида памяти
не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном
взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами
памяти.
Двигательная (или моторная) память — это запоминание,
сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является
основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и
навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым
раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении
движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но
общий характер движений все же сохраняется.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|