В состоянии ли память музыканта выдержать многочисленные
требования музыкальной литературы? Насколько можно на нее рассчитывать при
публичном исполнении? Возможно ли учить наизусть по такому методу, чтобы память
никогда не изменяла? Эти вопросы волнуют каждого музыканта, который играет не
только для себя, а стремится к концертной эстраде. Оказывается, однако, что
большинство разрешает их без особого труда. В способе, по которому они
усваивают на память музыкальные сочинения, отсутствует определенный метод: они
просто повторяют до тех пор, пока не запомнят. Многие рассчитывают
преимущественно на механическую мускульно-двигательную память. Если их
остановить среди пьесы и спросить, что следует дальше, они не в состоянии
ответить без колебаний. Их исполнение на память остается неосознанным. Из-за
этого они играют лучше всего, если предоставят все пальцам. Стоит им подумать,
как нарушается автоматизм движений, и они легко сбиваются.
На музыкальную память можно рассчитывать лишь тогда, когда процесс
запоминания сознателен, и кроме мускульно-двигательной памяти, в нем принимают
участие зрительная, слуховая, и аналитическая память. Музыкант должен
запомнить и быть в состоянии представить себе, когда играет на память, как
выглядит пьеса — и в нотном тексте и на клавиатуре; знать точное место всякого
интервала, аккорда, пассажа; при этом можно себе представить и точное
последование пальцев, которыми они исполняются. Еще важнее — слуховая память,
благодаря которой исполнитель слышит в себе то, что должно быть сыграно.
Аналитическая память также существенна для надежного овладения музыкальным
сочинением: она находится в зависимости от музыкально-теоретических познаний
исполнителя — от его способности к гармоническому, синтаксическому и
формальному анализу. Благодаря этим познаниям создаются как бы опорные точки
для памяти.
Выучивание на память никогда не следует предоставлять лишь пальцам.
Как бы надежно вы не овладели данным сочинением, лишенные контроля сознания
пальцы могут легко согрешить. Такая автоматическая игра быстро нарушается от
какой-либо непредвиденной причины. Мускульно-двигательная память, как бы она ни
была сильна, не является залогом уверенного исполнения без нот. На такое
исполнение можно рассчитывать лишь при согласованном участии всех видов памяти:
слуховой, зрительной, аналитической, двигательной. Значение последней не
следует и недооценивать. Она особенно важна в быстрых пассажах, в запутанных
полифонических местах, когда невозможно или трудно внимательно следить за
каждым звуком, и всеми подробностями голосоведения.
Заучивать на память следует всегда сознательно. Перед началом этой
работы музыкальное сочинение должно быть полностью ясно для исполнения, как
целостное произведение с определенным идейно-эмоциональным содержанием и со
всеми своими музыкально-техническими подробностями. Это невозможно без
предварительного разбора—гармонического, формального, эстетического. Такой
разбор предполагает известные познания по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Но даже когда учащийся лишен их или когда они скудны, он не должен приступать к
заучиванию на память прежде, чем не сориентируется в круге своих возможностей
относительно формального строения сочинения - его тем, тональностей, модуляций,
имитаций и т.д. Он должен иметь ясное представление, зрительное и слуховое во
всех музыкальных элементах - интервалах, аккордах, фразах, пассажах и т.д. Чем
яснее его музыкальные представления, тем легче и надежней будет усвоено и
выучено па память сочинение.
Всякое преждевременное выучивание на память, прежде чем
исполнитель полно уяснил себе сочинение и овладел им технически, всегда
сказывается: ученик рискует затвердить в сознании наряду с точными моментами и
все допущенные погрешности.
Заучивать на память полезно частями: сперва один
маленький, относительно завершенный отрывок, к нему прибавить второй, третий и
т. д. Неблагоразумно учить целую пьесу сразу, как делают многие, останавливаясь
лишь время от времени, чтобы поправить какую-либо погрешность. Желательно
вообще не допускать погрешностей — уже в первый миг запомнить то, что написано
в нотном тексте. А это возможно лишь тогда, когда памяти поверяется столько,
сколько она в состоянии усвоить в данное время.
Другое важное условие надежного запоминания — разучивание в
медленном темпе. Значение медленных упражнений часто подчеркивалось в различных
случаях. Приведем здесь мнение выдающегося советского пианиста и педагога
Нейгауза Г. Г. Он советует, работая над произведением, играть его «медленно, со
всеми оттенками (как бы рассматривая в увеличительное стекло)».[39] Он требует от исполнителя при
этом методе работы иметь не только ясное представление обо всех подробностях и
оттенках, но и как бы преувеличивать их мысленно.
Медленная игра оказывает особенно большую пользу при разучивании
на память. Как бы ни была сильна музыкальная память учащегося, он не может
перескочить этапа медленного упражнения на память. Лишь тогда его память усвоит
точно и прочно все музыкально-технические элементы сочинения. Полезно, даже
после того, как сочинение игралось много раз в предписанном темпе, упражняться
время от времени в медленном темпе. Это помогает освежить музыкальные
представления, уяснить все, что могло с течением времени ускользнуть от
контроля сознания.
Когда сочинение не игралось долгое время и не исключено, что некоторые
подробности забылись, следует также обратиться к медленному темпу, чтобы
вернуть прежнюю уверенность. Восстанавливать пьесу нужно всегда с нотами перед
глазами, чтобы пальцы могли без колебания сразу попадать на место.
Для уверенного запоминания и вообще для развития музыкальной памяти
особенно велика польза мысленного исполнения. Оно может осуществляться двумя
методами: учащийся смотрит в ноты и слышит, как звучит сочинение во всех своих
подробностях, или представляет себе его мысленно, не глядя в ноты. Второе
оказывается трудней для многих, так как предполагает большую музыкальность и
требует больших усилий сознания и воли. Г.Леймер утверждает, что его ученик,
известный пианист В. Гизекинг, выучил на память сложнейшие сочинения своего
огромного репертуара без фортепьяно, посредством чтения и анализа нотного
текста.
Установление «опорных точек» для памяти, например, начала фразы или
периода, появления новой тональности, важного момента в развитии сочинения,
помогает уверенному запоминанию, уменьшает риск сбиться из-за каких-либо
случайных погрешностей или упущения некоторых подробностей. Опорные точки
памяти очень полезны в концертном исполнении, особенно для пианистов, склонных
волноваться перед публикой.
Существуют различные способы проверки, как и насколько надежно
данное сочинение усвоено на память. Один из них: исполнитель начинает сочинение
с различных мест, безразлично откуда. Другой способ состоит в том, чтобы
прекратить внезапно исполнение, убрать руки с клавиатуры, затем представить
точно, что следует дальше, и продолжать игру.
Самое надежное, по одновременно и самое трудное средство проверки —
переписать произведение на память без помощи инструмента. К такой проверке
можно прибегать после того, как испытаны все другие способы.
«Есть лица с исключительной музыкальной памятью, запоминающие
музыкальное произведение еще в процессе его разучивания. Есть ученики, которые
уже на первый урок приносят наизусть все, что им задано. Очень часто, однако,
вопреки исключительности их памяти, подобные лица забывают то или другое место
даже и в сочинениях, которые учили долгое время. Причина кроется в том, что
они, доверившись врожденной памяти, не дали себе труд усвоить сочинение на
память сознательно, поработать в медленном темпе».[40]
Хорошая музыкальная память еще не является залогом уверенного
запоминания и исполнения. Лишь тогда можно быть убежденным, что действительно
запомнил данное произведение, когда в состоянии восстановить его мысленно,
проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты, и осознавать в
себе ясно его мельчайшие составные элементы. Можно смело утверждать, что
погрешности при публичном исполнении обязаны значительно меньше стеснению и
волнению, на которые часто ссылаются, нежели неправильному подходу к усвоению
на память.
Развитие музыкальной памяти требует не менее систематических забот.
Тут нужно ИСХОДИТЬ ИЗ испытанного педагогического принципа: от
простого к сложному, от меньшего к большему. Было бы неразумно ставить перед
памятью задачи, которые ей непосильны. Естественно начинать с сочинений
гомофонного характера, с простым строением и постепенно идти к более сложным
произведениям с разнообразной мелодией, более частыми гармоническими переменами
и т. д.
Первые задачи должны быть скромны и по величине - можно начать с
совсем крошечных пьес или, если сочинение «подлинней», с одного или нескольких
периодов. Лишь следуя этому пути, музыкальную память можно подготовить к
сложным задачам, которые ожидают её в творениях великих композиторов.
Петрушин В.И. Музыкальная психология.
Хорошая музыкальная память — это быстрое запоминание
музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально
точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания.
Феноменальной музыкальной памятью обладали: В.А.Моцарт, Ф.Лист, И.Брамс, Антон
Рубинштейн, С.Рахманинов, Артуро Тосканини, которые без труда могли удерживать
в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Румынский скрипач и композитор Джордже Энеску
(1881-1955) также обладал необыкновенной способностью запоминать музыкальные
произведения. Услышав однажды новую сонату для скрипки и фортепиано Равеля, Д.
Энеску по памяти абсолютно точно воспроизвел музыкальный текст пьесы. Но то,
что гениальные музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже
при наличии способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это
относится ко всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в
особенности. С точки зрения Н.А.Римского-Корсакова, «музыкальная память, как и
память, вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее
поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее
примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы».[41]
Этой фаталистичной точке зрения противостоит другая, согласно
которой музыкальная память «поддается значительному развитию в процессе
специальных педагогических воздействий».
Игра на память, как известно, расширяет исполнительские
возможности музыканта.
Разберем виды музыкальной памяти, с которыми приходится иметь дело
музыканту. Очевидно, можно говорить о двигательной, эмоциональной, зрительной,
слуховой и логической памяти, когда мы запоминаем музыкальное произведение. В
зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант будет опираться на
более удобный для него вид памяти.
Как считает Алексеев А.Д., «музыкальная память — понятие
синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и
другие виды памяти». По его мнению, необходимо, «чтобы у пианиста были развиты,
по крайней мере, три вида памяти:
1)слуховая - служащая основой для успешной работы в любой
области музыкального искусства;
2)логическая — связанная с пониманием содержания произведения,
закономерностей развития мысли композитора;
3)двигательная — крайне важная для
исполнителя-инструменталиста».[42]
Этой точки зрения придерживался и Савшинский С.И., который считал,
что «память пианиста комплексная — она и слуховая, и зрительная, и
мышечно-игровая».[43]
Английская исследовательница проблем музыкальной памяти Маккиннон
Л. также считает, что «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не
существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в
действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти,
которыми обладает каждый нормальный человек — это память уха, глаза,
прикосновения и движения». По мнению исследовательницы, «в процессе заучивания
наизусть должны сотрудничать, по крайней мере, три типа памяти: слуховая,
тактильная и моторная. Зрительная память, обычно связанная с ними, лишь
дополняет в той или иной степени этот своеобразный квартет».[44]
К настоящему времени в теории музыкального исполнительства
утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надежной формой
исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов.
Теплов Б.М., говоря о музыкальной памяти, слуховой и двигательный
компоненты считал в ней основными. Все другие виды музыкальной памяти считались
им ценными, но вспомогательными. Слуховой компонент в музыкальной памяти
является ведущим. Но, говорил Теплов Б.М., «вполне возможно, и, к сожалению,
даже широко распространено чисто двигательное запоминание исполняемой на
фортепиано музыки. Фортепианная педагогика, должна выработать такие же тесные и
глубокие связи между слуховыми представлениями и фортепианными движениям, как и
связи между слуховыми представлениями и вокальной моторикой».[45]
Большое значение для развития музыкальной памяти придается
современными методистами и предварительному анализу произведения, при помощи
которого происходит активное запоминание материала. Важность и эффективность
этого метода запоминания была доказана в работах как отечественных, так и
зарубежных исследователей. Так, американский психолог Г.Уиплл в своих
экспериментах сравнивал продуктивность различных методов запоминания музыки на
фортепиано, которые отличались друг от друга тем, что в одном случае перед
изучением музыкального сочинения на фортепиано проводился предварительный его
анализ, в другом — анализ не был применен. При этом время для заучивания в
обеих группах испытуемых было одинаковым.
Г.Уиппл пришел к выводу, что «метод, в котором использовались
периоды аналитического изучения до непосредственной практической работы за
инструментом, показал значительное превосходство перед методом, в котором
период аналитического изучения был опущен. Эти отличия так значительны, что
очевидно доказывают преимущество аналитических методов перед бессистемной
практикой не только для группы студентов, участвующих в эксперименте, но и для
всех прочих студентов-пианистов». По мнению Г.Уиппла, «эти методы окажут
большую помощь в повышении эффективности запоминания наизусть... У большинства
студентов аналитическое изучение музыки дало значительное улучшение процесса
запоминания по сравнению с немедленной практической работой за инструментом».[46]
К аналогичному выводу пришел и другой психолог, Г.Ребсон, который
предварительно обучал своих испытуемых пониманию структуры и взаимного
соотношения всех частей материала, а также тонального плана музыкального
произведения. Как отмечал исследователь, «без изучения структуры материала
запоминание его сводится к приобретению чисто технических навыков, которые сами
по себе зависят от бесчисленных и долгих тренировок».[47] Безусловное предпочтение
сознательной мыслительной работе в процессе заучивания музыкального
произведения проходит красной нитью во всех современных методических
рекомендациях.
Так, по мнению Л.Маккиннон, «способ анализа и установления сознательных
ассоциаций является единственно надежным для запоминания музыки... Только то,
что отмечено сознательно, можно припомнить впоследствии по собственной воле».[48]
Немецкий педагог К.Мартинсен, рассуждая о процессах запоминания
музыкального произведения, говорил о «конструктивной памяти», подразумевая под
этим умение исполнителя хорошо разбираться во всех мельчайших подробностях
разучиваемой вещи, в их обособленности и умение собирать их воедино.[49]
Важность аналитического подхода к работе над художественным образом
подчеркивается и в работах отечественных музыкантов-педагогов. Показательно
в этом отношении следующее высказывание С.Е.Фейнберга: «Обычно утверждают, что
сущность музыки — эмоциональное воздействие. Такой подход сужает сферу
музыкального бытия и необходимо требует и расширения, и уточнения. Только ли
чувства выражает музыка? Музыке, прежде всего, свойственна логика. Как бы мы не
определяли музыку, мы всегда найдем в ней последовательность глубоко
обусловленных звучаний. И эта обусловленность родственна той деятельности
сознания, которую мы называем логикой».[50]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|