Какие
операции второго шага алгоритма являются трудными, какие — легкими? Вхождение в
текст и группирование это не отдых, но и не большое усилие, скорее это игра
фантазии. Удерживание ЕИ в течение 5—20 секунд можно считать, действительно,
отдыхом. А вот последующее группирование 2-го уровня требует сосредоточения и
напряжения сил: ведь нужно выбрать ключевой образ в ЕИ и включить его в общую
картинку.
Таким
образом, один цикл работы распадается на следующие операции: вхождение и
группирование — удерживание на внутреннем экране — группирование 2-го уровня.
То есть: легкая работа — отдых — трудная... легкая — отдых — трудная...
Замечено,
что в таком режиме работы производительность труда наиболее высокая;
отсутствует монотонность в работе, а значит, и быстрое утомление. Работа в
таком режиме служит прекрасным средством самоконтроля, благодаря которому
тотчас отсекаются цепочки непроизвольных ассоциаций; выбор скорости чтения
определяется уровнем сложности конкретного логического куска.
И
еще один фактор в пользу алгоритма запоминания и оптимального режима работы. В
процессе работы с текстом у читателя может происходить подмена установки. Пусть
даже он наметил правильную тактику запоминания. Но затем он сталкивается с
психологическим барьером, преодолеть который не может, потому что не замечает
его. Что же это за психологический барьер?
Представьте,
что перед человеком стоит задача вскопать гектар земли. В его распоряжении
имеется неисправный трактор и вполне исправная лопата. Разумеется, ни один
человек не возьмется за лопату: он станет искать возможность починить трактор!
Совсем иная картина возникает, если труд не физический, а интеллектуальный.
Очень многие люди воспримут ремонт трактора, как дополнительную работу, которая
только отнимает время: пока, мол, ремонт, я уж вон сколько вскопаю. И берутся
за лопату! В этом как раз и заключается психологический барьер: выполнение
приемов запоминания (удержание ЕИ, группирование 2-го уровня) многими
рассматривается как дополнительная работа, не имеющая прямого отношения к
запоминанию.
И
тогда происходит вот что: дойдя до конца первого логического куска, такой
читатель не испытывает желания закрепить ЕИ. «Материал легкий, зачем же я стану
отнимать драгоценное время на рассматривание картинок», — думает он и переходит
к следующему логическому куску. Поскольку он мысленно отмечает границы всех ЕИ,
то у него полная иллюзия того, что он работает по алгоритму запоминания. На
самом же деле, не закрепив ЕИ, он оставил в оперативной памяти россыпь мелких
элементов информации, которая тут же дополняется элементами следующего
логического куска. В результате регистр оперативной памяти переполнился,
запоминание прекратилось. У читателя же в конце работы возникает недоумение:
почему не сработали приемы запоминания? А приемов-то и не было!
Но
если работу в оптимальном режиме довести до уровня автоматизма, то подмена
установки будет исключена, а высокая производительность труда гарантирована,
потому что этот режим есть прекрасное средство самоконтроля.
Глава 3. Работа над музыкальным произведением
(методические рекомендации).
В наших рекомендациях мы возьмем за основу известную триаду
«Вижу — слышу — играю» и принципы работы над музыкальным произведением,
предложенные И.Гофманом. В основу этих принципов положены различные способы
работы над произведением.
1. Работа
с текстом произведения без инструмента.
На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание
произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и
представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное
восприятие может проводиться путем выявления и определения:
Ø главного настроения произведения;
Ø средств, при помощи которых оно выражается;
Ø особенностей развития художественного образа;
Ø главной идеи произведения;
Ø понимания позиции автора;
Ø своего собственного представления в
анализируемом произведении.
Тщательный анализ текста произведения способствует его последующему
успешному запоминанию. Вот как, например, учитель знаменитого немецкого
пианиста Вальтера Гизекинга Карл Леймер «проговаривал» со своими учениками
текст сонаты Л.Бетховена фа минор, ор. 2 № 1: «Начинается Соната
арпеджированным фа-минорным аккордом от "до" 1-й октавы до-
бемоль" второй, за которым следует во втором тексте группетто на
"фа" второй октавы. Потом идет доминантсептаккорд (от
"соль" первой до "си-бемоль" второй октавы) с
заключительными нотами группетто на "соль" и последующим повторением
от 2-го до 4-го тактов, после чего фа-минорный квартсекстаккорд и гаммаобразный
спуск восьмыми до ноты "до". В левой руке сменяются фа-минорное
трезвучие доминантсептаккордом.
«Эти первые 8 тактов главной темы, как мы видим, легко осваиваются
при обдумывании прочтенного текста, и должны играться наизусть, а затем и
заучиваться».[54]
Подобный способ запоминания развивает музыкально-слуховые и
двигательные представления, мышление и зрительную память. Увиденное должно быть
понято и услышано.
Известны многие случаи, как свидетельствует С.Савшинский, когда
пианист выучивал произведение, лишь прочитывая его глазами. Ф.Лист исполнил в
концерте сочинение своего ученика Дрезеке, просмотрев его перед самым
выступлением. Рассказывают, что И. Гофман так же выучил «Юмореску»
П.Чайковского в антракте концерта и исполнил ее на бис. Г.Бюлов в письме к
Р.Вагнеру сообщает, что не раз бывал, вынужден учить концертные программы в
вагоне железной дороги.[55]
Развитие умения выучивать произведение по нотам без инструмента —
один из резервов роста профессионального мастерства музыканта. Проговаривание
нотного текста, как будет показано в последующем разделе о музыкальном
мышлении, ведет к переводу внешних умственных действий во внутренний план и к
последующему их необходимому «свертыванию» из последовательного процесса в
структурный, симультанный, укладывающийся в сознании как бы одновременно,
сразу, целиком.
2. Работа
с текстом произведения за инструментом.
Первые
проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним по рекомендациям
современных методистов должны быть нацелены на схватывание, и уяснение общего
его художественного смысла. Поэтому на этом этапе говорят об эскизном ознакомлении
произведения, для чего оно должно проигрываться в нужном темпе; при этом можно
не заботиться о точности исполнения. Р.Шуман, например, рекомендовал первые
проигрывания делать «от начала до конца».
После первого ознакомления начинается детальная проработка
произведения — вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места,
выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные
исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических,
гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его
тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие
художественного образа.
Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что
играется — залог успешного запоминания произведения наизусть. «Хорошо
запоминается только то, что хорошо понято», — вот золотое правило дидактики,
которое одинаково верно как для учащегося, пытающегося запомнить различные
исторические события, так и для музыканта, который учит музыкальное
произведение наизусть.
Какой вид запоминания — произвольный (т.е. преднамеренный,
специально ориентированный) или непроизвольный (т.е. осуществляемый
ненамеренно) — является более предпочтительным в выучивании произведения
наизусть?
На этот вопрос нет однозначных ответов. По мнению одних музыкантов
(Гольденвейзер А.Б., Маккиннон Л., Савшинский С.И., Голубовской Н.И.), в
заучивании должно преобладать произвольное запоминание, основанное на
рациональном использовании специальных мнемонических приемов[56] и правил, тщательном
продумывании разучиваемого произведения. Согласно другой точке зрения,
принадлежащей крупным музыкантам-исполнителям (Нейгауз Г.Г., Игумнов К.Н.,
Рихтер С.Т., Ойстрах Д.Ф., Фейнберг С.Е.), запоминание не является специальной
задачей исполнителя. В процессе самой работы над художественным содержанием
произведения оно запоминается без насилия над памятью. Достижение одинаково
высоких результатов, как отмечает Цыпин Г.М., при противоположном подходе к
делу имеет право на существование и в конечном итоге зависит от личностного
склада того или иного музыканта, индивидуального стиля его деятельности.[57]
Говоря о непроизвольном запоминании, стоит выделить эмоциональный
фактор, о котором говорит Коган Г.М.: «когда мы взволнованны, все наши чувства
обострены, мы видим и слышим острее: «во время какого-либо
потрясения, вы можете заметить гораздо больше деталей, чем в обычном
состоянии». А нам уже известно, что когда мы видим и слышим острее, то и
запоминаем лучше».[58]
Вот что пишет по этому поводу Маккиннон Л.: «Очевидно, когда
предмет (или идея), на котором фиксируется мысль, связан с интересом или
удовольствием, возникает «непроизвольное» внимание.
Взрослые, так же как и дети, сосредоточиваются на объекте на более
длинный или более короткий срок в зависимости от привлекательности этого
объекта. Не только влюбленный, но артист, ученый и бизнесмен могут переживать
моменты (возможно, даже годы), когда чувства так усиливают интерес, что интересующий
объект — человек, мысль, предмет желаний — могут стать навязчивой идеей,
полностью поглощающей все мысли. Музыкальные занятия, целиком поглощающие
внимание, также вполне возможны, так как для истинного ценителя, музыка
содержит главные побудители сосредоточенности — движение, интерес, удовольствие
и эмоции, поднимающиеся порой до страсти»[59].
А вот высказывание И.Гофмана: «Каждому трудно удержать в памяти то, что не
представляет для него интереса, тогда как-то, что интересует, запоминается
легко…. Требуется, прежде всего, пробудить в вас интерес к пьесам, которые вам
предстоит играть. Другими словами, нужно, чтоб вы не были равнодушны к пьесе, к
данному месту в ней, чтоб она (или оно) была для вас «раздражающим предметом»,
вызывала в вас горячее чувство – тогда она (или оно) запомнится во время работы
сама, без специальных усилий».[60]
«Вывод из этого.… Любите! Влюбитесь в то произведение, которое вы хотите
выучить на память. Ибо трудно и малоэффективно учить на память «холодным
способом»! запоминание музыки перестает быть проблемой лишь при горячей отливке»[61]
Из всего выше
сказанного, очевидно, что, в заучивании, не последнее место занимает личный
интерес к произведению, конечно другое дело, когда пьеса «не нравится», но как
говорит Валерий Петрович Бирюков: «Плохой музыки не бывает, во всем можно найти
что-то интерестное»." воой музыки не
бывает"исполнителя, но как говорит Валерий Петрович Бирюков:
Формируя яркий образ (или как еще говорят «вкладывая душу»), который отвечает
нашим творческим потребностям, мы формируем личностное отношение к
произведению, и оно как бы становится «своим». А то, что близко к сердцу,
запоминается довольно быстро и надолго.
Тем не менее, процессы непроизвольного запоминания не изучены, и
довольно сложно сказать какой механизм имеет непроизвольное запоминание.
Поэтому, мы думаем, что не стоит опираться на такой вид запоминания, а
использовать его в совокупности с произвольным запоминанием.
При ближайшем рассмотрении индивидуального стиля деятельности
различных музыкантов обращает на себя внимание тот факт, что среди тех, кто
ратует за произвольное запоминание, оказывается много теоретиков и методистов,
имеющих выраженную логическую направленность деятельности и обладающих
аналитическим складом ума. Деятельность таких людей, как мы можем предполагать,
обусловлена активизацией левого полушария мозга, являющегося в этом случае
ведущим.
Среди тех, кто ратует за непроизвольное запоминание, больше «чистых»
музыкантов-исполнителей, ориентирующихся в своей работе преимущественно на
образное мышление, которое связано с деятельностью правого, «художественного»
полушария.
Если для первой группы музыкантов характерен принцип, выраженный в
высказывании профессора Савшинского С.И.: «Для того чтобы память работала
плодотворно, важнейшим условием является осознанная установка на запоминание»,
то для второй группы музыкантов характерна позиция, выраженная в словах
Нейгауза Г.Г.: «Я... просто играю произведение, пока не выучу его. Если нужно
играть наизусть, — пока не запомню, а если играть наизусть не нужно, — тогда не
запоминаю».
Исходя из сказанного выше, в методике выучивания музыкального
произведения на память можно предложить два пути, каждый из которых не
исключает другого. Один из этих путей - произвольное запоминание, при
котором произведение тщательно анализируется с точки зрения его формы, фактуры,
гармонического плана, нахождения опорных пунктов. В другом случае запоминание
будет происходить с опорой на непроизвольную память в процессе решения
конкретных задач поиска наиболее удовлетворительного воплощения художественного
образа. Осуществляя активную деятельность в ходе этого поиска, мы непроизвольно
будем запоминать то, что нам необходимо выучить.
Одна из ловушек, в которую попадаются многие музыканты, разучивая
новую вещь наизусть, — запоминание ее в результате многократных повторений.
Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память.
Но такой способ решения проблемы, как справедливо отмечала знаменитая
французская пианистка Маргарет Лонг, — «ленивое решение сомнительной верности и
притом расточающее драгоценное время».
Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно,
необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а
именно:
— вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст
зрительно, и потом во время игры наизусть, представлять его мысленно перед
глазами;
— вслушиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без
инструмента, можно запомнить мелодию на слух;
— «ввыгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить
ее моторно - двигательно;
— включая механизмы синестезии, можно представлять в своем
воображении «вкус» и «запах» играемых фрагментов;
— отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно
подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития
гармонического плана.
Чем выше чувственная, сенсорная и мыслительная активность в процессе
разучивания произведения, тем быстрее оно выучивается наизусть.
Заучивая наизусть, не следует пытаться запомнить все произведение
сразу целиком. Лучше сначала попытаться запомнить отдельные небольшие
фрагменты, ибо, как мы уже знаем, «процент сохранения заученного материала
обратно пропорционален объему этого материала». Поэтому разумная дозировка
выучиваемого материала должна соблюдаться.
Должны также делаться перерывы между напряженной мнемонической
работой и другими видами деятельности,- требующими большого умственного или
физического напряжения. После того как музыкальный материал выучен, необходимо
дать ему возможность просто «отлежаться». В течение этого перерыва происходит
упрочение сформированных следов. Если же после мнемонической работы допустить
какого-либо рода психологическую перегрузку, то выученный материал забудется в
силу ретроактивного, т.е. «действующего назад», торможения.
3. Работа
над произведением без текста (игра наизусть).
В процессе исполнения произведения наизусть происходит дальнейшее
укрепление его в памяти — слуховой, двигательной, логической. Большую
помощь в запоминании оказывают и ассоциации, к которым прибегает исполнитель
для нахождения большей выразительности исполнения.
Привлечение поэтических ассоциаций для активизации эстетического
чувства — давняя традиция в музыкальном исполнительстве.
Поэтические образы, картины, ассоциации, взятые как из жизни, так и
из других произведений искусства, хорошо активизируются при постановке задач
типа: «В этой музыке как будто...». Соединение слышимых звуков с
внемузыкальными образами и представлениями, имеющими сходную поэтическую
основу, пробуждает эмоциональную память, про которую говорят, что она бывает
сильнее памяти рассудка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|